Галеева Н.Л., профессор кафедры УОС ФПК и ППРО МПГУ, кандидат биологических наук, доцент 21.03.13.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа повышения профессиональной компететности учителя, реализующего требований ФГОС Микроисследования, лекции, обучающие семинары, организационно-деловые.
Advertisements

Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
1 Новая дидактическая модель образования, складывающаяся в результате внедрения Стандарта нового поколения, основана на компетентностной образовательной.
Определение планируемых результатов освоения основной образовательной программы 9 февраля 2011г.
М. М. Шалашова, д. п. н., профессор Итоги разработки учителями ГБОУ СОШ 2005 методического обеспечения реализации ФГОС.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Содержание апробационной экспертизы Семинар «Планирование экспертизы»
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Транксрипт:

Галеева Н.Л., профессор кафедры УОС ФПК и ППРО МПГУ, кандидат биологических наук, доцент

ПРОБЛЕМА: ЕСТЬ: образование - институт, воспроизводящий определенные социокультурные образцы (профессиональной деятельности, научных исследований, знаний и др.). ДОЛЖНО БЫТЬ: принципиально иная организации процесса обучения, смещения акцента с репродуктивной деятельности обучающихся на продуктивную и поисковую. ДОЛЖНО БЫТЬ: высокая степень открытости и нелинейности образовательных систем ДОЛЖНО БЫТЬ: подготовка специалистов, готовых и способных к решению не только реально существующих проблем (экологических, нравственных, профессиональных и др.), но и к предвидению тех проблем, с которыми человеческое общество столкнется в будущем.

Идея опережающего образования состоит в изменении содержания и методологии учебного процесса на всех уровнях системы образования таким образом, чтобы она была способной готовить людей к условиям их успешной деятельности в глобальном информационном обществе. Эта концепция была поддержана в итоговых документах и рекомендациях Конгресса ЮНЕСКО в 1996 году. Управление опережающим образованием акцентирует функцию прогнозирования

Состав и структура знаний в системе опережающего образования Отличительными чертами нового технологического уклада общества будет широкое использование принципиально новых технологий. Новый уклад новые информационны е технологии когнитивные технологии нанотехнологии Биотехно логии ????????

В традиционной системе образования Базовые знания 70-75% Знания прагматического характера % Знания, основанные на передовых достижениях науки даже в высшей школе 5-7% В системе опережающего образования Принципиально важные, ключевые аспекты базового образования в области филологии, математики, естественных и гуманитарных наук – до 40-45% Прагматические знания сохранить, заложив в систему управления пересмотр содержания прагматических знаний Увеличить объем новых знаний, которые должны поступать в систему образования по каналам прямого взаимодействия с фундаментальной наукой Главное - необходимо создавать условия для формирования знаний и умений, которые должны обеспечить дальнейшее самостоятельное развитие личности по окончании образовательного учреждения, реализовать образовательную стратегию «Образование через всю жизнь». Состав и структура знаний в системе опережающего образования Знания, направленные на развитие личности – 1-3% Создавать и развивать такие технологии смогут только подготовленные специалисты, а для их подготовки нужно сформировать новое поколение педагогов

В форсайт-проектах применяется комбинация различных методов: работа с большими экспертными панелями, Дельфи, SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и другие инструменты, в том числе, технологические дорожные карты Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе Дорожная карта может служить частным методом представления результатов форсайта

Первое применение дорожных карт в аспекте технологического прогнозирования относится к началу 1980-х годов. Для ряда ключевых компаний страны задача по созданию дорожных карт закреплена законодательно, утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. Форсайт-центр ИСИЭЗ НИУ ВШЭ является национальным лидером по созданию дорожных карт. ФОРСАЙТ в России

Дорожная карта как инструмент управления Проектирование и реализация дорожных карт основана на таких характеристиках деятельности, как интегративность и междисциплинарность в составе компететности проектировщиков и реализаторов технологии дорожных карт атрибутивно присутствуют знания таких наук, как педагогика, психология, теория педагогических измерений, теория управления образовательными системами

Дорожная карта как инструмент управления Дорожные карты – информационная поддержка процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования Дорожная карта это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта дорожные карты масштабные, имеющие междисциплинарный характер –используют для инновационного развития объекта локальные дорожные карты - решение конкретной проблемы объекта Дорожные карты являются мощным средством PR

С точки зрения психологии принятия управленческих решений и психологии предвидения TRM можно рассматривать как один из методов построения связной картины мира Дорожная карта дает возможность визуализировать последовательность, содержание и структуру действий, связи организаторов и исполнителей различных видов деятельности, выстроенные по принципу распределенной ответственности Целостные образы Символы, схемы

В зависимости от объекта дорожного картирования бывают: Продуктовые дорожные карты – сценарии развития продукта или продуктовой линейки во времени ( дорожные карты в данной области менее образные и более математизированные. Технологические дорожные карты – сценарии развития [высоких] технологий, технологического сектора Отраслевые (рыночные, промышленные, социальные) дорожные карты – сценарии развития отрасли, индустрии (отдельного рынка, сектора промышленности, культуры) Корпоративные дорожные карты – сценарии развития отдельной компании и т.д.

Технологическая дорожная карта, связанная с вводом технологии в производимые продукты, часто не одного поколения

Дорожная карта развития производства или услуги Фокусируется на том, каким образом технологии могут поддерживать организационные возможности.

Дорожная карта стратегического планирования Включает также и стратегическое измерение, в том смысле, что позволяет оценку различных возможностей и/или рисков.

различные направления развития технологий приводят к появлению самостоятельной системной сущности (на рисунке – «Nugget»). Дорожные карты долгосрочного планирования

Дорожная карта управления знаниями Позволяет организациям наглядно представлять свои критические важные знаниевые активы, а также связи с навыками, технологиями и способностями необходимыми для ответа на запросы будущего рынка.

Разнообразие дорожных карт проявляется также в графических форматах. Множественные слои Столбцы Таблицы Графы, диаграммы Рисунки, графические метафоры Текст

Наиболее сложными выглядят задачи, которые решает дорожная карта в области прогнозирования социально-экономических процессов Заказчиком дорожной карты технологий разработки противомалярийной вакцины выступила Всемирная организация здравоохранения при ООН, а генеральным спонсором – Фонд Билла и Мелинды Гейтс Над разработкой и опубликованием дорожной карты в течение двух лет работали более 230 экспертов, представляющих 100 организаций из 35 стран Карта представляет собой многотомное собрание научных, аналитических и управленческих документов, составляющих подробный план работ по обеспечению производства эффективной противомалярийной вакцины к 2025 году

Качества технологии дорожного картирования наглядность прозрачность гибкость вариативность

Сам процесс формирования дорожной карты – это коллективная ревизия имеющегося потенциала развития, обнаружение возможностей роста, обнаружение рисков, выявление потребности в ресурсном обеспечении Чем более тщательно будет осуществлена эта ревизия, тем более эффективными будут принимаемые решения, позволяющие обнаружить пробелы в планах, а не решать внезапные проблемы в будущем

1.качество реализации новой системы оплаты труда; 2.качество регламента внутришкольного контроля качества образовательного процесса как информационно-методического ресурса реализации требований ФГОС; 3.качество процесса реализации целей объединения педагогических коллективов на этапе образования образовательного комплекса; 4.качество работы учителя, реализующего требования ФГОС Для того, чтобы спроектировать дорожную карту, необходимо определить, что же является объектом, сценарий развития которого мы хотим реализовать

Анкета – опросный лист для учителей до после (проводится до и после «четвертого шага» «дорожной карты» Номера показателей в соответствии с текстами критериальной системы Я не понимаю смысл следующих показателей качества моей профессиональной деятельности в предложенных материалах Я не понимаю, как будет происходить оценка следующих показателей Я не согласен (не согласна) с введением следующих показателей качества моей деятельности Я предлагаю ввести такие показатели: До: все 64 учителя/ хоть 1 показатель После: 16% (4 из 25 позиций) До: 80% (21 из 25 позиций) После: 10 учителей из 64 по 1-2 показателя До: 5 показателей из 25 После: нет

Проект плана для составления дорожной карты школы по подготовке учителей к реализации ФГОС второго поколения ЭтапыОсваиваемые знания, уменияОрганизационная форма, содержание деятельности Этап 1Структура и содержание Стандарта. Концептуальные основы: Компетентностный и системно- деятельностный подходы Принцип критериального оценивания «Портрет выпускника основной школы» Лекции Обучающие семинары Осмысление ФГОС второго поколения / раздел «Общие положения» Этап 2Три группы образовательных результатов. Содержание результатов Личностных Метапредметных Предметных Лекции Обучающие семинары Осмысление ФГОС второго поколения / раздел «Требования к результатам…»

Дорожная карта по подготовке учителя для реализации ФГОС второго поколения 1 шаг. Чтение, осмысление, изучение ФГОС второго поколения 2 шаг. Знакомство и выбор УМК рекомендованных к использованию в образовательном процесса 3 шаг. Составление рабочей программы по учебному предмету на основании примерных программ 4 шаг. Освоение (использование) образовательных технологий деятельностного типа 5 шаг. Знание и формирование универсальных учебных действий у учащихся 6 шаг. Составление (отбор) системы заданий, контрольных материалов для достижения планируемых результатов 7 шаг. Оценивание результатов на единой критериальной основе Case-study: Оцените качество предложенной ниже последовательности этапов дорожной карты

По меткому выражению Р. Костоффа и Р. Шелера, дорожная карта есть «инструмент путешественника, который обеспечивает существенное понимание, близость цели, руководство и некоторую степень уверенности в планировании путешествия». Kostoff, R.N. and Schaller, R.R. (2001), «Science and technology roadmaps», IEEE Transactions of Engineering Management, 48 (2), pp Построение дорожных карт по-прежнему остается творческим, слабо формализованным и слабо алгоритмизованным делом, в котором результат (валидность и адекватность прогноза) зависит от креативности экспертов – авторов карты.

Благодарю за внимание!