Принципиальные вопросы последипломного образования в области психотерапии и сексологии. В.В.Макаров Екатеринбург, 4 июня 2008 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология управления развитием персонала в современных условиях (психология карьерного роста)
Advertisements

Ю.С.Шевченко АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕТСКО- ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИАТРИИ.
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ТРЕНИНГ-ЦЕНТР ИНО КФУ». Актуальность создания «Тренинг-центра ИНО КФУ» Практическая психология, возникшая в нашей стране около 30 лет назад.
Тренинг-центр ИНО КФУ
Практическая психология, возникшая в нашей стране около 30 лет назад становится активно развивающейся областью социальной практики. Потребность у населения.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, НЕВРАЧЕБНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Программа профессиональной переподготовки.
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕВРОЛОГОВ Председатель Правления Всероссийского общества неврологов академик РАМН, профессор Е.И. ГУСЕВ.
Система последипломного образования врачей и лаборантов бактериологов в РФ ГБОУ ДПО РМАПО Кафедра микробиологии Сафонова Т.Б., Власова И.В., Столярова.
Система последипломного образования врачей и лаборантов бактериологов в РФ ГБОУ ДПО РМАПО Кафедра микробиологии Сафонова Т.Б., Власова И.В., Столярова.
НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Павлова Ольга Станиславовна Операционная медицинская сестра ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница 1», Член.
Факультет клинической психологии Оренбургского государственного медицинского университета.
Факультет психологии в 2011 году осуществляет подготовку студентов по двум направлениям: Специальное (дефектологическое) образование Психология.
Состояние и перспективы подготовки и переподготовки врачей общей практики в Республике Казахстан Хамзина Н.К. Директор департамента науки и человеческих.
1.Федеральный закон от «Об образовании» с изменениями и дополнениями; 2.Федеральный закон 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
А.И.Новиков, Н.Б.Водолазский, В.А. Акулинин Формирование национальной системы непрерывного обучения преподавателей медицинских вузов и опыт зарубежных.
Московский государственный областной университет Факультет психологии Верю в душу, так как чувствую, что она болит. Если бы её не было, то, наверное, не.
Евтушенко Илья Владимирович, декан дефектологического факультета, доктор педагогических наук, доцент. Зам. руководителя научно-образовательного коллектива:
ПЕРСОНОЛОГИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Главное в нашей программе – наши студенты.
ФАКУЛЬТЕТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Докладчик: декан факультета ФПДО, к.м.н., доцент, дерматовенеролог, врач-косметолог Чистик Оксана.
Транксрипт:

Принципиальные вопросы последипломного образования в области психотерапии и сексологии. В.В.Макаров Екатеринбург, 4 июня 2008 года

Макаров Виктор Викторович Макаров Виктор Викторович Доктор медицинских наук, профессор Доктор медицинских наук, профессор Заведующий кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Российская медицинская академия последипломного образования. Заведующий кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Российская медицинская академия последипломного образования. +7 ( 495) ; факс +7(495) ( 495) ; факс +7(495) Сайт : Сайт :

В нашей стране сложилась стройная госбюджетная система последипломной подготовки по психотерапии. Она регламентирована типовой программой дополнительного профессионального образования врачей по специальности психотерапия, утверждённой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации « 13 » октября 2005г., другими ведомственными директивными документами. В нашей стране сложилась стройная госбюджетная система последипломной подготовки по психотерапии. Она регламентирована типовой программой дополнительного профессионального образования врачей по специальности психотерапия, утверждённой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации « 13 » октября 2005г., другими ведомственными директивными документами.

Данная программа предусматривает 13 вариантов циклов. Их продолжительность от 72 до 576 часов. Выделено три типа циклов: профессиональной переподготовки, общего усовершенствования, тематического усовершенствования.

Циклы тематического усовершенствования. Циклы тематического усовершенствования. Психотерапия и фитотерапия в медицинской практике (ТУ – 1) 144ч. Психотерапия и фитотерапия в медицинской практике (ТУ – 1) 144ч. Психотерапия и фитотерапия в практике среднего медицинского персонала (ТУ – 2) 144ч. Психотерапия и фитотерапия в практике среднего медицинского персонала (ТУ – 2) 144ч. Психотерапия в клинике внутренних болезней (ТУ – 3) 144ч. Психотерапия в клинике внутренних болезней (ТУ – 3) 144ч. Психотерапия в наркологии (ТУ – 4) 144ч. Психотерапия в наркологии (ТУ – 4) 144ч. Краткосрочные приемы терапии творческим самовыражением (ТУ – 5) 72ч. Краткосрочные приемы терапии творческим самовыражением (ТУ – 5) 72ч. Вопросы клинического психоанализа (ТУ – 6) 144ч. Вопросы клинического психоанализа (ТУ – 6) 144ч. Частные вопросы клинического психоанализа в психотерапевтической практике (ТУ – 7) 72ч. Частные вопросы клинического психоанализа в психотерапевтической практике (ТУ – 7) 72ч. Современные методы психотерапии (ТУ – 8) 72ч. Современные методы психотерапии (ТУ – 8) 72ч. Психотерапия и медицинская психология и сексология (ТУ – 9) 144ч. Психотерапия и медицинская психология и сексология (ТУ – 9) 144ч. Психотерапия и медицинская психология (ТУ – 10) 144ч. Психотерапия и медицинская психология (ТУ – 10) 144ч. Перечислим данные циклы 1. Психотерапия – Профессиональная переподготовка (ПП) 576ч. 2. Психотерапия Общее усовершенствование (ОУ-1) 288ч. 3. Психотерапия Общее усовершенствование (ОУ-2) 144ч.

Программа разработана нашей кафедрой, при участии профильных кафедр Оренбурга и Новокузнецка. Особенность данной программы состоит в том, что она может быть выполнена не только такой большой кафедрой как наша, стабильно развивающейся с 1966 года. Где образовательный процесс ведут 6 докторов наук, 5 доцентов, 4 ассистента и 3 научных сотрудника. Важно чтобы программу могли выполнить и другие кафедры и курсы. Мы взаимодействуем с 25 учебными подразделениями в Российской Федерации, а всего их 47, занятыми последипломной подготовкой в области психотерапии. Знаем их возможности и на регулярной основе проводим циклы повышения квалификации для преподавателей. Очередной такой цикл состоится со 2 по 15 октября 2008 года. Очередной такой цикл состоится со 2 по 15 октября 2008 года.

Важно отметить, что в настоящее время нами разрабатывается ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОТЕРАПИЯ» «2-е издание» «ПСИХОТЕРАПИЯ» «2-е издание»

Вместе с тем, важна перспективная концепция и практика дополнительного профессионального образования в области психотерапии. Такая концепция и практика разрабатывается нами и состоит из 4 блоков. Вместе с тем, важна перспективная концепция и практика дополнительного профессионального образования в области психотерапии. Такая концепция и практика разрабатывается нами и состоит из 4 блоков. Отбор кадров Отбор кадров Профессиональное обучение Профессиональное обучение Повышение квалификации Повышение квалификации Сохранение и развитие ментальной экологии психотерапевтов. Сохранение и развитие ментальной экологии психотерапевтов.

1.Отбор кадров. 1.Отбор кадров. Сегодня такая практика в нашей стране не существует. Занятие психотерапией сегодня удел энтузиастов. Сегодня такая практика в нашей стране не существует. Занятие психотерапией сегодня удел энтузиастов. И как нами установлено ранее, только 3 % выпускников лечебных факультетов медицинских вузов мотивированы на профессиональную деятельность в области психотерапии и не имеют противопоказаний для выполнения такой работы. Их путь в специальность важно начинать с личной терапии и познания границ собственной личности. И в завершении курса этой работы давать рекомендацию для приобретения специальности. И как нами установлено ранее, только 3 % выпускников лечебных факультетов медицинских вузов мотивированы на профессиональную деятельность в области психотерапии и не имеют противопоказаний для выполнения такой работы. Их путь в специальность важно начинать с личной терапии и познания границ собственной личности. И в завершении курса этой работы давать рекомендацию для приобретения специальности.

2. Профессиональное обучение. Такое обучение возможно путём профессиональной переквалификации или клинической ординатуры. Обучение проходят специалисты в области психиатрии. Это достаточно зрелые люди Их обучение подразделяется на три основных раздела: теория и навыки, познание границ собственной личности (личностно ориентированный тренинг или личная психотерапия) и супервизия. В курсе профессиональной переквалификации, на нашей кафедре теория и навыки составляют 468 часов, познание границ собственной личности (личностно ориентированный тренинг или личная психотерапия)- 72 часа и супервизия – 36 часов.

3.Повышение квалификации Особенности специальности состоят в том, что необходимо постоянное повышение квалификации. Оно касается как знаний и умений непосредственно в области психотерапии, так и смежных дисциплин. С нашей точки зрения специалистам, в зависимости от стажа их работы, необходима ежегодное повышение квалификации от 72 до 144 часов. Важно ввести накопительную систему часов повышения квалификации. С нашей точки зрения специалистам, в зависимости от стажа их работы, необходима ежегодное повышение квалификации от 72 до 144 часов. Важно ввести накопительную систему часов повышения квалификации.

4.Сохранение и развитие ментальной экологии психотерапевтов. Учитывая, что сами специалисты являются основным инструментом психотерапевтической работы, представляется особенно важным сохранение и развитие ментальной экологии. С этой целью важны ежегодные встречи профессионалов. Оптимальное число таких встреч - 2 в год по 72 часа.

Мы обращаем внимание, что сегодня многие врачи, не являясь психотерапевтами, настроены заниматься психотерапией и имеют для этого свободное рабочее время. К ним относятся: реабилитология, невропатология, акушерство и гинекология, кардиология, подростковая медицина и другие. И, конечно же медицинская, клиническая психология.

Негативной тенденцией является передача отдельных профессиональных технологий, вырванных из контекста психотерапии, за пределы сообщества специалистов. Когда отдельные аспектам психотерапии, в частности, содержащие в себе возможности воздействия на людей и манипулирования ими, передаются всем желающим за пределы профессиональной среды. Считаем это серьёзным нарушением профессиональной этики. И просим Пленум Президиума поддержать нас в этом. Ряд профессиональных знаний и умений носят сакральный характер и передавать их для использования не профессионалам не правильно и опасно.

Ситуация с последипломным образованием по сексологии значительно отличается от таковой в области психотерапии. Количество врачей- сексологов в стране не столь велико, чтобы открывать полноценные кафедры для их последипломной подготовки. Подготовку приходится проводить или в самых малых группах или даже индивидуально, на рабочем месте.

Сама же подготовка регламентирована «Типовой программой дополнительного профессионального образования врачей по специальности сексология», разработанной нашей кафедрой и утверждённой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработанной нашей кафедрой и утверждённой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации «25» июня 2007 года, другими ведомственными директивными документами.

В настоящее время нами также разрабатывается ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «сексология» «2-е издание» В настоящее время нами также разрабатывается ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «сексология» «2-е издание»

Сегодня, обучение по психотерапии осуществляется в основном по двум методам: клинической психотерапии и полимодальной психотерапии. Сегодня, обучение по психотерапии осуществляется в основном по двум методам: клинической психотерапии и полимодальной психотерапии. Этим методам посвящены и действующие директивные документы. Вместе с тем, данными методами далеко не исчерпывается современная психотерапия. Этим методам посвящены и действующие директивные документы. Вместе с тем, данными методами далеко не исчерпывается современная психотерапия.

Так с 2007 года в Европейской ассоциации психотерапии утверждены следующие модальности психотерапии: - Аналитическая психология (К.Г. Юнг) - Аналитическая психология (К.Г. Юнг) - Аутогенная тренировка - Аутогенная тренировка - Бихевиоральная терапия - Бихевиоральная терапия - Биоэнергетический анализ - Биоэнергетический анализ - Биосинтез - Биосинтез - Телесноориентированная психотерапия - Телесноориентированная психотерапия - Клиентцентрированная психотерапия - Клиентцентрированная психотерапия - Коммуникативная психотерапия - Коммуникативная психотерапия - Динамическая групповая психотерапия - Динамическая групповая психотерапия - Экзистенциальный анализ - Экзистенциальный анализ - Гештальт-терапия - Гештальт-терапия - Гештальт-теоретическая психотерапия - Гештальт-теоретическая психотерапия - Групповой психоанализ - Групповой психоанализ - Групповая психотерапия - Групповая психотерапия - Гипнопсихотерапия - Гипнопсихотерапия - Индивидуальная психология - Индивидуальная психология - Интегративная гештальт-терапия - Интегративная гештальт-терапия - Интегративная психотерапия - Интегративная психотерапия - Кататимно-имагинативная психотерапия - Кататимно-имагинативная психотерапия - Логотерпия - Логотерпия - Мультимодальный подход - Мультимодальный подход - Нейролингвистическая психотерапия - Нейролингвистическая психотерапия - Личностноориентированная психотерапия - Личностноориентированная психотерапия - Позитивная психотерапия - Позитивная психотерапия - Психоанализ - Психоанализ - Психодрама - Психодрама - Психодинамическая/Психоаналитичес кая психотерапия - Психодинамическая/Психоаналитичес кая психотерапия - Психоорганический анализ - Психоорганический анализ - Психосинтез - Психосинтез - Системная семейная терапия - Системная семейная терапия - Транзактный анализ - Транзактный анализ

Всемирный Совет по психотерапии выдаёт Всемирный сертификат психотерапевта по следующим направлениям психотерапии и модальностям: Психодинамическая / психоаналитическая психотерапия (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и т.д.) Психодинамическая / психоаналитическая психотерапия (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и т.д.) Бихевиоральная и когнитивная психотерапия Семейная терапия, сексуальная терапия, терапия пар Групповая психотерапия Личностно-ориентированная психотерапия (К. Роджерс) Гештальт терапия Транзактный анализ Психодрама Экзистенциальная терапия Телесноориентированная терапия Экспрессивная психотерапия Гипнопсихотерапия Интегративная психотерапия Детская и юношеская психотерапия Морита-терапия

В Профессиональной психотерапевтической лиге работает свой комитет по признанию методов психотерапии. В настоящее время признано 30 методов (см. табл.): Название метода Руководитель модальности Город Мультимодальная психотерапия Виктор Викторович Макаров Москва Семейная психотерапия Анна Яковлевна Варга Москва Экзистенциальная психотерапия Александр Сергеевич Баранников Москва Российский клинический психоанализ Борис Ефимович Егоров Москва Телесно-ориентированная психотерапия Лев Семенович Белогородский Москва Ресурсно-ориентированная системная психотерапия Марк Евгеньевич Сандомирский, Лев Семенович Белогородский Москва Позитивная психотерапия Иван Олегович Кириллов Москва Символдрама Яков Леонидович Обухов Москва Трансперсональная психотерапия Марина Владимировна Белокурова Москва Нейролингвистическая психотерапия Юрий Анатольевич Чекчурин Новосибирск Терапия творческим самовыражением. Марк Евгеньевич Бурно Москва Софияанализ Андрей Федорович Ермошин Москва Специфический релаксационный рекреативный психокатализ Андрей Федорович Ермошин Москва Клиническая психотерапия Марк Евгеньевич Бурно Москва Дианализ Владимир Юрьевич Завьялов Новосибирск

Психодрама Леонид Михайлович Огороднов Москва Эмоционально-образная психотерапия Линде Николай Дмитриевич Москва Психоорганический анализ Елизавета Олеговна Молостова Москва Транзактный анализ Владимир Евгеньевич Гусаковский С-Петербург Интегративнодиалоговая гипнотерапия Рашит Джаудатович Тукаев Москва Проективная гипнотерапия Рашит Джаудатович Тукаев Москва Системнофеноменологическая терапия и консультирование. Системный подход. Михаил Геннадиевич Бурняшев Москва Интегративно-диалоговая психотерапия Рашит Джаудатович Тукаев Москва Психотерапевтическая кинезиология Ирина Константиновна Чобану Москва Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз Владимир Антонович Доморацкий Минск,Белоруссия Перинатальная психотерапия Елена Юрьевна Печникова, Галина Григорьевна Филиппова Москва Восточная версия транзактного анализа Галина Анатольевна Макарова Москва Восточная версия нейролингвистического программирования Сергей Викторович Ковалев Москва Религиозно-ориентированная психотерапия Сергей Анатольевич Белорусов Москва Гештальт терапия Наталья Марковна Лебедева С-Петербург

С нашей точки зрения, ближайшее развитие последипломной подготовки по психотерапии состоит в том, что профессиональная переквалификация будет складываться из двух этапов: 1. цикла профессиональной переквалификации (клиническая психотерапия, полимодальная психотерапия); 2. цикла профессиональной специализации (по избранному методу)

В заключение позвольте остановиться на несимметричной ситуации современной психотерапии в Российской Федерации. Каждый специалист уверенно скажет, что запрос общества на психотерапию растёт с каждый годом и даже месяцем. Открываются новые центры, рабочие места для специалистов. Впрочем, это происходит за пределами государственной медицины. Каждый специалист уверенно скажет, что запрос общества на психотерапию растёт с каждый годом и даже месяцем. Открываются новые центры, рабочие места для специалистов. Впрочем, это происходит за пределами государственной медицины.

Динамика роста числа врачей-психотерапевтов (физические лица) за период гг. ГодыАбс. числоЕжегодный прирост в %На 10 тыс. населения , ,50, ,60, ,20, ,30, ,50, , ,10, ,60, ,50, ,70, ,30, ,10, ,60, ,50, ,10, ,20, ,13

Динамика роста числа врачей-психотерапевтов

Мы ищем возможности активизации процесса развития медицинской модели психотерапии в государственном секторе медицины и рассчитываем на вашу поддержку! Мы ищем возможности активизации процесса развития медицинской модели психотерапии в государственном секторе медицины и рассчитываем на вашу поддержку!

Спасибо за внимание.