Педагогическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста Кононенко Татьяна Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Advertisements

Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Руководитель: Голощапова Наталья Алексеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 11 «Вишенка»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
L/O/G/O МБДОУ Детский сад 154 «Работа по развитию связной речи в ДОУ » Подготовила: заместитель заведующего по УВР Носик Л.В.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Содержание уголка по речевому развитию Подготовила воспитатель Калиниченко Анна Михайловна МБДОУ «Детский сад «Цветик-Семицветик»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила заместитель заведующей по УВР Шадрина Наталья Геннадьевна МКДОУ «Детский сад 1 общеразвивающего.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Формирование диалогической связной речи детей дошкольного возраста в режимных моментах ГБОУ СОШ 9 СПДС 10 «Снежок» 2013 г г.о.Жигулевск.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Транксрипт:

Педагогическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста Кононенко Татьяна Владимировна

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выготский

РЕЧЬ Внутренняя: - внутреннее проговаривание «про себя», т.е. произнесение звуков и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях - собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления - внутреннее программирование (формирование и закрепление речевого высказывания ) Внешняя: - устная (вербальная (словесная) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух: 1) диалогическая: -ситуативная -контекстная, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующее 2) монологическая – длительное, последовательное, связное изложение мыслей одним лицом РЕЧЬ Внутренняя: - внутреннее проговаривание «про себя», т.е. произнесение звуков и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях - собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления - внутреннее программирование (формирование и закрепление речевого высказывания ) Внешняя: - устная (вербальная (словесная) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух: 1) диалогическая: -ситуативная -контекстная, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующее 2) монологическая – длительное, последовательное, связное изложение мыслей одним лицом

Направления деятельности по развитию речи Звуковая культура речи Звуковая культура речи Формирование грамматического строя Формирование грамматического строя Словарная работа Словарная работа Связная речь Связная речь Подготовка к обучению грамоте Подготовка к обучению грамоте Знакомство с художественной литературой Знакомство с художественной литературой

Средства развития речи: Общение взрослых и детей Общение взрослых и детей Культурная языковая среда, речь воспитателя Культурная языковая среда, речь воспитателя Обучение на занятиях Обучение на занятиях Художественная литература Художественная литература Различные виды искусства Различные виды искусства Игра Игра

Основная цель развивающей речевой среды: – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада.

{ Принципы построения развивающей среды 1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза» 2. Принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения 3.принцип «Стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами», настроениями, меняющимися возможностями детей 4. принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности

Развивающий потенциал речевой среды – это развивающие возможности, в которых растет ребенок. - Развивающий потенциал естественной речевой среды - Развивающий потенциал речевой среды - Развивающий потенциал искусственной речевой среды искусственной речевой среды

Коммуникативная самая ранняя: первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Коммуникативная самая ранняя: первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Познавательная - усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Познавательная - усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Регулирующая - ребенок начинает усваивать речь как регулятор его поведения. Первыми словами регуляторами поведения ребенка становятся слова можно, нельзя, глаголы в форме повелительного наклонения типа ешь, иди и т. д. Регулирующая - ребенок начинает усваивать речь как регулятор его поведения. Первыми словами регуляторами поведения ребенка становятся слова можно, нельзя, глаголы в форме повелительного наклонения типа ешь, иди и т. д. Функции речи:

Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому. Приемом называют вариант применения данного метода, привнесение в основное действие, составляющее данный метод, побочных действий, подсказываемых характером учебного дидактического материала

Практические методы дошкольного периода развития речи Метод имитации Метод имитации Метод разговора (беседы или вопросов и ответов) Метод разговора (беседы или вопросов и ответов) Метод пересказа Метод пересказа Метод сочинения (рассказывания) Метод сочинения (рассказывания)

Приемы с помощью которых реализуется метод имитации 1. Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим 2. Игры – (обогащение речи словоформами, освоение формы род. Падежа сущ., развитие связной диалогической речи) 3. Опора на словесный образец (словесное представление); дети повторяют фразу взрослого (потешки) 4. Использования картинок, живых объектов, диафильмов и др.

Метод разговора – метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом, тем самым совершенствую речь. Приемы -те же, что и у метода имитации + прием постановки различных вопросов-заданий.

Метод пересказа обогащает речь детей всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями). В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением художественной литературой (игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др). Метод пересказа обогащает речь детей всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями). В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением художественной литературой (игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др).

Профессиональные умения воспитателей для работы с детьми по развитию речи Умение обследовать речь детей; Умение обследовать речь детей; Умение планировать и моделировать процесс дидактического речевого общения; Умение планировать и моделировать процесс дидактического речевого общения; Умения организовывать процесс дидактического общения; Умения организовывать процесс дидактического общения; Умение анализировать коммуникативный акт с т. зр. его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты Умение анализировать коммуникативный акт с т. зр. его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты

Дидактические требования к занятиям Предварительная подготовка к занятию; Предварительная подготовка к занятию; Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей (на достаточном уровне трудности); Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей (на достаточном уровне трудности); Воспитательный характер содержания материала, организации обучения, взаимодействия воспитателя с детьми; Воспитательный характер содержания материала, организации обучения, взаимодействия воспитателя с детьми; Эмоциональный характер занятия; Эмоциональный характер занятия; Структура занятия в соответствии с его типом; Структура занятия в соответствии с его типом; Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям Связь занятия с последующей работой по развитию речи Связь занятия с последующей работой по развитию речи

Воспитание ЗКР предполагает: Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; Воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного языка; Воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного языка; Формирование выразительной речи – т.е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, интонацией; Формирование выразительной речи – т.е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, интонацией; Выработка дикции – отчетливого внятного произношения каждого звука и слова в отдельности; Выработка дикции – отчетливого внятного произношения каждого звука и слова в отдельности; Воспитание культуры речевого общения как части этикета. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культура речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа ведется в двух направлениях: - Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; - Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха – фонематический, звуковысотный, ритмический)

Линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Просодемы- надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Просодемы- надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Звуковые единицы языка

1 этап – подготовительный Уточнение движений органов артикуляционного аппарата 2 этап – становление звука Уточнение произношение изолированного звука по подражанию 3 этап – закрепление и автоматизация Воспитание правильного, четкого произношения звука в слове 4 этап – дифференциация смешиваемых звуков Воспитание правильного, четкого произношения звуков во фразовой речи. Этапы работы над звуком

«Автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно» О.В. Правдина

ДиагностикаЗанятияСовместная деятельность 2 млВ конце года1 раз в месяц Индивидуальная работа с детьми, не усвоившими материал на занятии Ср.В начале года заполняется таблица по ЗКР, в течение года отмечаются изменения 1 раз в месяц Инд. работа с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения за 2 мл. и ср. группы СтВ начале года заполняется таблица по ЗКР, в течение года отмечаются изменения 1 раз в месяц Составляются группы детей для индивидуальной работы и сетка занятий с группами Подг.В начале года заполняется таблица по ЗКР, в течение года отмечаются изменения - Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи предусматривает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, лицам, временам) работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, лицам, временам) Словообразование (некоторые формы образования новых слов) Словообразование (некоторые формы образования новых слов) Синтаксис (правильное согласование слов в предложении, построение разных типов предложений и сочетание их в связном тексте) Синтаксис (правильное согласование слов в предложении, построение разных типов предложений и сочетание их в связном тексте)

Пути формирования грамматической стороны речи у детей Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых; Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых; Развитие грамматических умений в практике речевого общения; Развитие грамматических умений в практике речевого общения; Исправление грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи Дидактические игра Дидактические игра Игры-драматизации Игры-драматизации Словесные упражнения Словесные упражнения Рассматривание картин Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок Пересказ коротких рассказов и сказок

Приемы - Образец - объяснение - указание - сравнение - повторение - создание проблемной ситуации - подсказ нужной формы - исправление ошибок - раскрытие словообразовательного значения слова

Приемы обучения грамматическим навыкам 1. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы 2. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка который говорит, так и у тех детей, которые его слышат 3. Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его. Методика исправления грамматических ошибок (О.И. Соловьева, Л.М. Бородич) (О.И. Соловьева, Л.М. Бородич)

Задачи словарной работы: Обогащение словаря новыми словами; Обогащение словаря новыми словами; Закрепление и уточнение словаря; Закрепление и уточнение словаря; Активизация словаря Активизация словаря Устранение из речи детей нелитературных слов. Устранение из речи детей нелитературных слов.

Упражнения расширяющие лексикон и речевые навыки: - подбор эпитетов к предмету (узнавание по эпитетам предмета) - подбор к предмету действий (глаголов) - подбор обстоятельств - нюансы смысла слова домик, дом, домище - вставление пропущенных слов - распространение предложений - добавление придаточных предложений -составные части целого - составление предложений с определенным словом -составление предложения с несколькими данными словами -объяснение слов - составление и отгадывание загадок - классификация предметов - подбор синонимов

Связная речь это последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Требования: 1.связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере чем реплика в диалоге (ответ на вопрос) 2.она должна планироваться (как будет развертываться рассказ?)

Методы и приемы работы над словарем разговор с детьми разговор с детьми поручения и задания поручения и задания беседы беседы рассказывание рассказывание чтение чтение заучивание стихотворений заучивание стихотворений

Монологическая речь –это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание.

- описание (картины, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей); - повествование (о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях, по картине, по серии картин, из личного опыта); - рассуждение; - контаминация (смешанные тексты). Виды монологов

Начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (игрушку, предмет, человека описывают либо сверху вниз, либо снизу вверх; интерьер, пейзаж - по кругу, слева направо либо справа налево). Структура описания вариативная. При описании используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация. Количество предложений и методика обучения зависит от возраста детей. Описание (констатация фактов)

Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествований – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко. В зачине можно использовать выражения: однажды, как-то раз; может быть указано место или время: дело было летом, это произошло в деревне. Последовательность действий и событий выстраивается с помощью цепочки глаголов. Повествование (развитие сюжета)

В рассуждении обязательны две смысловые части: первое - то, что объясняется; вторая – само объяснение или доказательство. Структура рассуждения включает в себя: - тезис – утверждение чего-либо либо начальное предположение; - доказательство выдвинутого положения; - вывод, который следует из положения. Структура не жесткая: доказательства могут даваться в разной последовательности. В рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, и/с в Р.п. с предлогами от, из-за, с, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например. Рассуждение (установление причинно-следственных связей)

При составлении контаминированных монологов, в которых присутствуют как описания, так и повествования, следует исходить из замысла. Если составляется повествовательный рассказ, то в любой из частей может присутствовать описание каких-либо объектов, а далее продолжается повествование. Описание же может расшириться придумыванием событий с данным предметом либо объектом. Контаминированные рассказы

Диалогические умения Диалогические умения 1.Собственно-речевые умения - вступать в общение - поддерживать и завершать общение, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора- сравнивать излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться логично, связно - говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога

2. Умение речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. 3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе 4 умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы 5. Неречевые (невербальные умения) – уместное использование мимики, жестов

Методические приемы обучения детей диалогической речи Беседа – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу (быт, труд людей, природа, взаимопомощь и т.п.) Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям