Рязанова Елена Михайловна учитель православной культуры МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области Стаж.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Студентка группы 21-ЕД Некрасова Ирина.
Advertisements

Выполнила учитель русского языка МБОУ СОШ 146 Пушпашева Екатерина Александровна.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
Кафедра математики, физики и информатики. Цели работы кафедры : 1. Реализация одной из важнейших задач школы - повышение качества знаний учащихся, подготовка.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
«Саморазвитие педагога как основа становления профессионала новой школы»
Выпускная работа Тема: Дидактические возможности использования ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МБОУ СОШ с.ЦЕЛИННОЕ ИСЯНЬЮЛОВОЙ АНИСЫ ГУМЕРОВНЫ *ЛИЧНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Дифференцированное обучение на уроках.
Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на личностное, метапредметное и деятельностное образования.
Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Семинар: «Структура планирования управленческой деятельности заместителя директора по УВР»
Организация учебного занятия в системе дополнительного образования детей Максимова О.А., старший методист ГБОУ ДОД «На 9-ой линии»
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Транксрипт:

Рязанова Елена Михайловна учитель православной культуры МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области Стаж педагогической работы – 23 года В данной должности – 4 года Учитель первой категории

Квалификация и профессионализм образование – высшее / Воронежский государственный педагогический институт, 1990 год / курсы повышения квалификации учителей православной культу - ры при БРИПКППС ноябрь – декабрь 2007 года владеет компьютером на уровне пользователя свободно владеет не только традиционными, но и нетрадицион- ными формами проведения уроков, широко использует межпред- метные связи православной культуры с историей, литературой, краеведением, применяет метод постановки проблемы и ее решения использует на уроках метод личностно – ориентированного обуче- ния на основе применения информационных технологий

Тема творческого отчета: Личностно – ориентированное обучение и воспитание на основе применения информационных технологий в процессе изучения предмета «Православная культура». Личностно – ориентированное обучение и воспитание на основе применения информационных технологий в процессе изучения предмета «Православная культура».

Определение: «Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цели личностно- ориентированного обучения развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребёнка; развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребёнка; обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс; обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс; учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребёнка, направленная на преобразование социально- значимых образцов усвоения, заданных в обучении; учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребёнка, направленная на преобразование социально- значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

субъективность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая; субъективность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая; усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности. усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности. Цели личностно-ориентированного обучения (продолжение)

Сравнительная характеристика личностно- ориентированного обучения и традиционной дидактической системы Традиционное обучение: Традиционное обучение: «Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта… То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности». «Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта… То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности». Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель. Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель. Ведущая деятельность процесса обучения – преподавание. Ведущая деятельность процесса обучения – преподавание. Обучение: преподавание + учение: учитель передаёт знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят. Обучение: преподавание + учение: учитель передаёт знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят. Общественные интересы ставятся выше личных. Общественные интересы ставятся выше личных. В процессе обучения нивелируются субъективные различия детей, В процессе обучения нивелируются субъективные различия детей, для всех детей дается единая «планка» - стандарт. для всех детей дается единая «планка» - стандарт. Учитель и учебник – основной источник знаний, а учитель еще и контролирующий субъект познания. Учитель и учебник – основной источник знаний, а учитель еще и контролирующий субъект познания.

Сравнительная характеристика личностно- ориентированного обучения и традиционной дидактической системы Личностно – ориентированное обучение ( ЛОО) Образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей как субъекта познания и предметной деятельности. Образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей как субъекта познания и предметной деятельности. В центре процесса обучения – ученик. В центре процесса обучения – ученик. Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания. Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания. Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов

Сравнительная характеристика личностно- ориентированного обучения и традиционной дидактической системы (продолжение) (продолжение) В процессе обучения максимально раскрываются различия субъективного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьника. Признаётся высшая самооценка личности ребёнка. Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

Позиции учителя при личностно- ориентированном обучении:

Психолого – педагогические характеристики, обеспечивающие личностно – ориентированную направленность урока Формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся; Формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся; Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности; Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности; Ориентация на формирование учебной деятельности школьников; Ориентация на формирование учебной деятельности школьников; Знание и учет психофизических особенностей учащихся; Знание и учет психофизических особенностей учащихся; Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных способностей; Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных способностей;

Психолого – педагогические характеристики, обеспечивающие личностно – ориентированную направленность урока (продолжение) Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию ; Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию ; Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия; Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия; Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга; Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга; Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе: «считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе: «считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; Личностно – ориентированная позиция педагога. Личностно – ориентированная позиция педагога.

Применение в процессе обучения новой технологической линии: обычный кабинет, класс с компьютером, проектором и экраном, кабинет ИВТ. уроки по изучению нового материала, уроки по изучению нового материала, уроки обобщения и повторения после изучения раздела, уроки обобщения и повторения после изучения раздела, уроки – семинары по защите рефератов, уроки – семинары по защите рефератов, уроки по закреплению знаний, уроки по закреплению знаний, уроки подготовки рефератов, творческих работ, сообщений, уроки подготовки рефератов, творческих работ, сообщений, уроки контроля знаний после изучения главы, уроки контроля знаний после изучения главы, уроки коррекции знаний. уроки коррекции знаний.

Самостоятельная домашняя работа при ЛОО с использованием компьютерной технологии выполняет следующие функции : Самостоятельная домашняя работа при ЛОО с использованием компьютерной технологии выполняет следующие функции : Увеличение познавательной активности и организация поисковой учебно – познавательной деятельности учащихся, полностью контролируемой и направляемой учителем; Увеличение познавательной активности и организация поисковой учебно – познавательной деятельности учащихся, полностью контролируемой и направляемой учителем; Осуществление полной индивидуализации и дифференциации обучения на основе выполнения подготавливаемых по заданию учителя рефератов с использованием учебно – дидактических материалов мультимедийного приложения и организации поиска необходимой информации на сайтах, выход на которые осуществляется с диска; Осуществление полной индивидуализации и дифференциации обучения на основе выполнения подготавливаемых по заданию учителя рефератов с использованием учебно – дидактических материалов мультимедийного приложения и организации поиска необходимой информации на сайтах, выход на которые осуществляется с диска; Формирование у учащихся навыков самообучения и информационной культуры; Формирование у учащихся навыков самообучения и информационной культуры; Реализация системы полного усвоения знаний учащимися в отведенное учебной программой время. Реализация системы полного усвоения знаний учащимися в отведенное учебной программой время.

Методы постановки учителем перед учащимися учебно – познавательной задачи при ЛОО на основе информационных технологий. РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД применяется в форме сообщения темы и цели урока на фоне иллюстрации или демонстрации определенных видов информационного обеспечения дополнительного мультимедийного приложения к методическим рекомендациям. РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД применяется в форме сообщения темы и цели урока на фоне иллюстрации или демонстрации определенных видов информационного обеспечения дополнительного мультимедийного приложения к методическим рекомендациям. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД может быть реализован в форме предварительного выполнения на экране учащимися тренировочных заданий по материалам. Это поможет поставить перед учащимися учебно – познавательные задачи. А так же в форме задания подготовить реферат по изучаемому материалу. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД может быть реализован в форме предварительного выполнения на экране учащимися тренировочных заданий по материалам. Это поможет поставить перед учащимися учебно – познавательные задачи. А так же в форме задания подготовить реферат по изучаемому материалу.

Новые методы передачи знаний учащимся при организации ЛОО. Показ на уроке учебно – дидактических материалов мультимедийного приложения и компановка их в любой последовательности в соответствии с планом урока (по предлагаемому сценарию урока или самостоятельно разработанному) Показ на уроке учебно – дидактических материалов мультимедийного приложения и компановка их в любой последовательности в соответствии с планом урока (по предлагаемому сценарию урока или самостоятельно разработанному) Самостоятельное изучение учащимися определенного учителем материала при подготовке реферата, сообщения. Самостоятельное изучение учащимися определенного учителем материала при подготовке реферата, сообщения.

Методы деятельности учащихся в процессе усвоения знаний при организации ЛОО закрепление и повторение материала - залог прочности его усвоения; закрепление и повторение материала - залог прочности его усвоения; проверка правильности понимания изучаемого материала, самоконтроль глубины и прочности изученного – активизация мыслительных процессов; проверка правильности понимания изучаемого материала, самоконтроль глубины и прочности изученного – активизация мыслительных процессов; обеспечение возможности самостоятельного домашнего изучения учебного материала с выполнением самоконтроля, применение ИПП – приводит к полному усвоению знаний всеми учащимися (90%); обеспечение возможности самостоятельного домашнего изучения учебного материала с выполнением самоконтроля, применение ИПП – приводит к полному усвоению знаний всеми учащимися (90%); овладение способами учебной работы приводит к формированию и развитию у учащихся навыков самообучения; овладение способами учебной работы приводит к формированию и развитию у учащихся навыков самообучения;

План самообразования и его разделы Литература для изучения. Литература для изучения. Выступления по теме самообразования. Выступления по теме самообразования. Тема : Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании на основе применения информационных технологий на уроках православной культуры. Тема : Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании на основе применения информационных технологий на уроках православной культуры. Цели и задачи. Цели и задачи. Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала. Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала. Творческое сотрудничество по теме. Творческое сотрудничество по теме. Содержание работы. Содержание работы.

Индивидуальный план самообразования учителя православной культуры Тимоновской средней общеобразовательной школы Рязановой Елены Михайловны

Образование: высшее, 1990г. Воронежский государственный педагогический институт. Когда обучалась на курсах: ноябрь - декабрь 2007г. Какую литературу изучает: 1.УМК «Православная культура» 5-6кл, 7-8кл, 9кл, 10-11кл. 2.Т. В. Рыжова. «Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы». 3.«Духовное краеведение Белгородчины». Методические рекомендации к урокам. 4.«Сущность личностно - ориентированного образования: психолого- дидактическая характеристика». И. С.Якиманская 5.Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно- ориентированной ситуации. 6.«Христианство и культура». Научно-богословский сборник.

Когда и где выступала по теме: Декабрь 2006г межшкольное МО учителей гуманитарного цикла Доклад «Роль православной культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся» 2007год, ноябрь, педсовет школы. Выступление «Личностно- ориентированное обучение и воспитание учащихся на уроках православной культуры» Творческий отчет на районном семинаре учителей православной культуры по теме самообразования год

Самообразовательная работа над темой: Общешкольная тема: Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся в условиях сельской малокомплектной школы. Индивидуальная тема самообразования: Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании на основе применения информационных технологий на уроках православной культуры. Работа над темой начата: в сентябре 2006 года. Работу над темой предполагается закончить: в мае 2008 года

Цели и задачи самообразования. Цель: создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся на уроках православной культуры. Задачи: 1.Изучить методику личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. 2.Изучать нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроках православной культуры личностно-ориентированные ситуации. 3.Разрабатывать уроки православной культуры с использованием информационных технологий, направленные на личностно-ориентированный подход в обучении. 4.Отслеживать результаты своей работы; работать над устранением пробелов в знаниях учащихся.

Чей опыт предполагается изучить? Колесниковой Л. Ст. – учителя истории и православной культуры школы 2 г. Валуйки. Творческое сотрудничество по теме самообразования: 1.Стриженко С. Р. – завуч Тимоновской СОШ, взаимопосещение уроков. 2.Духина Н.А. – учитель истории Тимоновской СОШ, интегрированные уроки. 3.Методисты центра духовно-нравственного просвещения.

Содержание работы Учебная работа 1.Подготовить сценарии проведения уроков в 5 – 11 кл., предусматривающие проекцию на экран материалов дополнительного мультимедийного приложения к УМК «Православная культура». 2.Создать условия для использования учащимися мультимедийных пособий в процессе самостоятельной подготовки рефератов, сообщений, домашних заданий. 3.Создать условия для использования учащимися индивидуальной программы повторения (ИПП) сформированной мультимедийными пособиями. 4.Создать условия для освоения учащимися новых форм и методов организации учебно – продуктивной практики. 5.Использовать в подготовке учащимися домашних заданий дискеты с компьютерными дневниками, в которых отображено выполнение домашних заданий с использованием мультимедийных пособий. 6.Контролировать уровень усвоения знаний, умений, навыков с помощью индивидуальной программы для каждого ученика.

Методическая работа 1.Изучить и использовать в работе новые методы постановки перед учащимися учебно – познавательной задачи при организации личностно – ориентированного обучения с использованием компьютерных технологий. 2.Изучить и научиться использовать в работе новые методы передачи знаний учащимся при организации личностно – ориентированного обучения с использованием компьютерных технологий. 3.Использовать в работе новые методы проверки домашних заданий с использованием компьютерных технологий. 4.Использовать в работе с учащимися новые формы и методы организации учебно-продуктивной практики. 5. Проводить открытые уроки по теме самообразования, участвуя в работе МО учителей гуманитарного цикла. 6. Проводить открытые мероприятия, приуроченные к Великим и двунадесятым праздникам. 7.Участвовать в работе школы передового опыта.

Диагностическая работа. 1.Контролировать уровень усвоения знаний, умений, навыков, используя компьютерное тестирование и проведения контрольных работ, после изучения основных разделов программы. 2.Контролировать уровень усвоения материала на конец учебного года, проводя итоговые контрольные работы. 3.Контролировать уровень знаний на начало учебного года, используя компьютерное тестирование. 4.Проводить творческие работы, проверяя таким образом понимание материала.

Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения и воспитания на уроках православной культуры Открытые уроки: Открытые уроки: «Оплечные, поясные, изображения Иисуса Христа. Спас на престоле» 10 кл. «Оплечные, поясные, изображения Иисуса Христа. Спас на престоле» 10 кл. «Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси» 8 кл. «Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси» 8 кл. «Икона Божией Матери Владимирская. Икона Божией Матери Казанская» 5 кл. «Икона Божией Матери Владимирская. Икона Божией Матери Казанская» 5 кл. «Иконостас православного храма и Библия. Устройство алтаря» 9 кл. «Иконостас православного храма и Библия. Устройство алтаря» 9 кл. «История создания славянской азбуки» 6 кл. «История создания славянской азбуки» 6 кл. «Книги Нового Завета о Рождестве и Благовещении Пресвятой Богородицы, Рождестве Христовом, Сретении Господнем» 7 кл. «Книги Нового Завета о Рождестве и Благовещении Пресвятой Богородицы, Рождестве Христовом, Сретении Господнем» 7 кл.

Научно – исследовательская и внеурочная деятельность по предмету.

Исследовательская работа по краеведению «Благодатный источник в с. Басово» I этап – изучение истории родника II этап – праздник освяще - ния родника 2006 г. Освящение родника 2006 год

Исследовательская работа по краеведению «Благодатный источник в с. Басово»

Участие в районных конкурсах: 2006 – 2007 уч. год «Белгородчина православная» Очерк Каверина С. ученика 10 класса в номинации «Литературное творчество» «Небесный покровитель Святого Белогорья» Участие в районном конкурсе рисунков «Божий мир»

Внеурочная творческая работа Совместное с сельским Д/К мероприятие «День села», приуроченное к престольному празднику с. Тимоново; Проведение недели православной культуры в школе.

Внеклассные общешкольные мероприятия 2006 – 2007 уч. год « Широкая масленица» (5 – 11 классы)

Внеклассные мероприятия «Святая Троица в литературе и искусстве» (5 – 8 классы) 2007 – 2008 уч. год «День народного единства и праздник Казанской Иконы Божией Матери

Наши традиции Наши традиции День народного единства. День народного единства.

«Ой, Масленица у ворот!» Внеклассные общешкольные мероприятия уч. год

«Ой, Масленица у ворот!» Внеклассные общешкольные мероприятия уч. год

«Ой, Масленица у ворот!» Внеклассные общешкольные мероприятия уч. год