Зигмунд Фрейд Подготовила к.м.н. Татьяна Ляшок 23.11.20131.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Advertisements

Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТРУДЕ ТОЛКОВАНИЙ СНОВИДЕНИЙ ЗИГМУНТА РЕЙДА / ФИЛОСОФИЯ / ПРЕКРАСНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Зигмунда Фрейда. Дата рождения: 6 мая 1856 Место рождения: Фрайберг, Австро- Венгрия Дата смерти: 23 сентября 1939 (83 года) Место смерти: Лондон, Научная.
З.Фрейд К вопросу о динамике переноса З.Фрейд К вопросу о динамике переноса.
Зигмунд Фрейд основатель психоанализа
Выполнил: студент группы м-105 Сэу Павел Александрович Проверила: преподаватель Анастасия Владимировна Выполнил: студент группы м-105 Сэу Павел Александрович.
Жизненные планы. Планирование Планирование – составление плана развития чего- нибудь, включение в план каких-нибудь работ Планирование включает в себя.
Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и.
Направления психологии Александр Елисеенко. О чем сегодня будем говорить ? А о чем шла речь в прошлый раз ? Что запомнилось ? Какие возникли вопросы ?
ФЕНОМЕН ЧТО ТО ВЫХОДЯЩЕЕ ЗА РАМКИ ОБЫЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ФЕНОМЕН ЧТО ТО ВЫХОДЯЩЕЕ ЗА РАМКИ ОБЫЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОГУЩЕСТВО МОГУЩЕСТВО ОБЛАДАНИЕ СПОСОБНОСТЬЮ.
Как научиться говорить «НЕТ»? Родительское собрание Социально-психологическая служба ОУ 845.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка Урок биологии в 11 классе Учитель: Иванова О. В.
Воображение. Воображение Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует.
Ранние работы Фрейда в области неврологии Готовила Бугаева Виктория ПСХ21.
Франц Рупперт Душевные травмы Что такое душевная травма и какая психотерапия может помочь?
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Внутриличностные конфликты - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые.
Транксрипт:

Зигмунд Фрейд Подготовила к.м.н. Татьяна Ляшок

1. Нам приходилось давно уже отмечать, что следствием каждого невроза, а следовательно, и его тенденцией является отдаление больного от реальной жизни, отчуждение его от действительности. Подобный факт не мог ускользнуть от наблюдений P. Janet, он указывал на потерю de la fonction du réel как на особое свойство невротиков, не вскрыв, однако, связи этого расстройства с основными условиями всякого невроза

Введение понятия о процессе вытеснения в генезис невроза дает нам возможность рассмотреть эту зависимость. Невротик отвращается от действительности, потому что он находит ее невыносимой для себя, в целом или в части. Крайним типом подобного отвращения от действительности являются особые случаи галлюцинаторного психоза, в которых подвергается отрицанию событие, вызвавшее безумие (Griesinger). Собственно говоря, именно так поступает каждый невротик по отношению к какой-либо части действительности. 3 1 Jahrbuch für psychoanalyt. und psychopathologische Forschungen, Bd. III P. Janet. Les Nevroses Bibliotheque de philosophie scientifique. 3 Изумительно ясное предчувствие этой причинной связи недавно указано О. Rank'oм в одном месте у Шопенгауэра (Мир как воля и представление, т. II. См. Zentralblatt für Psychoanalyse, вып. 1 2, 1910)

Перед нами встает теперь задача исследовать развитие отношения к реальности невротика и человека вообще и таким образом включить психологическое значение реального внешнего мира в состав нашего учения. В психологии, основанной на психоанализе, мы привыкли считать исходным моментом бессознательные душевные процессы Мы рассматриваем их как более старые, первичные, как остатки такой стадии развития, в которой они являлись единственной формой душевных переживаний. Высшую тенденцию, которой подчиняются эти первичные процессы называют принципом удовольствия-неудовольствия. Эти душевные процессы имеют стремление доставить себе удовольствие. От переживаний, могущих вызвать неудовольствие, психическая деятельность отвращается (вытеснение). Наши ночные сновидения, наше стремление наяву оторваться от гнетущих впечатлений остатки господства этого принципа доказывают его могущество

Психическое состояние покоя первоначально было нарушено властными запросами внутренних потребностей, в этом случае желанное выдвигалось просто в виде галлюцинации, как это и теперь еще еженощно происходит в наших сновидениях. 1 И только отсутствие ожидаемого удовлетворения разочарование привело к отказу от такой попытки удовлетворения путем галлюцинации. Вместо этого психический аппарат должен был решиться представить себе реальные соотношения внешнего мира и стремиться к их реальному изменению. 1 Состояние сна может вернуть нам подобие душевной жизни до признания реальности, так как в основе сна лежит намеренное отрицание ее (желание спать)

Таким образом, был введен новый принцип душевной деятельности. Представлялось уже не то, что приятно, а то, что действительно, даже если оно и неприятно. 1 Это введение принципа реальности повлекло за собой большие последствия. 1.Прежде всего, новые требования сделали неизбежным ряд приспособлений психического аппарата. Возросшее значение внешней реальности повысило роль обращенных к внешнему миру органов чувств и связанного с ними сознания, которое, помимо интересовавших до сих пор психику качеств удовольствия и неудовольствия, научилось воспринимать и качества, определяемые органами чувств. Была выработана особая функция внимание, в задачу которого входило периодически обследовать внешний мир для того, чтобы данные его наперед были известны, если появится неотвратимая внутренняя потребность. Эта деятельность идет навстречу впечатлениям чувств, вместо того чтобы ожидать их появления

1 грудной ребенок, пользующийся материнским уходом, приблизительно осуществляет именно такую психическую систему. Вероятно, он переживает галлюцинацию исполнения его внутренних потребностей; при возрастающем раздражении и отсутствии удовлетворения потребностей он выражает свое неудовольствие в моторном проявлении в виде крика и барахтанья и вслед за тем получает галлюцинаторное удовлетворение. Впоследствии, уже выйдя из грудного возраста, он научается намеренно употреблять эти же моторные проявления в качестве выразительных жестов. Так как уход за грудным ребенком служит образцом для последующего воспитания детей, то господство принципа удовольствия может окончиться, собственно говоря, только с полным отделением от родителей

Весьма вероятно, что одновременно с этим была введена система отметок, которая должна была сохранять продукты деятельности сознания, часть того, что мы называем памятью. Вместо вытеснения, исключавшего представления вызывающие неудовольствие, возникло беспристрастное суждение - верно или неверно определенное представление, т. е. созвучно ли оно с реальностью, сравнением со следами воспоминаний о той же реальности. Моторное проявление, служившее во время господства принципа удовольствия разгрузке душевного аппарата от добавочного раздражения приобрело теперь новую функцию обращение к целесообразному изменению действительности. Оно превратилось в действие

Ставшая необходимой задержка моторного проявления (действия) осуществлялась процессом мышления, постепенно возникшего из представления. Мышление было снабжено свойствами, благодаря которым душевный аппарат мог перенести повышенное возбуждение, усилившееся от задержки проявления. Первоначальное мышление было, вероятно, бессознательным, оно получило дальнейшие для сознания ощутимые свойства только через связь с остатками слов

2. По-видимому, существует общая тенденция нашего душевного аппарата, которую можно отнести к экономическому принципу сбережения: она выявляется в упрямом цеплянии за имеющиеся в ее распоряжении источники удовольствия и в трудности отказа от последних. С введением принципа реальности откололся вид мыслительной деятельности, свободной от критерия реальности и подчиненной исключительно принципу удовольствия, 1 это фантазирование, которое начинается еще с детских игр и, продолжаясь в виде сна наяву. 1 Подобно тому, как нация, богатство которой основано на эксплуатации земли, тем не менее отгораживает определенную область, которая оставляется в первобытном состоянии для того, чтобы сохранить ее от культурных изменений (Национальный парк Иеллоустоун в США)

3. Замена принципа удовольствия принципом реальности со всеми вытекающими отсюда психическими последствиями, осуществляется не сразу и не одновременно по всей линии. В то время как стремления, связанные с личным Я, проходят этот путь развития, сексуальные стремления в значительной степени уклоняются от них. В ранней стадии развития половые влечения аутоэротичны. Они находят удовлетворение в собственном теле и поэтому не встречают отказа, который потребовал бы введения принципа реальности. Процесс отыскания объекта испытывает вскоре длительный перерыв = скрытый период, задерживающий половое развитие до наступления половой зрелости. Аутоэротизм и скрытый период влекут за собой задержку в психическом развитии полового влечения и этим сохраняют последнее на более продолжительное время под господством принципа удовольствия, от которого половое влечение у многих лиц уже никогда не может избавиться

В результате устанавливается более тесная связь, с одной стороны, между половым влечением и фантазией, с другой, между влечениями Я и деятельностью сознания. Эта связь оказывается, как у здоровых, так и у невротиков, очень тесной. Именно продолжающееся влияние аутоэротизма и создает условия для того, чтобы более легкое, мгновенное и фантастическое удовлетворение сексуальным объектом так долго предпочиталось реальному, требующему труда и отсрочки. Вытеснение остается всемогущим в царстве фантазии; оно в состоянии приостановить представления in statu nascendi, не доводя их до сознания, если включение их может дать повод к возникновению неудовольствия

Это и есть то слабое место нашей психической организации, при помощи которого мыслительные процессы, даже ставшие уже рациональными, могут вновь подводиться под господство принципа удовольствия. Значительная часть психических предрасположений к неврозу вызывается, таким образом, более поздним приспособлением полового влечения к соблюдению условия реальности и теми обстоятельствами, которые вызывают запоздание. 4. Как стремящееся к удовольствию Я может только желать, искать удовольствия и избегать неудовольствия, так стремящееся к реальности Я должно искать пользы и застраховать себя от вреда.1 1 Преимущества второго Я перед первым Б. Шоу метко выразил словами: Быть в состоянии выбрать линию наибольшей выгоды, вместо того чтобы отступать по линии наименьшего сопротивления (Человек и сверхчеловек. Комедия и философия)

В действительности замена принципа удовольствия принципом реальности не означает вовсе устранения принципа удовольствия, а только его подкрепление Мгновенное, но сомнительное по своим последствиям удовольствие устраняется только для того, чтобы на новом пути обеспечить себе более надежное, хотя и отсроченное. Учение о награде на том свете за добровольный или вынужденный отказ от земных наслаждений не что иное, как мифическая проекция этого психического переворота. Но этим путем не было достигнуто преодоления принципа удовольствия. Лучше всего удается это преодоление науке; впрочем, и она доставляет во время работы интеллектуальное удовольствие и обещает конечный практический выигрыш

5. Воспитание может быть определено, без дальнейших оговорок, как побуждение к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности. Оно пытается помочь изложенному процессу развития Я, пользуясь при этом любовью воспитателей в виде награды, и поэтому не достигает цели, если избалованное дитя убеждено, что оно обладает этой любовью и без того и не может ни при каких обстоятельствах потерять ее. 6. Искусство своеобразным путем достигает примирения этих двух принципов. Художник это человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений; он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии, преображая свои фантазии в новый вид действительности, который принимается человечеством как ценное отображение реальности. 1 (О. Ранк Художник. Вена, 1907)

7. В то время как Я проделывает превращение из Я, стремящегося к удовольствию, в Я, стремящееся к реальности, сексуальные влечения претерпевают ряд изменений от первоначального аутоэротизма через различные промежуточные фазы к направленной на объект любви, служащей функции размножения. Каждая ступень этих обоих путей развития может стать базой для предрасположения к неврозу, выбор формы заболевания связан с тем, в какой фазе развития Я и либидо наступила предрасполагающая задержка. Таким образом приобретает неожиданное значение течение обоих процессов развития во времени и возможное передвижение их по отношению друг к другу

8. Самое поразительное свойство бессознательных процессов - для них критерий реальности не имеет значения мыслимая реальность приравнивается к внешней действительности, желание к осуществлению, к событию, как это непосредственно вытекало из господства старого принципа удовольствия. Потому-то так трудно отличить бессознательную фантазию от ставших бессознательными воспоминаний. Потому-то надо остерегаться ошибки, как бы не внести в вытесненные психические образования оценку из реального мира или недостаточно высоко оценить значение фантазий только потому, что они нереальны или же пытаться вывести невротическое чувство вины из чего-нибудь другого на том основании, что нет налицо действительно совершенного преступления

Попробуем для примера истолковать такой сон. Человек, когда-то ухаживавший за своим отцом во время его длительной смертельной болезни, сообщает, что в последующие после кончины отца месяцы он не раз видел сон: отец снова жив и беседует с ним, как обычно; при этом он сам, однако, очень болезненно переживает ощущение, что отец все-таки умер, но сам он об этом не знает. по его желанию или вследствие его желания что он этого желал Нет другого пути к распознанию противоречивого на первый взгляд сна, как прибавление по его желанию или вследствие его желания после слов что отец все-таки умер, и приставка: что он этого желал к последним словам. Мысль сна тогда означает: ему неприятно вспоминать, что он должен был желать отцу смерти (как освобождения от страданий) еще при его жизни и как было бы ужасно, если бы отец об этом мог догадаться

Здесь, таким образом, налицо известный случай самоупреков после потери любимого человека. Здесь этот упрек связан с инфантильным значением желания смерти отцу. В коротких положениях о психических последствиях приспособления к принципу реальности я вынужден был высказать суждения, от которых я предпочел бы воздержаться и обоснование которых еще потребует немало усилий. Но я буду надеяться, что благосклонно настроенный читатель заметит, где именно в настоящей работе начинается господство реальности. Зигмунд ФРЕЙД. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., Алетейя, / Фрейд З. Положение о двух принципах психической деятельности. С 98 –