ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУЩИНА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ДУХОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ПОДМОСКОВЬЯ, РУКОВОДИТЕЛЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили,
Advertisements

24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991.
Изменения в системе воспитательной работы Разработка Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Анализ состояния.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (родителям о курсе ОРКСЭ) Подготовила Владыкина М.Ю. учитель начальных классов МАОУ СОШ 13.
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. АЗБУКА и АЛФАВИТ Слово азбука произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Педагогический Совет « Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе »
ЛОБАНОВА ГАЛИНА РАФАЭЛЕВНА Образование: высшее (Елабужский Государственный педагогический институт, педагогический факультет) Образование: высшее (Елабужский.
24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Верность простым истинам: духовно-нравственные ценности на уроках литературы МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики Управление образования Чебоксарского района Чувашской Республики.
Кирилл и Мефодий – первоучители славянские. Коллективный проект Подготовлен учащимися 5 класса «А» МБОУСОШ 56. Руководитель Козлова Елена Викторовна, учитель.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Транксрипт:

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУЩИНА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ДУХОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ПОДМОСКОВЬЯ, РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ - ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОВ«ЛИК» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 2 ПАВЛОВО – ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ лицей 2 - Федеральная экспериментальная площадка Российской академии образования

МОУ лицей 2 - экспериментальная площадка Российской академии образования ( годы) Тема эксперимента: «Развитие системы воспитательной работы в лицее в условиях социальных перемен».

Творческое объединение учителей и учеников – экспериментаторов «Лик» (личность и культура) МОУ лицея 2

Творческое объединение «Лик» (личность и культура)- это структурное подразделение методической службы МОУ лицея 2, объединяющее преподавателей учебных дисциплин, имеющих достаточно высокую квалификационную категорию и осуществляющих ведущую опытно - поисковую, экспериментальную и проектно- исследовательскую деятельность; классных руководителей, участвующих в экспериментальной деятельности, а также обучающихся, их родителей, представителей общественности.

Творческое объединение учителей и учеников – экспериментаторов «Лик» (личность и культура) МОУ лицея 2 Задачи и направления деятельности ТО. обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания и воспитания; обучение учителей и учеников - экспериментаторов методологии ведения опытно- поисковой и научно- исследовательской деятельности; обсуждение тематики индивидуальных исследований; комплексное методическое обеспечение опытно – экспериментальной деятельности; оказание помощи в проведении мониторинга промежуточного и контрольного этапов опытно- экспериментальной деятельности; установление творческих связей с Российской академией образования, с ведущими вузами г. Москвы и Московской области, осуществляющими опытно - экспериментальную деятельность; участие в экспериментах и научных исследованиях по важнейшим творческим проблемам по направлению деятельности, выбранному ТО, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества образования и воспитания; создание совместных долгосрочных учебных исследовательских проектов; рассмотрение вопросов, связанных с условиями успешного выполнения индивидуальных заданий учителями и учениками – экспериментаторами обсуждение результатов научно – исследовательских и экспериментальных работ и подготовка рекомендаций к опубликованию аналитических отчётов об их проведении; участие во внедрении результатов исследований и экспериментов в педагогическую практику.

Психолого – педагогическое сопровождение проектно – исследовательской деятельности развитие духовно зрелой личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности успешно осуществляется при выполнении следующего условия: обеспечивается учёт психологического качества личности старшего подростка, определяемого в психологии термином «вигоросность». «Вигоросность» (от англ. vigorous – бодрый, сильный, энергичный, характеризующийся высокой активностью деятельности, стремлением к достижению цели и преодолению препятствий; в педагогике данное качество личности определяется как поисковая активность, направленная на изменение внешней ситуации или на изменение отношения субъекта к ситуации (ее пересмотр и переоценка)).

Исследование ценностных ориентаций обучающихся, активно осуществляющих научно – исследовательскую деятельность. Анкета динамики развития ценностных ориентаций. Ранжирование утверждений. Выбор 4-х (наиболее предпочтительных). 1.Счастье невозможно без самостоятельности и независимости. 2.Человек слаб и не способен самостоятельно противостоять злу. 3.Не родись красивым, а родись счастливым. 4.Человек – это звучит гордо. 5.Настоящее счастье – это жить ради любимого человека. 6.Победителей не судят. 7.Удача приходит к тому, кто рискует. 8.Главное – уверенность в себе. 9.Путь к счастью лежит через смирение. 10.Можно всё отдать ради того, чтобы стать таким же, как тот человек, которым ты восхищаешься. 11.Наиболее близок к счастью тот, кто искренне признаёт себя ничтожеством. 12.Счастье – это вечная молодость. 13. Великие люди вправе не соблюдать, а устанавливать законы. 14. Счастлив не тот, кто имеет многое, а тот, кто довольствуется имеющимся. 15. Пять лет торжества, славы и всеобщего поклонения – это лучше, чем пятьдесят лет обычной жизни. 16. В жизни следует прежде всего рассчитывать на свои силы.

Исследование ценностных ориентаций обучающихся, активно осуществляющих научно – исследовательскую деятельность. Пояснения к Ключу анкеты динамики развития ценностных ориентаций. Тип А. Выбранные суждения: 1,4,8,16. Вера в собственное мнение, надежда на себя, доминирующее самолюбие. Тип В. Выбранные суждения: 5,10, 13,15. Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, стремление возвыситься на вторых ролях, вера во всесилие человека, надежда на кумира. Тип С. Выбранные суждения: 2,9,11,14. Вера в Бога, надежда на Бога, доминирующая любовь и бескорыстие. Тип D. Выбранные суждения: 3,6,7,12. Вера в случай, надежда на удачу, доминирует поиск острых ощущений и легкомыслие.

Корнесловный смысловой метод. Корнесловное толкование и осмысление ключевых слов утверждений. Сохранение в древнейших корнях слов нашего языка народных образцов нравственности, благородства, добродетели.

Корнесловное толкование и осмысление слов Нравственность – от нрав – норов – лат. характер – сила и направленность воли человека, его сердечная устремлённость. Восходит к и.– е. основе *nar – воин, богатырь.

В. Даль: «Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». «Доблесть – высшее душевное мужество, стойкость, благородство, высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, саможертва». «Смирение – сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушенья; раскаянье, скромность».

Корнесловное толкование и осмысление слов Довольствоваться – одного корня со словами довлеть, доволен, велеть, воля. Первый корень *до- восходит к образу достатка, достижения. Состояние довольства – это результат достижения той цели, на которую была направлена воля человека. Тот, кто довольствуется достигнутым, освобождается, направляет свою волю и устремляет сердце к новым, более высоким целям.

Учебный исследовательский проект «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» Автор: Бусина Александра, ученица 8а класса. Руководитель: Гущина Елена Юрьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 2 ПАВЛОВО – ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Формирование культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Общие сведения о русском языке, о начале славянской письменности. Создатели славянской письменности. Славянская азбука – кириллица. Первые книги на славянском языке.

Учебный исследовательский проект. Оглавление. 1.Введение стр.4-5 Актуальность исследования. Цели и задачи работы. 2. Методика исследования стр.6 Теоретические и практические методы исследования. Объект и предмет исследования. 3.Основная часть исследовательской работы стр.7-19 Теоретическая база исследования. Практическое исследование. 4. Результаты исследования стр.21 Численные и фактические данные. Анализ результатов обработки данных, полученных в ходе исследования.

Актуальность исследования Современный русский язык упрощается, теряет выразительность; из русской речи постепенно уходят лирические эпитеты, описательные обороты, образные выражения; крылатые слова и выражения почти не используются; родной язык становится чужим, русская классическая литература – почти иностранной.

Актуальность исследования Современный русский язык загрязняется, наполняется жаргонизмами и вульгаризмами. Дети и молодёжь разучились формулировать мысли на благозвучном, прекрасном родном языке. Слово перестаёт нести в себе нравственный смысл. Наступило время забвения родного русского языка и родной русской православной культуры.

Актуальность исследования Язык - душа народа, его культура. Основы христианской культуры и письменности были заложены святыми Кириллом и Мефодием. Они совершили подвиг просветительства. Мы об этом должны помнить и не допустить разрушения родной культуры, произносительных и письменных норм родного языка.

Цель исследования: показать на примере жизни и деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в чём заключался их личный подвиг, равный подвигу апостолов – учеников Христа.

Задачи исследования: 1) обосновать через внимательное рассмотрение жизни и деятельности великих святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возможность формирования личности, готовой на самопожертвование, даже при самых неблагоприятных для неё внешних исторических условиях; 2) рассмотреть, какие именно качества личности святых Кирилла и Мефодия позволили им стать истинными миссионерами, первоучителями славян.

Практическая значимость исследовательской работы 1) рекомендовать материалы исследования для включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Людмилы Леонидовны Шевченко; 2) использовать материалы исследования для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско- нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия- просветителей славян».

Теоретические методы Практические методы Объект, предмет, гипотеза исследования Изучение и анализ источников Сочинение – рассуждение, анкетирование Методика исследования Методика - «совокупность методов, приёмов практического выполнения чего – либо». (Академия наук РФ. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т.II.- Москва. «Русский язык», 2003.)

Объект исследования - личность будущих великих просветителей. Предмет исследования - условия, необходимые для приобретения и развития дара творчества, таланта учителя, просветителя, миссионера.

Гипотеза исследования (ожидаемые результаты): мы предположили и хотим доказать, что талант просветительства первоучителей славян Кирилла и Мефодия находился в прямой зависимости от того, насколько высок был уровень их нравственности, духовности.

Теоретические методы исследования: изучение и анализ летописных и исторических источников, научных трудов: отрывков из «Повести временных лет»; жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; научных трудов по духовному краеведению Подмосковья

Практические методы исследования: анализ сочинений – рассуждений на тему «Язык – душа народа… Что значат для нас эти слова?» анкетирование лицеистов ранжирование приоритетных духовно - нравственных ценностей (ценностных ориентаций), выбираемых учениками лицея.

М етодика формирования ценностных мировоззренческих ориентаций обучающихся (разработана научно – исследовательская лабораторией ценностно – мировоззренческих основ воспитания института семьи и воспитания РАО). М етодика формирования ценностных мировоззренческих ориентаций обучающихся (разработана научно – исследовательская лабораторией ценностно – мировоззренческих основ воспитания института семьи и воспитания РАО). Ценностные ориентации - социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру и себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению и поступкам. Ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности, – вершина системы ценностных ориентаций.

Анкета, определяющая выбор духовно – нравственных ценностей, являющихся для лицеистов главными Семья. Религия. Православная культура. Родной язык. Интересная работа. Труд как творчество. Труд во имя личных интересов. Гуманное отношение людей друг к другу. Справедливость. Равные права всех людей. Честь и достоинство личности. Деньги. Материальное благосостояние. Рыночные отношения. Бизнес. Карьера. Любовь. Дружба. Мир на Земле. Жизнь человека. Родина. Отчий дом. Окружающая природа. Дружба народов. Патриотизм. Русская классическая литература. Межнациональные культурные ценности (подчеркните – памятники архитектуры, живопись, поэзия, музыка). Книги зарубежных авторов. Образование. Наука. История общества

Результаты исследования. В результате анализа сочинений – рассуждений и анкетирования учеников восьмых - девятых классов мы выяснили : 70% обучающихся знают о роли великих просветителей славян Кирилле и Мефодии. 30% обучающихся не знают о роли и значимости деятельности просветителей. Тем не менее было выяснено, что главными духовно - нравственными ценностями для 80% ребят являются такие ценности, как православная культура, вера, Родина, родной язык. … … … … … 70% 30% знают о роли и значимости деятельности просветителей не знают о роли и значимости деятельности просветителей

Результаты теоретического исследования: было определено, какие главные качества личности святых Кирилла и Мефодия позволили им стать истинными миссионерами, первоучителями, просветителями славян – 1). послушание воле Божией (смирение); 2). великое христианское подвижничество – желание утвердить в славянах христианскую веру

Результаты теоретического исследования: выяснено, что причиной создания первосвятителями письменности именно для славян было следующее: желание самих славян через духовные книги утвердить православную веру; сохранение славянами своего языка, своей устной речи, особенностей своей родной культуры, при этом обогащение и преображение её культурой христианской; особое, проникновенное, заботливое отношение учёных монахов Кирилла и Мефодия к славянам - народу, находящемуся на заре своего духовного развития.

Братья Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности

Создание святым Кириллом слявянской азбуки Кирилл желал предоставить славянам возможность слышать Евангелие на их родном языке. Он составил азбуку, которая смогла передать все звуки славянской речи. Образцом начертания стали буквы греческие, а те славянские звуки, которых не было в греческом языке, он заимствовал из армянской, еврейской и коптской азбук. Так получилась славянская азбука, в которой было 38 букв.

Славянская азбука. Кириллическое письмо. В основе изображения славянских букв имеются: треугольник (символ Святой Троицы), крест (символ Крестных мук Спасителя), круг (символ Царствия Божиего) Д – добро, Ь – ять, О – он.

Буква - отображение мира Божиего. Аз –первая буква церковнославянской азбуки. В Священном Писании так называет Себя Бог. Буква Аз говорит и о человеке. В Священном Писании рассказано, что Бог сотворил первого человека по Своему образу и подобию.

Буква - отображение мира Божиего. Буки – вторая буква славянской азбуки. Она олицетворяет собой второе место в мире, которое отдано природе (ведь на первом месте Аз – начало всех начал, Солнце правды и извечный свет – основа мира). Древнерусский художник изобразил причудливый орнамент, напоминающий травы, деревья, крылья птиц, в который вплетена человеческая фигура. Человек как бы сдерживает движение природы, напоминая, что весь видимый мир – создание Великого Творца.

Буква - отображение мира Божиего. «М» - мыслете – значит: «мыслите»,рассуждайте», «думайте», «вразумляйтесь». Название обращает нас к слову «мысль». Художник изобразил двух рыбаков, несущих богатый улов: они уловили мысль, слово. Это напоминание о тех простых рыбаках, которые слушали слово Божие, последовали за Иисусом Христом и стали Его учениками.

Рцы – название буквы совпадает с глаголом «ректи» (говорить) в повелительном наклонении: рцы – говори! Художник изобразил человека, трубящего в рог, в руках у него жезл премудрости и просвещения). Мы видим пророка, который возвещает премудрое Слово Божие.

Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «И рады были славяне, - пишет летописец,- так как они слышали величие Божие на своём языке». Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках». Много гонений претерпели святые братья, распространяя славянский язык. Это был настоящий подвиг просветительства.

Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Чтобы защитить славянские письмена, братья Кирилл и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания. «Пусть восхвалят Бога все народы! Пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке!» Так трудами святых Кирилла и Мефодия, благодаря их мужеству и самопожертвованию были просвещены знанием Закона Божиего славянские народы. Христианская вера дошла и до земель наших предков.

Нашими предками была создана азбучная молитва. Это свидетельствует о том, что книга, письмо, буква были для древнерусского человека не только дороги, но и святы!

АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА

Методика формирования ключевых компетентностей (Компетентность – свойство личности, способной к применению в стандартных и нестандартных ситуациях своего опыта, знаний, навыков для решения возникающих проблем) Ключевые компетентности: 1. ценностно – смысловая; 2. социально- культурная.

Ценностно – смысловая компетентность - Ценностно – смысловая компетентность - свойство личности, проявляющееся в совокупности умений определять приоритетные ценностные ориентации, связанные с идеалами и жизненными целями; свойство личности, проявляющееся в способности ориентироваться в окружающем мире, осознавать свою роль и предназначение, выбирать цель, принимать решения.

- Социально- культурная компетентность - систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (творческую группу, научно – исследовательское общество, организацию); свойство личности, проявляющееся в способности интегрироваться в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (творческую группу, научно – исследовательское общество, организацию); освоению основ духовной культуры, социальных норм и приоритетных ценностей, на основе которых формируются семьянин, гражданин, патриот; свойство личности, проявляющееся в способности к освоению основ духовной культуры, социальных норм и приоритетных ценностей, на основе которых формируются семьянин, гражданин, патриот; социальному самоопределению – выбору своей позиции в общей системе социальных отношений, включенности в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей свойство личности, проявляющееся в способности к социальному самоопределению – выбору своей позиции в общей системе социальных отношений, включенности в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей

ГУЩИНА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ДУХОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ПОДМОСКОВЬЯ, руководитель творческого объединения учителей и учеников- экспериментаторов «Лик» (личность и культура)

СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ! ЗА ВНИМАНИЕ !