Е. Б. Артемьева, канд. пед. наук И. А. Гузнер, канд. ист. наук, ГПНТБ СО РАН Организация системы повышения квалификации библиотечных работников в условиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовим кадры - обеспечиваем будущее Е. Б. Артемьева, канд. пед. наук И. А. Гузнер, канд. ист. наук, ГПНТБ СО РАН.
Advertisements

Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Данилова Л.Ю.. Всесоюзное : « Рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов в стране » ( ГБЛ ). Республиканские : « Книга и чтение в жизни.
Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: итоги и реалии Электронные ресурсы: от издателей к читателям Всероссийская научно-практическая.
Кафедракультурологии гг. Повышение уровня организации и качества культурологического образования. Повышение уровня организации и качества культурологического.
Об основных результатах в области информатизации образования Хабаровского края и основных задачах в 2013 году Флейдер Наталья Геннадьевна, начальник отдела.
Экономические науки: – Экономическая теория (приказ от г. 1199) – Экономика и управление народным хозяйством (приказ от
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
В период с 2006 по 2011 годы в системе НПО, СПО проведены 6 научно-практических конференций в рамках Дня науки: Год 2006 Опытно-экспериментальная работа.
Основные направления деятельности Центра развития профессионального образования Республики Татарстан (ЦРПО РТ) 2015 год А.В. Сидоренко, заведующий ЦРПО.
РОЛЬ РОСМУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕГИОНОВ РОССИИ Член научно-экспертного совета при Председателе Федерального собрания.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
Молодежное общественное движение молодых ученых и специалистов Республики Татарстан Движение молодых ученых и специалистов Республики Татарстан ,
Развитие корпоративных сервисов как фактор сохранения информационной функции публичных библиотек в структуре основных видов деятельности Элла Германовна.
Информация о деятельности Совета молодых ученых Уфимского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» в учебном году Уфимский институт (филиал)
Сергей Кравцов, д.пед.н. доцент, директор Института управления образованием Российской академии образования Тренинговый Центр развитие кадрового потенциала.
Муниципальные библиотеки региона в условиях реформ И. С. Мажурова, заведующая научно-методическим отделом ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная.
«Управление развитием единой информационной среды общеобразовательного учреждения для повышения качества образования»
Транксрипт:

Е. Б. Артемьева, канд. пед. наук И. А. Гузнер, канд. ист. наук, ГПНТБ СО РАН Организация системы повышения квалификации библиотечных работников в условиях информатизации и глобализации общества

Происходящие изменения в библиотечно-информационной сфере требуют соответствующего развития кадровой базы – необходимо формирование адекватной системы дополнительного профессионального образования.

Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН Создан в ГПНТБ СО РАН в 1998 г. в структуре отдела научно-исследовательской и методической работы для консолидации усилий библиотечно- информационных учреждений сибирско- дальневосточного региона России в развитии информационного, научного и кадрового потенциала; поддержки и координации их действий; обеспечения непрерывности образования; повышения профессионального, общеобразовательного и культурного уровня специалистов; оказания помощи организациям образовательными услугами, необходимыми учебно-методическими и научными разработками, программами; содействия сокращению расходов библиотек на обучение персонала; облегчения доступа к мировому комплексу знаний и информации в области библиотечно-информационного дела.

Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН 2000, 2005, проведена лицензионная экспертиза ГПНТБ СО РАН на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального обучения выдана лицензия Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (бессрочная)

Проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров основное направление деятельности центра

Краткосрочные курсы повышения квалификации Обучающие мероприятия проводятся по заявкам библиотек региона. Проводят семинары специалисты ГПНТБ СО РАН, имеющие ученую степень. Обучение слушателей проводится за плату и бесплатно (прейскурант платных услуг – раздел проведение стажировок).

Количество слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации из библиотек разных организационно-правовых форм, 1998–2011 гг. Годы/библиотеки Всего Областные Муниципальные Вузовские Академические Специальные Всего

В 2012 г. специалистами ГПНТБ СО РАН проведено 24 обучающее мероприятие для сотрудников библиотек Сибири и Дальнего Востока, в том числе: на базе ГПНТБ СО РАН – 8 обучающих мероприятий, выездных мероприятий на базе библиотек и учебных заведений региона – 17. Всего обучено 643 чел. (113 – на базе ГПНТБ СО РАН и 530 – на выездных мероприятиях на базе библиотек и учебных заведений региона) (в 2011 г. – 681).

Наиболее актуальные темы краткосрочных курсов (стажировок): «Информационно-коммуникационные технологии»; «Технологии ИРБИС»; «Интернет в информационно-библиотечном обслуживании»; «Экономика библиотечной деятельности»; «Библиотечно-библиографическая деятельность в современных условиях»; «Стратегия формирования фондов библиотек в современных условиях»; «Организация работы с электронными ресурсами в библиотеке»; «Теория и практика в обеспечении сохранности библиотечных фондов. Фазовая консервация документов»; «Технологический менеджмент в библиотеке»; «Крупнейшие библиотеки мира».

Высшие библиотечные курсы ГПНТБ СО РАН ВБК – форма обучения специалистов с высшим непрофильным образованием. С 1964 г. – обучение в Новосибирске С 2002 г. – выездные ВБК Аналогичные курсы в России имеются в Российской государственной библиотеке (РГБ, Москва), Российской национальной библиотеке (РНБ, Санкт-Петербург)....

Учебный план, учебно-тематический план, учебная программа «Актуальные проблемы библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики» Цель: сформировать у слушателей представление о теоретических основах библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики, о современном состоянии библиотечно-информационной деятельности Категория слушателей: специалисты с высшим непрофильным образованием Срок обучения: 300 часов (14 учебных модулей) Режим занятий: 4–8 часов в день

Учебный год 1998 / / / / / / / / / / / / /2011Всего Библиотеки Областные и общедоступные публ. б-ки Вузовские Академические Специальные Всего Количество слушателей Высших библиотечных курсов ГПНТБ СО РАН, 1998–2011 гг.

В 2012 г. закончено обучение на Высших библиотечных курсах 2011/2012 учебного года – свидетельства об окончании ВБК получили 26 чел.

Формирование электронной коллекции по библиотечно- информационной деятельности - второе направление деятельности Центра

БД и учебно-методические комплексы по библиотечно-информационной деятельности 2 библиографические БД 2 полнотекстовые БД 2 фактографические БД 2 учебно-методических комплекса Навигатор по сетевым электронным ресурсам по библиотечно- информационной деятельности Полезные ссылки

Учебно-методический комплекс «Высшие библиотечные курсы»

Статистика использования ресурсов УМК «ВБК», г. Число визитов Число просмотров 1квартал (январь, февраль, март) квартал (апрель, май, июнь) квартал июль, август, сентябрь квартал (октябрь, ноябрь, декабрь) Всего

Использование ресурсов электронного учебно-методического комплекса «Высшие библиотечные курсы» (Краткий конспект лекций для студентов) 2012 ПериодЧисло визитовЧисло просмотров январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего

Учебно-методический комплекс «Обучающие семинары» Описание 30 семинаров-стажировок Программы Мультимедийная лекция – готовится для сопровождения лекторской деятельности и выполняется в формате презентации (MS PowerPoint). Материал изложен в тезисном виде – приводятся основные схемы и определения. Электронный учебник подготавливается в html и pdf версии. Тексты перерабатываются в стиле электронной публикации, дополняются специально подготовленными файлами для упражнений. Электронный учебник

Учебно-методический комплекс «Обучающие семинары»

Фрагмент мультимедийной лекции

Статистика использования ресурсов УМК «Обучающие семинары», г.Число визитов Число просмотров 1квартал (январь, февраль, март) квартал (апрель, май, июнь) квартал июль, август, сентябрь квартал (октябрь, ноябрь, декабрь) Всего

Использование ресурсов электронного учебно-методического комплекса «Обучающие семинары», 2012 ПериодЧисло визитовЧисло просмотров январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего

География посетителей Так, ресурсы учебно-методического комплекса «Обучающие семинары» в 2012 г. были востребованы пользователями 20 стран. Большая часть просмотров – 88% – совершена из городов России, из Украины – 4% из Казахстана – 3% из Белоруссии (2%). Среди пользователей есть и представители Азербайджана, Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Эстонии. Среди посетителей - граждане Соединенных Штатов Америки (1,8% просмотров); зарегистрированы разовые просмотры ресурсов из Болгарии, Израиля, Ирландии, Исландии, Польши, Финляндии, Хорватии, Черногории, Швейцарии, Японии, Чешской республики.

В настоящее время доступ к электронным ресурсам ГПНТБ СО РАН можно получить через сайт ГПНТБ СО РАН; через сайт Российской библиотечной ассоциации (РБА), со страницы секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. Именно этот портал становится трибуной для обмена различными материалами учреждений библиотечного образования всех федеральных округов РФ по нашей специальности.

Подготовка научных кадров в области библиотечно-информационной деятельности в ГПНТБ СО РАН (и других учреждениях РАН)

Подготовка научных кадров в области библиотечно-информационной деятельности в учреждениях РАН В Российской академии наук (РАН) существует отлаженная на протяжении десятилетий система подготовки научных кадров высшей квалификации, прежде всего, через институт аспирантуры. Практически все учреждения РАН осуществляют подготовку научных работников по профильным специальностям.

Подготовка научных кадров в области библиотечно-информационной деятельности в учреждениях РАН В библиотечно-информационной деятельности – иная ситуация. Несмотря на то, что библиотеки РАН по статусу являются научно- исследовательскими организациями, аспирантура и докторантура функционируют только в Государственной публичной научно- технической библиотеке Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН)[1].[1] [1]Аспирантура по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» функционирует в учреждении Российской академии наук Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН). [1] Даже Библиотека Академии наук (БАН), при которой в течение нескольких лет работал совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», собственной аспирантуры не имела.

Подготовка научных кадров в области библиотечно-информационной деятельности в учреждениях Сибирского отделения РАН Актуальность проблемы подготовки кадров высшей квалификации в ГПНТБ осознавалась руководством библиотеки с момента ее вхождения в состав СО АН СССР, и идея открытия аспирантуры была поддержана Президиумом Сибирского отделения. Первый Устав библиотеки, утвержденный постановлением 338 Президиума АН СССР 1 апреля 1960 г., определил ее двуединую функцию: - научной библиотеки союзного значения первой категории - научного учреждения, действующего на правах научно-исследовательского института Академии наук. Н. С. Карташов точно определил приоритеты: без создания целостной системы подготовки научных кадров высшей квалификации библиотека не сможет выполнить стоящих перед ней задач в области развития научных исследований. Концепция развития ГПНТБ всегда базировалась на интеграционном принципе «библиотека – наука – подготовка кадров высшей квалификации».

Единственная в Сибири… В развитие концепции в октябре 1967 г. в ГПНТБ СО АН СССР открывается заочная аспирантура (а в 1980-е гг. появляется и очная форма обучения). Аспирантура по специальностям «Библиотековедение и библиография» и «История книги» в те годы была единственной за Уралом. (с 1960 – в ВИНИТИ) В 1999 г. в ГПНТБ СО РАН была открыта и аспирантура по специальности «Информационные системы и процессы» В конце 1960-х аспирантура при ГПНТБ, по нашим данным, была единственной в стране аспирантурой при библиотеке. Eжегодно выделяемые библиотеке из лимита Президиума СО АН два места в заочной аспирантуре имели большое значение для подготовки кадров высшей квалификации не только собственно для ГПНТБ, но и для развития кадрового потенциала библиотек сибирско-дальневосточного региона. (В Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина закрытая в 1954 г. аспирантура вновь начала свою работу только в 2000 г. А аспирантура, функционирующая с 1935 г. при Государственной публичной библиотеке в Ленинграде, в 1960-е гг. тоже уже не действовала).

Подготовка научных кадров в области библиотечно-информационной деятельности в учреждениях РАН Аспирантура при ГПНТБ – с 1967 г. Заочная, очная В разные годы выпускники руководители и сотрудники: национальных библиотек республик Саха (Якутии), Тывы, Бурятии, Хакасии, Еврейской автономной области, научных библиотек Урала; преподаватели вузов, работники органов государственного управления. Выпускники аспирантуры занимают в настоящее время видное положение в научно-исследовательской и административной сферах учреждений культуры и вузов на территории от Екатеринбурга до Хабаровска, Санкт- Петербурга и Москвы. (В 1996 г. аспирантура по была создана в КемГУКИ). В настоящее время аспиранты и соискатели: Красноярск, Абакан, Омск, Благовещенск, Ханты-Мансийск, Южно-Сахалинск. Географические рамки подготовки научных кадров постоянно расширяются. Проблематика исследований связана: с общими направлениями научных исследований ГПНТБ СО РАН (региональные аспекты истории библиотечного дела и библиографии, книгоиздания, книгораспространения, чтения; разработка современных проблем информационно- библиотечного обеспечения науки, образования, развития кадров и других сфер общественной жизни), с научными и практическими интересами самого соискателя ученой степени, потребностями учреждения, в котором он работает, региона.

Подготовка научных кадров в области библиотечно-информационной деятельности в учреждениях РАН Факторы, повышающие привлекательность аспирантуры ГПНТБ СО РАН: устоявшееся представление о ГПНТБ как исторически сложившемся центре послевузовского библиотечного образования, в рамках деятельности которого регулярно проводятся обучающие мероприятия (в том числе выездные – преимущественно в городах Сибири, отчасти Урала и Дальнего Востока), стажировки, мастер-классы, информационные акции в рамках научно-практических конференций и семинаров и др.; наличие фундаментальной научной школы и традиций в подготовке кадров (Научно-методический и учебный центр выступает в качестве лидера в сибирско-дальневосточном регионе в области библиотековедения и книговедения, а в последние десятилетия – и в прикладной информатике; высокий уровень научного руководства, система консультирования и оказания методологической и методической помощи соискателю специалистами библиотеки, предоставление возможности апробации полученных результатов) *Докторантура в ГПНТБ СО РАН открыта в 2006 г.

Диссертационный совет при ГПНТБ СО РАН наиболее важную роль в динамике развития аспирантуры сыграло открытие в 1995 г. при ГПНТБ СО РАН совета по защите кандидатских диссертаций по специальности «Библиотековедение и библиографоведение» и «Книговедение»; с 2004 г. номенклатура специальностей была изменена – специальности и были объединены в одну – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

Таблица 1 Количество специалистов, защитивших кандидатские диссертации в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН, по отраслям науки (1996–2012 гг.) Специальность / Отрасль науки Количество специалистов , Исторические науки , Педагогические науки , Технические науки 2 [1] [1] Итого91 [1] Диссертации по специальности «Информационные системы и процессы» в статье рассматриваться не будут.

Таблица 2 Количество специалистов, защитивших кандидатские диссертации в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН (1996–2012 гг.) Ведомство, учреждениеКоличество специалистов РАН, в т. ч. СО РАН, УроРАН 37 Министерство куль­туры РФ (вузы культуры и искусств, науч. библиотеки) 28 Министерство науки и образования (вузы, в т. ч. науч. библиотеки вузов, др. образовательные учреждения) 12 Другие ведомства (Мин-во обо­роны, Мин-во внутренних дел, др.) (вузы) 14 Итого91

Диссертационный совет при ГПНТБ СО РАН Аспиранты и соискатели ГПНТБ СО РАН, подготовив научную работу, защищают ее в нашем диссертационном совете – по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» и диссертационном совете Института вычислительных технологий СО РАН – по специальности «Информационные системы и процессы». Кроме того, в совете при ГПНТБ СО РАН защищают диссертации и представители, окончившие профильные аспирантуры других вузов – в основном Кемеровского государственного университета культуры и искусств и Челябинской государственной академии культуры и искусств. Представители учреждений различных министерств и ведомств «проходят» через институт аспирантуры и соискательства и диссертационный совет при ГПНТБ СО РАН.

Динамика защит диссертаций в диссертационных советах, 1999–2009 гг. Специальность «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» [1] [1] Диссоветы Годы Всего% от общего количества защит МГУКИ ,4 СПГУКИ ,5 МГУП ,7 КазГУКИ ,3 КрГУКИ ,7 С ГАКИ ,7 ЧГАКИ ,7 ГПНТБ СО РАН ,7 БАН ,9 РГБ ,4 Всего ,0 [1] [1] Для подсчета использовался каталог авторефератов диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ), как наиболее полный. Приведенные данные о количестве защищенных диссертаций не являются абсолютно точными, их можно считать максимально приближенными к реальным, поскольку, по нашим наблюдениям, не все авторефераты отражены в каталоге РГБ.

Специальность «Информационные системы и процессы» В ряде учреждений Российской академии наук – ВИНИТИ, ГПНТБ СО РАН, ИВТ СО РАН – функционируют аспирантура, в том числе по специальности «Информационные системы и процессы»; в ВИНИТИ РАН и ИВТ СО РАН действуют докторские диссертационные советы (отрасль – технические науки. Кроме указанных учреждений РАН, еще 9 диссертационных советов при учреждениях РФ имеют право принимать к защите диссертации по специальности , в том числе профильные для нас учреждения – МГУКИ и СПГУКИ (всего в России 11 советов по этой специальности).

Проблемы Необходимо увеличение процента защит кандидатских диссертаций в пределах срока обучения в аспирантуре. Крайне низкий процент защит аспирантами диссертаций по специальности «Информационные системы и процессы» требует более тщательного отбора поступающих в аспирантуру. Требуется повышение теоретико- методологического уровня соискателей (особенно библиотековедов), которые по объективным причинам не могут получить необходимых навыков в период обучения в высшем учебном заведении (прежде всего, речь идет о способных к исследованиям специалистах, получивших высшее заочное образование). Решение этих проблем будет способствовать дальнейшему развитию библиотечно- информационной науки, а значит – совершенствованию системы информационного обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

Вопрос повышения квалификации для академических библиотек становится еще более актуальным в последние годы в связи с тем, что в стране проводится оценка результативности деятельности научных организаций РАН на основе системы индикаторов.

Из 148 показателей результативности научно-исследовательских институтов (НИИ) – 41 касается кадрового потенциала, в том числе 9 – научного потенциала, под которым тоже подразумеваются кадры.

Подготовка к внедрению системы показателей уже инициировала необходимость повышения как квалификации библиотечных работников научных учреждений СО РАН, так и исследователей. Сотрудниками ГПНТБ СО РАН проведены специальные обучающие семинары по использованию баз данных и информационного сервиса «Определение индекса цитируемости», размещенного на сайте библиотеки.

Вне оценки остаются такие важнейшие характеристики учреждения РАН, касающиеся повышения квалификации сотрудников и свидетельствующие о его признании в научной среде, как: число базовых кафедр, научно-образовательных центров и других научно-образовательных структур, созданных совместно с высшими учебными заведениями; число диссертационных советов, действующих при научной организации; наличие аспирантуры и докторантуры и другие показатели, которые могут выступать в качестве индикаторов.

В ГПНТБ СО РАН действуют: три признанные научные школы, две из них – более 25 лет; две базовые кафедры – Новосибирского государственного и Новосибирского государственного педагогического университетов, научно-образовательный центр совместно с Новосибирским государственным университетом; доля работников, ведущих преподавательскую деятельность – 13,85 %.

Несмотря на то что система индикаторов нуждается в дальнейшей доработке, тем не менее анализ показателей позволяет организации провести самооценку, определить свой уровень среди библиотек и органов информации РАН, в том числе и в области повышения квалификации кадров.

Благодарим за внимание! С надеждой на сотрудничество, Е. Б. Артемьева И. А. Гузнер ГПНТБ СО РАН