Ф КГМУ 4/3-04/01 ИП 6 УМС при КазГМА от 14 июня 2007 г. Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра психологии, психиатрии и наркологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Advertisements

Психологическое здоровье личностное здоровье Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
Психологическое здоровье студента.. Существует более 300 определений здоровья, в которых здоровье определяется: как состояние полного физического, психического.
Здоровье человека,его физическая,социальная и духовная сущность.
Педагогический совет 30 марта 2011 года Здоровьесберегающие технологии в условиях современного образования.
Психологическое здоровье школьников как одно из главных условий образовательного процесса. педсовет г. МОУ средняя общеобразовательная школа.
Психологическое здоровье школьников как одно из главных условий образовательного процесса. педсовет г. МОУ Танцырейская СОШ Автор: учитель Иванченко.
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Психологическое здоровье Сущность и возможности формирования в образовательной среде Автор презентации: Лукьянова Маргарита Ивановна, профессор кафедры.
Психологическое здоровье: путь к успеху (дисциплина по выбору для студентов 3 курса всех направлений подготовки бакалавров) Старший преподаватель кафедры.
L/O/G/O Валеология – наука о здоровье!!!. Понятие здоровый образ жизни. Его составляющие. Методологические основы валеологии. Основные вопросы:
Здоровье – есть динамический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально- трудовой,
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Правовая культура общества. Подготовила: Жилина Анастасия ПО-КОД
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
З ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Транксрипт:

Ф КГМУ 4/3-04/01 ИП 6 УМС при КазГМА от 14 июня 2007 г. Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра психологии, психиатрии и наркологии ЛЕКЦИЯ Тема: Личность и болезнь Элективная дисциплина: Основы клинической психологии Специальность: «Общая медицина» Курс: 3 Время (продолжительность) 1 час Караганда 2011

Цель лекции: дать понятие о личностных особенностях в состоянии болезни, дать понятие о внутренней картине болезни и видах реакции на болезнь. План лекции: Понятие о психическом здоровье. Различные подходы к изучению психического здоровья. Факторы психического здоровья 7 основных источников эмоционально обусловленных заболеваний. Понятие здоровья человека.

Здоровье Психическое (душевное, Духовное) Психическое здоровье интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Понимание природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления. Психическое здоровье тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития. По определению составителя словаря,: состояние духовного, душевного благополучия, ориентация личности на высшие позитивные духовные ценности (метапотребности). Характерно также отсутствие болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека. Основные критерии здоровья психического – это: 1) соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий; 2) адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер эмоционально-волевой и познавательной; 3) адаптивность в микросоциальных отношениях; 4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении и пр. Определение критериев здоровья психического – сложная комплексная проблема философии, социологии, психологии и медицины.

В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель того или иного «патоса», потенциальной болезни, переходу которого в «нозос» актуальную болезнь препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике. Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность, конформность.

Принципиально иной подход появился в 60-е годы, когда на базе движения Человеческого Потенциала (Эсаленский институт, США) и развития идей гуманистической и экзистенциальной психологии была предложена концепция «позитивного психического здоровья», в которой делался акцент на специфически человеческом способе существования. В центр этого подхода был поставлен анализ здорового функционирования как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер), полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл) и др. Однако характерной чертой моделей позитивного психического здоровья явился преимущественно их описательный характер; перечни черт, характеризующих здоровую личность, не позволяют ответить на практический вопрос о механизмах поддержания и восстановления психического здоровья при его нарушениях.

Основные факторы психического здоровья личности это: Эффективная саморегуляция Успешная социальная адаптация Всестороннняя самореализация

Между двумя формами существования человека здоровье и болезнь, разница только в том, что при болезни нарушается гармония, соразмерность, равновесие тех взаимоотношений, которые наблюдаются в норме в здоровом организме. В понятие психического здоровья входит гармоничное (равновесное) взаимодействие всех сфер личности: эмоциональной, волевой, познавательной; и многие болезни, которыми страдают люди, связаны с психической напряженностью, тревогой, стрессами (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, гипертония и др.) Именно критерий психического равновесия связан с целостным развитием личности, с ее адаптивными возможностями и понятием «психическое здоровье».

Что же нужно для психического здоровья? Принятие себя как человека, достойного уважения Умение человека поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с другими Автономность Экологическое мастерство Наличие цели в жизни Самосовершенствование

Семь основных источников эмоционально обусловленных заболеваний: Первый источник – это внутренний конфликт Вторая причина – мотивация (или условная выгода) Третий источник это эффект внушения (эффект внушения другим лицом) Четвертый источник – это «элементы органической речи» Пятая причина, это идентификация Шестой источник – самонаказание Седьмая причина, самая серьезная – болезненный, травматический опыт прошлого

Различные модели психического здоровья обращены к различным уровням, регулирующим активность субъекта, и, соответственно, к различным мишеням воздействия. Б. С. Братусь предложил многоуровневую модель психического здоровья, выделив несколько уровней структуры личности, каждому из которых соответствует свое понимание психического здоровья. Согласно этой модели, высший уровень личностного здоровья, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла жизни, отношение к себе и к другим, оказывает регулирующее влияние на нижележащие уровни, характеризующие степень адаптации и психофизиологическое состояние. Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность (см. Детерминация), выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.

Под социальным (общественным) здоровьем обычно понимается состояние совокупного физического, психического, интеллектуального, социального, духовно- нравственного и репродуктивного здоровья населения, которое обычно фиксируется в соответствующих статистических данных. Весьма важным является способность населения объективно оценивать свое состояние и принимать меры к его улучшению. Кроме таких важных параметров, как качество и уровень жизни большинства граждан, социальное здоровье характеризуют динамика изменений уровня преступности, средней продолжительности жизни, уровня смертности и рождаемости, соблюдение принципов социальной справедливости, тенденция развития культуры, науки, образования, искусства и т.д. В личностном плане социальное здоровье определяется в основном степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении, т.е. социальное благополучие каждой личности зависит от уровня усвоенной социальной культуры, а также от состояния индивидуального и общественного физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья.

Только социально здоровая личность способна заботиться о благополучии государства, вносить свой вклад в защиту и процветание Отечества. В словаре Даля Отечество определяется как родная земля, отчизна, где кто родился, вырос, земля народа, к коему кто по рождению языку и вере принадлежит; государство в отношении к поданным своим; родина в обширном смысле. По утверждению психологов, по своей жизненной ориентации люди делятся на разрушителей и созидателей. И те и другие нужны обществу, так как каждый из них выполняет свою функцию. С помощью разрушителей уничтожается все отжившее и несовершенное, они одновременно являются палачами и жертвами, благодаря им высвечиваются все язвы и пороки существующего жизнеустройства. Они неосознанно "помогают" созидателям вскрывать недостатки того, что существует, и выходить на более высокий уровень управления социальными процессами.. Явное преобладание разрушителей, что мы наблюдаем на территории постсоветского пространства, является индикатором социального неблагополучия.

Здоровье человека - это состояние психического, физического и социального благополучия. Оно чрезвычайно изменчиво, зависит от множества факторов и определяется ими (в частности генетически запрограммированными конституциальными особенностями организма). По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит лишь 8- 10% от медицины, на 30% от экологии и на 52-60% - от образа жизни. Можно оспаривать удельный вес каждого фактора риска отдельно и в совокупности для здоровья отдельно взятого человека, страны, государства, можно спорить о степени угрозы экологической катастрофы, возможностях медицины в лечении тех или иных заболеваний, но не признать их влияния на организм каждого, ныне живущего, невозможно. С рождением человек получает в дар уникальную сложную биоэнергетическую систему- свою жизнь. В большинстве случаев природа создаёт живой организм 7-здоровым и жизнеспособным, обеспечивая его для жизни, роста, развития, функционирования и полной реализации, его многочисленных функций. Однако здоровье человека зависит от множества факторов и определяется от медицины- лишь но 810%, на 30% от около 60% - от образа жизни.

Список используемой литературы: Основная: Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Учебник для медицинских вузов, Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. Учебник для медицинских вузов. 2004г Дополнительная: Абрамова Г.С. Практическая психология. М., Акимова С., Гуревич. К. Психологическая диагностика. Учебник для вузов, 2007 Бауман У., Перре М. Клиническая психология. Питер, Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. - Ташкент: Медицина с. Бурлачук И. Психодиагностика. Учебник для вузов, Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга, М: Из-во «Ось- 89», 1999г. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей слушателей курсов последипломного образования. М.: Издательство Магистр, Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., МГУ, Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004, Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. Изд-во МГУ, Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина, с. Лойшен М. Психологический тренинг умений, Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, с. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология. Учебник для вузов, Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И.Основы клинической психологии М., 2003г. Сидоров П.И. Клиническая психология. М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002.

Контрольные вопросы (обратная связь): 1. Понятие о внутренней картине болезни и ее структуре. 2. Различные реакции на болезнь и способы их корректировки.