Л.В. Наранова начальник отдела воспитания, дополнительного образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Краткий обзор содержания Фимская Е.В., начальник отдела Городского центра.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Педагогический совет МКОУ СОШ 6 г. Киренска. В С Ш цели Деятельность по реализации Субъекты деятельности Управление воспитательным процессом Отношения.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 66 г. Пензы Основания для разработки программы Федеральная программа развития.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Авторы концепции: А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Транксрипт:

Л.В. Наранова начальник отдела воспитания, дополнительного образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н.

«Российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - это то, что во все времена делало нас крепче и сильнее, чем мы всегда гордились» В.В. Путин «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» 12 декабря 2012 года

Нормативная правовая основа организации воспитательной деятельности в ОУ Забайкальского края (федеральный уровень) Указы Президента РФ от 07 мая 2012г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Государственная программа РФ «Развитие образования на г.г.»; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Национальная стратегия действий в интересах детей на годы; План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017; Федеральный закон 436-ФЗ «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию»,

Нормативная правовая основа организации воспитательной деятельности в ОУ Забайкальского края (региональный уровень) Комплексный план действий Правительства Забайкальского края по достижению целевых показателей социально-экономического развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года , 606 на годы; Межведомственный план по реализации в Забайкальском крае Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы»; Концепция и комплексный план по формированию условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения на период 2013 – 2015 г.г.; Региональная стратегия действий в интересах детей на годы; Закон Забайкальского края 336-ЗЗК «О защите нравственности и здоровья детей в Забайкальском крае»; Закон Забайкальского края 290-ЗЗК «О профилактике наркомании и токсикомании в Забайкальском крае»

Региональная стратегия действий в интересах детей на г.г. Основные проблемы в сфере детства: Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях Отрицательное влияние на материальное положение и реализацию функций забайкальской семьи низкого денежного дохода многих семей, тяжелого физического труда значительной части работающих женщин, условий труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, низкого уровня детских пособий, отсутствия рабочих мест в сельской местности Рост числа социально дезорганизованных семей, для которых характерны наличие внутрисемейных конфликтов и социальная неадаптированность родителей. Необходимо отметить, что такие семьи выступают одной из причин распространения отклоняющегося поведения подростков

Региональная стратегия действий в интересах детей на г.г. Основные проблемы в сфере детства: Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). Недостаточный охват детей дошкольным образованием, недостаточная обеспеченность школ по созданию современных условий, в том числе по созданию доступной среды и, как следствие, низкое качество образования. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Краевые долгосрочные целевые программы: «Развитие системы дошкольного образования на годы», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 11 июля 2011 года 251; «Образование ( годы)», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 14 июня 2011 года 197; «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Забайкальском крае на годы», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2011 года 393; «Культура Забайкалья ( годы)», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года 360; «Доступная среда ( годы)», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 09 ноября 2010 года 434; «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае ( годы)», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 07 июля 2009 года 265; «Здоровье детей Забайкалья ( годы)», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 31 июля 2009 года 304; «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае ( годы)», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 11 августа 2009 года 311;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну; общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, основным субъектом является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения; содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сфера педагогической ответственности

Ориентация современного воспитания на событийность Событие - основополагающий интегративный компонент воспитательного процесса, обеспечивает проживание ребенком множества социально и личностно ориентированных ситуаций, заставляет совершать нравственный выбор и тем самым определять личностную значимость определенных базовых ценностей

Создание условий для гражданской идентификации личности Идентичность - осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социо-культурной группе, позволяющее ему определить свое место в социо-культурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире» Гражданская идентификация личности – возрастосообразное становление у детей и подростков активной жизненной и гражданской позиции, мотивированного правопослушного поведения Гражданская идентификация личности – фактор позитивного включения человека в деятельность государства, развитие активности в установлении социальных связей и разумного отношения к ресурсам.

Реализация целевых программ в районах края: «Патриот» (Краснокаменск и Красно Каменский район); «Гражданское и патриотическое воспитание подростков и молодежи» (Алек-Заводский район); «Военно-патриотическое воспитание молодежи в совершенствовании системы допризывной подготовки учащихся образовательных учреждений района» (Петровск-Забайкальский район)

Гражданско-патриотическое воспитание Акции «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка - правнукам Победы», Фестиваль патриотической песни, Военно-спортивная игра «Зарница», Конференция «История моей семьи в истории округа»; День героев Отечества Забайкалья» Марш добрых дел «Помоги ветерану»

Гражданско-патриотическое воспитание Приаргунский район 15 военно-патриотических объединений, охват 250 детей Военизированные игры «Сильные люди» (250 человек), «Граница»(150 человек), юноармейское многоборье (150 человек), слет – учеба юноармейцев

Гражданско-патриотическое воспитание Школьные музеи историко-патриотические, гражданско-патриотические, военно-патриотические – 170 изучение и сбор экспонатов, исследовательские работы по истории Забайкалья ролевые игры, образовательные экскурсии

Модели гражданского, гражданско-правового, патриотического воспитания детей и подростков: институциональная (деятельность ученического самоуправления): «Президентская команда», «Школьный Парламент», «Республика детства», «Президентское управление» (Краснокаменский район), «Школьное государство – Новое поколение», «Детская республика Мир» (Петровск- Забайкальский район); «Я – россиянин» 9-11 кл. (Целининская СОШ, Краснокаменский район), проектная: МАОУ «СОШ 6» - «Воспитательная система школы «Гражданин, человек, патриот», МБОУ «Целиннинская СОШ» - «Программа духовно-нравственного воспитания «Вместе – мы сила!», проект «Управленец-менеджер XXI века» Агинская окружная гимназия

Создание пространства социальной активности и успешной социализации детей 7 зарегистрированных детских и молодежных общественных организаций, в том числе Забайкальская краевая детская общественная организация «Республика юных забайкальцев» Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю

Развитие различных форм детско-взрослых общностей, детских общественных организаций 438 детских общественных объединений, количество детей – чел. (46,6% от общего числа детей школьного возраста)

Развитие различных форм детско-взрослых общностей, детских общественных организаций Краевая детская общественная организация «Республика юных забайкальцев» 118 детских общественных объединений, из них: патриотических-103; экологических- 2; творческих – 7; пионерских – 4; скаутских – 2; информационно-коммуникативных – 2; спортивных – 4

Создание условий для этнокультурной идентификации личности Этническая идентичность - многомерное понятие, результат когнитивно- эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособление от других этносов

Реализация воспитательных систем ОУ на основе этнокультурных ценностей Краевая долгосрочная целевая программа "О сохранении и дальнейшем развитии бурятского языка ( годы) (постановление Правительства Забайкальского края от ) Ключевые мероприятия в Агинском округе: конференция «История моей семьи в истории округа» месячник бурятского языка неделя краеведения викторины, посвященные 75-летию Агинского Бурятского округа

Сохранение национальной культуры эвенков Краевая долгосрочная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае ( годы) (постановление Правительства Забайкальского края от ) Системообразующие виды деятельности, реализуемые в Каларском районе: Туристический, Этнографический (этнографический музей коренных малочисленных народов Севера, Новочарский краеведческий музей) Экологический (агро-этно-туризм «Белый олень»)

Сохранение национальной казачьей культуры КДЦП «Государственная поддержка развития казачества на территории Забайкальского края ( годы)» (постановление Правительства Забайкальского края от 07 декабря 2010 года 463) Знаменская СОШ Нерчинского района, приоритетные направления: патриотическое и духовно-нравственное

Сохранение национальной культуры семейских старообрядцев Культура семейских старообрядцев - феномен мировой культуры, включен ЮНЕСКО в репрезентативный список Конвенции об охране нематериального культурного наследия Воспитательные системы Урлукской СОШ, Архангельской СОШ, Красночикойской СОШ 2

Центры национальных культур Чернышевский район Хилокский район Тунгокоченский район Красночикойский район Карымский район Акшинский район Агинский район Могойтуйский район Дульдургинском район

Воспитание в семье, ценности семейной жизни ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи; семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности; круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи; идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи; воспитание любви и верности; воспитание уважения к родителям; забота о старших и младших; забота о продолжении рода

Взаимодействие родительской общественности и ОУ «Совет отцов» (г. Чита) Проект «Урок для мамы» (Краснокаменский район) «Родительский урок» (Балейский район), Акция «Наши родители – выпускники школы» (Каларский район) Родительские субботы (Приаргунский район) Родительский клуб (г. Петровск-Забайкальский)

Взаимодействие родительской общественности и ОУ I краевое родительское собрание- конференция «Ребёнок, семья, школа в современных социокультурных условиях» Участвовали более 200 человек из 27 районов Забайкальского края

Развитие социальной солидарности «Подари улыбку», «Забота», «Все дети в школу», «Поделимся друг с другом добротой» Операция «С Новым годом, друг!» (посещение детей- инвалидов на дому), «Весенняя неделя добра» Благотворительная акция по сбору средств, игрушек для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Дети – детям», «Спешите делать добро»

«Основы религиозной культуры и светской этики» Цель– формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении к другим национальным культурам и традициям и, как следствие, оздоровление морально-нравственной атмосферы в обществе Базовые национальные ценности: Отечество. Семья. Культурная традиция. Родители – ведущие соучастники воспитания

Воспитание толерантности в Петровск-Забайкальском районе – муниципальная программа «Профилактика экстремизма в молодежной среде» в Каларском районе муниципальная программа «Развитие системы воспитания в образовательном пространстве муниципального района «Каларский район» на г.г. Ключевые события: «Слёт детских общественных организаций «Возьмёмся за руки, друзья!» Весенняя неделя добра Марш Добрых дел

Базовые национальные ценности - наука и творчество Воспитание у детей и подростков устойчивой потребности в познании, исследовании, творческой самореализации и самовыражении, продуктивных социально одобряемых видах деятельности Создание открытых учебно-исследовательских, научно-исследовательских, творческих пространств

Реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов 152 специализированных учреждений (охват учащихся 53% от общего количества школьников) 38 домов детского творчества 72 общеобразовательные школы, 1118 дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности (охват школьника 15,3 % от общего количества школьников) Свыше 400 творческих коллективов с охватом более 2000 школьников, функционируют на базе образовательных учреждений

Достижения детей Забайкальского края По итогам 2012 года школьники Забайкальского края участвовали в 29 всероссийских мероприятиях и заняли 44 призовых места (в том числе 11 первых мест). За последние 3 года региональной и президентской премией награждено 150 детей из 10 территорий Забайкальского края.

Развитие культурно-досуговой деятельности. Взаимодействие с государственными и общественными организациями ЧГТРК «Музыкальный дождик»; Ассоциация бальных танцев «Рождественский вальс», «Весенний проминант»; Министерством культуры Забайкальского края «Консонанс» конкурс по теории музыки, «Золотая кисточка» конкурс юных художников, «Хрустальный башмачок» конкурс юных танцоров фестиваль детского художественного творчества «Гуранёнок»

Художественно-эстетическая «Юные дарования Забайкалья» Естественно-научная Лингвистическая Физкультурно-спортивная Музыкальная смена Техническая школа Социально-психологическая Эколого-биологическая Военно-патриотическая «Лидер 21 века» и др. 16 летних профильных смен

Создание спортивного пространства или пространства здоровья 537 спортивных зала 1517 спортивных кружков охват чел. (23,9 % от общей численности школьников) оснащённость школ спортивными залами - 87 %

Создание спортивного пространства или пространства здоровья 48 спортивных школ, 246 спортивных отделений учащихся, из них учащихся от 6 до 15 лет человек, (15,4 % от общего численности школьников) 29 видов спорта: баскетбол, волейбол, футбол, лёгкая атлетика, шахматы, бокс, вольная борьба, стрельба из луки и другие

Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения Ежегодные Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры школьников» Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года 948

Формирование экологического мировоззрения 2013 год Год защиты окружающей среды

Формирование экологического мировоззрения Межрегиональный байкальский проект Акшинский, Тунгокоченский, Борзинский, Краснокаменский районы – «Экологообразная модель здоровьесберегающей деятельности в условиях сельской школы» Муниципальная экологическая программа «Войди в природу другом» г.г.» (Краснокаменский район)

Формирование экологического мировоззрения Экологические акции «Живи лес», «Посади свое дерево», «Охранять природу – значит любить Родину» (Петровск-Забайкальский, Балейский район) Детское движение «СТАР» (Дульдургинский район) Экологические акции «Зеленая волна» (п. Агинское), Экологическая декада «Охранять природу – значит любить Родину» (Приаргунск) Экологический центр, экологические акции«Чистый водоем» и «Чистый двор», «Прилетай, товарищ птица» туристические и экологические слеты (Краснокаменский район)

Формирование экологического мировоззрения Очно-заочные школы «Юный экскурсовод», «Юный биолог». Ежегодно центром организуются, эко-тропа «Путь к Байкалу», конкурс «Моей Отчизны уголок», олимпиада « Байкал в сердце моем», Летняя профильная смена эколого- биологического направления, Выпуск сборников с работами детей

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних – 1758 преступлений2010 – 1477 преступлений2011 – 1471 преступление2012 – 1141 преступление Наиболее высокий уровень подростковой преступности ЗАТО Горный – 14%Чернышевский – 11,3%Балейский – 11,3%Оловяннинский – 10,9%Каларский – 10,5% Удельный вес подростковой преступности, %

Приоритеты и организационно- содержательные направления воспитания интеллектуальное (г.Чита, п. Агинское, Агинский, Каларский, Хилокский, Краснокаменский и др. районы) художественно-эстетическое (г. Чита, Агинский, Приаргунский, Алек-Заводский, Дульдургинский, Краснокаменский и др. районы) культурологическое (п. Агинское, Красночикойский, Балейский и др. районы) экологическое, эколого-биологическое, естественнонаучное (Агинский, Балейский, Дульдургинский, Краснокаменский, Тунгокоченский, Петровск-Забайкальский, Чернышевский, Шелопугинский и др. районы) патриотическое, военно-патриотическое, гражданско- патриотическое, правовое (г. Петровск-Забайкальский, Агинский, Борзинский, Балейский, Дульдургинский, Приаргунский и др. районы)

Приоритеты и организационно- содержательные направления воспитания здоровьесберегающее (Нерчинский, Читинский, Агинский, Краснокаменский и др.районы) историко-краеведческое (г. Петровск- Забайкальский, Нерчинский, Сретенский, Шелопугинский и др. районы) туристско-краеведческое (Читинский, Чита, Шелопугинский, Каларский, Приаргунский, Балейский и др. районы) физкультурно-спортивное, спортивно- техническое (Хилокский, Борзинский, Балейский и др. районы).

Приоритеты воспитания в региональной системе общего и дополнительного образования обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика преступности и правонарушений, совершаемых детьми; формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать; социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам;

Приоритеты воспитания в региональной системе общего и дополнительного образования воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного села, города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком; формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений; трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.

Приоритеты воспитания в региональной системе общего и дополнительного образования Разработка и реализация Краевой целевой долгосрочной программы воспитания и социализации детей и подростков на период гг. Реализация Муниципальных целевых программ развития воспитательных систем Развитие детских движений, организаций, детско- взрослых общностей Целевое планирование работы по привлечению родителей к образовательно-воспитательной деятельности

Приоритеты воспитания в региональной системе общего и дополнительного образования Обеспечение грантовой поддержки социально- значимых инициатив детей, подростков, молодежи. Повышение эффективности деятельности муниципальных ресурсных центров по работе с одаренными детьми, в том числе и посредством дистанционных технологий Обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности педагогического сообщества края в вопросах воспитания детей и подростков