Базовые схемы, принятые в обществе, для обеспечения в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца Дэвид С.Линдеман консультант Всемирного банка*

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
Advertisements

Обзор шведской пенсионной системы Хокан Даниелссон Президент ОАО СК «РОСНО» Москва, ноябрь 2011 г.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
Социальное страхование или социальная помощь? Дэвид Линдеман* Консультант ОЭСР и Всемирного банка Конференция по вопросам пенсионной реформы в пост-социалистических.
СТРАТЕГИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ Mихал Рутковски Руководитель Отдела социальной защиты, Регион Европы и Центральной.
12/8/20131 ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В БОЛГАРИИ Йордан Христосков Руководитель Национального института социального обеспечения.
Разработка этапа выплат/аннуитетов после выхода на пенсию в накопительном компоненте российской пенсионной системы Семинар, май 2010 Москва, Россия.
Социальные модели государства. «Социальное государство» - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную.
Тарифы страховых взносов (СВ) для страхователей, производящих выплаты физ.лицам База для начисления СВ Тариф СВНа финансирование страховой части пенсии.
Проект «Пенсионный калькулятор» Рассчитайте условный размер своей будущей трудовой пенсии по старости по новой и действующей пенсионным формулам и сравните.
Российский союз промышленников и предпринимателей Развитие пенсионных систем в в Российской Федерации (Сочи, октября 2006 г.) Налогообложение пенсий.
Выравнивающие трансферты в звене «штат – муниципалитет» в Бразилии Фернандо Бланко Коссио Всемирный банк – Страновой отдел по Бразилии.
Тема урока: Моя будущая пенсия. Виды пенсионных систем Распределительная ( солидарная) Накопительная смешанная.
Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В 2010 ГОДУ.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заместитель управляющего Отделения ПФР по Красноярскому краю Шлома Лариса Витальевна.
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. Социальное страхование это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной.
Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Транксрипт:

Базовые схемы, принятые в обществе, для обеспечения в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца Дэвид С.Линдеман консультант Всемирного банка* "«ВАРИАНТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ» *Ранее - сотрудник Всемирного банка и чиновник в правительстве США, занимался вопросами пенсионного обеспечения и налогообложения. В настоящее время – главный аналитик по вопросам пенсионного обеспечения в Организации экономического сотрудничества и развития (Управление бюджетно-налоговых и финансовых проблем и вопросов предпринимательства). Результаты анализа и взгляды, представленные здесь, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Банка или ОЭСР.

Часть 1 Представление о базовых государственных схемах обеспечения в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца

Введение Сегодня – основное внимание установленным законом обязательным схемам, которые стараются делать всеобщими (по крайней мере, для тех, кто «занят» в «формальном секторе») и которые управляются государством. –Нет общих или ясных определений этим целям, особенно в отношении самозанятых (и фермеров). В странах нередко сочетают несколько типов базовых схем и(или) видов прав на получение пенсии (следующие два слайда). В странах могут вводиться в обязательном порядке или настоятельно рекомендоваться «частные» схемы в качестве замены или дополнения государственных : –«полное» замещение (как в Чили, др. странах Латинской Америки или Казахстане – но сохраняется государственная минимальная пенсия.) –частичное замещение/дополнение во многих странах через (1) корпоративные (профессиональные) схемы и (2) личные пенсионные планы.

Три типа факторов, определяющих базовые права на пенсию Право на получение пенсии определяется «трудовым вкладом» (см. подробности на следующем слайде). Обычно называют «социальным страхованием» или «провидентными фондами». –Но также и обязательные накопительные схемы, как в Чили Право на получение пенсии определяется гражданством: «народная пенсия» или «демогранты» или «национальная пенсия». –Новая Зеландия, Канада, Скандинавия. –Но немало демогрантов «спрятаны» в системе социального страхования (см. ниже). Право на получение пенсии определяется потребностью (уровень дохода, благосостояния). –Классический пример – Австралия (но на деле оценка нуждаемости не строга). –В большинстве стран предусмотрены доплаты к социальному страхованию и/или «народной пенсии», предоставляемые на основании потребности.

Стандартные структуры, основанные на «трудовом вкладе» (социальное страхование, провидентные фонды, «солидарные» схемы) Только стаж работы (первый уровень базовой пенсии в Великобритании, Хорватии, Литве). Обычно присутствует шкала от минимального до максимального числа лет. Нередко учитывают одновременно стаж/размер заработной платы/доход от самозанятости (большинство стран ОЭСР, БСС, ЦВЕ). Используются концепции накопительных аннуитетных договоров, частные профессиональные схемы с установленными выплатами. Взносы вместо учёта стажа и размеров заработной платы/и т.п. –профессиональные схемы второго уровня во Франции в период начиная с х годов; –Провидентные фонды – «наследие» Великобритании в странах Британского Содружества (и Таиланде) с 1950-х, 60-х г.г.; –Условно-накопительные («с установленными взносами») счета в Италии, Швеции, Польше, Латвии е годы.

Базовые аспекты при создании Чему уделять больше внимания: достаточности (предупреждению бедности) или вертикальной справедливости (стимулам)? Накопительная или распределительная(из текущих поступлений): скорее континуум, чем дихотомия (особенно если финансирование осуществляется в форме государственных облигаций. Распределение рисков (индивидуальные и коллективные) – внутри когорт; между различными когортами. –Инвестиционный риск в накопительных схемах и риск «наличия ресурсов» в распределительных (или частично накопительных схемах) Риск, связанный с наличием ресурсов, в распределительной схеме коррелирует с показателями рождаемости, экономической активности населения, участия в «формальном секторе», а также полнотой учёта. Обычно корректировки «пост-фактум» вследствие ограничений (напр., поправки с учетом роста стоимости жизни), однако юридически могут быть превентивными (в теории), подобно солидарным профессиональным схемам во Франции или «условно-накопительным» схемам. –Риск долгожительства внутри когорт и между когортами в любой схеме. Что обещает «аннуитетная таблица» в период накопления? Период выплат: фиксированные аннуитеты или аннуитеты, участвующие в прибыли страховой компании?

Функции и уровни Дилемма: какая «трёхуровневая» система? –В публикации Банка «Предотвращение кризиса старения населения» сделана попытка обобщения. Достаточность (перераспределение) + распределительный принцип + коллективный риск = обязательный 1й уровень Вертикальная справедливость (и выравнивание дохода) + накопительный принцип + индивидуальный риск = обязательный 2й уровень –ОЭСР и ЕС используют «старую» терминологию Базовая(ые) государственная(ые) схема(ы) = 1й уровень Корпоративная схема = 2й уровень –3й уровень в обеих классификациях – индивидуальный и добровольный (возможны налоговые преимущества или другие стимулы). Швейцария – образец страны с «трехуровневой системой» согласно обоим определениям. Но отражают ли эти классификации всю сложность выбора, который стоит перед странами и который они делают?

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ, СВЯЗАННАЯ С ЗАНЯТОСТЬЮ ДОБРОВОЛЬНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ Всеобщее Целевое Предост. гос-вом Госуд., обязательны е Прочее Распред. Накопит. (только частично--?) В частном управлении (накопительн.) В госуд. упр-и (гос. чиновники?) Основанные на стаже Налогов. льготы Без налоговых льгот Частные сбереж-я Компоненты системы пенсионного обеспечения («Троица» Джона Пиготта с некоторыми изменениями) Смешанные схемы

Что понимается под «установленными выплатами», «установленными взносами»? Есть мнения, что эти термины отражают то, каким образом определяются юридические или договорные права.Однако на самом деле речь идёт о том, есть ли «условное» обязательство. Если оно имеется, то мы говорим об установленных выплатах Если платят взносы, благодаря которым прекращается ответственность плательщика, то мы говорим об «установленных взносах». В накопительных схемах эти термины обычно показывают, кто несёт инвестиционный риск и (в меньшей степени) риск долгожительства. Обещает ли спонсор минимальную ставку доходности? Обещание варианта аннуитета? (Но в этом случае - когда фиксируется?) В накопительных схемах анализ осложнён «застрахованными» пенсиями, где риск перенесён на страховые структуры (теоретически).

Различие между схемамиУВ и УВз необходимо отличать от дихотомии «предусматривающие взносов» - «не использующие взносы». Во втором случае возможно два значения: –В первом, более общем значении, пенсии,предусматривающие взносы, означают, что взносы платит работник, работодатель, или они оба. Пенсия, не использующая взносы, означает пенсию по старости (и т.п.), которая финансируется из бюджета. – В более строгом смысле «предусматривающая взносы» пенсия означает, что взносы платят исключительно или частично работниками, а «отсутствие взносов» означает, что взносы платят только работодатели (в случае государственных пенсионных схем для работников эти взносы идут и из бюджета). Обычно для возмещения взносов работников граждане имеют права, соответствующие схеме УВз. В остальном в схеме УВ может как использовать механизм взносов (в узком смысле), так и обходиться без них. Аналогичным образом, схемы УВз могут использовать оба механизма. –Степень использования того или иного механизма определяют налоговые законы. –Экономисты полагают, что затраты, связанные с уплатой взносов всегда ложатся на работников, независимо от того, платят они взносы напрямую, или это делают их работодатели.

Неопределённость взносов Традиционные установленные выплаты «Спонсор» обещает определённый результат. Риск результата/ долгожительства несёт спонсор, взносы для него являются переменными затратами. Постоянно пересматриваемые схемы Ожидания в отсутствии ясных обещаний. Неясно, кто несёт риск результата/ долгожительства, нет чёткого закрепления ответственности за уплату взносов. Страховые схемы УВз Управление осуществляет спонсор Управление осуществляют участники Схемы УВз, где риск лежит на участниках Схемы с установленными взносами Для спонсора взносы – постоянные обязательства. Риск результата и долгожительства лежит на участниках и(или) страховщиках Риск результата, долгожительства

Страхование на случай старости и принудительные сбережения с целью сглаживания потребления Первоначально основное внимание уделялось «страхованию на случай старости» - принуждению приобретать отсроченный аннуитет, который выплачивался при наступлении преклонного возраста, обеспечивая доход выше уровня бедности. Постепенно этот подход стал напоминать принудительные сбережения, по мере того как всё больше людей доживают до «преклонного возраста», который становится ниже. Достижение двух указанных целей может требовать различных инструментов и повторного внедрения концепции страхования на случай старости при наступлении «значимого возраста». Для «раннего» периода старости вопрос сводится к тому, в какой степени должна сохраняться обязательность, требуемая государством (или заинтересованность в соответствующих действиях), а при наличии обязательности – следует ли предусматривать гибкость при выплате (различные её варианты)?

Часть 2 «ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ» РЕФОРМЫ

Рассматриваемые темы Корректировка заработной платы прежних периодов и пенсионных выплат –Пересчёт = корректировка заработной платы с целью определить размер пенсии. – Индексация = корректировка выплачиваемой пенсии. Корректировки с учётом долгожительства Проблемы, связанные с досрочным выходом на пенсию Чиновники, государственные служащие, военнослужащие и другие категории Фермеры; самозанятые Варианты достаточности Финансовая дисциплина Обобщения

Пересчёт -- варианты Размер последней заработной платы или (скорректированная) заработная плата за лучшие 10, 15 лет. Фиксированное значение с поправкой на некий показатель темпов роста заработной платы и (или) цен. Базовая пенсия в Великобритании. Пересчет заработной платы прежних периодов с учетом темпов роста заработной платы/цен, затем применение формулы коэффициента замещения. США, Германия до 1991 года, Швейцария, Югославия, и многие другие страны. Системы «коэффициентов» или «баллов», где заработная плата учитывается как процент от средней; затем применяется пенсионный коэффициент. Пенсионный коэф-т корректируется с учетом темпов роста заработной платы/цен. Германия после 1991 года, Хорватия. Система «условно-накопительных» счетов. Учёт взносов (фактических или скорректированных?). Выводится некий «инвестиционный доход», основанный на росте заработной платы/цен/ВВП, затем применяется аннуитетный коэффициент.

Переcчёт -- анализ В рамках общих схем использование последней заработной платы и схожие варианты менее стабильны и справедливы. –Сербия, Черногория уже используют заработную плату за определенный период и пересчёт. –(Использование последней заработной платы может быть оправдано в некоторых профессиональных схемах, если они накопительные и присутствует макроэкономическая стабильность). Для некоторых правил пересчёта (стоимость) традиционные УВ = система коэффициентов/баллов = условный счет. Многочисленные варианты пересчёта (в зависимости от цели). –Темпы роста средней заработной платы, ВВП, цен, сочетание роста заработной платы и цен (уникальный вариант Хорватии). Валовая или чистая заработная плата? –Темпы роста совокупной заработной платы теоретически привлекательны, но их использование связано с серьёзными рисками и потенциальным неравенством. –Темпы роста средней заработной платы минус «х» баллов – возможно, наиболее предсказуемый инструмент для снижения коэффициента замещения.

Индексация - варианты При тех же долгосрочных совокупных затратах, варианты расположены на отрезке между: –Более высоким исходным коэффициентом замещения и индексацией по ценам; –Более низким исходным коэффициентом замещения и индексацией по заработной плате. Бюджетные ограничения в краткосрочной перспективе могут препятствовать применению обычного правила индексирования (напр., темпы роста цен, но – темпы роста заработной платы, если ниже) - Правило индексирования «в зависимости от имеющихся ресурсов» политически нестабильно (немало примеров из опыта региона, включая «споры о реституции» в Хорватии). Даже при ограниченном применении более стабильное правило предпочтительнее. Популярным вариантом становится «смешанный» вариант: половина – по темпам роста цен, половина – по темпам роста заработной платы. Может стать необходимым компромиссом, но не является очевидным оптимальным выбором.

Индексация - анализ Некоторые соображения: –«К чему становиться самым богатым ко дню смерти?» Люди предпочитают иметь возможность тратить больше в ранние, более активные годы после выхода на пенсию. –Общество может быть заинтересовано в том, чтобы отсрочить получение средств в пенсионный период, чтобы компенсировать потери в других компонентах пенсионного портфеля. –Восприятие справедливости в близких когортах: проблема «трёх учителей». Непростое (но разумное) решение, найденное в Швеции –Допустить некую «ставку отдачи» (темпы роста средней заработной платы) в период выплат, чтобы установить более высокий начальный коэффициент замещения, а затем корректировать механизм индексации по ценам в сторону повышения или понижения в том случае, если темпы роста заработной платы существенно отклоняются от принятого показателя. Темпы роста цен с максимальным значением роста заработной платы, или рост цен минус «х» баллов, - пожалуй, наиболее предсказуемые варианты в том случае, если необходимо сократить размеры средней пенсии.

Корректировки с учётом долгожительства – варианты Пенсионные схемы любого типа не могут не принимать в расчёт факт увеличения периода дожития. –Менее высокая смертность во время «рабочих лет», однако достаточно для компенсации. Перенос риска долгожительства на домохозяйства –В накопительных профессиональных схемах (обязательных или накопительных) В США – переход к корпоративным планам УВ, в которых используют терминологию УВз (планы «средств на счету») и чистым планам УВз, а также В Европе и других регионах ОЭСР – переход к страховым планам с фиксированными взносами и чистым планам УВз. –В системах обязательных индивидуальных пенсий используется модель УВз. Преобразование в аннуитет остаётся проблематичным аспектом, даже в Великобритании. –В государственных схемах УВ Использование терминов, характерных для условно-накопительных систем, чтобы оправдать более низкие коэффициенты преобразования для каждой последующей когорты (или группы когорт). Повышение «обычного пенсионного возраста» по сравнению с возрастом, в котором впервые возникает возможность выхода на пенсию, - в соответствии с ростом продолжительности жизни; актуарно нейтральные снижения/повышения.

Корректировки с учётом долгожительства - анализ 1 Меньшее количество детей-иждивенцев может скомпенсировать рост численности престарелых. –В 1960 в США общий коэффициент демографической нагрузки был выше, чем прогнозируемый на 2040 г. –Однако престарелые получают больше помощи за счёт государственных средств; более высокие расходы на здравоохранение и долгосрочный уход. Дети – тоже актив. Насколько богато общество и каковы темпы реального роста его благосостояния ? –Чем выше благосостояние, тем больше времени на досуг – распределение в пользу первых, активных пенсионных лет может быть экономически эффективным. –Однако в отсутствие финансового наполнения (или других мер, заменяющих его) государственные системы провоцируют чрезмерные масштабы раннего выхода на пенсию. Заменяющая мера: долгосрочные прогнозы и финансирование «по нормальной стоимости» Страхования риска увеличения продолжительности жизни к моменту выхода на пенсию может оказаться недостаточным; может потребоваться решение проблемы непрогнозируемого увеличения прод-ти жизни после выхода на пенсию (аннуитеты, участвующие в прибылях страховой компании), как в шведской условно-накопительной системе. –Что произойдёт, когда придумают таблетку от атеросклероза ?

Корректировки с учётом долгожительства - анализ 2 При одинаковой стоимости: более высокий начальный пенсионный возраст и более высокий размер пенсии или более низкий начальный пенсионный возраст и более низкий размер пенсии? –К сожалению, возраст не всегда несёт с собой осмотрительность. Сохраняется проблема экономической «близорукости». –Не очевидно, что даже наличие финансового обеспечения раннего выхода на пенсию полностью компенсирует общество за ранний выход «Аукцион» для вариантов досрочного выхода на пенсию За редким исключением политики в большинстве стран не хотят принимать во внимание этот фундаментальный компромисс. –Пример Латвии, которой при введении УНС пришлось проходить через две итерации. Литва пока окончательно не определилась. –В США, Швеции по-прежнему полагают, что проблема решится благодаря стимулам.

Особые категории, имеющие право на досрочный выход на пенсию? Должны ли лица, занятые на вредных и опасных работах, иметь право на еще более ранний выход на пенсию? –Да, если продолжительность их жизни действительно короче, а другие компенсационные меры отсутствуют. Но подобная логика часто приводит к злоупотреблениям. Более удачным вариантом может стать предоставление более высокой заработной платы. –Если продолжительность жизни не отличается от показателей всего населения, но способность выполнять сложную работу снижается, то необходимо использовать более высокую оплату труда или введение специальных профессиональных схем, положений. Необходимо по возможности быстрее переходить к накопительным схемам применительно к более раннему выходу на пенсию. Удачные примеры – Словения, Болгария. –Дополнительные ставки отчислений в распределительной системе – неудачная замена реальному финансовому наполнению.

Государственные служащие, военнослужащие, и т.д. Допустимо создание дополнительных профессиональных схем для государственных служащих (аналогично корпоративным схемам в частном секторе). Но для них не следует создавать совершенно отдельных схем. –Наличие отдельных схем приводит к разрывам, появлению неожиданно высокого дохода и поведению «азартных игроков» («пенсионные махараджи» в Бразилии). Венгрия? –По возможности следует делать дополнительные схемы накопительными. (По крайней мере, условно-накопительный подход в рамках государственных счетов на национальном уровне). Военнослужащие, и т.п. представляют особые сложности с точки зрения подготовки и оптимального срока службы. –Нет удачных примеров – ни в ОЭСР, ни в других странах –Дополнительные накопительные схемы при обычном выходе на пенсию и выходное пособие перед выходом на пенсию вместо отдельных схем (Хорватия) или льгот.

Самозанятые, фермеры? Не пытайтесь охватить их общими схемами, привязанными к заработку (ограничьтесь «наёмными работниками») –В большинстве схем ОЭСР эти группы были включены лишь в самое последнее время. Даже сегодня в Германии не включены представители «свободных профессий», которые вынуждены приобретать частную пенсионную страховку –В Чили они по-прежнему не включены в обязательный охват; в отличие от Аргентины, где они включены, но собираемость низка Охватывайте, но лишь до вменённого минимального уровня дохода; сверх него – по усмотрению (аналогично действующим законам) Но исключение или минимальный охват могут дать возможность получения неожиданно высокого дохода и «игрового поведения», разрывам в охвате и неравному распределению бремени –Разница между «работником» и «независимым подрядчиком»? См. дальнейшие слайды, посвящённые достаточности.

Варианты достаточности --1 В дополнение к пенсиям, привязанным к заработку, используйте только выплаты, основанные на проверке нуждаемости. –Нередко считается унизительным для различных «достойных» групп –Аннуитет ставит в невыгодное положение лиц с относительно небольшой продолжительностью жизни Осуществляйте перераспределение в рамках пенсионной формулы –Более высокие ставки начисления в начальный период (в соответствии с действующим законом; больший вес начальным годам) –Границы формулы, по которым замещение выше для более низкого заработка, и ниже – для более высокого. Подобные формулы имеются в США, Швейцарии и Венгрии –Двухуровневая структура, как в Великобритании, Хорватии, где сочетают единую базовую пенсию (хотя и связанную с трудовым стажем) и компонент замещения заработка.

Варианты достаточности -- 2 Минимальная «надбавка» только при длительном стаже (напр., свыше 30 лет). –Также гарантия минимальной пенсии в Чили после 20 лет трудового стажа. Альтернативная формула расчёта единой пенсии для лиц с меньшим заработком на основании количества лет работы. Напр., Хорватия – возможно, одновременно слишком щедрая при слишком ограниченном охвате США - минимальна Германия – в последнее время увеличена, так чтобы соответствовать размеру социальной помощи Субсидирование взносов за периоды отпуска по беременности и родам, уходу за ребёнком (в т.ч. за сидящих дома отцов?), безработицы и временной нетрудоспособности; периоды получения образования; другие «солидарные» периоды?

Варианты достаточности -- 3 Субсидирование взносов фермеров, духовенства и других «достойных, но бедных» групп –базовая пенсия первого уровня в Литве и Хорватии; –минимальная пенсия в Узбекистане; –отдельная схема для фермеров, как в Польше.

Варианты достаточности – 3 Варианты национальных пенсий (Следующие 4 слайда – из Л.Томпсон, Вильнюс, июнь 2001 г.) В чистом виде – выплачиваются всем жителям, достигшим определённого возраста (или утратившим трудоспособность) –имеется в Канаде, Дании, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии и Швеции –единственное требование – минимальный срок проживания в стране В менее чистом виде – требует определённых взносов, но предоставляется практически каждому –имеется в Японии, Норвегии и Швейцарии –некоторое сходство с субсидируемыми пенсиями для фермеров в Польше и субсидируемыми взносами сельскохозяйственных производителей в Литве

Варианты достаточности – 4 Характеристики национальных пенсионных систем Отношение к Финансируется Страна ср. з/плате* из налога на з/п? Канада 13%Нет Дания 20%Нет Нидерланды 33%Да Новая Зеландия 40% Нет Швеция 14%Да ********* Япония 23%Да Норвегия 17%Да Швейцария 18%Да *отношение полного размера пенсии к среднему размеру заработной платы в производственном секторе

Варианты достаточности – 5 Характеристики национальных пенсионных систем Финансирование –часть финансируется за счёт налогов на заработную плату, которые фактически являются пенсионными взносами; часть финансируется за счёт бюджетных средств Координация –большинство – одноуровневые (1й уровень) или многоуровневые системы; не предназначены в качестве единственного источника дохода, особенно для работающих горожан –часто помимо первого уровня предусмотрен второй; во многих странах заработок до размера, покрытого базовой пенсией, может быть исключён из второго уровня –там, где нет финансирования за счёт взносов работников, выплаты для лиц с высоким заработком или тех, кто имеет иной существенный пенсионный доход, нередко сокращены

Бюджетная дисциплина Управлять схемами УВ необходимо так, чтобы они были «сбалансированными» или «устойчивыми». Это означает постоянную сверку с тем, что обещано. Насколько «установленной» является выплата в реальности? Вводит ограничение в существующей распределительной схеме с частичным финансовыми наполнением по типу того, что имеется в накопительных схемах: «механизм балансировки», подобно условно-накопительной системе в Швеции (см. приложение по шведской УНС) –В других странах, использующих УНС (Италия, Польша и т.д.) присутствует «неполные» контракты УВз, и потому фактически сохраняется механизм УВ. Вводит ограничение, используя «псевдо-накопление», как если бы средства вкладывались в государственные облигации. Схема УВ для государственных служащих в США. Вводят ограничение благодаря инвестированию в рыночные государственные облигации (а также, возможно, в облигации других стран).

Гарантия пенсии Базовое социальное обеспечение для лиц с низким доходом или не имеющих пенсии, начисленной в соответствии с заработком Пенсия, начисленная в соответствии с заработком Пенсия, нач. в соотв.с заработком + гарантия Income-related pension Guarantee Пенсия, начисленная в соответствии с заработком Гарантия

Обобщение -- 1 Уделять внимание минимальной пенсии (или гарантии). –Важно для целей социальной достаточности, но –При неудачной организации может ослабить стимулы. –Именно эта система рассчитана на значительную часть населения. Максимально интегрировать государственных чиновников, военнослужащих и т.п. в общую схему; предоставлять отдельные дополнительные схемы при необходимости (вместо льгот в рамках общей схемы). Интегрировать самозанятых, не вовлечённых в сельскохозяйственное производство, но оценивать уровень реалистично. Специальный налог в отношении данной категории для национальной пенсии? Быть готовым субсидировать фермеров ещё двадцать лет с помощью национальной пенсии в чистом или скрытом виде.

Обобщение -- 2 Ещё более важным, чем форма учёта, является целевой коэффициент замещения, бремя и бюджетная сбалансированность. –Предусмотреть место для дополнительных накопительных схем (возможно - обязательных, или просто рекомендуемых) –Сохранять цели базовой государственной системы умеренными, вводить всеобщий подход по возможности, использовать демографически реалистичные пороги для выхода на пенсию. Нынешний возраст выхода на пенсию (и простота получения статуса нетрудоспособного) и работающие пенсионеры - может быть необходимо как компонент экономического перехода; но что делать с более ограниченными во времени выплатами (помощь Банка)? Высокая альтернативная стоимость (слишком много средств выделяется на престарелых, и недостаточно - для детей/ образования и инфраструктуры. Основная задача для накопительного механизма - диверсификация рисков – –может способствовать экономическому росту, но следует внимательно учитывать условия (см. пример Аргентины) –Базовая схема с финансовым наполнением, призванная обеспечить актуарную чистоту, редко оказывается реализуемой

Обобщение -- 3 Изменение базовой формы может способствовать смене парадигмы в глазах общественности (элиты?), что позволит проводить такие реформы, которые в противном случае в виде параметрических корректировок были бы неприемлемы. –Проведению реформ в Швеции и Италии помогло использование терминологии условно-накопительной системы. Общий знаменатель - сберегательный счёт. –Эффект проецирования изменений на географические области, исторически находившиеся под определённым влиянием. Напр., влияние Германии на Хорватию, Швецию и Латвию. Влияние Чешской Республики на Германию? – Наследие (напр., твёрдое убеждение в странах, расположенных на территории бывшей СФРЮ, что пересчёт и индексация должны осуществляться параллельно). НО изменение формы обычно влечёт за собой введение временных правил. Система может стать весьма сложной и утратить прозрачность.

Вопросы для обсуждения - 1 Учитывая ограниченность бюджетных средств, что для вашей системы важнее: обеспечить некий базовый уровень минимального дохода для любого работника с минимальном стажем (или супруги/а такого работника) или предоставлять пенсии примерно в соответствии с заработком? Как оценить возникающие при этом компромиссы?

Вопросы для обсуждения - 2 Следует ли предусмотреть для государственных служащих режим, отличный от того, что принят для других наёмных работников, занятых в формальном секторе? Если да, то почему? И чем он должен отличаться? Что делать с фермерами, которые практически не имеют «заработной платы» в денежной форме?

Вопросы для обсуждения - 3 Как поступать с обеспеченными самозанятыми гражданами (напр., врачами, юристами и другими специалистами, работа которых оплачивается по гонорарному принципу)? Что делать с самозанятыми в городах, занятость которых носит нерегулярный характер и с трудом поддаётся мониторингу, а также с теми специалистами, труд которых оплачивается не очень высоко (напр., сезонными рабочими, мелкими торговцами, таксистами, и т.п.)?