У РОК ХИМИИ В 10 КЛАССЕ Ежов Евгений Евгеньевич, учитель химии МАОУ «Белоярская СОШ 1»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 76 Сормовского района г. Н. Новгорода ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО - ЛОГИЧЕСКИХ.
Advertisements

Проектирование ИОУЗ. Оформление проекта Оформление проектаТехнология Предмет. Класс. Тема раздела. Тема ИОУЗ. Форма ИОУЗ. Тип ИОУЗ. Оборудование (дидактические.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа 22 декабря 2014 года.
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
МОУ «Мокрушенская средняя общеобразовательная школа» Канского района Красноярского края Аверьянова Надежда Николаевна учитель химии.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Мешкова Лидия Павловна учитель географии МАОУ «Белоярская СОШ 1 »
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Взаимосвязь предельных, непредельных, ароматических углеводородов Алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
Транксрипт:

У РОК ХИМИИ В 10 КЛАССЕ Ежов Евгений Евгеньевич, учитель химии МАОУ «Белоярская СОШ 1»

Т ЕМА УРОКА : Обобщение знаний по теме «Углеводороды»

Ц ЕЛЬ УРОКА : сформировать у обучающихся целостное представление об углеводородах различных классов; продемонстрировать генетическую взаимосвязь; подчеркнуть решающее влияние строения органических соединений на химические свойства.

З АДАЧИ : образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородов на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам. развивающие: развитие коммуникативных навыков, общеучебных умений: сравнение, обобщение, выводы. воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ личностные: учебно-познавательный интерес к теме урока; подготовка к контрольной работе; метапредметные: познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять синтез как составление целого из частей; коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; регулятивные: уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в изученном учебном материале в сотрудничестве с учителем, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; предметные: повторение изученного материала; навыки осознанного и четкого выполнения поставленных задач.

Т РЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ Обучающиеся должны знать: термины; общие и частные формулы углеводородов; различия в строении и свойствах различных классов углеводородов; взаимосвязь между классами углеводородов. Обучающиеся должны уметь: различать классы углеводородов; проводить простейший эксперимент; решать задачи и уравнения химических реакций; приводить примеры применения углеводородов в быту, производстве.

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков. Методы обучения: репродуктивный, наглядно– иллюстративный, частично–поисковый. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Технология достижения цели урока: коммуникативная технология, технология личностно-деятельностного подхода. Необходимые ресурсы: таблицы, опорные карточки, шаростержневые модели.

Э ТАПЫ УРОКА : 1. Организационный момент – 1 мин. 2. Актуализация опорных знаний и умений– 4 мин. 3. Постановка целей и задач урока – 2 мин. 4. Обобщение и систематизация понятий, применение для выполнения практических заданий – 15 мин. 5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний – 7 мин. 6. Закрепление изученного материала– 8 мин. 7. Подведение итогов урока. Рефлексия – 2 мин. 8. Домашнее задание – 1 мин.

1. О РГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Дидактическая задача: создание психологически комфортного настроя обучающихся для успешной работы на уроке Деятельность учителяДеятельность обучающихся Приветствует обучающихся. Создаёт положительный эмоциональный настрой обучающихся для успешной работы на уроке. Отвечают на приветствие учителя.

2. А КТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Дидактическая задача: создание условий, способствующих подготовке обучающихся к повторению пройденного материала. Деятельность учителяДеятельность обучающихся Организует деятельность обучающихся по повторению темы «Углеводороды» и подводит их к теме урока. Учитель сообщает тему урока учащимся (приложение 1). Выполняют самостоятельную работу (отвечают на вопросы). Записывают тему в тетрадях.

3. П ОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА Дидактическая задача: создание мотивирующей ситуации для работы на уроке. Деятельность учителяДеятельность обучающихся Предлагает сформулировать задачи урока на основе заданной темы урока. Обучающиеся сформулированной теме ставят для себя цели и задачи обучения на урок.

4. О БОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ, ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Деятельность учителяДеятельность обучающихся 1.Учитель предлагает распределиться на 5 групп. 2.Инструктаж каждой группы. 3. Каждая группа получает карточку, в которой находится задание: Определить класс углеводородов и дать характеристику класса по таблице (приложение 2). Таблица подготовлена на доске, после выполнения задания один учащийся из группы заполняет свою графу таблицы (приложение 3). 1.Обучающиеся распределяются на 5 групп. 2.Выполняют работу в группах. 3.Обучающиеся определяют класс углеводородов, дают характеристику этому классу углеводородов, заполняют таблицу в технологической карте, один из членов группы заполняет таблицу на доске.

5. УСВОЕНИЕ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ И ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ НА ОСНОВЕ ШИРОКОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ Дидактическая задача: наглядно продемонстрировать полученные данные. Деятельность учителяДеятельность обучающихся Предлагает на основе выполненной таблицы и с помощью шаростержневых моделей молекул классов углеводородов наглядно продемонстрировать полученные данные. Обучающиеся выбирают ученика от группы, который будет представлять модель класса углеводородов. Член группы представляет модель.

6. З АКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Дидактическая задача: закрепить материал по теме «Обобщение знаний по теме «Углеводороды»», развитие навыков самооценки Деятельность учителяДеятельность обучающихся 1. Предлагает выполнить задание на генетическую взаимосвязь углеводородов (приложение 4). 2.Организует самопроверку и самооценку деятельности обучающихся на уроке. Выполняют задания, проводят самопроверку и оценивают свою деятельность.

7. П ОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Р ЕФЛЕКСИЯ Дидактическая задача: рефлексия учебной деятельности. Деятельность учителяДеятельность обучающихся 1.Организует беседу, позволяющую обучающимся проанализировать результаты работы на уроке. 2.Обучающимся предлагает заполнить листок обратной связи. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: – Какая была тема урока? – Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? – Все ли у нас получилось? Анализируют и осмысливают свои достижения, заполняя листок обратной связи.

8. Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Дидактическая задача: развитие познавательной деятельности, работа с источником Деятельность учителяДеятельность обучающихся Информирует о домашнем задании и комментирует задания ( приложение 5). Записывают домашнее задание в дневники, уточняют задание.

И СТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. – М.: Дрофа,2008. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – М.: Дрофа, Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. – М.: Дрофа, Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями. В.Я.Вивюрский. – М.: ВЛАДОС, Алгоритмика при изучении химии. М.С.Пак. – М., 2000.

Приложения

Приложение 1 п/пФормулыУглеводороды Алканы Предельные Алкены Непредельные Алкины Ацетиленовые Арены Ароматические 1C4H6жзби 2C3H8уадт 3C5H10мтио 4C7H16арзх 5C6H5 – C3H7гюшн Разгадайте зашифрованное слово и ответьте на вопрос «К какому классу углеводородов относится получившийся углеводород?» п/пФормулыУглеводороды Класс Алканы Класс АлкеныКласс Алкины Класс Арены 1C8H16ибвф 2C8H18ушне 3CH3 - CH2 - CH2 – C CHкутб 4 CH3 – CH = C - CH3 | CH3 веож 5C6H5 – C2H5волн

п/пФормулыУглеводороды Класс Алканы Класс Алкены Класс Алкины Класс Арены 1 CH3 – CH – CH3 | C3H7 бпсч 2C2H4жукб 3C6H6воат 4 CH C – CH3 каиз 5CH3 – CH – CH2 – CH2 – CH3 | C2H5 ндмв п/пФормулыУглеводороды Класс Алканы Класс Алкены Класс Алкины Класс Арены 1CH3 – CH = CH – CH3ибао 2 CH3 | CH2 = C – CH2 – CH3 жезш 3 CH3 HC C – CH – CH3 цкнл 4C4H6мнзо 5C9H20окшж 6C6H5 – CH3зцул

п/пФормулыУглеводороды Класс Алканы Класс Алкены Класс Алкины Класс Алкадиены 1 H2C = C = CH – CH – CH3 | CH3 аоуб 2C8H14жзуу 3 H2C = CH – CH – CH3 | CH3 бтрш 4 H3C – CH2 – CH2 – CH3ацбу 5 HC C – CH –CH3 | CH3 дшдк 6C2H2гдин 7C8H18есрп 8H2C = CH – CH2 – CH3тноу

П РИЛОЖЕНИЕ 2 Определить класс углеводородов и дать характеристику класса по таблице Группа 1. Это алифатические углеводороды. В строении молекул присутствуют все одинарные связи. Широко распространены в природе, содержатся в природном газе, угле, нефти. Многие углеводороды можно получить гидрированием углей. Группа 2. Родоначальником этого класса органических соединений является этилен. Промышленным способом получения этих углеводородов является дегидрирование алканов на катализаторе, при температуре °С. Группа 3. В строении молекул этого класса углеводородов присутствует тройная связь. Общим методом получения этих углеводородов является реакция спиртовых растворов щелочи с дигалоидалканами, содержащими два атома галогена при одном атоме углерода или двух соседних атомов углерода. Группа 4. Важное практическое значение для этого класса имеет реакция полимеризация, при этом образуются каучуки. Представители этого класса – дивинил, изопрен. Методом получения дивинила, по С.В. Лебедеву, заключается в дегидрировании-дегидратации этилового спирта над катализатором МgO – ZnO при 450°С. Группа 5. Гомологом этих углеводородов является толуол. Основной промышленный способ получения их – дегидрирование углеводородов нефти. Родоначальника гомологического ряда этих углеводородов получают тримеризацией ацетилена.

П РИЛОЖЕНИЕ 3 КритерииАлканыАлкеныАлкиныАлкадиеныАрены Общая формула Отличительный признак Тип гибридизации ключевых атомов углерода Тип ковалентной связи Характерные типы изомерии Типичные химические свойства

П РИЛОЖЕНИЕ 4 Осуществите цепочку превращений Этан этилен ацетилен бензол Этилен ацетилен 1,1,2,2-тетрабромэтан этан Этан ацетилен бензол циклогексан Карбид кальция ацетилен углекислый газ Бензол циклогексан н-гексан гексен

П РИЛОЖЕНИЕ 5. Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовиться к контрольной работе по теме «Углеводороды» Выполнить тест на сайте по теме «Углеводороды».

С АМОАНАЛИЗ УРОКА Гигиенические условия соответствуют требованиям СанПиН (рациональное освещение класса и доски, водный и температурный режим), рабочее место учеников и учителя организовано целесообразно, в соответствии с темой урока и видами деятельности. Оборудование, оснащение, эстетическое оформление урока способствуют воспитанию культуры труда. Урок построен в соответствии с программными требованиями. Урок проводился в 10а классе социально-гуманитарного профиля, в основном все обучающиеся мотивированы на получение знаний, проявляют интерес к изучаемому предмету, способны логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы. В начале урока организована ситуация самостоятельного формулирования учениками целей и задач урока. Система вопросов и заданий подобрана таким образом, чтобы обучающиеся могли найти правильное решение учебной задачи. Содержание всех этапов соответствует заявленным целям и результатам. Материал не дается в готовом виде, обучающиеся самостоятельно проводят поиск требуемой информации. Я помогаю им в этом. При планировании деятельности школьников мною учитывались индивидуальные психологические особенности детей: высокий уровень мотивации к изучению данного предмета, развитие детей на достаточном уровне и хорошие показатели общеучебных умений и навыков, полученных учениками на данный момент, хорошие потенциальные возможности к овладению темой (например, стремление основной массы учащихся к самостоятельному высказыванию, формулирование собственной позиции) и др. Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные, практическая работа, работа с учебником и др.) способствуют включенности в работу обучающихся с различными видами восприятия и позволяют им лучше усвоить новый материал. Тип урока – урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Во время урока обучающиеся продемонстрировали: - достаточный интерес к изучаемому материалу; - активность и самостоятельность; - сознательность в овладении знаниями; - организованность и дисциплинированность.

Применение деятельностного подхода (эвристическая беседа, работа в группах, практическая работа) обеспечивает развитие познавательной деятельности обучающихся, дает им возможность проявить себя. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Применение различных форм организации познавательной деятельности (индивидуальная, фронтальная, групповая работа), различных приемов способствовало переключению внимания учащихся и - как следствие - меньшему утомлению. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На уроке предусмотрены такие виды деятельности, которые поддерживали двигательную активность каждого ребенка. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель – ученик». Рефлексия показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Считаю, что мне удалось достичь поставленных целей и задач. 28