М.Д. Кашапов, заместитель Председателя Национального банка Республики Башкортостан Банка России Систематизация стандартов качества банковской деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к саморегулированию банковской деятельности на основе стандартов качества Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан.
Advertisements

Метрология, стандартизация и сертификация Доцент кафедры АТП Кандидат технических наук Кравченко Евгений Владимирович.
С.В.Коровин, начальник экономического управления Национального банка Республики Башкортостан Банка России О проблемных вопросах стандартизации кредитных.
1 Единое регулирование обращаемой продукции 2011 – 2018 в цифрах годы ПРИНЯТЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ 46 технических регламентов ЕАЭС Из них ТР ЕАЭС.
Подходы к саморегулированию банковской деятельности на основе стандартов АРБ Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка.
Стандарт (от англ. standard норма, образец) в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных.
©Ассоциация Российских Банков, 2005 А.И. Милюков О ходе разработки стандартов качества банковской деятельности (первые итоги и проблемы). Милюков А.И.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области,
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Стандарт качества организации деятельности по аутсорсингу информационных технологий в банках (проект) Секционное заседание 1 «Стандарты качества деятельности.
Стандартизация, метрология, сертификация Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ 1 Правила и стандарты саморегулирования в строительстве Правила и стандарты саморегулирования.
Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
О перспективах стандартизации качества деятельности банков и использования процессных подходов в Банке России Р.Х.Марданов, Председатель Национального.
Роль стандартизации и технического регулирования в продвижении инноваций в горной отрасли. Мошкова Мария Вячеславовна исполнительный директор
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Презентация «Применение программных средств для разработки, актуализации стандартов качества банковской деятельности и проведения самооценки» Докладчик:
Стандартизация это- (определение из ФЗ от ФЗ «О техническом регулировании») Деятельность по установлению правил и характеристик в целях.
«Основные подходы к формированию стандартов качества кредитов малому и среднему бизнесу» Докладчик: Девятериков Артур Борисович Начальник Управления продаж.
Нормативно-методические документы Политики информационной безопасности города Москвы – практическая реализация требований Федерального и регионального.
Транксрипт:

М.Д. Кашапов, заместитель Председателя Национального банка Республики Башкортостан Банка России Систематизация стандартов качества банковской деятельности VIII научно-практическая конференция «Банки. Процессы. Стандарты. Качество»

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 2 1.Понятие стандарта качества 1.1. Определения «стандарта» в методологии АРБ Общее определение стандарта качества банковской деятельности «Под Стандартом качества банковской деятельности (СКБД) понимается документ, в котором в целях добровольного и регулярного использования кредитными организациями устанавливаются принятые в качестве типовых взаимосвязанные качественные характеристики кредитной организации (как объекта управления и системы управления), требования к организации процессов производства банковских продуктов (услуг), процессов управления и результатам деятельности кредитной организации» Методологический стандарт «Стандарты качества банковской деятельности. Основные положения и требования»

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 3 1.Понятие стандарта качества 1.1. Определения «стандарта» в методологии АРБ Стандарт качества банковского процесса содержит совокупность требований, отражающих состояние лучшей банковской практики по стандартизируемому процессу Инструмент оценки качества деятельности кредитной организации заинтересованными сторонами Инструмент управления операционным риском Документ, реализующий процессный подход к управлению Стандарт качества банковского продукта (услуги) устанавливает оптимальные свойства для конкретного банковского продукта (услуги) с учетом мнений заинтересованных сторон упрощает оценку рыночной стоимости банковских активов и рефинансирование этих активов позволяет задавать количественные цели деятельности в области качества

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 4 1.Понятие стандарта качества 1.2. Другие определения «стандарта» Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (Федеральный закон «О техническом регулировании») Стандарт (от англ. Standard – норма, образец) – в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно- технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. (Большой энциклопедический словарь)

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 5 1.Понятие стандарта качества 1.3. Документы в области стандартизации Федеральный закон «О техническом регулировании» Статья 13 «Документы в области стандартизации» К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: - национальные стандарты; - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; - применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские - - классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций; - своды правил; - международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; - надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации; - предварительные национальные стандарты.

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 6 1.Понятие стандарта качества 1.4. Широкое понятие стандартов качества банковской деятельности Любые документы, которые кредитные организации в настоящее время самостоятельно разрабатывают и применяют для целей повышения качества их деятельности предлагаем считать разновидностями стандартов качества банковской деятельности: -Стандарты АРБ; - Внутренние стандарты кредитных организаций по отдельным процессам и продуктам; - Типовые положения, типовые должностные инструкции банковских специалистов; -Типовые договора; - Типовые формы раскрытия информации для клиентов и заинтересованных лиц; - Методические рекомендации для кредитных организаций; - Прочие.

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 7 2. Систематизация стандартов АРБ 2.1. Множество утвержденных стандартов АРБ Методологические стандарты 1.Концепция стандартизации качества банковской деятельности в Российской Федерации 2.Стандарты качества банковской деятельности. Основные положения и требования 3.Концепция стандарта качества банковского продукта Стандарты процессов 1. Управление взаимоотношениями с потребителями банковских услуг 2. Стратегическое управление 3. Управление кредитным риском 4. Управление риском ликвидности 5. Управление операционными рисками 6. Управление репутационным риском 7. Управление непрерывностью деятельности 8. Внутренний контроль 9. Управление персоналом 10. Управленческий учет и отчетность 11. Аутсорсинг информационных технологий 12. Организация безналичных расчетов 13. Описание и оптимизация бизнес-процессов 14. Инновационное кредитование Связи м/у стандартам и?

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 8 2. Систематизация стандартов АРБ 2.2. Горизонтальные связи в стандартах АРБ Технологический Организационный Продуктовый (маркетинговый) Управленческий Информационный Программно-технический Кадровый Имущественно-технический Клиентский Раздел стандарта банковского процесса Примеры сквозных процессов – горизонтальных связей процессов Управление персоналом в банке Стратегическое управление Внутренний контроль в банке Корпоративное управление в банке Управление информационной безопасностью Управление банке

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 9 2. Систематизация стандартов АРБ 2.3. Вертикальные связи в стандартах АРБ Корпоративное управление Стратегическое управление Управление рисками Внутренний контроль Управление кредитными рисками Управление операционными рисками Управление рисками потери ликвидности Пример вертикальных (иерархических) связей управленческих процессов Стандарт утвержден АРБ Есть проект стандарта АРБ Проект стандарта АРБ отсутствует

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО 10 Стандарты банковских продуктов Стандарты банковских процессов 2. Систематизация стандартов АРБ 2.4. Подходы к классификации стандартов АРБ Банковские продукты Банковские услуги Банковские процессы Для классификации стандартов АРБ нужна единая классификация банковских продуктов, услуги и процессов и единый глоссарий

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Систематизация стандартов АРБ 2.5. Подходы к классификации банковских процессов, услуг, продуктов Рассмотренные варианты классификаций Классификация процессов от APQS Классификация процессов от компании IBM Классификация процессов от Базельского комитета по банковскому надзору Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) банковских процессов:банковских услуг: банковских продуктов: Классификация финансовых услуг ISO Классификация услуг от Базельского комитета по банковскому надзору Классификация банковских операций, используемая Банком России для целей лицензирования банковской деятельности Классификации, используемые российских банков в линейках продуктов Классификации отдельных видов продуктов в законодательстве и нормативных актах Банка России (например, банковские карты, потребительские кредиты)

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Систематизация стандартов АРБ 2.6. Подходы к классификации банковских процессов управление Банковские процессы Основные процессы (бизнес- процессы) Управлен- ческие процессы Вспомога- тельные (обеспечи- вающие) процессы материалы ресурсы продукт Наиболее распространенный подход к классификации процессов Классическая модель управления производством любого продукта

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Систематизация стандартов АРБ 2.6. О предпочтении Базельских подходов к классификации банковских процессов и услуг «На начальном этапе разработки надо определить некий «общий знаменатель» для всех соучастников. Не претендуя на оригинальность, предлагаю в качестве «общего знаменателя» рассматривать «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и методологию этих принципов. Принципы позиционируются как основной комплексный стандарт эффективного банковского надзора. Значит, и собственно подходы, которые реализованы в принципах, отражают современную практику надзора и современную банковскую практику. … На этом подходе построены и Базельские принципы, с почвы которых Банк России сходить не будет, а будет на ней жить, работать и бороться». А.Ю. Симановский, первый заместитель Председателя Банка России (из выступления на IV научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» в 2007 году)

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Систематизация стандартов АРБ 2.7. Базельские подходы к классификации банковских процессов и услуг Первоисточник: Приложение 6 к документу «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия» (т.н. «Базель II»), опубликованному Базельским комитетом по банковскому надзору в июне 2006 года 2. Торговля и продажа 3. Розничные банковские операции 1. Корпоративное финансирование 4. Коммерческие банковские операции 5. Платежи и рассчеты 6. Агентские услуги 7. Управление активами 8. Розничные брокерские услуги Банковские бизнес-направления (группы бизнес-процессов):

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Систематизация стандартов АРБ 2.7. Базельские подходы к классификации основных банковских процессов и услуг Банковские бизнес-направления (группы бизнес-процессов и услуг): 1. 2.

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Систематизация стандартов АРБ 2.7. Базельские подходы к классификации основных банковских процессов и услуг Банковские бизнес-направления (группы бизнес-процессов и услуг):

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Систематизация стандартов АРБ 2.7. Базельские подходы к классификации основных банковских процессов и услуг Банковские бизнес-направления (группы бизнес-процессов и услуг):

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Систематизация стандартов АРБ 2.8. Базельские подходы к классификации управленческих банковских процессов Процессы управления основными банковскими рисками: - Управление кредитными рисками - Управление операционными рисками - Управление рыночными рисками (валютными, процентными, фондовыми) - Управление риском потери ликвидности -Управление риском потери деловой репутации Корпоративные процессы управления: - Cтрагическое управление - Общее управление рисками - Внутренний контроль - Внутренний аудит

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Предложения по доработке методологии стандартов АРБ и доработке стандартов АРБ по уточненной методологии Предлагаем: При актуализации стандартов обеспечивать согласование (непротиворечивость) требований стандартов с учетом установленных горизонтальных и вертикальных связей между стандартами, делать ссылки в стандартах на взаимовсвязанные стандарты Принять за основу для классификации стандартов АРБ классификации процессов услуг, используемые Базельским комитетом по банковскому надзору и Банком России Рабочей группе по методологии разработке стандартов разработать и представить на рассмотрение Координационному комитету АРБ по стандартам качества банковской деятельности классификаторы банковских процессов, услуг и продуктов Во всех стандартах АРБ указывать классификационные коды банковских процессов, услуг и продуктов, требования к которым устанавливает стандарт в той или иной мере Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО Предложения по разработке и популяризации стандартов АРБ Предлагаем: публиковать утвержденные стандарты АРБ на сайте АРБ (дополнительно установить открытые счетчики просмотра (скачивания) стандартов пользователями, регистрировать и анкетировать лиц, скачивающих стандарты для просмотра), в Вестнике АРБ, других СМИ; издавать сборник утвержденных стандартов и распространять его среди кредитных организаций на конференциях (семинарах), проводимых АРБ; организовать в сети Интернет электронный форум для свободного обсуждения каждого из утвержденных стандартов и результатов его применения; организовывать практические семинары по внедрению стандартов АРБ.

Благодарю за внимание! БАНКИ. ПРОЦЕССЫ. СТАНДАРТЫ. КАЧЕСТВО