1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Философия культуры
2. Универсальные формы культуры Из экскурса в те определения, которые давались понятию «культура», следует, что культура – это накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (образования) человека. Это можно было бы представить в такой модели:
2. Универсальные формы культуры На схеме «Д» означает акты деятельности. Чтобы сохранялась общественная жизнь и история, сама деятельность должна быть непрерывна, поэтому необходим особый механизм, который обеспечивает эту непрерывность. Таким механизмом и выступает культура, что обозначено на схеме как «К1». Д Д К1К1К1К1
2. Универсальные формы культуры Культура как опыт всегда конкретна: культура данного вида деятельности (например, культура земледелия, культура управления, культура мышления и т.п.), или культура какого- либо субъекта деятельности (культура рабочего, культура молодежи и т.п.), или культура какого-либо народа, нации.
2. Универсальные формы культуры Опыт, передающий деятельность во времени, сам также должен быть сохранен и транслирован. Следовательно, для этого также должен существовать специфический механизм передачи и сохранения. Это уже не культура как опыт, а культура как формы хранения опыта. Это культура другого уровня – культура К-2 Д ДД К1К1 К1К1 К2К2
2. Универсальные формы культуры На уровне К-2 культура предстает как система специфических форм хранения и трансляции опыта, и эти формы характеризуют собственно культуру. Если на уровне К-1 культура предстает в виде конкретных артефактов, произведений и конкретных умений и знаний, то на уровне К-2 в культуре выделяются всеобщие формы, т.е. такие культурные формы, которые свойственны каждой культуре.
2. Универсальные формы культуры Вероятно, существует много различных культурных форм, но можно выделить четыре их основных типа: 1) Остенсивные К2 2) Императивные К2 3) Аксиологические К2 4) Формы-принципы К2
2. Универсальные формы культуры 1) Остенсивные (от лат. ostendere – показывать, держать напротив) формы – это формы демонстрации. «Делай, как я!» – вот их источник. К остенсивным формам относятся примеры, образцы, эталоны, каноны, прецеденты, парадигмы, собственные имена, а также такие образования культуры как привычки, обычаи, ритуалы, традиции и т.п.
2. Универсальные формы культуры 2) Императивные формы – это формы предписания, которые передают содержание путем инструкций, через побуждение, через приказ. Эти формы развиваются в самостоятельную сложную подсистему в культуре – нормы, запреты, догматы, лозунги, призывы, законы, указы и т.п.
2. Универсальные формы культуры 3) Аксиологические формы превращают культурные значения и содержания в ценности, которые уже не диктуют и не предписывают какое-то поведение, а указывают направление выбора, который должен сделать сам человек, ибо ценности всегда альтернативны (добро – зло, красота – безобразие, справедливость – несправедливость и т.д.).
2. Универсальные формы культуры 4) Наконец, формы- принципы передают культурные значения в самой абстрактной форме, указывая на сущность деятельности и задавая ее фундаментальные, ее последние основания. Клятва Гиппократа V век до н.э. 4) Наконец, формы- принципы передают культурные значения в самой абстрактной форме, указывая на сущность деятельности и задавая ее фундаментальные, ее последние основания. Клятва Гиппократа V век до н.э.
2. Универсальные формы культуры Чистая культурная деятельность ДДДД К 1К 1К 1 К2 К3К3
2. Универсальные формы культуры Уровень К-3 – чистая культурная деятельность, т.е. определение значимости чего-то в жизни человека. Это выражается в способности выделить, определить, отделить, значимое от не значимого, провести границу между приемлемым и неприемлемым, между «ДА» и «НЕТ». 95 тезисов Мартина Лютера Уровень К-3 – чистая культурная деятельность, т.е. определение значимости чего-то в жизни человека. Это выражается в способности выделить, определить, отделить, значимое от не значимого, провести границу между приемлемым и неприемлемым, между «ДА» и «НЕТ». 95 тезисов Мартина Лютера
2. Универсальные формы культуры