СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СавельеваМ.Г., к.пед.н., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Соловьев Геннадий Егорович.
Advertisements

Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Активные методы обучения на уроках немецкого языка Учитель немецкого языка Лащикова Ирина Ивановна МАОУ гимназия 32 6 ноября 2014 г.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Интерактивные формы обучения в свете ФГОС III-го поколения д.п.н. Артюхина А.И. Волгоград 2012 Волгоград.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Современные способы активизации обучения. Роли современного преподавателя Академический консультант Академический консультант Тьютор Тьютор Куратор образовательной.
Проект: организация информационно-предметной среды на уроках информатики Автор: Воропаева Маргарита Ивановна, учитель информатики МБОУ Ржаксинской СОШ.
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
Анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов МОУ ВПО ЮУПИ «Реализация компетентностного подхода в организации самостоятельной деятельности.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Инновационные методы обучения Ставрополь Три бомбы под систему образования компетентностный подход Этот подход может и сохранить культурно- исторические,
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Современные образовательные технологии: интерактивное обучение в вузе в условиях перехода на уровневую систему подготовки кадров Гордеева А.В. зав. кафедрой.
МЦФЭР «Образование» Интерактивные методы в системе дошкольного образования А.А. Струнина, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики МПГУ, канд.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Практико-ориентированный подход к учебному процессу Докладчик: заведующая УМЧ Рагозина Т.М.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СавельеваМ.Г., к.пед.н., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ХодыреваТ.С., к.пед.н., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ?

Первое направление - развитие человеческого потенциала России, что предполагает: развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности ________________ 1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» : способный в полной мере использовать достижения науки и техники; ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни; обладающий жизненными установками, моделями поведения, которые либо способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни, либо препятствуют ему. *

Компетентностный подход Модульная система организации образовательных курсов Представление учебного времени в условных единицах (ECTS) Увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов Широкое применение активных методов обучения Широкий спектр оценочных средств

Деятельностный подход: 1.Учащийся – субъект деятельности; 2.Взаимодействие субъектов образовательного процесса

широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги); не менее 30% аудиторных занятий должны проводиться в интерактивных формах

широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций); не менее 50% аудиторных занятий должны проводиться в интерактивных формах

Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог, чтение, демонстрация и опрос обучающихся ; однонаправленное воспроизводство информации студентом для преподавателя. Репродуктивные технологии

Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с преподавателем. Основные методы: дискуссии, игры, разбор ситуаций.

Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных технологий: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Система методов и форм организации обучения, удовлетворяющая требованиям концептуальности, управляемости, воспроизводимости, действенности.

Активные технологии – технологии, позволяющие вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми. Интерактивные технологии – технологии, основанные на общении и взаимодействии не только с педагогом, но и учащихся друг с другом, когда деятельность одного влияет на деятельность других.

Технологии активного и интерактивного обучения проблемность взаимообучение и обмен повышенная эмоциональность диалогичность общения индивидуализация Рефлексия, наличие обратной связи

инструменты формирования общекультурных и профессиональных компетенций инструменты контрольно-оценочной деятельности преподавателя

Подготовка и защита реферата Подготовка и защита курсовой работы и ВКР Научные конференции Предметные олимпиады

Проблемная лекция Проблемный семинар Вебинар

Мозговая атака Мозговой штурм Мозговая эстафета Методы коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки в целях решения проблемы Этапы решения проблемы: генерация идей; конструктивная критика и проработка предложенных идей с целью отбора наилучших; проектирование решений на основе отобранных идей.

Метод активного социологического тестирования, анализа и контроля (МАСТАК) разработан Р.Ф.Жуковым и впервые применен в 1971 году в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности. МАСТАК-технология заключается в разработке пособий с использованием метода мозговой эстафеты, содержащих рекомендации по совершенствованию стиля работы в определенных должностях и видах деятельности, например, «МАСТАК-первокурсник», «МАСТАК-диссертант», «МАСТАК – молодой преподаватель» и т.д.

1 По материалам статьи Р.Ф.Жукова «Основные мероприятия по развитию активных методов обучения в академии»//Проблемы повышения качества и эффективности подготовки специалистов. Учеб-метод.конф января 2000г.: Тез.докл./ Отв.ред.П.Д.Шимко. – СПб.: СПбГИЭА, – с ВФ 1.Расширить повышение квалификации ППС по дисциплине «Игровое социально имитационное моделирование» (ИСИМ) с обменом опытом по имеющимся активным технологиям обучения 2.Организовать конкурс по активным технологиям в вузе 3.Провести деловую организационно-деятельностную игру «Вуз-XXI» и организовать выполнение задач, рекомендованных в процессе игры 4.Организовать разработку методических указаний (с использованием МАСТАК-технологии) для: студентов-заочников; дистанционного образования; самостоятельной работы студентов; преподавателей активных методов обучения 5Продолжите, пожалуйста, перечень рекомендаций

Анализ конкретных ситуаций Предполагает анализ обучающимися предложенной конкретной ситуации, как совокупности фактов и данных, определяющих то или иное явление, имевшее место в практике Кейс-технология Включает порядок рассмотрения, анализа кейса, поиск решения, выработку экспертной оценки, опирающейся на определенные критерии. Кейс – разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучающимися

По форме представления: Печатные Видео По объему печатной информации: Большие (10-50 и более стр.) Средние (3-10 стр.) Малые (1-3 стр.) Мини (0,25 стр.)

Вид метода ИСИМСпецифические особенности Деловые игрыПрименяются с целью дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным. В оценке результатов игры преобладает фактор качества принятых решений Разыгрывание ролей (ролевые игры) Учебные цели и система оценки результатов в основном ориентированы на качество «исполнения» игровых ролей Игровое проектированиеУчебные цели и система оценки деятельности в основном ориентированы на качество выполнения конкретного проекта и представления результатов проектирования

Лекционные занятияПрактические занятия Проблемные лекции Педагогические игровые упражнения МАСТАК-технология Тематические дискуссии Педагогические игровые упражнения Презентация Олимпиада Научно-практическая конференция Имитационные упражнения Групповой тренинг Ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций, кейс-технологии) Разыгрывание ролей Деловые игры Игровое проектирование

Семинарские занятияЛабораторные работы и деловые игры Проблемные семинары Тематические дискуссии Мозговая атака (штурм, эстафета) Презентация Ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций) Учебные деловые игры Индивидуальный тренаж (учебный тренажер, автоматизированные обучающие системы) Игровые занятия на машинных моделях (искусственные образовательные среды, компьютерные деловые игры) Лабораторные опыты

Традиционное обучение Проблемное обучение «Школа памяти» «Школа мышления» Проблемное обучение представляет собой способ организации активного взаимодействия обучающихся с проблемно представленным содержанием обучения, мотивирующим познавательную деятельность обучающихся. «Проблема» может быть сформулирована на основе материалов истории науки, социальной практики, в контексте предстоящей профессиональной деятельности

Проблемная лекция Важнейшим показателем «проблемности» лекции является наличие познавательной проблемы. Лекция характеризуется проблемным изложением материала: преподаватель ставит вопрос или формулирует проблемную задачу и показывает варианты ответов или способов решения, а студенты наблюдают за поиском и определяют свое отношение к полученному материалу. Проблемный семинар Важнейшим показателем «проблемности» семинара является наличие познавательной проблемы. Семинар предполагает активное вовлечение студентов в процесс обсуждения и решения поставленной проблемы, процесс поиска решения направляется и контролируется преподавателем.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ Проблемная лекция 1.Перечень «проблемных» вопросов для рассмотрения и последующего обсуждения (и их временной регламент); 2.Наглядные пособия (слайды, раздаточные материалы), отражающие не только теоретические положения дисциплины, но и фактографические данные, иллюстрирующие реальную практику в рассматриваемой области); 3.Подборка актуальных статей, материалов для рефлексивного чтения Проблемный семинар 1.Перечень «проблемных» вопросов для дискуссии и способ организации дискуссии; 2.Перечень практических заданий обучающимся по подготовке к семинару и требования к представлению результатов их выполнения; 3.Перечень рекомендуемых информационных источников; 4.Подборка актуальных статей, материалов для рефлексивного чтения

Задачи деловой игры: ознакомление студентов с возможностями и механизмом осуществления научно- исследовательской работы в вузе; получение студентами первичных навыков выполнения научно-исследовательских работ; развитие взаимодействия с преподавателями кафедры, факультета в рамках НИРС 1 Зарукина Е.В. Методы активизации научно-исследовательской работы студентов в вузе // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях перехода на двухуровневую подготовку: материалы учебно-методической конференции 6-7 февраля 2008 г. – СПб.: СПбГИЭУ, – с

УчастникиРолевые функции Студенты (I-III курсов)Проектные команды по 3-5 человек Преподаватели кафедр, ответственные за НИРС Представители организаций, финансирующих научные разработки (например, Министерство образования и науки РФ, региональное Правительство и т.п.) Аспиранты кафедр, студенты старших курсов, имеющие опыт участия в научно- исследовательской деятельности Научные консультанты

Команда Команда Состав команды: Название проекта Обоснование проекта Актуальность проблемы Актуальность проблемы Анализ существующего опыта решения проблемы Анализ существующего опыта решения проблемы Предлагаемые пути решения проблемы, цели и задачи проекта Предлагаемые пути решения проблемы, цели и задачи проекта Ожидаемый результат Ожидаемый результат

Образец заполнения пункта 6 «Образовательные технологии» рабочих программ (ФГОС ВПО) 6. Образовательные технологии При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются: ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекция- изложение, лекция объяснение, практические работы, контрольная работа др. Использование традиционных технологий обеспечивает ориентирование студента в потоке информации, связанной с различными подходами к определению сущности, содержания, методов, форм развития и саморазвития личности; самоопределение в выборе оптимального пути и способов личностно-профессионального развития; систематизацию знаний, полученных студентами в процессе аудиторной и самостоятельной работы Практические занятия обеспечивают развитие и закрепление умений и навыков определения целей и задач саморазвития и принятия наиболее эффективных решений по их реализации; анализ современных подходов к созданию акмеологического пространства в педагогических системах. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем. Количество часов по дисциплине, проводимых в интерактивной форме, согласно учебному плану: 8 часов.

Тема Виды учебной работы Используемые интерактивные образовательные технологии Количес тво часов 1.Феномен акме, его основные характеристики и условия формирования Лекция Лекция-диалог, микродискуссия, «Позиции» 2 часа 2. Отношение студентов к будущей профессиональной деятельности и к профессиональному развитию Практическое занятие Фокус-группа2 часа 3.Профессиональное становление педагога Практическое занятие Подготовка постеров в микрогруппах2 часа 4. Моделирование программы личностно-профессионального развития педагога-психолога Практическое занятие Самостоятельная работа Ролевая игра «Докдадчик – Оппонент – Рецензент» 2 часа Итого: 8 часов Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях:

Использование интерактивных образовательных технологий способствует повышению интереса и мотивации учащихся, активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала студентов, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и ввести экстренную коррекцию знаний. При проведении практических занятий используется групповая проблемная работа, технология коллективной творческой деятельности, технология сотрудничества, ролевая игра, занятие по ТРКМ, обсуждение проблемы в форме дискуссии, дебаты, круглый стол. Данные технологии обеспечивают высокий уровень усвоения знаний, эффективное и успешное овладение студентами умениями и навыками в области акмеологии, проектной деятельности учащихся, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования, позволяют активизировать исследовательскую деятельность, обеспечивают эффективный контроль за усвоением знаний.

Благодарим за внимание!