Игровая деятельность дошкольников в коррекционном процессе. Использование авторских игр при обучении грамоте.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА : ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СОГЛАСНО ФГОС. Выполнила : Гуполова А. А. МБДОУ 26 М. о., Рузский р - н п. Дорохово.
Advertisements

МИРОНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА Учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 первая квалификационная категория, стаж работы 21 года Учитель начальных классов МБОУ.
ВИДЫИГР подвижные сюжетные подражательные музыкальные дидактические познавательные творческие театрализованные.
Игра 1 «Звуки природы» Экскурсия в лес, к ручью: предложить детям послушать звуки шороха листьев, плеска воды, шума травы и дождя.
Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ Пеункова О. С., учитель-дефектолог Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся.
Федоренко Е.Б. Учитель химии ГОУ СОШ 388 "Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является.
Логопедическое занятие в старшей группе По теме: Звук [М] и буква М Подготовила и провела Учитель – логопед ГБОУ д/с 1144 Маньшина В.В г.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни. Без которой эта пора ее была.
Выполнили слушатели – воспитатели МБДОУ Детского сада комбинированного вида 160: Голикова Е.Н. Филобок М.М. Нерсесян А.А. Краснодар 2013 г.
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад с. Зоркальцево » Томского района.
«Использование малых форм фольклора в группе раннего возраста». Подготовила: Шевченко С.Н., воспитатель раннего возраста 2-3 лет группа «Капитошка» Шевченко.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-
МАДОУ Созоновский детский сад «Колокольчик» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ « ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА » ( мастер.
Учитель-логопед МБДОУ 15 «Черёмушка» г. Северодвинска Докучаева Наталья Алексеевна.
Музыкальный руководитель ГБДОУ 47 Маленькая Елена Ивановна.
МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск, 2012.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад «Солнышко»» с приоритетным направлением художественно –
Социально- коммуникативное развитие. Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают аспекты социализации:
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Транксрипт:

Игровая деятельность дошкольников в коррекционном процессе. Использование авторских игр при обучении грамоте

МБДОУ «ЦРР д/с 14 Сказка» Московская обл. г. Ногинска учителя-логопеда высшей квалификационной категории Овановой Татьяны Николаевны.

Л.В.Выготский Д.Б.Эльконин А.Н.Леонтьев А.В.Запорожец В.С.Мухина

«УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК РАСТУТ ВМЕСТЕ» - Конфуций Игровые формы занятий позволяют расти как детям, так и педагогу.

В игре формируется красивая речь ребенка Образец речи в семье: диалект; традиции; культура речи. Собственный речевой опыт: общение со сверстниками; - общение со взрослыми; другие речевые образцы ( СМИ) Занятия с логопедом: групповые занятия; индивидуальные занятия; беседы; контроль за речью ребенка.

- ДИДАКТИЧЕСКИХ ( расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности др.); - РАЗВИВАЮЩИХ (развитие внимание памяти, ре5чи, мышления, воображения, фантазии творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальное решение и др.); - ВОСПИТЫВАЮЩИХ (воспитание самостоятельности, воли, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); - КОРРЕКЦИОННЫХ (точная и ранняя диагностика речевых нарушений и своевременно начатая коррекция); - СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ( приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям окружающей среды и др.).

- социокультурная; - межнациональной коммуникации; - самореализации человека в игре; - коммуникативная; - диагностическая; - игротерапевтическая; - коррекции; - развлекательная.

Виды игр для детей дошкольного возраста Театрали- зованные игры Подвижные игры Сюжетные игры Подража- тельные игры Музыка- льные игры Дидакти- ческие игры Познава- тельные игры Творческие игры

Общая моторика Моторика кистей и пальцев рук Мимическая моторика Артикуляционная моторика Предметно-практическая деятельность

Эмоционально- волевая сфера Самоконтроль Духовно- нравственные проявления Мировоззрение Мотивация

Использование в педагогическом процессе всего многообразия игр Строительно-конструктивные Игры-эксперементирования Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные Игры-фантазии Дидактические Развивающие Подвижные Спортивные

Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре, через разные источники информации. Встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, наблюдения Художественно- творческая деятельность, беседы, обсуждение событий Экскурсии, посещение музеев и театров

Условия развития игровой деятель- ности Построение развивающего пространства Каждому возрасту своя игрушка Обеспечение условий изолированности Наличие комфортного места для каждого ребенка Учет половых различий детей Возможность самосто- ятельно менять игровую среду

–*беседы; –*диалоги с детьми; –*чтение художественной литературы; –*целевые прогулки и экскурсии; –*использование технических средств; –*наблюдение за играми других детей; –*использование музыкального репертуара; –*составление альбомов, книг по теме игры; –*изготовление и использование дидакти- –ческих игр и т. д.

*знакомство с атрибутами; *знакомство с предметами- заместителями; *организация игрового пространства; *отражение типичных черт роли; *игры-имитации, режиссерские, конструктивные и подвижные; *ручной труд, изодеятельность, пальчиковые игры.

Роль взрослого в игровой деятельности детей Носитель игровых умений Партнер в игре Помощник в организации и регуляции игры Наблюдатель

Замок гласных звуков Цель : познакомить детей с понятием «гласный звук». Ход игры: Педагог говорит: «Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну звуков. Звуки живут в двух замках – Гласном замке красного цвета и Согласном замке сине-зелёного цвета. В Гласном замке дверь всегда открыта, звуки могут свободно выходить из него. Так происходит и в речи: когда мы произносим гласные звуки, воздух изо рта выходит свободно, ему ничего не мешает.

Замок согласных звуков Игровой момент 1 Цель: познакомить детей с понятиями «согласный звук», с различными способами образования и согласных звуков. Ход игры: Педагог говорит: «Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну звуков. Звуки живут в двух замках – Гласном замке красного цвета и Согласном замке сине-зелёного цвета. Согласных звуков больше, поэтому их дом большего размера. В Согласном замке выход закрыт решёткой, чтобы выйти звуки должны преодолеть это препятствие. Когда мы произносим согласные звуки, воздух, выходя изо рта, должен преодолеть преграду, которую образуют губы, зубы, язык».

Замок согласных звуков Игровой момент 2 Цель: познакомить детей с понятиями «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Ход игры: Педагог рассказывает: «Согласный замок состоит из двух половин. Одна половина синяя, там все твёрдое: и стулья, и диваны, и полы – там живут «твёрдые согласные звуки». Мы будем их обозначать синим цветом. В зелённой половине замка все мягкое: и диваны, и кресла, и скатерти на столах – там живут «мягкие согласные звуки». Их мы будем обозначать зелёными цветом». Игровой момент 3 Цель: закрепление понятий «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» на основе тактильных ощущений (твёрдый синий коврик и мягкий зелёный коврик). Ход игры: При знакомстве с согласным звуками детям предлагается произнести твёрдый и мягкий согласный звуки, дотрагиваясь рукой до соответствующего коврика (твёрдого и мягкого) и нажимая на него. Игровой момент 4 Цель: познакомить детей с понятиями «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук». Ход игры: Обратить внимание детей на колокольчик над дверью у сине-зелёного замка. «Некоторые согласные звуки, выходя из замка, звонят в колокольчик. Такие звуки называются «звонкие согласные». Другие звуки не звонят в колокольчик – это «глухие согласные» звуки». Закрепить эти понятия с помощью тактильных ощущений: приложить ладонь к горлу и почувствовать работу голосовых связок при произнесении звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Ракета на старте» Цель: уточнить произношение звуков [р] - [р'], учить дифференцировать звуки [р] - [р'] по твёрдости- мягкости и выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове (в начале, в середине и в конце слова). Оборудование: - 1 ракета большая,1 ракета маленькая,4 ракеты, сшитые из материала с изображением букв (в начале, в середине и в конце слова). 1 вариант: Ход игры: а) Характеристика звуков [р] - [р']. Дифференциация звуков [р] - [р']. Стальная птица – алый хвост – Полетела в стаю звёзд. ( Ракета) Ракета летит, двигатели работают: р – р – р ! - Произносите звуки [р], наблюдая за артикуляцией в зеркале. (Рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжён. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка вибрирует. Голос работает.) - Это летит большая ракета: р – р – р ! - А двигатель маленькой ракеты работает мягко: р' - р' - р' ! (Губы растягиваются в более широкую улыбку, кончик языка продвигается вперёд и опускается к краям верхних зубов).

Игра «Ракета на старте» 2 вариант: Выделение звуков из состава слова. Поднимается ракета, Чертит небо ярким светом. Путешествуем с друзьями Над таёжными лесами Пролетаем над полями И большими городами. - Найдите картинки и назовите, какие предметы со звуками [р] - [р'] вы увидели с ракет. Дети определяют позицию звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова или два звука в слове)

Игра «Солнышко»

Цель: учить выделять звуки [с]-[с'] из состава слова и определить позицию звука в слове (в начале, в середине, и в конце слова). Оборудование: - 4 солнышка, сшитые из материала с изображением букв (в начале, в середине, в конце слова и имеющие 2 звука [с] в слове); - «лучики» с изображением предметов со звуками [с]-[с'] в разной позиции. Ход игры: Солнце весело светило, Свои лучики уронило. - Рассмотрите лучики. Они необычные. На лучиках картинки. Выберите и скажите, какое солнышко уронило этот лучик. (Дети называют картинку и определяют позицию звука [с] или [с'] в начале, в середине, в конце слова и 2 звука [с] в слове).

Игра «Дождик»

Цель: учить выделять звуки [к]-[к'] из состава слова и определить позицию звука в слове (в начале, в середине и в конце слова). Оборудование: - 4 тучки, сшитые из материала с изображением букв (в начале, в середине, в конце слова и имеющие 2 звука [к] в слове). - «капельки дождя» с изображением предметов со звуками [к]-[к'] в разной позиции. Ход игры: Загадка: Поглядите, поглядите - Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить - Землю с небом хочет сшить? (Дождь) На фланелеграфе выставляются «тучки» с изображением букв (в начале, в середине, в конце слова). Капельки дождя лежат на полу. В каждой капельке изображены предметы, имеющие звуки [к] или [к'] в разной позиции. Ребёнок поднимает «капельку дождя» и определяет с какой «тучки» упала капелька.

Игра «Снежные сугробы» Цель: Дифференцировать звуки [с]-[с'] по твёрдости и мягкости. Оборудование: - 1 большой сугроб; - 1 маленький сугроб; - снежинки с изображением предметов со звуками [с] - [с']. Ход игры: Словно в сказке, как во сне, Падает на землю снег. (Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звуки [с] - [с']). Намела зима сугробами белый снег. На сугробах виден чей-то след. - Рассмотрите сугробы. Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках – картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка? (На большой сугроб падают снежинки со звуком [с], а на маленький – со звуком [с']).

Игра «Веселые карандаши» Цель: учить дифференцировать звуки по [ш]-[ж] по звонкости и глухости в слогах, словах. Оборудование: - кукла «Художник Карандаш»; - синий карандаш с колокольчиком для звука [ж]; - синий карандаш без колокольчика для звука [ш]; - картинки с изображением предметов на звуки [ш]-[ж]. Ход игры: - У нашего художника есть два карандаша. Один карандаш для звука [ж], а другой – для звука [ш]. Карандаш для звука [ж] рисует картинки, в названии которых есть звук [ж], а карандаш для звука [ш] - картинки, в названии которых есть звук [ш].

Игра «Слоговая дорожка»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги. Оборудование: - слоговая дорожка со следами, сшитая из искусственной кожи; - стихотворные тексты. Ход игры: Дорожка эта не простая, а слоговая. Мы должны пройти по этой дорожке, протопывая и прохлопывая ритм каждого слова. Дети дружно проговаривают: Спят лу-га, спят ле-са, па-ла све- жа-я ро-са. (Дети, шагая по дорожке прохлопывают и протопывают ритм каждого слова).

Игра «Ромашка» Цель: - упражнять детей в умении делить слова на слоги. Оборудование: - ромашка на лепестках которой размещены предметы. Ход игры: - Как много красивых цветов на лугу, среди них необыкновенная ромашка, на лепестках которой изображены предметы. Я буду срывать лепесток, а вы будете называть изображенный предмет и определять количество слогов в слове. - Мы знаем правило «В СЛОВЕ СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ» (Дети называют изображенные предметы и определяют количество слогов в слове.)

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: учить дифференцировать «гласный звук», «согласный звук»; дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости и мягкости-твёрдости. Оборудование: - сшитая из материала дорожка с карманами; - листы картона размером А4 красного, синего, зелёного цветов, однотонные (обозначающие гласные, согласные глухие) - листы картона красного цвета с изображением артикуляции гласных звуков; - листы картона синего и зелёного цветов с жёлтыми колокольчиками (обозначающие согласные звонкие звуки). Ход игры: 1). Дифференциация изолированных звуков. Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков а) [а] [о] [у] [и]; б) [ш] и [ж] (или [с] - [c']; [з] - [з']; [с] - [з]; [с'] - [з'] и т.д. 2). Дифференциация звуков в слогах и словах. - придумывание слогов на заданный звук; - придумывание слов на заданный звук.