Новокузнецкий филиал Томского политехнического университета Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Культурология Чиконина Галина Владиславовна, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новокузнецкий филиал Томского политехнического университета Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Культурология Чиконина Галина Владиславовна, к.п.н.
Advertisements

Обществознание. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком. Культура Широкое значение – это все, что создано человеком (обществом)
Обществознание. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком. Культура Широкое значение – это все, что создано человеком (обществом)
Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения. Если задать вопрос, живем ли мы теперь.
Новокузнецкий филиал Томского политехнического университета Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Культурология Чиконина Галина Владиславовна, к.п.н.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Понятие культуры: культура духовная и материальная. Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
Новокузнецкий филиал Томского политехнического университета Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Культурология Чиконина Галина Владиславовна, к.п.н.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
Формы, виды, типы культуры Морфология культуры. Тема 11.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. 1.Труд как вид человеческой деятельности. 2.Человеческий фактор производства. 3.Социальное партнерство. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Транксрипт:

Новокузнецкий филиал Томского политехнического университета Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Культурология Чиконина Галина Владиславовна, к.п.н.

Содержание теоретического раздела дисциплины 1. Культура и ее характеристики 2. Генезис культуры России 3. Проблема самобытности культуры России 4. Нравственно-аксиологическая ориентация культуры России

Содержание теоретического раздела дисциплины Характеристика культуры. Генотип культуры. Тип культуры и возможные типологии культур. Ментальность и исследование типов ментальности в истории культуры. Структура ментальности. Соотношение глубинных и ситуативных ментальных элементов. Разнообразие стереотипов понимания прекрасного и безобразного, природы и техники, пространства и времени, жизни и смерти, труда, богатства, знания, любви, сверхъестественного

Содержание теоретического раздела дисциплины Многомерность культуры. Слои культуры. Официальная и народная культуры: противостояние и взаимодействие. Место культуры в системе гуманитарного знания. Культурология как синтез междисциплинарных исследований

Контрольная работа. Требования, предъявляемые к реферату 1.Оформление титульного листа реферата (см. методические рекомендации кафедры) 2.Водная часть а) цель работы; указание автора рецензируемой работы, названия, выходных данных (место и год издания, название издательства книги); б) краткая справка об авторе рецензируемой работы; в) характеристика источников и литературы, использованных автором. 3. Основная часть Содержание реферата можно не разделять на отдельныне темы, но излагать целостно, логически, обоснованно. Указать основные проблемы рецензируемой работы, главные идеи автора, дать их самостоятельный творческий анализ. 4. Заключение Делаются общие выводы относительно рецензируемой работы. Указывается значимость, новизна и актуальность исследованного материала. Отмечается значение рецензируемой работы для усвоения курса «Культурология»

Интернет -ресурсы Есин А.Б. Введение в культурологию [Электронный ресурс]: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, с. – Режим доступа. - nitarian_10.html nitarian_10.html Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, с. – Режим доступа. - nitarian_10.html nitarian_10.html

Требования к оформлению библиографии ГОСТ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Общие требования и правила составления

Практические задания Контрольные вопросы и тесты по 4 темам

Условия успешной сдачи экзамена 1.Подготовка реферата. 2.Выполнение практических заданий 3.Хороший экзаменационный ответ.

Этимология слова «культура» Культура, культивировать - (нем. Kult – фр. culte восходит к лат. «cultus» - «почёт, почитание, уход», суф. производное от «coulere» - возделывать, ухаживать, обрабатывать, улучшать, воспитывать, развивать, почитать )

Пайдейя В Древней Греции - процесс формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и самостоятельному выбору в политичесой борьбе и при голосовании в народном собрании. Греч. Pais - ребенок

Бердяев Николай Александрович ( ) Культура - сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы

Культура это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни, следовательно, человек. – это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни, следовательно, человек. Пытаясь найти смысл своего существования, человек превращает окружающий мир в носитель человеческих смыслов, следовательно, в мир культуры Пытаясь найти смысл своего существования, человек превращает окружающий мир в носитель человеческих смыслов, следовательно, в мир культуры

Рембрандт Харменс ван Рейн ( ) Молодая женщина перед зеркалом, около 1654 Саския с цветком, 1641 Даная, 1636 Молодая женщина, купающаяся в ручье, 1654

Борис Кустодиев Русская Венера, 1926 Красавица, 1915 Купчиха, 1918

Альфред Кребер и Клайд КлакхонАльфред Кребер и Клайд Клакхон Маркарян: культура - специфический способ деятельности, специфическая функция коллективной жизни людейМаркарян: культура - специфический способ деятельности, специфическая функция коллективной жизни людей Межуев: в основе культуры - развитие самого человека как общественного человекаМежуев: в основе культуры - развитие самого человека как общественного человека

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) «... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры»

Основные подходы в определении культуры технологический: культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизнитехнологический: культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни; деятельностный: культура - способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество;деятельностный: культура - способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество; ценностный (аксиологический): культура заключается в идеальной модели, должного в жизни общества ценностный (аксиологический): культура заключается в идеальной модели, должного в жизни общества

Виды культуры материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение…материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение… социальная - процессы, происходящие в обществе, его социальная структура, организация политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерствасоциальная - процессы, происходящие в обществе, его социальная структура, организация политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства духовная - все области духовного производства - науки и искусство, литература и религия, миф и философия. Основана на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.духовная - все области духовного производства - науки и искусство, литература и религия, миф и философия. Основана на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

Общее в понимании культуры культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом;культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы;культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; культура раскрывается через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.культура раскрывается через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) 1770 – 1831) ( ) 1770 – 1831) К Культура - искания человеческого духа, область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования, область духовной свободы человека. Творческий акт - мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы - духовное производство. Высший из них - творчество в сфере искусства

Два начала культуры «сохраняющее»«сохраняющее» «развивающее» «развивающее»

Актуальность культурологии Изменение основной экономической ориентации.Изменение основной экономической ориентации. Расширяется номенклатура услуг.Расширяется номенклатура услуг. Общество становится более открытым.Общество становится более открытым. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность.Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность. Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека. Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализмаКультура выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма

Основные разделы Философия культурыФилософия культуры История культурыИстория культуры Социология культурыСоциология культуры Психология культурыПсихология культуры

Лихачев Дмитрий Сергеевич ( ) Лихачев Дмитрий Сергеевич ( ) «XXI век - это векгуманитарной культуры»

Проблемы культурологии 1.Как происходит переход от естественного "докультурного" состояния к культурному, цивилизационному? 2.Все явления культуры каким-то образом связаны, имеют общее ядро, "базис". На чем базируется культура? На материальном производстве, инстинктах, религии?

Проблемы культурологии 3. Культура устойчива, инертна. Устоявшиеся привычки нелегко меняются. Как и почему происходят в таком случае изменения в культуре? 4. Почему одни культуры растут, развиваются, обогащаются, а другие распадаются? В чем причина расцвета и упадка? Чем обусловлены их болезни и здоровое состояние, и как их различать?

Проблемы культурологии 5. Культура относится к классу сложных, автономных, саморазвивающихся систем. Она взаимодействует с другими системами - природой, биосферой. Какова основная линия взаимоотношений между культурой и внешней природой? Покорение природы? Преобразование, сотрудничество? Чем является культура для человека? Ответом на потребности? Средством защиты? Саморазвития, средой комфорта? Как взаимодействуют друг с другом разные культуры? Что такое взаимодействие - обмен ценностями, подавление одной культуры другой? Проблемы взаимодействия России и Европы, Японии и Америки, Востока и Запада.

Проблемы культурологии 6. Чем обусловлены отличия культур друг от друга? Сливаются ли культуры в процессе развития человека в одну или множество культур всегда сохраняется? Можно ли считать, что одни культуры выше, а другие ниже? Или имеет смысл говорить о сравнительной развитости одних и тех же отраслей?

Проблемы культурологии 7. Какова структура культуры? Каковы взаимосвязи отдельных ее отраслей? Культурология должна изучать смысл и причинно-следственные связи между языком и политикой, воспитанием детей и моралью общества, религией и экономикой, национальным характером и религией.

Проблемы культурологии 8. Проблемой культурологии является не только объяснение устойчивых, повторяющихся, универсальных явлений, но также и необходимость понимать экстремальные, уникальные ситуации, возникающие в жизни народа.

Проблемы культурологии 9. Специфической проблемой культурологии являются процессы трансформации смыслов и символов в культуре, формирование и распад идеологии, рождение новых идей в процессе диалога между личностями, идейными группировками, философскими течениями

Источники изучения культуры