1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИКА НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОДУШЕВОЙ ОСНОВЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МЕТОДИКА НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Переход на нормативно - подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Презентация Титиной Л. Н.
Новая система оплаты труда работников образовательных учреждений Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников октября 2006.
Правовое регулирование системы профессионального образования в Новгородской области.
Нормативное финансирование. Необходимыми условиями перехода на нормативное бюджетное финансирование являются:
НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1.
Законодательная база государственно- общественного управления.
1 Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений образования Пермского края.
Внедрение новых финансово- экономических механизмов в региональную систему профессионального образования ориентированную на потребности перспективных рынков.
Основные направления введения новой системы оплаты труда педагогических работников.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
Введение новой системы оплаты труда года В рамках комплексного проекта модернизации образования семинар.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1.
Методика расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования в системе общего образования.
Финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС ОО: общие вопросы.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Транксрипт:

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИКА НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОДУШЕВОЙ ОСНОВЕ Ректор Учебного центра ФИРО, доктор педагогических наук, профессор МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ НИКИТИН

2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА БАЗОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ * нормативный метод подушевого финансирования государственной образовательной программы ДПО обеспечивает рациональное планирование необходимых объемов финансовых средств в региональном бюджете * норматив бюджетного финансирования есть минимальная величина финансовых затрат регионального бюджета, обеспечивающая реализацию права граждан на получение первого бесплатного (для физического лица) начального (среднего) профессионального образования в соответствии с государственным заказом Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495)173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ:

3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА БАЗОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) - уровень профессионального образования, интегрирующий следующие виды профессиональной деятельности: профессиональное консультирование по выбору профессии, профильное обучение, начальное и среднее профессиональное образование, внутрифирменное профессиональное обучение, стажировка, дополнительная квалификация, аттестация на профессиональный разряд (класс, категорию). Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495)173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ:

4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА ЦЕЛИ ПЕРЕХОДА К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) а) разграничить компетенции, полномочия и ответственность государственных и муниципальных органов управления за реализацию образовательных программ ДПО; б) повысить обоснованность маневрирования регионально-муниципальными финансовыми ресурсами при реализации образовательных программ ДПО для обеспечения доступности качественного профессионального образования; в) показать реальные, либо близкие к реальным, затраты на реализацию образовательной программы ДПО для всех субъектов образовательной политики (правительства, работодателя, общества, домохозяйств); г) перейти от финансирования «образовательных учреждений» к финансированию востребованных «образовательных программ НПО», что будет стимулировать конкурентные отношения в профессиональном образовании; д) оптимизировать региональную сеть учреждений ДПО, стимулировать конкурентоспособность управленческого и педагогического персонала. Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ:

5 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА Принципы нормативного бюджетного финансирования НПО на основе требований Бюджетного Кодекса РФ: а) единая методология расчетов б) прозрачность финансовых потоков бюджетных средств на всех этапах в) разграничение финансовой ответственности бюджетов различных уровней за обеспечение как государственных гарантий на получение бесплатного (для физического лица) ДПО, так и за обеспечение государственного заказа на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов) г) расчет норматива бюджетного финансирования на одного учащегося и одну образовательную программу ДПО д) учет законодательно-определенных натуральных норм и минимальных государственных социальных стандартов (санитарные нормы, наполняемость групп, социальные компенсации) е) включение в расчетную величину регионального норматива только текущих расходов, непосредственно влияющих на стоимость обучения. Содержание основных фондов УДПО, иные виды бюджетных затрат (на питание, транспорт, учебники) не включаются в норматив финансирования, а осуществляются учредителем на программно-целевой основе. Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ:

6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА ДВУХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ бюджетное финансирование потребителя (обучающегося) в соответствии с государственным образовательным стандартом начального и среднего профессионального образования и региональным заказом на подготовку работников квалифицированного труда для развития региональной экономики 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ бюджетное финансирование собственником (учредителем) содержания государственного имущественного комплекса образовательного учреждения начального и среднего (довузовского) профессионального образования Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ:

7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СХЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НПО СобственникПредставитель собственника Объект финансовой ответственности Источник финансовых средств Государство – орган исполнительной власти субъекта Федерации КУГИ – (Комитет по управлению государственным имуществом) Имущественный комплекс УНПО, земельный участок и инфраструктура Региональный бюджет на содержание государственной собственности в образовании Региональное агентство по образованию Образовательный процесс Региональный бюджет на обеспечение государственного заказа

8 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМАТИВОМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ более сложный учебный план, требующий в одном УДПО многих отраслевых специалистов (преподавателей черчения, специалистов по технологиям, материаловедению и др.) введение дополнительных штатных должностей (маркетолог, психолог, социальный педагог, мастер производственного обучения, вспомогательные службы) другая структура учебного процесса (теория + производственное обучение + практика; самостоятельная работа, многообразие форм занятий (их комбинирование), дипломное проектирование количественный рост коррекционного, взрослого контингентов, в том числе рост потребностей в дополнительных квалификациях, потребовал введения дополнительных структур управления учебным процессом дополнительные социальные обязательства (стипендия, питание, медицинское обслуживание, спецодежда) Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. ; сайт ФИРО: сайт УЦ:

9 На слайде 9 - таблица на флешке, на отдельном файле под названием «Таблица к презент.-1 на стр. 9 - (22 июня 2006г.)»

10 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЗАКАЗОВ И УРОВНЕЙ ЗАКАЗЧИКОВ 1. Государственный (муниципальный) образовательный заказ 2. Государственный (муниципальный) социальный заказ 3. Государственный (муниципальный) кадровый заказ 4. Отраслевой (корпоративный) кадровый заказ 5. Предпринимательский кадровый заказ 6. Частный (образовательный, кадровый) заказ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ:

11 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА БАЗОВАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО НОРМАТИВА БЮДЖЕТНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ (ПДШФ) Норматив ПДШФ = (оплата труда работников + учебные расходы на образовательную программу + стоимость социального обеспечения) х К БАЗОВАЯ ФОРМУЛА: N пдшф = (Н фот +Н мо + Нсоц) х К, где: Н фот – оплата труда персонала (с учетом тарифного и надтарифного фондов) Н мо – учебные расходы на образовательную программу Н соц – расходы на социальные нужды К - коэффициент удорожания на образовательную программу Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ:

12 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА КЛАСТЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кластер – способ группировки государственных образовательных стандартов профессий НПО (СПО) по общим признакам фактических затрат на обеспечение качества профессионального образования. 297 профессий НПО классифицированы на три базовые кластерные группы: ПЕРВЫЙ КЛАСТЕР - В Ы С О К О З А Т Р А Т Н Ы Е (20% перечня); ВТОРОЙ КЛАСТЕР - С Р Е Д Н Е З А Т Р А Т Н Ы Е (50% перечня); ТРЕТИЙ КЛАСТЕР - М А Л О З А Т Р А Т Н Ы Е (30% перечня). Учет специфики реализации образовательных программ профессионального образования осуществляется на основе коэффициентов удорожани 1. Деление состава бюджетной учебной группы на подгруппы - 1,15 2. Профессиональное обучение граждан с ограниченными возможностями здоровья - 3,22 3. Профессионально-развивающая, воспитательная деятельность - 2,27 4. Обучение обучающихся в Ресурсном центре - 5. Обучение по сельским профессиям - 6. Обучение по военно-учетным профессиям - Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. ;сайт ФИРО: сайт УЦ:

13 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ПОДУШЕВОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ПОДУШЕВОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ * Региональный закон, регламентирующий структуру нормативного финансирования довузовского профессионального образования, в том числе бюджетную тарифную сетку оплаты труда, нормативы штатной численности * Постановление Губернатора, регламентирующее методику расчета стоимости обучения по типам и видам образовательных учреждений * Решение региональной Ассоциации промышленников и предпринимателей и органов госзаказа по отраслевой структуре подготовки кадров * Приказы органа управления образованием субъекта Федерации * Типовые положения о видах учреждений образования, модели штатного расписания * Требования государственных образовательных стандартов и модель учебного плана * Данные региональной государственной статистической отчетности по учреждениям довузовского профессионального образования * Методические рекомендации государственного органа управления образованием по повышению квалификации педагогических работников в условиях нормативного финансирования Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ:

14 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА СТРУКТУРА ЗАКОНА О НОРМАТИВАХ ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ( принят 11 ноября 2005 г.) * Базовые определения * Типология образовательных учреждений и их штатная численность * Кластерные группы профессий и количество учебных часов по каждой группе * Разграничение финансовых полномочий между региональными и муниципальными бюджетами * Основные компоненты методики расчета нормати ва бюджетного финансирования Эк. ст. Наименование 2005 г г. % Всего (в млн. руб.) 211 Заработная плата 87,8 112, Прочие выплаты, всего 0,8 0, Начисления на заработную плату 22,7 29, Материалы для учебных 2125 целей 0,4 8, Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60; сайт ФИРО: сайт УЦ:

15 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ разработать новую модель штатного расписания на кластерную группу образовательных программ вместо одного штатного расписания на тип образовательного учреждения осуществить переход к штатно-окладной форме оплаты труда педагогических работников после реструктуризации региональной сети образовательных учреждений апробировать систему региональных трехсторонних тарифных соглашений с установлением ежегодного почасового тарифа оплаты труда педработника принимать региональный компонент образовательного стандарта профессионального образования вместе с моделью учебного плана и финансовым нормативом (стандарт + норматив) апробировать методику зачетных кредитных единиц оплаты труда для всего сектора довузовского профессионального образования учитывать рекомендации международной организации труда (МОТ) по установлению минимальной стоимости почасовой оплаты труда дипломированных специалистов в единой расчетной единице ЕВРО для стран, вступивших в ВТО Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60; сайт ФИРО: сайт УЦ:

16 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА УСЛОВИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ наличие персонифицированного заказчика на профессиональное образование, воспитание и подготовку кадров публичность отчетности администрации образовательного учреждения за полученные бюджетные средства перед госзаказчиком конкурсная процедура бюджетного финансирования государственного заказа на обучение, воспитание и подготовку кадров документационное обеспечение финансовых потоков (смета, договор, калькуляция, кредитные карточки) компьютеризация контроля потоков обучающихся между образовательными учреждениями Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60; сайт ФИРО: сайт УЦ:

17 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ создание региональной лаборатории по экономике профессионального образования. Первый этап. Подготовка исходных статистических данных по инвентаризации материальной базы учреждений НПО (СПО), определение квалификационной структуры профессий, диверсификация заказчиков, рекомендации по реструктуризации сети, разработка региональной программы перехода к нормативному финансированию, создание региональной лаборатории по экономике профессионального образования. Второй этап. Разработка нормативно-правовой базы, планирование регионального бюджета на образование, проведение регионального эксперимента по апробации новых организационных правовых форм (автономное учреждение и государственная автономная образовательная организация). Повышение квалификации руководителей и педагогического персонала образовательных комплексов, в том числе руководителей органов управления образованием в условиях нормативного финансирования. Разработка и апробация методики. нормативного финансирования. Третий этап. Согласование возможности регионального бюджета и потребностей регионального рынка труда в квалифицированных специалистах. Доработка методики расчета, схемы движения финансовых потоков, специфики реализации образовательных программ для различных категорий (молодежь, взрослые, безработные, обучающиеся с отклонениями в развитии, сироты, мигранты, военнослужащие). Информационное обеспечение нормативного подушевого финансирования в регионе. Четвертый этап. Доработка модели нормативного финансирования по результатам апробации на регионально- муниципальном уровнях. Использование рекомендаций зарубежных специалистов по нормативному финансированию в условиях ВТО. Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60; сайт ФИРО: сайт УЦ:

18 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО КЛАСТЕРНЫМ ГРУППАМ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60; сайт ФИРО: сайт УЦ: п/п Кластерная группа ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА ЧУВАШИЯ САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН АВысокозатратные профессии БСреднезатратные профессии ВНизкозатратные профессии

19 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА К О О Р Д И Н А Т Ы УЧЕБНОГО ЦЕНТРА Ф И Р О ВЫЕЗДНЫХ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР Ф И Р О ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОРА НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕМИНАРОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧТЕНИЙ, КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ: САЙТ ФИРО: Тел.: (495) 173 – 87 – 61; 173 – 87 – 60; 177 – 39 – 13; 173 – 54 – 53. Факс: (495) 173 – 50 – 16. Наш адрес: г. Москва, Волгоградский проспект, 43, УЦ ФИРО, метро «Текстильщики». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., ректор Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 60. сайт ФИРО: сайт УЦ: