А. П. Чехов. «Вишнёвый cад» Цель урока проанали- зировать пьесу «Вишнёвый сад». Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, опре- делить особенности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л.Книппер он сообщил,
Advertisements

Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад». Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, определить особенности сюжета, конфликта, образной.
Выполнил студент группы Э-11-2 Антюшин Дмитрий. Цель проекта: Проанализировать пьесу Вишневый сад Задачи 1. Формировать представление о нравственных идеалах.
Чехов "Вишневый сад"(+тест) презентация
Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова.
А. П. Чехов «Вишнёвый сад» Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа 20 г. Одесса.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Задание 1 А.П. Чехов родился в А. Таганроге; Б. Мелихове; В. Москве.
Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад» Основные задачи: обучать интерпретации драматического произведения; развивать умение видеть в произведении.
«Вишнёвый сад» (1903) «Вишнёвый сад» как бы вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведениями.
Стецкая Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная)
Антон Павлович Чехов «Вишневый сад». Принципы «новой драмы»: Театр настроения Театр настроения Нет ни злодеев, ни ангелов Нет ни злодеев, ни ангелов Диалог.
СИМВОЛ « САДА » ДЛЯ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА « ВИШНЕВЫЙ САД » Владимирова Анастасия 11 а.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди.
Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте.
ЗАТРОНУТЬ САМУЮ СУТЬ И САМЫЕ НАБОЛЕВШИЕ СТРУНЫ....
Электронные учебные материалы к уроку литературы на I курсе А.П.ЧЕХОВ Жизненный и творческий путь А.П.Чехов и Липецкий театр Составитель: Плеханова Надежда.
Драматургические опыты А.П.Чехова. История создания пьесы «Вишнёвый сад». Сложность и многозначность отношений между героями пьесы Урок литературы в 11.
Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад». Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт будет веселый, да и вся пьеса веселая, легкомысленная. А.П.
ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ ( ) ( ) Prezentacii.com.
ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ ( ) Prezentacii.com Автор Хамкова Варя 6-Б класс МСОШ 1 Учитель Жерноклетова Н. В.
Транксрипт:

А. П. Чехов. «Вишнёвый cад» Цель урока проанали- зировать пьесу «Вишнёвый сад». Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, опре- делить особенности сюжета, кон- фликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра. План урока: 1. История созданияИстория создания 2. Сюжет и конфликтСюжет и конфликт 3. Образная система. Главные героиОбразная система. Главные герои 4. Второстепенные и внесценические героиВторостепенные и внесценические герои 5. Особенности подтекста в «Вишнёвом саде»Особенности подтекста в «Вишнёвом саде» 6. Жанровое своеобразиеЖанровое своеобразие Вперёд

История создания Замысел «Вишнёвого сада» возник у А. П. Чехо- ва весной 1901 года (первые заметки в запис- ной книжке появились на шесть лет раньше). В пись- ме О. Л. Книппер он со- общил, что собирается пи- сать «4 – актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года. Назад К оглавлениюВперёд А. П. Чехов

История создания (продолжение) К удивлению А. П. Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию. Одна из причин – «драматический» сюжет, взятый из реальной жизни. В 1880–90-х годах российская пресса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А. П. Чехов был свидетелем подобной истории ещё в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г. П. Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по дешёвой цене. Назад К оглавлениюВперёд

История создания (продолжение) Премьера «Вишнёвого сада» состоялась 17 янва- ря 1904 года на сцене Мо- сковского Художествен- ного Театра (МХТ) и сов- падала с 25-летием лите- ратурной деятельности А. П. Чехова. Премьера спектакля К оглавлению ВперёдНазад

Сюжет и конфликт Характерная черта сюжета «Вишнё- вого сада» внешняя «бессобытий- ность». Главное событие пьесы про- дажа вишнёвого сада происходит не на сцене; герои только говорят о нём. Назад К оглавлениюВперёд

Сюжет и конфликт (продолжение) Отсутствует в пьесе и тради- ционный персонифицированный кон- фликт. Разногласия героев (прежде всего Раневской и Гаева с Лопахиным) по поводу сада не находят здесь открытого выражения. Назад К оглавлениюВперёд

Сюжет и конфликт (продолжение) Работая над «Вишнёвым садом», А. П. Чехов ориентировался на новую кон- цепцию изображения действительности: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». ВперёдК оглавлению Назад

Образная система. Главные герои Среди героев пьесы есть представители разных соци- альных слоёв и поколений. Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев, милые, добрые люди. Они не могут жить без вишнёвого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло. НазадК оглавлениюВперёд Гаев

Образная система. Главные герои (продолжение) Купец Лопахин де- ловой и практичный чело- век. Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как нас- тоящий капиталист: поку- пает имение, чтобы разбить вишнёвый сад на дачные участки. Назад К оглавлению Вперёд Купец Лопахин

Образная система. Главные герои (продолжение) Петя Трофимов и Аня честные и благородные мо- лодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном тру- де», Аня о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не вну- шают абсолютного доверия. Вперёд К оглавлению Назад Петя Трофимов

Второстепенные и внесценические герои Второстепенные герои пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епихо- дова, долги помещика Симео- нова–Пищика, житейская неуст- роенность гувернантки Шарлот- ты Ивановны, беспомощность Фирса, безусловно, достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии каких–либо решительных дейст- вий не могут не раздражать. Назад К оглавлению Вперёд Епиходов и Дуняша

Второстепенные и внесценические герои (продолжение) Особую роль в «Вишнёвом саде» играют внес- ценические герои: ярославская тётушка, любовник Раневской, дочь Симеонова–Пищика. Благодаря им художественное пространство пьесы расширяется и приближается к реальному. Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишнёвого сада»: не контраст, а сходство. Общие черты можно заменить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия. Назад К оглавлению Вперёд

Проблема подтекста в «Вишнёвом саде» Подтекст скрытый смысл выска- зывания, вытекающий из соотношения сло- весного значения с контекстом и речевой ситуацией. Прямые значения слов в этом случае перестают формировать и определять внутреннее значение речи. Главным стано- вится эмоциональный смысл. Назад К оглавлению Вперёд

Проблема подтекста в «Вишнёвом саде» (продолжение) Действие в «Вишнёвом саде» развивается не от события к событию, а от настроения к настроению. Его создают диалоги (точнее, недоговорённые моноло- ги), авторские ремарки (которые иногда противоречат сказанному на сцене), музы- кальный фон (герои играют на гитаре, напевают, слушают еврейский оркестр), символы (вишнёвый сад, звук лопнувшей струны, стук топора). Эту особенность чеховской пьесы деятели МХТ назвали «подводным течением», а литературоведы подтекстом. Вперёд К оглавлению Назад

Жанровое своеобразие А. П. Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией. Действительно, в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходя- щего: Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделал ей предложение; Гаев беспокоится о судьбе вишнёвого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа; Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои калоши и падает с лестницы. Тем не менее общее настроение пьесы скорее грустно – поэтическое, чем весёлое: её герои живут в атмосфере тотального неблагополучия. Таким образом, «Вишнёвый сад» по своим жанровым характеристикам приближается к лирической комедии или трагикомедии. Назад К оглавлению Вперёд

Заключение Последняя пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» стала одним из самых знаменитых произведений мировой драматургии XX века. Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам («бессобытийный» сюжет, отсутствие персонифицированного конфликта, подтекст, жанровое своеобразие) она получила известность за рубежом ещё при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь: «При всём её большом успехе, писал А. П. Чехову 21 июня 1904 года А. В. Амфитеатров, ни публицистика, ни критика ещё не добралась до всей её прелести и будут открывать в ней одну глубину за другою долго-долго, всё более и более в неё впиваясь, любя её и к ней привыкая». НазадК оглавлению