Формат, функции, задачи и организация деятельности органов государственно - общественного управления в образовательном учреждении. Ст. преподаватель кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
г Управляющий совет. Повестка дня 1. Выполнение решений УС от 2013 г. 2. Согласование баллов стимулирующей части ФОТ работников учреждения.
Advertisements

Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
Детские и молодежные общественные объединения и организации.
Правовое обеспечение деятельности фондов местных сообществ Илья Чукалин, исполнительный директор Фонда «Саратовская губерния», заместитель председателя.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Тема 2: СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ.
Формы организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.
МБДОУ «Детский сад «Сретенский» г.Строитель» Подготовила: заведующий М.Севрюкова г.Строитель 2013.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
Детские (молодежные) общественные организации как партнеры Совета обучающихся © А.С. Прутченков.
Реализация принципа государственно-общественного управления образованием предполагает постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием,
Законодательная база государственно- общественного управления.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Организационно- правовые формы предприятия. В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Локальные акты общеобразовательного учреждения Учебный курс Рожков Артемий Игоревич Рожков Артемий Игоревич, зам. главного редактора «Юридического журнала.
Голыгина С.С., директор школы. I направление организация государственно- общественного управления с помощью профессионального сообщества и ученического.
Транксрипт:

Формат, функции, задачи и организация деятельности органов государственно - общественного управления в образовательном учреждении. Ст. преподаватель кафедры управления и экономики образования КОИРО Наянова Е. А.

Введение федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом образовательном учреждении. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

Деятельность Попечительского совета образовательного учреждения.

Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса : с образованием юридического лица или без его образования. Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени ОУ и диалог с ОУ от имени гражданского общества.

Нормативно - правовая база Попечительского совета Со вступлением Российской Федерации в 1997 г. в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах : а ) Конвенция о правах ребенка ( вступила в силу в 1959 г.); б ) Европейская социальная хартия ( вступила в силу в 1965 г.); в ) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ( вступил в силу в 1976 г.); г ) Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании ( вступила в силу в 1989 г.).

Федеральная нормативно - правовая база РФ, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами : 1)Гражданский кодекс РФ : статьи 50 (« Коммерческие и некоммерческие организации »), - ст параграфа 5 главы 4 части 1 ( от ); 2) Закон РФ 12 « Об образовании » ( от г., с посл. изм. от г.): пункт 6 статьи 2, - статья 32 (« Компетенции и ответственность ОУ », п.20,21,22), - ст. 35 (« Управление гос. и муниципальными ОУ »), - ст. 36 (« Управление негос. ОУ »);

3) Закон РФ « О некоммерческих организациях » ( от , с посл. изм. от г.): - статьи 8 (« Общественная организация »), - ст. 10 (« Автономная некоммерческая организация »), - ст. 12 (« Орган общественной самодеятельности »), - ст. 15 (« Учредители НО »), - ст. 17 (« Государство и общественные объединения ») - ст. 24 (« Виды деятельности НО »), - ст. 26 (« Источники формирования имущества НО »); 4) Закон РФ « Об общественных объединениях » ( от г., с посл. изм. от г.) -ст. 18 (« Создание общественных объединений »).

Попечительский совет без статуса юридического лица Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ « Об образовании ». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 Закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности ( п. 21 ст. 32 Закона РФ « Об образовании »).

Статьей 35 ФЗ « Об образовании » установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т. е. осуществляется директором школы ( п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет ( п. 2 ст. 35)

Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного учреждения. Установленные уставом и лицензией образовательного учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета.

Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии.

Попечительский совет со статусом юридического лица Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм.

Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных законодательством организационно - правовых форм некоммерческой организации : 1. общественная организация ; 2. орган общественной самодеятельности ; 3.автономная некоммерческая организация. 4.фонд

В статье 8 Закона « Об общественных объединениях » сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию. В статье 8 Закона « Об общественных объединениях » сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

Статьей 12 Закона « Об общественных объединениях » установлено, что орган общественной самодеятельности - это общественное объединение, не имеющее членства, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа общественной самодеятельности.

Автономная некоммерческая организация по определению статьи 10 Закона « О некоммерческих организациях » - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и ( или ) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права и т. п. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют учредители в соответствии с ее уставом ; управление обеспечивает выборный коллегиальный орган. Автономная некоммерческая организация по определению статьи 10 Закона « О некоммерческих организациях » - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и ( или ) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права и т. п. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют учредители в соответствии с ее уставом ; управление обеспечивает выборный коллегиальный орган.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные или иные общественно полезные цели. (ФЗ 7 «О некоммерческих организациях» от г. ст.2 п.1)

Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не менее трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица ( статья 15 Закона « О некоммерческих организациях »). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы : - заявление, подписанное членами Президиума ( Правления ) Попечительского совета с указанием места жительства каждого ; - устав Попечительского совета в двух экземплярах ; - выписка из протокола учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии ; - сведения об учредителях ; - документ об уплате регистрационного сбора ; - документ о юридическом адресе Попечительского совета.

Одновременно регистрируется наименование Попечительского совета. Документы для государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель ( образовательное учреждение либо его администрация ) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность.

Если попечительский совет становится юридическим лицом, то он вправе владеть имуществом и финансовыми средствами, принимать добровольные взносы и пожертвования от граждан и юридических лиц. Имущества и финансовые средства, пожертвованные ему, переходят в собственность совета, а передавшие утрачивают все права на них.

Попечительский совет вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от нее направляются на реализацию ее уставных целей. При этом указанные некоммерческие организации могут создавать и участвовать в хозяйственных товариществах, обществах и других хозяйственных ( то есть коммерческих ) организациях.

Источниками формирования фонда финансовых средств и имущества Попечительского совета могут быть : - регулярные и единовременные взносы учредителей, участников, членов ; - добровольные взносы и пожертвования граждан, в т. ч. родителей обучающихся, юридических лиц ; - выручка от реализации товаров, работ, услуг, ценных бумаг ; - доходы, дивиденды, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам ; - доходы, получаемые от принадлежащей Попечительскому совету собственности ; - другие поступления, не запрещенные законом.

Источники средств ПС как юридического лица Не облагаются налогом на прибыль Облагаются налогом на прибыль

Отличия форм попечительских советов ПС как орган самоуправления ПС как юридическое лицо Не имеет юридического лица Функционирует как форма соуправления школой Его деятельность регламентируется Положением ( локальным актом ) Не является органом управления ОУ Его деятельность регламентируется Уставом и Договором о сотрудничестве между организацией и ОУ Возможность официального сбора денег в соответствии со сметой на нужды ОУ

Функции Попечительского совета 1)Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально - профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг.

3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами : · Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования ОУ ; · финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса ;

добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся ; · реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

Деятельность родительского комитета образовательного учреждения.

Родители стали активными участниками образовательного процесса : они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса / группы и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на занятиях. Изменилась форма проведения родительских собраний : из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п. Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся с применением ФГОС

Нормативно - правовые основания для деятельности родительского комитета в ОУ 1.Конвенция ООН о правах ребенка ; 2.Конституция Российской Федерации ; 3.Закон РФ « Об образовании »; 4.Типовое положение об общеобразовательном учреждении ; 5. Устав ОУ ; 6.Положение о родительском комитете образовательного учреждения ; 7.Лицензия ОУ ; 8.Свидетельство о государственной аккредитации ; 9.СанПин « Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждениях ».

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников / воспитанников и классного руководителя / воспитателя играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в коллективе класса / группы, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Основной задачей родительского комитета является : - содействие образовательному учреждению и семье в реализации Закона Российской Федерации « Об образовании », положений Конституции Российской Федерации о воспитании. Родительский комитет является выборным органом. Решения комитета являются рекомендательными. Обязательными являются только те решения комитета, в целях реализации которых издается приказ по общеобразовательному учреждению.

Основными функциями родительского комитета являются : 1.контроль за санитарно-гигиеническим режимом, благоустройством класса /группы; 2. помощь классному руководителю / воспитателю в организации досуга; отдыха обучающихся (воспитанников), других видов деятельности; 3. выявление социально незащищенных семей и семей, находящихся в социально опасном положении; составление актов обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, оказание им необходимой помощи;

4.помощь классному руководителю /воспитателю в организации работы с родителями, уклоняющимися от воспитания детей, выработка мер общественного воздействия на таких родителей; 5.пропаганда положительного опыта семейного воспитания; 6.контроль за правильным использованием собранных денежных средств; 7.проведение разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) обучающихся /воспитанников по вопросам организации образовательного процесса; 8.оказание помощи классному руководителю /воспитателю в проведении родительских собраний.

Деятельность организаций самоуправления обучающихся в образовательном учреждении.

Основное предназначение ученического самоуправления удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим ; позволяет повысить социальную компетенцию ; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Нормативно - правовая база для создания организации самоуправления обучающихся в ОУ 1.Всеобщая декларация прав человека ; 2.Конвенция о правах ребенка ; 3.Конституция РФ ; 4.Федеральный Закон « Об образовании » - Статья 15, Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации »(N 124- ФЗ от 24 июля 1998 г.) – Статья 9. 6.Устав ОУ ; 7.Положение о школьном ученическом совете / Совете старшеклассников / Студенческом совете.

Ученический совет (" парламент ", " правительство ", " дума " и пр.) является выборным органом ученического самоуправления ОУ. Решения ученического совета носят рекомендательный характер. Смысл детского самоуправления в том, чтобы дети приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания, в совместной деятельности детей и взрослых.

Ученическое самоуправление дает возможность ребенку : - приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний ; - раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности ; - ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем ОУ ; В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Целями и задачами школьного самоуправления являются : - Становление воспитательной системы через формирование единого коллектива ОУ ; - Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно - социальных норм через участие в общественной жизни ОУ ; - Создание условий для самовыражения, самосовершенствования и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности ; - Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции учеников ; - Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, об ОУ, о младших ; взаимоуважение детей и взрослых.

Попечительский совет Родительский комитет Орган ученического самоуправления Общественная организация Выборный орган соуправления Решения по большинству вопросов носят обязательный характер Решения носят рекомендательный характер Основная функция - экономическая Основная функция - социальная