Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница (Центр психического здоровья детей и подростков) Проблема психического здоровья детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Центр психического здоровья детей и подростков) Медико-социальные аспекты охраны,
Advertisements

Особенности взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и учреждений образования при проведении медико-социальной экспертизы. Дроздова Э.Е., руководитель.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Л.А.Грибкова заведующая детской поликлиникой, врач высшей категории МЛПУ «Чайковская центральная городская больница »
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Д.м.н., профессор Эльмира Нурисламовна Мингазова Казанский государственный медицинский университет ИННОВАЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско- родительских отношений.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Муниципальное учреждение отдел образования администрации городского округа «Город Волжск» Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Система профилактической работы в образовательных учреждениях К. Г. Гуревич.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
«О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних» Министр общего и профессионального образования Ростовской.
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
«Роль ПМС – центров в процессе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательной системе района» Руководитель МОУ «Лодейнопольский.
Транксрипт:

Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница (Центр психического здоровья детей и подростков) Проблема психического здоровья детей в условиях кризисных ситуаций Школьная дезадаптация: Школьная дезадаптация: психиатрический аспект Пути решения проблемы Главный врач Главный детский психиатр Л.Г.Раевская Волгоград 2010 г.

Официальная статистика В России проживает детей В России проживает детей –дети, оставшиеся без попечения родителей –дети, оставшиеся без попечения родителей – дети-инвалиды ( –инвалиды по психическому расстройству) – дети-инвалиды ( –инвалиды по психическому расстройству) – дети в социально опасном положении – дети в социально опасном положении На учете в МВД РФ состоит > детей На учете в МВД РФ состоит > детей За психиатрической и наркологической помощью ежегодно обращается более 1млн. детей и подростков За психиатрической и наркологической помощью ежегодно обращается более 1млн. детей и подростков К 2010г. численность детского населения сократиться К 2010г. численность детского населения сократиться на 3,73 млн.чел. (по сравнению с 2003г.) на 3,73 млн.чел. (по сравнению с 2003г.)

По результатам Всероссийской диспансеризации 2002 года только 20 % детей признаны здоровыми. По результатам Всероссийской диспансеризации 2002 года только 20 % детей признаны здоровыми. Общая заболеваемость детей до 15 лет и подростков до 18 лет за последние 5 лет увеличилась на 19%. В среднем на 1 ребенка приходится 2,1 заболевания, на 1 подростка – 1,7 заболевания. Общая заболеваемость детей до 15 лет и подростков до 18 лет за последние 5 лет увеличилась на 19%. В среднем на 1 ребенка приходится 2,1 заболевания, на 1 подростка – 1,7 заболевания. Особую озабоченность вызывает состояние здоровья 21 млн. детей школьного возраста. Особую озабоченность вызывает состояние здоровья 21 млн. детей школьного возраста.

Состояние здоровья детей школьного возраста За период школьного обучения заболеваемость детей увеличивается в 2-3 раза. В образовательных учреждениях нового типа (лицеи, гимназии и пр.) заболеваемость увеличивается в 3-5 раз. 50 % детей к окончанию школы имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья. Более 30% юношей к окончанию школы не годны к военной службе по состоянию здоровья. Факторы внутришкольной среды, влияющие на формирование здоровья Несоответствие санитарно- гигиеническим нормативам образовательных учреждений (25% школ не имеют центрального отопления, 30% - водопровода и пр.) % детей получают горячее питание. У 80% школьников низкая физическая активность. Медленно внедряются здоровьесберегающие технологии в образовательные учреждения. Уровень учебных нагрузок не соответствует функциональным возможностям детей. 30 % школ не имеют медицинских кабинетов.

Восприятие Память Внимание Внимание ВоображениеМышление ПСИХИКА Интеллект ИнтеллектПСИХИКА Речь Речь Воля Воля Эмоции Эмоции Критика Критика Критические периоды развития: 2-4 года 7-8 лет лет

Структурная компонента психики Поведенческий Аффективный Волевой Психо- сексуальный Психо- физический Когнитивный I криз – года II криз – лет III криз – лет

ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ (по В. В. Ковалеву) 1. Этап сомато-вегетативный (0-3 года) (этап «мы», симбиотическая связь; становление моторной, сенсорной, эмоциональной, вегетативной функции через значимых взрослых). 2. Этап психомоторный (3-7 лет) фобическое тревожное расстройство; парциальное социофибическое расстройство; начинают формироваться эмоционально-поведенческие реакции: - эксплозивный тип; - эгоцентричный тип; - астенический (тормозной тип).

(продолжение) 3. Этап психоэмоциональный (7-10 лет) Поведенческие расстройства носят мерцательный характер (как декомпенсация резидуально-органической патологии) – форма проявления разнообразная. 4. Этап идеаторный (пубертатный возраст) 2 фазы пубертата: негативная; позитивная; Характерно развитие пубертатного криза с аффективными расстройствами: - психологический пубертат; - дисгармоничный пубертат; - патологический пубертат.

– процесс приспособления организма к меняющимся факторам внешней и внутренней среды для его здоровья

Ведущий механизм адаптации в детском возрасте – особо быстрая ускоренное включение всех экстренных механизмов защиты (гемодинамические реакции, энергетическое обеспечение приспособительных усилий). Однако высокая мобильность адаптационных реакций сочетается с повышенной.

Усиленная адаптационно-компенсаторная активация спад функциональной активности органов и систем дефицит энергетики затруднение восстановления функций

Факторы, усугубляющие ребенка Неоправданные наказания Постоянная критика Запреты и ограничения Завышенные требования к достижениям Переутомление Конфликты в семье

Значительные перемены произошли и в образовательной системе с уходом от единообразия организации учебного процесса, экстенсивным характером учебных нагрузок на фоне ухудшающихся физических показателей школьников, увеличения детей с соматической патологией и пограничными психическими расстройствами.

В этих условиях дети и подростки испытывают влияние чрезмерно жестких факторов среды, нередко превышающих их адаптационные возможности

Клинико-эпидемиологические исследования указывают на более, чем 50 % распространенность пограничных нервно-психических расстройств среди учащихся школ и других средних учебных заведений.

Реализация подпрограммы Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ( гг.). предусматривает взаимодействие учреждений здравоохранения с организациями образования и социальной защиты по различным медико-психолого- социальным вопросам. Реализация подпрограммы Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ( гг.). предусматривает взаимодействие учреждений здравоохранения с организациями образования и социальной защиты по различным медико-психолого- социальным вопросам.

КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ И СЛУЖБ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Мобильные бригады специалистов (с диагностическим модулем) Образовательные программы (для врачей, родителей, специалистов других ведомств) Использование Интернет ресурсов (Сайты, интерактивное консультирование) Амбулаторный сателлит Эпилептологический центр Центр кризисных состояний Центр СДВГ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В рамках Волгоградского отделения Российской медицинской ассоциации ВРАЧЕЙ ПУТИ РЕШЕНИЯ Образовательная программа для врачей (конференции, семинары, тематические циклы) Образовательная программа для врачей (конференции, семинары, тематические циклы) Образовательная программа для педагогов и психологов, социальных работников Образовательная программа для педагогов и психологов, социальных работников Образовательная программа для родителей Образовательная программа для родителей (эпишкола, памятки для родителей, создание интернет-сайта ). (эпишкола, памятки для родителей, создание интернет-сайта ). Выездная образовательная программа в районах области Выездная образовательная программа в районах области

Сила Напряженность Скорость Устойчивость

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ Нервная система Сильный Подвижный Инертный Уравновешенный Неуравновешенный Слабый Неуравновешенный Малоподвижный

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТ (свойство реактивности нервной системы) ХАРАКТЕР (индивидуальный почерк активного поведения) ЛИЧНОСТЬ (содержание)

Типы деформирующего воспитания (по Д.Н. Исаеву, А.И.Захарову, 1987г.) Воспитание по типу непринятия, эмоциональное отвержение ребенка Воспитание по типу непринятия, эмоциональное отвержение ребенка Гиперсоциализирующее - тревожно- мнительное отношение родителей к здоровью, успехам, статусу в обществе Гиперсоциализирующее - тревожно- мнительное отношение родителей к здоровью, успехам, статусу в обществе Эгоцентрическое, по типу «кумира семьи» Эгоцентрическое, по типу «кумира семьи»

Посеешь поступок – Пожнешь привычку, Посеешь привычку – Пожнешь характер, Посеешь характер – Пожнешь судьбу! (народная мудрость)

ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ Умственная неполноценность Пограничные нервно-психические расстройства: невротические расстройства личности психосоматические эмоциональные расстройства расстройства поведения ограниченное рамками семьи - социализированное - несоциализированное Неврозы классические симптоматические (тики, заикание, энурез и т.д.) Собственно психические расстройства (психозы, шизофрения, эпилепсия)

Виды психической патологии, формирующие школьную дезадаптацию Интеллектуально-мнестические расстройства (умственная отсталость, психоорганические, церебрастенические) Интеллектуально-мнестические расстройства (умственная отсталость, психоорганические, церебрастенические) Расстройства мышления («астеническая несостоятельность», аутистическое мышление, патологическое фантазирование, сверхценные увлечения и пр.) Расстройства мышления («астеническая несостоятельность», аутистическое мышление, патологическое фантазирование, сверхценные увлечения и пр.) Эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрессия) Эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрессия) Волевые расстройства (нарушения мотивации, снижение психического напряжения, расстройства целенаправленного внимания) Волевые расстройства (нарушения мотивации, снижение психического напряжения, расстройства целенаправленного внимания) Личностные расстройства (патохарактерологические реакции, психопатизация) Личностные расстройства (патохарактерологические реакции, психопатизация) (по И.К.Шац, 2003 г.)

Факторы, влияющие на школьную успеваемость НейропсихологическиеПсихологические Психолого- педагогические особенности морфогенеза особенности функциогенеза уровень умственного развития индивидуальные психологические особенности готовность к школе возраст ребенкадидакто-методическая система обучения (традиционная, развивающая) (Локалова Н.П. 2009)

Компоненты: Мотивационная готовность Интеллектуальная готовность Волевая готовность Характер социального развития ребенка (стиль общения)

Стороны школьной жизни, вызывающие тревожность у учащихся начальных классов (по И.В. Дубровиной) Категории ответов Кол-во высказываний (в %) гг гг. Школьные неприятности 8855 Домашние неприятности 4972 Боязнь физического насилия 1768 Проблемы общения со сверстниками 1849 «Безобъектные» страхи 942 Чувство неполноценности 328 Дидактогенный невроз 323

( е годы) Младшие школьники (7-10 лет) – школьные проблемы Подростки лет – взаимоотношения со сверстниками Старшеклассники лет – проблемы, связанные со взрослыми и боязнь личной несостоятельности е

( е годы) Младшие школьники (7-10 лет) – школьные проблемы; архаические страхи (темноты, огня, крови); «магические страхи» (потусторонних сил, судьбы, сглаза); витальные (смерть) 90-е

( е годы) Подростки (12-14 лет) – «школьные страхи» доминируют; боязнь физического насилия Старшеклассники лет – Я: внешность, будущее (профессия, армия); сверстники – отвержение; магические страхи; сексуальные проблемы 90-е

( е годы) Младшие школьники (7-10 лет) – социальные страхи: опасные люди; семья: болезнь, смерть, расставание; витальные страхи: смерть, травма гг. по данным А. И. Захарова

( е годы) гг. по данным А. И. Захарова Подростки (12-14 лет) – сверстники: отношение с противоположным полом; витально-социальные: физическое насилие, ограбление; Я: внешность, будущее – личное и профессиональное; магические

( е годы) гг. по данным А. И. Захарова Старшеклассники лет – Я: внешность, будущее – личное и профессиональное; магические страхи; витально-социальные страхи: физическое насилие, ограбление

Повышение эмоциональной напряженности у детей и подростков Поведение педагога и создаваемая им атмосфера

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ППР СРЕДИ ДЕТЕЙ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ – образовательная среда - Вострокнутов Н. В. 2009

Организация социальной среды Система профилактических мероприятий (первичная, вторичная) Организация обучения (определение типа и вида образовательного учреждения) Лечебно-терапевтическая помощь Лекарственное Обеспечение Диагностический модуль Инновационные технологии

1. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». 2. Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». 3. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов». 4. Приказ Минздрава РФ от 3 июля 2000 г. 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».

(в условиях образовательного учреждения) анкеты родителей, опросники детских педагогов скрининговые методы экспресс-методы Педиатр – невролог -психолог Педиатр – психиатр

Периодичность в 3 года за 1 год до школы перед школой в конце 1-го класса в конце 3-го класса в 5 классе в 7 классе в 9 классе в 10 классе в 11 классе I Этап – доврачебный (анкетирование, антропометрия, лабораторное исследование) II Этап – врачебный III Этап – специализированный Этапность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР 8 ИЮЛЯ 1980 г. 281-М МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР 28 ИЮЛЯ 1980 г Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы.

Свойства нервной системы Сила-слабостьПодвижность- интенсивность Уравновешенность – неуравновешенность Учащиеся со слабой нервной системой Положительные стороны: могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по алгоритму или по шаблону; любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы; планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме; предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы); склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.

длительная напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает) работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные, особенно если на них отводится ограниченное время); высокий темп постановки вопросов и требование немедленного ответа; неожиданный вопрос и требование устного ответа; работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; Негативные стороны:

работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос других учащихся); работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения (одновременно делать записи, следить по учебнику и т.д.); работа в шумной, неспокойной обстановке; работа после резкого замечания учителя, ссоры с товарищем; ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал. Негативные стороны (продолжение) :

давать время на обдумывание и подготовку ответа, не задавать неожиданных вопросов; опрашивать в начале урока; ответ давать в письменной форме; не спрашивать только что объясненный материал; осторожно оценивать неудачи; создавать спокойную обстановку, в минимальной степени отвлекать. Рекомендации учащимся со слабой нервной системой:

Структура психических расстройств детско- подросткового населения Волгоградской области по данным обращаемости за психиатрической помощью (Статформа 10, 2008 г.) Органические расстройства ,49% Шизофрения 199 1,44% Невротические расстройства 376 2,73% Поведенческие расстройства Умственная отсталость ,22% Без психических расстройств 565 4,1% ,11% Итого: 13783

Структура психических расстройств детско- подросткового населения Руднянского района по данным обращаемости за психиатрической помощью (Статформа 10, 2008 г.) Органические расстройства 21,4% Шизофрения 0 Невротические расстройства 2,5% Поведенческие расстройства Умственная отсталость и расстройства развития 8% Без психических расстройств 1,4% 36,7% 30% Итого: 149

Численность и структура расстройств пациентов Ленинского района, обратившихся за специализированной помощью в ГУЗ «ВОДКПБ» Органические расстройства 26,3% Шизофрения 1% Невротические расстройства 6,3% Поведенческие расстройства Умственная отсталость 33,5% Без психических расстройств 2,4% 27,1% Итого: 205

Численность и структура расстройств пациентов Дубовского района, обратившихся за специализированной помощью в ГУЗ «ВОДКПБ» Органические расстройства 36,6% Шизофрения 1,4% Невротические расстройства 12% Поведенческие расстройства Умственная отсталость 10% Без психических расстройств 3% 37% Итого: 213

Структура психических расстройств детско- подросткового населения Светлоярского района Волгоградской области по данным обращаемости за психиатрической помощью (Статформа 10, 2009 г.) Органические расстройства 69 34,5% Шизофрения 4 2% Невротические расстройства 21 10,5% Поведенческие расстройства Умственная отсталость 31 15,5% Без психических расстройств 13 6,5% 62 31,5% Итого: 200

Структура психических расстройств детско- подросткового населения Жирновского района Волгоградской области по данным обращаемости за психиатрической помощью (Статформа 10, 2009 г.) Органические расстройства 62 43,3% Шизофрения 1 0,7% Невротические расстройства 20 14% Поведенческие расстройства Умственная отсталость 8 5,6% Без психических расстройств 14 9,8% 38 26,6% Итого: 143

ЛПУ «Больничная модель» Интернат Дет.дом Спец. школа Приют Школа Детский сад Уровни приоритетного финансирования для оптимизации психического здоровья Семья

Официальный сайт ГУЗ «ВОДКПБ»

Информационный портал СДВГ – подраздел сайта ГУЗ «ВОДКПБ»

Беседа 1. Первый раз – в первый класс Беседа 2. О некоторых гигиенических требованиях к организации жизни ребенка в домашних условиях Беседа 3. Каким должно быть рабочее место школьника Беседа 4. Как предупредить развитие близорукости у школьника Беседа 5. Здоровье и компьютер Л.П. Сливина Доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гигиены ФУВ, ВГМУ