Бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лецшинская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
Advertisements

Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Учитель 1 класса – Филимонова О. Г г.
ГОУ Детский сад комбинированного вида 1565 ЗОУО ДО г. Москвы Заведующая Тищенко Татьяна Ростиславовна.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Руководитель: Голощапова Наталья Алексеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 11 «Вишенка»
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
Виды работ по подготовке учащихся 5-9 классов к новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Методика формирования умений монологической речи Дата: г. Докладчик: доцент Т.В. Починок.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
«Критерии оценок» Выполнила: Драган Ирина Анатольевна Учитель английского языка Конзаводской СОШ 2.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Транксрипт:

Бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лецшинская кспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида Монологическая речь Подготовила учитель – логопед высшей категории И.Г. Ковалдина Ноябрь 2011 С. Леуши

Л.С. Выготский характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог. Специфику монолога (как устной, так и письменной его формы) Л.С. Выготский усматривает в его особой структурной организации, композиционной сложности, необходимости максимальной мобилизации слов.

С.Л. Рубинштейн, развивая учение о монологической речи, и первую очередь отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении. Сложность монологической речи, он объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное

Связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь).

Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую. Их объединяет единая целевая установка: выполнение функции общения

Диалог - это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников. Для него характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов. В диалоге широко используются внеязыковые (экстралингвистические) факторы: мимика, жесты, общая ситуация, эмоциональный настрой и т.д., которые вместе с репликами собеседников создают дополнительные условия для продолжения разговора

Монолог - более сложный вид речевой деятельности, чем диалог. Он не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того, чтобы быть понятным слушателям, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно

Трудности при овладении монологической речью обусловлены рядом причин. К их числу относится недостаточная сформированность диалога. Не владея навыками построения предложения, ученик не может перейти к связному изложению мыслей. Речевая активность слабая и быстро исчерпывается. Кроме того, умственно отсталые дети долго не понимают необходимости подробного словесного описания событий. Основная масса учащихся специальной коррекционной школы может воспринимать монологическую речь учителя в первую половину урока, примерно в течение 20 минут, некоторые 5-10 минут. Затем ученики отвлекаются, занимаются посторонними делами или пребывают в полусонном состоянии. Отмеченные особенности мешают умственно отсталым детям овладевать связной письменной речью, элементы которой начинают усваиваться ими со второго класса.

. К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят: I - обучения пересказу; II - обучение рассказыванию по восприятию: 1) описание игрушек; 2) описание натуральных предметов; 3) рассказывание по картинке; III - обучение рассказыванию по представлению (из личного опыта); IV - обучение рассказыванию по воображению (творческие рассказы).. К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят: I - обучения пересказу; II - обучение рассказыванию по восприятию: 1) описание игрушек; 2) описание натуральных предметов; 3) рассказывание по картинке; III - обучение рассказыванию по представлению (из личного опыта); IV - обучение рассказыванию по воображению (творческие рассказы).

Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции: информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний); воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия); эмоционально-оценочная.

Для коррекционной школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: монолог – сообщение; монолог – описание; монолог – рассуждение; монолог – повествование; монолог – убеждение. Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Формирование умений монологической речи будет успешно осуществляться: - только в реализации возможностей содержания учебного материала на уроке; - в использовании учителем специального комплекса упражнений, способствующих формированию умений монологической речи.

Критерии монологической речи : основные (связность, цельность), дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).

Подобные упражнения и методические приемы для обучения монологической речи на базе текста использующиеся при подготовке к написанию сочинений или изложений на уроках развития устной и письменной речи учащихся (для учащихся общеобразовательных школ). Определите тематическую принадлежность текста Скажите, кому адресован текст Определите характер текста (описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.) Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты). Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема. Ответьте на вопросы к тексту. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их. Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте. Сформулируйте главную мысль текста. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана. Просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана. Соотнесите группу слов с пунктами плана. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста. Отметьте известную вам и новую информацию в тексте. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т.д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания. ия.

Расширьте данное на доске высказывание, используя текст. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о …. Скажите, что вы знаете о …, используя план, данный на доске. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль. Составьте план к рассказу о …, используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о …, чтобы не нарушить логику изложения. Расскажите о …, используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания, план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи, как отдельных предложений, так и целых смысловых частей). Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям. Составьте рассказ по картинке. (Картинка связана с темой текста). Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои. Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов. Дополните дополнение материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интересов к подробной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определенной ситуации общения.

в Памятке: 1. Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, необходимо показать собеседнику свою заинтересованность. 2. Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует высказываться по очереди. 3. Поднимать руку, если хочешь сказать, не выкрикивать с места. 4. Следует правильно выбирать вежливые формы обращения «ты» или «вы». 5. Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не убыстряя его. 6. Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали все присутствующие, но не более того. 7. При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать. 8. Нельзя зевать или жевать во время разговора. 9. Говоря о присутствующих, нельзя употреблять слов «он», «она», надо называть их по имени. 10. Если нужно возразить партнеру, надо назвать его по имени и в процессе своего высказывания смотреть на него. 11. Уметь, если необходимо, вежливо исправить «ошибку», применяя выражения: «Я думаю»; «Мне кажется», сопроводив их словом «извините». 12. Уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить»; «Я не согласен с вами» и т.д. 13. Использовать выражения: «Я согласен»; «Я того же мнения»; «Я хочу помочь», если поддерживаешь точку зрения другого человека. 14. Чтобы не повторять высказанную мысль дважды, можно сказать: «Я думаю так же, как и…» 15. Если необходимо уточнить сказанное, следует применять выражения: «Пожалуйста, уточните это»; «Не повторите ли вы это еще раз?»; «Извините, я не понял, что вы имеете в виду». 16. Если нужно проверить, точно ли понята мысль собеседника, следует уметь применять выражения: «Как я понимаю, вы говорите, что…»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…».

На уроках обучения грамоте по учебнику «Азбука» Нечаевой Н.В. и по тетрадям 1, 2, 3 «Я читаю» эффективно реализуются коммуникативные функции и цели монологической речи через следующие типы задания: прочитай предложение-пиктограмму или текст-пиктограмму и составь свое пред-ложение - пиктограмму или текст-пиктограмму; составь диалог по серии сюжетных картинок по теме «Вежливость»; ответь на заданный вопрос собеседника жестами, мимикой; оцени речь собеседника с точки зрения таких ее свойств; как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения; определи тему и основную мысль прослушанного или прочитанного текста; определи по заголовку, о чем говорится в тексте; выдели в тексте ключевые (опор-ные) слова; расскажи о понравившемся сказочном герое (тексты, отвечающие на вопросы: «Какой?», «Почему?»); расскажи сказочную историю по предметной или сюжетной картинках и т. д.