«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ СВЕТ, НЕБО, ДЕТИ, ПРИРОДА, ЛЮБОВЬ» урок по рассказу Тэффи «Где-то в тылу»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тэффи Королеваюмора. В семье Лохвитских писали все. Родилась 9 мая в волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее.
Advertisements

Николай Николаевич Носов – детский писатель Если вам когда-нибудь станет скучно, а на душе – одиноко, возьмите в руки книгу, любую из этих и … немедленно.
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье» ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «Читающая семья. Связь поколений» Выполнила: Кузина Александра Алексеевна ученица 3 класса.
В. А. Осеева - детям Материалы к библиотечному уроку литературного чтения в 1 классе по теме «Я и мои друзья»
Подготовила учитель начальных классов: Селиванова Н.Н уч. год.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Твоя игрушка – живая. По с тихотворениям А.Л. Барто Урок литературного чтения по УМК Л.В. Занкова, учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой, 1 класс.
Легко ли быть молодым ? Автор : Нигомарова Кристина, Ученица 10 класса МБОУ « СОШ 1»
Андрей Платонович Платонов. ( ) Рассказ «Никита»
«СОЗВЕЗДИЕ С.МИХАЛКОВА ». Сергей Владимирович Михалков – известный детский писатель и поэт. Он автор пьес, сценариев, басен, переводов. А еще он создал.
Проект «10 почему» « Круглый стол» - « Весенние посиделки» Тема: 10 «почему» детям необходимо читать книги Проект предназначен для родителей воспитанников.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Заболел и в январе 1878 года умер отец. Дмитрий остался единственным кормильцем большой семьи. В поисках работы, а также чтобы дать образование братьям.
Лидия Чарская Её книги читали при свече, керосинке, при огне буржуйки, при свете ярких ламп, даже на скамейке под липами. Лидия Чарская часто получала.
Презентация к уроку (чтение, 2 класс) на тему: Алан Александр Милн. Винни Пух и Все-Все-Все
Тема: Как становятся взрослее? (урок семейного чтения по рассказу В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре»).
День, прожитый без книги, - потерянный день.. Какое время года?
Мэри Поппинс Памела Трэверс Над п резентацией работала : Лазарева Н адежда.
Подготовила Гугнина Юлия Станиславовна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 64 г. Новосибирска О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной.
Ученика 3 класса «В» Демлера Дмитрия О жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака. Проект по предмету «Литературное чтение» На тему:
Транксрипт:

«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ СВЕТ, НЕБО, ДЕТИ, ПРИРОДА, ЛЮБОВЬ» урок по рассказу Тэффи «Где-то в тылу»

Цели урока 1.Познакомить учащихся с русской Писательницей Тэффи, её рассказом «Где-то в тылу» 2.Формировать средствами литературы способность понимать себя и окружающий мир, любить жизнь. Воспитывать читательский вкус. 3.Работать навыками выразительного чтения, инсценирования, над умениями ориентироваться в тексте и делать наблюдения над изобразительными средствами языка

Тэффи Тэффи - это русская писательница, имя которой стало популярно у нас в стране недавно. Тэффи - это псевдоним. Настоящая её фамилия - Лохвицкая. Надежда Александровна Лохвицкая родилась в 1872 году в Петербурге, в обеспеченной культурной семье профессора криминалистики. Все дети в семье писали стихи. Юная Надя, будущая поэтесса и писательница, стеснялась своих первых литературных опытов.

Первый сборник стихов «Семь огней» вышел в 1910 году. Стихи Тэффи писала всю жизнь и относилась к ним серьёзно. Но большую славу её принесла проза. С 1911 по 1918 год вышло 6 крупных сборников её юмористических рассказов. После революции Тэффи, как и другие представители русской интеллигенции, покидает России. За границей, в Париже, она проживет 32 года и умрёт в 1952 году в возрасте 80 лет. Всего Тэффи было создано 500 рассказов и фельетонов, 3 книги стихов, 11 сборников пьес, роман, сценарии фильмов, воспоминания, песни, критические статьи.

У Тэффи, как и у каждого талантливого художника, свои секреты мастерства. Она у мела разглядеть в обыденном невероятное. Всё, что окружало её, было родным и близким. Тэффи любит своих героев и жалеет их. В своих произведения она не обличает, не зовет, не судит и не требует. Любовь и дети- две темы, которым писательница была верна всю жизнь. Дети разных возрастов стали героями её рассказов. Свободно иестественно говорит она на языке ребенка, передает детские переживания и фантазии, наивность, веру в чудеса.

Рассказ называется «Где-то в тылу» (Тыл-территория позади фронта, за боевой линией) В названии рассказа есть еще слово «где- то». Оно указывает на какое-то неопределённое место. Своим заголовком писательница заинтересовать, увлечь читателя. Можно предположить, что если есть тыл, где-то должна быть и война. Так о каком тыле, о какой войне расскажет нам Тэффи? Попробуем разобраться.

Некоторые незнакомые слова Тыл – территория позади фронта, за боевой линией, бонна (фр.) – няня, сантим – мелкая монета, кредит – долг, коммерческий гений – талантливый делец, агрессор – тот, кто нападает.

Идейно-художественный анализ произведения О ком рассказ?

Кто, по-вашему, главный в семье?

Как относятся дети к родителям?

А как родители относятся к детям?

Как и почему удалось маме увести Бубу от «дурных» мальчишек, которые собирались играть в войну?

Почему «после войны» мама отправляет Котьку в столовую, а Петьку – в детскую, а не наоборот?

Вы представляли себе героев такими, как сыграли их ваши товарищи? Или другими?

Трудно ли вам было играть роли детей? Обоснуйте свои ответы.

Хороших или плохих детей изобразила в рассказе Тэффи?

Можем ли мы сейчас определить тему рассказа? О чем он?

Литературная викторина 1.«Такая большая девочка и плачет» 2.«Два мрачных типа, восьми и пяти лет, оба курносые, оба хохлатые, молча сопели носами» 3.«Крепость обыкновенно сдавалась прежде, чем таран пускался в ход» 4.«Причуга – резренный, шепелявый, малограмотный, трус и подлиза» 5.«… старый дурак… гнусный тип, ревун» Кто и о ком говорит эти слова:

Ответы 1. Бонна о Бубе. 2.Автор о Котьке и Пете. 3.Автор об отце и Котьке. 4.Буба о Пете. 5.Мама о Котьке и Пете.

Проанализируйте отдельные места рассказа Помните, что Котьку, который играл на маминой слабости и требовал сантимы, Тэффи называет «честным коммерсантом»? Всерьез или с иронией, с улыбкой называет она его так?

О попытке городского лицеиста выковырять из копилки Пети монеты автор говорит «… Эта работа была опасна и трудна, кропотливая…». Действительно ли она так думает?

О Бубе, которую мама увела в детскую, мы читаем: «И вот она сидит одна и горько обдумывает свою неудачно сложившуюся жизнь». Действительно ли жизнь Бубы не сложилась?

Осуждает ли Тэффи своих героев?

Дети совершают плохие поступки: Буба грубо отвечает бонне: «Отстань, пожалуйста. Я не тебе плачу, я маме плачу». Жадный Котька вымогает у матери деньги. Старший брат обижает младшего. Братья обижают сестру. Но можем ли мы сказать, что рассказ печален? Осуждаем ли мы кого-нибудь? Хотим ли мы кого-нибудь серьёзно наказать? Горько ли нам на душе, когда читаем рассказ? Нет, нам скорее весело! Никого не надо наказывать: они же маленькие, их надо воспитывать…