г.Калязин 2011 г.
Раннее детство, как известно, один из наиболее интенсивных этапов развития ребенка. Традиционно этот период связывают с важными достижениями в становлении речи. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает возможности общения, речь оказывает огромную услугу в познании мира, формирует взгляды и убеждения. Становление речи детей ясельного возраста является «фундаментом» для последующего усвоения родного языка. Но в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. По данным ведущих ученых у 70 % новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга- центрального органа речевой функции. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении дошкольника. Только полноценное овладение речью является необходимым условием для гармоничного развития личности ребенка. Вот почему так значима и актуальна выдвинутая тема.
Заключается в создании условий «фундамента» образовательной деятельности для развития речи детей, на основе дифференцированного подхода, с учетом своеобразия группы и личностно- ориентированного подхода к каждому ребенку через разные виды деятельности. Такой подход дает возможность усилить те направления работы с детьми, которые вызывали у них сложность или не реализовались в соответствии с требованиями программы, или наоборот, усложнять программные задачи по индивидуальным способностям каждого ребенка.
В настоящее время утрачены традиционные подходы к организации образовательной деятельности с детьми ясельного возраста в речевом развитии детей. На сегодняшний день существует множество методик, программ, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи. В программе Т.Н. Дороновой « Из детства в отрочество» по ясельной группе определились положительные тенденции в планировании образовательного процесса на основе содержательных блоков. Но нет полных методических пособий с разработками занятий по развитию речи через разные виды деятельности. Поэтому, изучив программу, дополнительные пособия и методики в организации образовательного процесса через разные виды деятельности, я стала применять их в работе с детьми
Создавать условия, способствующие активизации детской речи, обеспечить развитие всех сторон речи, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Формировать диалогическую речь детей. 1.Развивать активную и коммуникативную речь 2.Развивать и совершенствовать понимание речи взрослого, активизировать и обогащать словарь. 3. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. 4. Совершенствовать грамматическую структуру речи. 5. Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. 6. Обогащать представления о ближайшем окружении, расширять и активизировать словарный запас слов. 7. Развивать мелкую моторику руки посредством игровых упражнений
Интегрированные занятия в образовательной деятельности Взаимосвязь разных видов деятельности и форм работы с детьми по развитию речи Осуществление дифференцированного подхода к образовательному процессу. Направления работы Совместная деятельность (Ознакомление с окружающим и предметным миром) Самостоятельная деятельность (Игровая) Организация пространственно- развивающей среды Специальные занятия (Фронтальные, групповые, индивидуальные)
Воспитатель Родитель Ребенок Развитие движений Познавательное развитие Развитие речи Развитие движение является базой для познания окружающего мира Познавательное развитие является средством для развития речи Ребенок познает мир через общение со взрослыми
Предметно- развивающая среда всесторонне развивает личность ребенка через непосредственное общение воспитателя с ребенком
Познавательно- речевое: фронтальные, комплексные, групповые, индивидуальные. Направлены на: обогащение словаря; На развитие: грамматического строя речи; произносительной стороны речи; диалогической речи.
Цель: побуждать активность детей с помощью слова, жеста, звукоподражания, добиваться формулировки цели ребенка в продуктивных видах деятельности. «Наш ребенок – исследователь» Рисование манкой. Направлены: На обогащение познавательно-речевой сферы ребенка, на развитие мелкой моторики руки и обогащение словаря
Интегрир ованные занятия Познавательно- речевое (Основное) Музыка (Второстепенное) Лепка (Второстепенное) Познавательно- речевое (Основное) Музыка (Второстепенное) Лепка (Второстепенное) Познавательно- речевое (Основное) Рисование (Второстепенное) Познавательно- речевое (Основное) Рисование (Второстепенное) Познавательно- речевое (основное) Музыка (Второстепенное) Познавательно- речевое (основное) Музыка (Второстепенное) Познавательно- речевое (Второстепенное) Рисование (Основное) Познавательно- речевое (Второстепенное) Рисование (Основное)
Цель: Научить ребенка постигать окружающий мир через действия, выражать свои чувства в речи, движении, рисовании, музыке. Способствовать развитию грамматического строя речи.
Виды театров Театр в развитии речи Верховые: Театр ложек Варежковый Кукольный Верховые: Театр ложек Варежковый Кукольный Настольные: Конусный Театр мягкой игрушки Плоскостной Фланелеграф Перчаточный Настольные: Конусный Театр мягкой игрушки Плоскостной Фланелеграф Перчаточный Напольные: Театр марионеток Театр кукол «Живой руки» Игры- драматизации
Цель: формировать привычку к выразительной речи, звуковую культуру речи, диалогическую речь, способствовать социально- эмоциональному развитию детей. Побуждать к импровизации средствами выразительных движений и интонаций, помогать преодолеть робость, неуверенность в себе.
Цель: создать условия для развития самореализации творчества детей, обеспечить право выбора каждого ребенка на любимое занятие
Модель организации работы через разные виды игр Игра Развивающие игры Сенсорные игры Подвижные игры Действие с предметами Игры- эксперим енты Дидактиче ские игры Словесные игры Игры драматизации Настольно- печатные игры Развитие речи Сюжетно- ролевые игры
Цель: способствовать знакомству детей с доступными их пониманию человеческой деятельности, развитию грамматического строя речи. Обогащать словарь, развивать диалогическую речь Сюжетно – ролевая игра Режимные моменты Утро радостных встреч «Приходи сказка» Цель: формировать интерес и потребность к слушанию художественных произведений, небольших рассказов, сказок без наглядного сопровождения.
Цель: вводить детей в мир народного фольклора, вызывать у них интерес к игровому действию, обогащать произносительную сторону речи и расширять словарь детей.
Цель: развивать любовь к русскому народному творчеству, побуждать к импровизации средствами выразительных движений
Обогащение словаря Сентябрь 2010 г.Январь 2011 г. Диалогическая речь как способ коммуникации