МОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа» Проблема школы «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Дисперсия света. 2 Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы и деревьев, красное зарево заката, семицветная.
Advertisements

Урок по физике в 11 классе Тема Подготовила: учитель физики Есипова Е.Н. МОУ «Пришненская сош 27»
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА. Дисперсия – звучит прекрасно слово; Прекрасно и явление само Оно нам с детства близко и знакомо, Мы наблюдали сотни раз его! Гром отгремел,
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА!!! Выполнил студент ПУ-128 города Карталы Лейпи А.А. Преподаватель Репьёв Н.Я.
Дисперсия света. По библейской легенде Бог после Всемирного потопа повесил на небе Знак, означающий, что Он больше не станет так жестоко карать людей:
САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПРИБОР Глаза- это самый важный орган чувств. Глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Глаза- самый.
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА. Урок физики в11классе.. СОДЕРЖАНИЕ Дисперсия света. Опыты Ньютона. Выводы из опытов Ньютона. Объяснение явления дисперсии. Цвета непрозрачных.
Волновая оптика – это раздел оптики, изучающий световые волны как частный случай электромагнитных волн. Основными вопросами волновой оптики являются волновые.
Световые явления в живой и неживой природе природе Тут, если солнце блеснет во мгле непогоды лучами Прямо против дождя, из тучи кропящего капли, Радуги.
Электрическое поле Выполнила: Гуняшева Н. o особый вид материи, отличающийся от вещества; o наши органы чувств не воспринимают электрическое поле; o проявляет.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ Лекция 9 ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ В ВАКУУМЕ План лекции 1. Закон Кулона. 2. Электрический заряд. Носитель заряда. Элементарный электрический.
Дисперсия света Урок физики Автор – Болотова Н. А. МАОУ «СОШ 83» г.Перми.
Радуга Преломление света Выполнил ученик 3- а класса Селимов Азиз.
Атом – это делимая частица Ответить на вопросы 1. Что такое электризация тел? 2. Что происходит с телами при электризации? 3. Как заряды взаимодействуют.
Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна. Р. Эмерсон (американский философ XIX в.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 19 города Белово Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции.
Дисперсия света Дисперсия света (11 класс) (11 класс) Автор: Шепелева Л.И., учитель физики учитель физики МОУ «Гимназия 22 г.Белгорода»
Что такое Дисперсия света?. Дисперсия – звучит прекрасно слово; Прекрасно и явление само. Оно нам с детства близко и знакомо, Мы наблюдали сотни раз его!
Презентация по физике Путешествие по стране Путешествие по стране «Оптика» «Оптика» Автор: учитель физики Автор: учитель физики МОУ «СОШ 1 МОУ «СОШ 1 р.п.
«Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций электрических полей. Силовые линии электрического поля. Проводники в электростатическом поле».
Транксрипт:

МОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа» Проблема школы «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии». учащихся и развитие образовательной технологии».

Семинар учителей физики Ковылкинского района по теме: « Использование исследовательских методов на уроках физики в старших классах» 2009г.

Программа семинара – 9.00 Встреча участников семинара (Каб. 9) – Открытый урок по физике в 11 классе по теме: «Дисперсия света с точки зрения цветотерапии». Интегрированный урок: физика + цветология Трушина Т.Г. ( Каб. ) – Сообщение «Использование исследовательских методов на уроках физики в старших классах» Трушина Т.Г. Обсуждение урока – Экскурсия в краеведческий музей Подведение итогов семинара. Программа семинара – 9.00 Встреча участников семинара (Каб. 9) – Открытый урок по физике в 11 классе по теме: «Дисперсия света с точки зрения цветотерапии». Интегрированный урок: физика + цветология Трушина Т.Г. ( Каб. ) – Сообщение «Использование исследовательских методов на уроках физики в старших классах» Трушина Т.Г. Обсуждение урока – Экскурсия в краеведческий музей Подведение итогов семинара.

Дисперсия света.

Интегрированный урок: физика + цветология по теме: "Дисперсия света с точки зрения цветотерапии» Цели урока: – дать понятие дисперсии света, и объяснить ее с точки зрения электромагнитной теории, Цели урока: – дать понятие дисперсии света, и объяснить ее с точки зрения электромагнитной теории, дать понятие спектра, дать понятие спектра, - объяснить происхождение цветов предметов, - объяснить происхождение цветов предметов, - показать широкое использование физических понятий в науке цветологии ( метод светотерапии), - показать широкое использование физических понятий в науке цветологии ( метод светотерапии), - рассмотреть методику применения светотерапии на уроках физики, которая способствует формированию познавательного интереса учащихся к предмету, - рассмотреть методику применения светотерапии на уроках физики, которая способствует формированию познавательного интереса учащихся к предмету, - повысить роль учебного предмета в формировании у учащихся научного мировоззрения. - повысить роль учебного предмета в формировании у учащихся научного мировоззрения. Оборудование: Призма, экран с щелью, горящая лампочка Оборудование: Призма, экран с щелью, горящая лампочка компьютер, дискета. компьютер, дискета.

План урока. 1.Вступительное слово учителя. 1.Вступительное слово учителя. 2. Проверка пройденного материала. 2. Проверка пройденного материала. Актуализация опорных знаний. Актуализация опорных знаний. 3. Объяснение нового материала. 3. Объяснение нового материала. 4. Самостоятельная работа с частично- поисковыми элементами (работа с книгой) 4. Самостоятельная работа с частично- поисковыми элементами (работа с книгой) 5. Закрепление нового материала. Решение задач. 5. Закрепление нового материала. Решение задач. 8. Подведение итогов и выдача домашнего задания.

Эпиграф : Чудный дар природы вечной Дар бесценный и святой. В нем источник бесконечный Наслажденья красотой. Солнце, небо, звезд сиянье,… Море в блеске голубом,. Всю природу и создания Мы лишь в свете познаем. Чудный дар природы вечной Дар бесценный и святой. В нем источник бесконечный Наслажденья красотой. Солнце, небо, звезд сиянье,… Море в блеске голубом,. Всю природу и создания Мы лишь в свете познаем.

Повторение Какое свойство света показано на рисунке? Как можно получить четыре, три, пять изображений в зеркале? Какое свойство света показано на рисунке? Как можно получить четыре, три, пять изображений в зеркале?

Ответ. Ответ.

Ответ.

Повторение. Какое свойство света показано на рисунке?

Преломление света. Как изменяется угол преломления при увеличении угла падения?

Повторение. Какие виды линз вы знаете?

. Повторение Учитель: Тему нашего урока мы узнаем, разгадав небольшой кроссворд, ключевым словом, которого и будет тема нашего урока. (Разгадываем слева на право, слова записываем по очереди вертикально) Задания кроссворда Задания кроссворда Единица измерения оптической силы линзы. Единица измерения оптической силы линзы. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. Вид отражения, когда параллельные падающие лучи отражаются по всевозможным направлениям (Теория Ньютона, говорящая, что свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны.) Вид отражения, когда параллельные падающие лучи отражаются по всевозможным направлениям (Теория Ньютона, говорящая, что свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны.) Какой датский ученый впервые измерил скорость света в 1676 году. Какой датский ученый впервые измерил скорость света в 1676 году. Вид линзы Вид линзы У каждой линзы их два У каждой линзы их два Есть закон преломления и … Есть закон преломления и … Какая это линза Какая это линза

Повторение.

Объяснение нового материала Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим очень интересное и необычное явление, благодаря которому можно видеть наш окружающий мир цветным. Как сказал И. Гете, все живое стремится к свету. А почему мы можем с вами видеть красивые цветы, удивительные картины. Почему мир дарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей? Чтобы ответить на эти вопросы,. Вспомним историю, историю раскрытия тайн природы цвета. И начнем мы с вами с изучения такого неповторимого и прекрасного явления, как радуга. (Демонстрация фотографий или картин с изображением радуги) Вот и перед нами встает вопрос: Что такое радуга и как она образуется? Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим очень интересное и необычное явление, благодаря которому можно видеть наш окружающий мир цветным. Как сказал И. Гете, все живое стремится к свету. А почему мы можем с вами видеть красивые цветы, удивительные картины. Почему мир дарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей? Чтобы ответить на эти вопросы,. Вспомним историю, историю раскрытия тайн природы цвета. И начнем мы с вами с изучения такого неповторимого и прекрасного явления, как радуга. (Демонстрация фотографий или картин с изображением радуги) Вот и перед нами встает вопрос: Что такое радуга и как она образуется?

Объяснение нового материала. Учитель (дает историческую справку): первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611 году, архиепископом Антонио Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни, но его тело и рукописи были сожжены. Учитель (дает историческую справку): первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611 году, архиепископом Антонио Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни, но его тело и рукописи были сожжены.

Объяснение нового материала. Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях падающего дождя. Вот как он описывал свои наблюдения: Радуга – столь замечательное чудо природы, и над ее причинами, до сих пор столь мало известными, во все времена столь настойчиво задумывались пытливые умы, что мне трудно найти вопрос, на котором я лучше мог бы показать, как при помощи применяемого мною метода можно прийти к знаниям, которыми не обладали те, чьими сочинениями мы располагаем. Во-первых, когда я принял во внимание, что радуга может появляться не только на небе, но также и в воздухе вблизи нас каждый раз, когда в нем находятся капли воды, освещенные солнцем, как это иногда можно видеть на опыте в фонтанах, мне было легко заключить, что он зависит от того, каким образом лучи света действуют на эти капли, а от них достигают нашего глаза. Зная, что эти капли шарообразные, и видя, что при больших, и при малых каплях радуга появляется всегда одинаковым образом, я поставил себе целью создать очень большую каплю, чтобы иметь возможность, лучше ее рассмотреть и Декарт создал большую каплю и объяснил радугу. Но … радуга Декарта была белой. Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях падающего дождя. Вот как он описывал свои наблюдения: Радуга – столь замечательное чудо природы, и над ее причинами, до сих пор столь мало известными, во все времена столь настойчиво задумывались пытливые умы, что мне трудно найти вопрос, на котором я лучше мог бы показать, как при помощи применяемого мною метода можно прийти к знаниям, которыми не обладали те, чьими сочинениями мы располагаем. Во-первых, когда я принял во внимание, что радуга может появляться не только на небе, но также и в воздухе вблизи нас каждый раз, когда в нем находятся капли воды, освещенные солнцем, как это иногда можно видеть на опыте в фонтанах, мне было легко заключить, что он зависит от того, каким образом лучи света действуют на эти капли, а от них достигают нашего глаза. Зная, что эти капли шарообразные, и видя, что при больших, и при малых каплях радуга появляется всегда одинаковым образом, я поставил себе целью создать очень большую каплю, чтобы иметь возможность, лучше ее рассмотреть и Декарт создал большую каплю и объяснил радугу. Но … радуга Декарта была белой.

Объяснение нового материала. Спустя 30 лет И. Ньютон дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются цветные лучи в капле дождя. Спустя 30 лет И. Ньютон дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются цветные лучи в капле дождя. Американский ученый А. Фразер, изучавший радугу в наше время, сказал об исследованиях Декарта и Ньютона так: Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра Американский ученый А. Фразер, изучавший радугу в наше время, сказал об исследованиях Декарта и Ньютона так: Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра

Итак, что же сделал Ньютон? В 1666 г Ньютон провел ряд опытов и сделал великие предположения. В своем труде ОПТИКА он описал свои исследования так: Я поместил в очень темной комнате у круглого отверстия около трети дюйма шириной в ставне окна стеклянную призму, благодаря чему пучок солнечного света, входившего в это отверстие, мог преломляться вверх к противоположной стене комнаты и образовывал там цветное изображение солнца… зрелище живых и ярких красок, получившееся при этом, доставляло мне очень приятное удовольствие

Сейчас мы с вами попробуем воспроизвести этот опыт. (Для опыта надо: Призма, экран с щелью, горящая лампочка

Учитель: этот опыт говорит нам о том, что белый свет имеет сложный состав, он состоит из световых волн разного цвета. А сейчас мы сделаем рисунок, на котором покажем ход лучей света. Учитель: этот опыт говорит нам о том, что белый свет имеет сложный состав, он состоит из световых волн разного цвета. А сейчас мы сделаем рисунок, на котором покажем ход лучей света.

Объяснение нового материала. Учитель: Ньютон разноцветную полоску, которая образуется после прохождения света через призму назвал спектром (от лат. spectrum,что означает видение), а явление разложения света призмой – дисперсией ( от лат. dispersio, что означает рассеяние) Учитель: Ньютон разноцветную полоску, которая образуется после прохождения света через призму назвал спектром (от лат. spectrum,что означает видение), а явление разложения света призмой – дисперсией ( от лат. dispersio, что означает рассеяние) (ребята под диктовку записывают определения в тетради ) Спектр видимого света – это разложение белого цвета на 7 лучей различной цветности (к,о,ж,з,г,с,ф) (ребята под диктовку записывают определения в тетради ) Спектр видимого света – это разложение белого цвета на 7 лучей различной цветности (к,о,ж,з,г,с,ф)

Запомните эти цвета. Чтобы запомнить эти цвета существуют присказки: Чтобы запомнить эти цвета существуют присказки: Красный - каждый как Красный - каждый как Оранжевый охотник однажды Оранжевый охотник однажды Желтый желает Жак Желтый желает Жак Зеленый знать звонарь Зеленый знать звонарь Голубой где городской Голубой где городской Синий сидит сломал Синий сидит сломал Фиолетовый фазан фонарь Фиолетовый фазан фонарь

Учитель: Ребята посмотрите внимательно на рисунок и скажите, какие по цвету лучи преломляются больше, а какие меньше? Учитель: Ребята посмотрите внимательно на рисунок и скажите, какие по цвету лучи преломляются больше, а какие меньше? Учитель: Значит, что цветовые лучи отличаются между собой по степени преломляемости. А это значит, что каждой цветности соответствует своя длина и частота волны. (Таблицу ребята переписывают в тетрадь) Учитель: Значит, что цветовые лучи отличаются между собой по степени преломляемости. А это значит, что каждой цветности соответствует своя длина и частота волны. (Таблицу ребята переписывают в тетрадь)

Каждой цветности соответствует своя длина. Каждой цветности соответствует своя длина. Красный цвет – 657 нм Красный цвет – 657 нм Оранжевый цвет – 590 нм Оранжевый цвет – 590 нм Зеленый цвет – 546 нм Зеленый цвет – 546 нм Голубой цвет – 500 нм Голубой цвет – 500 нм Синий цвет – 480 нм Синий цвет – 480 нм Фиолетовый – 400 нм Фиолетовый – 400 нм

Вывод. Сам собой напрашивается вывод, говорящий о том, что показатель преломления зависит от длины волны, точнее от частоты волны. Зависимость показателя преломления от частоты волны называется дисперсией. (Ребята записывают определение дисперсии света в тетрадь) Сам собой напрашивается вывод, говорящий о том, что показатель преломления зависит от длины волны, точнее от частоты волны. Зависимость показателя преломления от частоты волны называется дисперсией. (Ребята записывают определение дисперсии света в тетрадь) Дисперсия света – называется зависимость показателя преломления света от частоты колебаний ( или длины волны) Дисперсия света – называется зависимость показателя преломления света от частоты колебаний ( или длины волны)

Вывод. Факты. Факты. Дисперсия – физическое явление разложения в спектр в результате взаимодействия с веществом Дисперсия – физическое явление разложения в спектр в результате взаимодействия с веществом Основные свойства явления: Основные свойства явления: а) определяется только для сложных волн; а) определяется только для сложных волн; б) результат – разложение в спектр; б) результат – разложение в спектр; в) результат зависит от формы, прозрачности и других свойств среды. в) результат зависит от формы, прозрачности и других свойств среды. Радуга Радуга

Вывод. Модель. Модель. Белый свет как электромагнитная волна имеет сложное строение, состоит из монохроматических волн: Белый свет как электромагнитная волна имеет сложное строение, состоит из монохроматических волн: кр >… > ф кр >… > ф Показатель преломления зависит от частоты света: Показатель преломления зависит от частоты света: n к …>v ф n к …>v ф В вакууме скорости световых волн разных частот одинаковы. В вакууме скорости световых волн разных частот одинаковы.

Вывод. Следствия. Следствия. Объяснение природы радуги. Объяснение природы радуги. Объяснение цвета тел. Объяснение цвета тел.

Окно в мир прекрасного О радуге На основании вышеизложенного можно объяснить происхождение радуги. Кто хочет попробовать? Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла- Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его- лови скорей! ( Ф.И. Тютчев.) ( Ф.И. Тютчев.)

Закрепление. Учитель: Сегодня мы познакомились с удивительным явлением – дисперсия света. С помощью него мы объяснили радугу, цвет предмета, которые нас окружают. А теперь ответьте мне на вопросы: Учитель: Сегодня мы познакомились с удивительным явлением – дисперсия света. С помощью него мы объяснили радугу, цвет предмета, которые нас окружают. А теперь ответьте мне на вопросы: Кто впервые объяснил радугу? Кто впервые объяснил радугу? Что такое дисперсия света? Что такое дисперсия света? Что такое спектр? Что такое спектр? В какой науке очень часто применяются различные цвета? В какой науке очень часто применяются различные цвета?

КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть глаза. Повторить 6-8 раз. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть глаза. Повторить 6-8 раз. Быстрые моргания в течение 1-2 мин. Быстрые моргания в течение 1-2 мин. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Не читайте и не пишите, слишком низко наклонившись к тексту. Не читайте и не пишите, слишком низко наклонившись к тексту.

Связь с дугой наукой. Учитель: Интересно, а могут ли другие цвета иметь столь удивительное свойство разлагаться на различные цвета. Повторим опыт, но теперь перед призмой поместим осколки стекла – сначала – синего, а затем – красного. (Делаем опыт) В этом случаи пучки света проходящие через призму не меняют цвета. Оказывается, что только один белый цвет имеет такую сложную структуру. Давайте сделаем вывод: оказывается, что тела, который нас окружают, отражают только те цвета, которыми сами обладают. Так, зеленое яблоко отражает только зеленый цвет, а все другие поглощает. Учитель: Интересно, а могут ли другие цвета иметь столь удивительное свойство разлагаться на различные цвета. Повторим опыт, но теперь перед призмой поместим осколки стекла – сначала – синего, а затем – красного. (Делаем опыт) В этом случаи пучки света проходящие через призму не меняют цвета. Оказывается, что только один белый цвет имеет такую сложную структуру. Давайте сделаем вывод: оказывается, что тела, который нас окружают, отражают только те цвета, которыми сами обладают. Так, зеленое яблоко отражает только зеленый цвет, а все другие поглощает. Учитель: Оказывается, что изучение психологического восприятия цвета положено в основу науки цветологии. Сегодня доказано, что каждый цвет испускает свойственную только ему определенную вибрацию. Вибрации чистых цветов оказывают восстанавливающее действие на те или иные функции организма, нормализуя их деятельность. Сегодня цветотерапия переживает второе рождение – специальная аппаратура позволяет во много раз усилить терапевтический эффект метода. Кстати, цветотерания успешно используется в офтальмологии. Например, если 2-3 раза в год проводить лечение воздействием цвета на глаз, то возрастная дальнозоркость отодвинет время своего наступления. Успешно лечится косоглазие,. Снимается астенопатия – зрительная утомляемость, которая возникает у тех, кто много работает с компьютером. Учитель: Оказывается, что изучение психологического восприятия цвета положено в основу науки цветологии. Сегодня доказано, что каждый цвет испускает свойственную только ему определенную вибрацию. Вибрации чистых цветов оказывают восстанавливающее действие на те или иные функции организма, нормализуя их деятельность. Сегодня цветотерапия переживает второе рождение – специальная аппаратура позволяет во много раз усилить терапевтический эффект метода. Кстати, цветотерания успешно используется в офтальмологии. Например, если 2-3 раза в год проводить лечение воздействием цвета на глаз, то возрастная дальнозоркость отодвинет время своего наступления. Успешно лечится косоглазие,. Снимается астенопатия – зрительная утомляемость, которая возникает у тех, кто много работает с компьютером. Однако, чтобы правильно применять лекарство, то есть цвет, необходимо знать его характеристики. Известно, что цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся – красный, оранжевый и желтый, к холодным – голубой, синий, фиолетовый. Зеленый занимает промежуточное положение. Однако, чтобы правильно применять лекарство, то есть цвет, необходимо знать его характеристики. Известно, что цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся – красный, оранжевый и желтый, к холодным – голубой, синий, фиолетовый. Зеленый занимает промежуточное положение.

Инструкция. Инструкция – знать, какой выбирать.. Инструкция – знать, какой выбирать.. Красный оказывает возбуждающее, стимулирующее действие на нервную систему. При этом в организме ускоряются обменные процессы. Активность красного приводит к тому, что улучшается кровообращение, сердечная деятельность, устраняются застойные явления во внутренних органах. Его место в спальне, но там он должен быть темно-красным, ближе к коричневому. Немного красного хорошо на кухне – в виде отдельных деталей интерьера. Избыток этого цвета может спровоцировать перевозбуждение нервной системы, головную боль, усталость глаз. Красный оказывает возбуждающее, стимулирующее действие на нервную систему. При этом в организме ускоряются обменные процессы. Активность красного приводит к тому, что улучшается кровообращение, сердечная деятельность, устраняются застойные явления во внутренних органах. Его место в спальне, но там он должен быть темно-красным, ближе к коричневому. Немного красного хорошо на кухне – в виде отдельных деталей интерьера. Избыток этого цвета может спровоцировать перевозбуждение нервной системы, головную боль, усталость глаз. Оранжевый цвет восстанавливает нервные и мышечные ткани. Помогает при болезнях, связанных с мочеполовой системой, при заболеваниях селезенки, улучшает пищеварение. Но оранжевый очень сильно утомляет. Поэтому его использование в квартире не желательно, если он не поглощается другими цветами в каком-то орнаменте. Оранжевый цвет восстанавливает нервные и мышечные ткани. Помогает при болезнях, связанных с мочеполовой системой, при заболеваниях селезенки, улучшает пищеварение. Но оранжевый очень сильно утомляет. Поэтому его использование в квартире не желательно, если он не поглощается другими цветами в каком-то орнаменте. Желтый не утомляет, но при этом стимулирует зрение и нервную систему. Он оказывает очищающее действие на весь организм, лечит некоторые кожные заболевания. Желтый помогает при нервном истощении,. Возбуждает аппетит и лечит бессонницу. Кроме того, этот способствует общению. Его хорошо использовать в детских комнатах, на кухне. Например, в детскую подойдут желтые занавески или мебель желтого оттенка, но не обои – они будут сильно утомлять глаза. Желтый не утомляет, но при этом стимулирует зрение и нервную систему. Он оказывает очищающее действие на весь организм, лечит некоторые кожные заболевания. Желтый помогает при нервном истощении,. Возбуждает аппетит и лечит бессонницу. Кроме того, этот способствует общению. Его хорошо использовать в детских комнатах, на кухне. Например, в детскую подойдут желтые занавески или мебель желтого оттенка, но не обои – они будут сильно утомлять глаза.

Инструкция. Цвет зеленый – наиболее успокаивающий. Считается, что он нормализует деятельность сердечно сосудистой системы, снижает сильное сердцебиение, лечит аритмию, стабилизирует артериальное давление, эффективно действует при головных болях и утомлении глаз. Естественный зеленый умиротворяет нашу душу и вместе с тем дает чувство уверенности. Он прекрасно подходит для рабочего кабинета. Цвет зеленый – наиболее успокаивающий. Считается, что он нормализует деятельность сердечно сосудистой системы, снижает сильное сердцебиение, лечит аритмию, стабилизирует артериальное давление, эффективно действует при головных болях и утомлении глаз. Естественный зеленый умиротворяет нашу душу и вместе с тем дает чувство уверенности. Он прекрасно подходит для рабочего кабинета. Голубой охлаждает и успокаивает сознание. В лечебных целях его используют при охриплости горла и воспалении связок, а также при лечении ожогов, флюсов и абсцессов. Голубой регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение. В быту голубой и синий цвета должны составлять основную гамму в тех местах, где вы отдыхаете и расслабляетесь. Голубой охлаждает и успокаивает сознание. В лечебных целях его используют при охриплости горла и воспалении связок, а также при лечении ожогов, флюсов и абсцессов. Голубой регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение. В быту голубой и синий цвета должны составлять основную гамму в тех местах, где вы отдыхаете и расслабляетесь. Темно)синий – сильный антисептик, способствующий борьбе с инфекциями и лихорадками. Он помогает при таких тяжелых психологических состояниях, как меланхолия, эпилепсия, истерия. Темно-синий прекрасно подходит для гостиной. Темно)синий – сильный антисептик, способствующий борьбе с инфекциями и лихорадками. Он помогает при таких тяжелых психологических состояниях, как меланхолия, эпилепсия, истерия. Темно-синий прекрасно подходит для гостиной. Фиолетовый успокаивает нервную систему. Особенно полезен он для тех, кто занимается творческим трудом. У этих людей он повышает работоспособность и оказывает влияние на духовное развитие человека. Фиолетовый благотворно влияет на сосудистую систему, облегчает течение простудных заболеваний и способствует легкому и спокойному сну. Если он вам нравится, то можете использовать его а спальне. Небольшая картина в фиолетовых тонах на стене в комнате ребенка будет стимулировать Фиолетовый успокаивает нервную систему. Особенно полезен он для тех, кто занимается творческим трудом. У этих людей он повышает работоспособность и оказывает влияние на духовное развитие человека. Фиолетовый благотворно влияет на сосудистую систему, облегчает течение простудных заболеваний и способствует легкому и спокойному сну. Если он вам нравится, то можете использовать его а спальне. Небольшая картина в фиолетовых тонах на стене в комнате ребенка будет стимулировать Его учебу. Однако длительное влияние фиолетового может вызвать доску и депрессию. Поэтому не стоит постоянно носить одежду фиолетового цвета – это может угнетающе подействовать на окружающих, да и на самого владельца. Его учебу. Однако длительное влияние фиолетового может вызвать доску и депрессию. Поэтому не стоит постоянно носить одежду фиолетового цвета – это может угнетающе подействовать на окружающих, да и на самого владельца. Серый – абсолютно лишен каких-либо стимулирующих психологических тенденций, а так же лечебного воздействия. Различные его оттенки сейчас принято использовать в оформлении офисов. К сожалению, он не способствует активной работе и вызывает беспокойство, тревогу и не уверенность. Серый – абсолютно лишен каких-либо стимулирующих психологических тенденций, а так же лечебного воздействия. Различные его оттенки сейчас принято использовать в оформлении офисов. К сожалению, он не способствует активной работе и вызывает беспокойство, тревогу и не уверенность. Белый – дает силу и энергию, очищает организм от шлаков и снимает напряжение. Белый – дает силу и энергию, очищает организм от шлаков и снимает напряжение. Черный создает различные негативные состояния, беспокойство, нервозность. Черный создает различные негативные состояния, беспокойство, нервозность.

«Цвет -хорош он или нет -ищи ответ.» С помощью цветной воды можно облегчить боль, поддержать себя и близкого человека в трудную минуту. Чтобы приготовить такую цветную воду нужно взять подставку (это может быть салфетка, бумага или картон) и поставит на нее стакан с чистой прозрачной водой на 5 – 10 минут. Вода воспримет и передаст вам энергию цвета. А пить ее следует не спеша, маленькими глотками. С помощью цветной воды можно облегчить боль, поддержать себя и близкого человека в трудную минуту. Чтобы приготовить такую цветную воду нужно взять подставку (это может быть салфетка, бумага или картон) и поставит на нее стакан с чистой прозрачной водой на 5 – 10 минут. Вода воспримет и передаст вам энергию цвета. А пить ее следует не спеша, маленькими глотками. Сейчас мы с вами, того приготовить такую воду. (Заранее приготовить подставки из картона различного цвета и стаканы с чистой водой) поставить стаканы на подставки проговаривая следующий текст: Сейчас мы с вами, того приготовить такую воду. (Заранее приготовить подставки из картона различного цвета и стаканы с чистой водой) поставить стаканы на подставки проговаривая следующий текст: Если вы с кем-то крупно поссорились, возбуждены. Раздражены. Выпейте несколько глотков воды из стакана, пять минут стоявшего на зеленой подставке. Если вы с кем-то крупно поссорились, возбуждены. Раздражены. Выпейте несколько глотков воды из стакана, пять минут стоявшего на зеленой подставке. После того как немного успокоитесь, можете прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом вы избавитесь от остатков напряженности. После того как немного успокоитесь, можете прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом вы избавитесь от остатков напряженности. Так же работает и голубой цвет. Но он не только снимает остроту конфликта, а может вообще его предотвратить. Помните об этом, готовясь к приходу родственников, визит которых может закончиться хлопаньем дверей. Так же работает и голубой цвет. Но он не только снимает остроту конфликта, а может вообще его предотвратить. Помните об этом, готовясь к приходу родственников, визит которых может закончиться хлопаньем дверей. Бывает, после неприятного события или досадной неудачи никак не получается успокоиться: мучаете себя, вновь и вновь проигрывая в памяти, как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. Он же поможет вам при потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше. Так же этот цвет поможет вам и вашему ребенку укрепить память. Бывает, после неприятного события или досадной неудачи никак не получается успокоиться: мучаете себя, вновь и вновь проигрывая в памяти, как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. Он же поможет вам при потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше. Так же этот цвет поможет вам и вашему ребенку укрепить память.

Цвет -хорош он или нет -ищи ответ.» При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и почаще делать небольшие глотки.. бирюзовый цвет защищает от радиоактивности, от так называемого электрического тумана и от теплового излучения компьютера. Эта вода способна сотворить чудо, она поможет вам подобрать без труда нужное слово на экзамене. При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и почаще делать небольшие глотки.. бирюзовый цвет защищает от радиоактивности, от так называемого электрического тумана и от теплового излучения компьютера. Эта вода способна сотворить чудо, она поможет вам подобрать без труда нужное слово на экзамене. Если вы отправились в школу на контрольную, выпейте немного воды, приправленной энергией желтого цвета. Этот цвет способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность. Если вы отправились в школу на контрольную, выпейте немного воды, приправленной энергией желтого цвета. Этот цвет способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность. Ну а если вы страдаете чрезмерным аппетитом, то позвольте позаботиться о вас цвету индиго. Каждодневно выпиваемые два стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго постепенно обуздают ваш зверский аппетит Ну а если вы страдаете чрезмерным аппетитом, то позвольте позаботиться о вас цвету индиго. Каждодневно выпиваемые два стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго постепенно обуздают ваш зверский аппетит Если вы переутомились – то выпейте глоток воды из красного стакана. Вы сразу ощутите прилив энергии. Если вы в годах и кажетесь себе безнадежно старыми и слабыми, красный цвет поможет вам омолодиться и вновь ощутить полноту жизни. Если вы переутомились – то выпейте глоток воды из красного стакана. Вы сразу ощутите прилив энергии. Если вы в годах и кажетесь себе безнадежно старыми и слабыми, красный цвет поможет вам омолодиться и вновь ощутить полноту жизни. Несколько глотков воды, заряженной фиолетовым цветом. Помогут вам выйти из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу мозга. Несколько глотков воды, заряженной фиолетовым цветом. Помогут вам выйти из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу мозга. Воздействие оранжевого цвета зачастую становится первым толчком к позитивным переменам. А так же повышает аппетит. Воздействие оранжевого цвета зачастую становится первым толчком к позитивным переменам. А так же повышает аппетит.

«Раскрась» свое имя. И еще мне хочется познакомить вас с еще одним интересным фактом. И еще мне хочется познакомить вас с еще одним интересным фактом. Оказывается, имя, данное нам при рождении, обладает своим цветом: каждый звук вибрирует и связан с определенной длиной волны. Эта как картина, для написания которой были использованы разные краски, правда, какого-то цвета может и не хватить. Оказывается, имя, данное нам при рождении, обладает своим цветом: каждый звук вибрирует и связан с определенной длиной волны. Эта как картина, для написания которой были использованы разные краски, правда, какого-то цвета может и не хватить. Зная,. Какого именно,. Можно эффективнее использовать собственную энергию и обезопасить себя от многих неприятностей, в том числе и со здоровьем. Есть так называемая таблица цвета своего имени. Составил эту таблицу Э.И. Гоникман. В ней он приводит девять цветов, классификация который, по его мнению, охватывает широкий диапазон значений цвета. Ну что, давайте попробуем раскрасить свое имя? Зная,. Какого именно,. Можно эффективнее использовать собственную энергию и обезопасить себя от многих неприятностей, в том числе и со здоровьем. Есть так называемая таблица цвета своего имени. Составил эту таблицу Э.И. Гоникман. В ней он приводит девять цветов, классификация который, по его мнению, охватывает широкий диапазон значений цвета. Ну что, давайте попробуем раскрасить свое имя? Для начала надо найти в таблице буквы имени и соответствующие им цифры. Числа свыше девяти следует складывать, так как в нашем распоряжении количество цветов ограничено. Для начала надо найти в таблице буквы имени и соответствующие им цифры. Числа свыше девяти следует складывать, так как в нашем распоряжении количество цветов ограничено.

«Раскрась» свое имя Пример: Олег =21=2+1=3 -желтый Красный1 А, И, С, Ъ Оранжевый2 Б, Й, Т, Ы Желтый3 В, К, У, Ь Зеленый4 Г, Л, Ф, Э Голубой5 Д, М, Х, Ю Синий (индиго) 6 Е, Н, Ц, Я Фиолетовый7Е,О,Ч Розовый8 Ж, П, Ш золотой9 З, Р, Щ

Цвет имени. Значит, что цвет этого имени желтый. Теперь посмотрим какого цвета в имени не хватает. Значит, что цвет этого имени желтый. Теперь посмотрим какого цвета в имени не хватает. Есть-зеленый (2), синий, фиолетовый. Не хватает – красный, оранжевый, голубой, розовый, золотой. Для полноценной жизни человеку необходимо дополнять дефицит того или иного цвета с помощью покупки одежды, того или иного цвета, интерьера и пищи. Есть-зеленый (2), синий, фиолетовый. Не хватает – красный, оранжевый, голубой, розовый, золотой. Для полноценной жизни человеку необходимо дополнять дефицит того или иного цвета с помощью покупки одежды, того или иного цвета, интерьера и пищи. И лишь в случае восполнения недостающих цветов можно понять, почему не всегда удается получить от жизни желаемое. Весь цветовой спектр распространяется на каждый уровень организма: сознательный, эмоциональный и физический. Так, что стремитесь к гармонии в себе и вокруг себя, не мешкайте, восполняйте цветовые пробелы. И лишь в случае восполнения недостающих цветов можно понять, почему не всегда удается получить от жизни желаемое. Весь цветовой спектр распространяется на каждый уровень организма: сознательный, эмоциональный и физический. Так, что стремитесь к гармонии в себе и вокруг себя, не мешкайте, восполняйте цветовые пробелы. Ну вот, сегодня на уроке я привела вас немного интересных фактов, все они на прямую связаны с цветом. Ну вот, сегодня на уроке я привела вас немного интересных фактов, все они на прямую связаны с цветом.

Поиск. Древние египтяне помещают в сосуд с водой цветные камни и поили ею больного. Древние египтяне помещают в сосуд с водой цветные камни и поили ею больного. В Индии лечат солнечными лучами, пропущенными через цветные стекла или яркие ткани. В Индии лечат солнечными лучами, пропущенными через цветные стекла или яркие ткани. В начале 20 века датский ученый Нильс Финзен был удостоен Нобелевской премии за разработку прибора излучающего целебный свет. На сегодняшний день ученые создали прибор для светотерапии – Биоптрон, который более уже 20 лет применяется во всем мире. В начале 20 века датский ученый Нильс Финзен был удостоен Нобелевской премии за разработку прибора излучающего целебный свет. На сегодняшний день ученые создали прибор для светотерапии – Биоптрон, который более уже 20 лет применяется во всем мире. Аппарат «Геска-Полицвет» более трех лет применяется в России и за рубежом для самостоятеьного лечения катаракты глаза, глаукомы, дистрофии сетчатки, атеросклероза сосудов. Прибор размером с телефонную трубку, воздействует с помощью света, цвета и магнита. Аппарат «Геска-Полицвет» более трех лет применяется в России и за рубежом для самостоятеьного лечения катаракты глаза, глаукомы, дистрофии сетчатки, атеросклероза сосудов. Прибор размером с телефонную трубку, воздействует с помощью света, цвета и магнита.

Радуга здоровья и радости. Цвет Эмоциональное и физиологическое воздействие Показания к применению Красный Повышает работоспособность, выносливость, остроту зрения, иммунитет Грипп, ЛОР- заболевания, гипотония, кожные недуги, близорукость, косоглазие. Оранжевый Улучшает кровообращение, пищеварение, усиливает силу мышц Анемия, диабет, колит, бронхиальная астма,, атрофия зрительного нерва Желтый Стимулирует работу ЖКТ, печени. повышает настроение и интеллект Гастрит, колит, диабет, заболевание печени, экзема, аллергия Зеленый Снижает артериальное давление, Снимает стрессовое состояние. Гипертония, астма, мигрень, невроз, стрессы, бессонница, переутомление. Голубой Нормализует работу сердца, способствует снижению аппетита Заболевания щитовидной железы, ЛОР-заболевания, остеохондроз Синий Антибактериальные свойства, Релаксирующий и снотворный эффект. Инфекционные недуги, колиты, спазмы. Истерия, неврозы, бессонница. Фиолетовый Успокаивающе действует на центральную нервную систему. Психические и нервные нарушения, сотрясения головного мозга, ревматизм.

Итоги урока. Домашнее задание. Домашнее задание. $ 66 Ответить на вопросы $ 66 Ответить на вопросы стр. 185 стр. 185

Подготовила Трушина Т.Г. – учитель физики Кочелаевской средней школы. Подготовила Трушина Т.Г. – учитель физики Кочелаевской средней школы.

Кустовой семинар учителей физики. 2007г. « Применение компьютерной технологии на уроках физики и во внеурочное время».

Программа семинара. Программа семинара – 9.00 Встреча участников семинара – 9.00 Встреча участников семинара (Каб. 9) (Каб. 9) – Открытый урок по физике в – Открытый урок по физике в 10 классе по теме: 10 классе по теме: «Электрическое поле. «Электрическое поле. Напряженность». Напряженность». Трушина Т.Г. ( Каб. 16) Трушина Т.Г. ( Каб. 16) Интеллектуально – Интеллектуально – познавательная игра познавательная игра для уч-ся 7 -8 классов для уч-ся 7 -8 классов «По следам чудесных «По следам чудесных странствий, в глубину странствий, в глубину известных тайн». известных тайн». ( Каб. 9) ( Каб. 9) – Сообщение о применении – Сообщение о применении компьютерной технологии компьютерной технологии на уроках физики. на уроках физики. Трушина Т.Г. Трушина Т.Г. Обсуждение урока. Обсуждение урока – Экскурсия в краеведческий – Экскурсия в краеведческий музей музей Подведение итогов Подведение итогов семинара. семинара.

Открытый урок по физике в 10 классе по теме: «Электрическое поле. Напряженность».

Подведение итогов семинара

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Е =F /q

1. Познакомить учащихся с историей борьбы концепций близко- и дальнодействия, с недостатками теорий; 1. Познакомить учащихся с историей борьбы концепций близко- и дальнодействия, с недостатками теорий; 2. ввести понятие напряженности электрического поля, 2. ввести понятие напряженности электрического поля, 3. формировать умение изображать электрические поля графическим способом; 3. формировать умение изображать электрические поля графическим способом; 4. пользоваться принципом суперпозиции для расчета полей системы заряженных тел. 4. пользоваться принципом суперпозиции для расчета полей системы заряженных тел. 5. уметь применять теоретические знания на практике. 5. уметь применять теоретические знания на практике. Цели урока.

Оснащение занятия. Оборудование и приборы: Оборудование и приборы: набор для работы по электростатике, компьютер. набор для работы по электростатике, компьютер. Учебно-наглядное пособия: Учебно-наглядное пособия: таблица «Сравнительная характеристики таблица «Сравнительная характеристики гравитационного и электрического полей», гравитационного и электрического полей», таблица «Электрическое поле и защита от него» таблица «Электрическое поле и защита от него» Раздаточный материал: Раздаточный материал: карточки с заданиями, рабочий лист. карточки с заданиями, рабочий лист.

План урока. 1.Вступительное слово учителя. 1.Вступительное слово учителя. 2. Проверка пройденного материала. 2. Проверка пройденного материала. Актуализация опорных знаний. Актуализация опорных знаний. 3. Объяснение нового материала. 3. Объяснение нового материала. 4. Самостоятельная работа с частично- поисковыми элементами (работа с книгой) 4. Самостоятельная работа с частично- поисковыми элементами (работа с книгой) 5. Закрепление нового материала. Решение задач. 5. Закрепление нового материала. Решение задач. 6. Сравнение характеристик гравитационного и электростатического полей. (Работа с таблицей) 6. Сравнение характеристик гравитационного и электростатического полей. (Работа с таблицей) 7. Разбор таблицы «Электрическое поле и защита от него» 7. Разбор таблицы «Электрическое поле и защита от него» 8. Подведение итогов и выдача домашнего задания. 8. Подведение итогов и выдача домашнего задания.

Ход урока. Актуализация знаний. Актуализация знаний. Беседа по вопросам. Беседа по вопросам. 1.Сформулируйте закон Кулона, запишите формулу закона. Для каких зарядов применяется закон Кулона? 2. Чему равна постоянная k ? Каков физический смысл? 3. Во сколько раз надо изменить расстояние между зарядами при увеличении одного из них в 4 раза, чтобы сила взаимодействия осталась прежней? 4. Что такое элементарный заряд? 5. Назовите элементарные частицы, заряженные положительно и отрицательно. 6. Приведите примеры, вызванные электризацией тел, которые вы наблюдали в жизни.

Вопросы. Вспомните в чем заключается явление электризации и как взаимодействуют одноименные и разноименные заряды? _ + _

Задача. Определите знаки зарядов взаимодействующих шариков в случаях Определите знаки зарядов взаимодействующих шариков в случаях а), б), в) (рис) а), б), в) (рис) а) б) в)

Изучение нового материала. 1. Обсуждение вопроса о передаче воздействия одного заряда на другой. Заслушиваются выступления «сторонников» теории близкодействия (поле распространяется со скоростью света) и теории дальнодействия (все взаимодействия осуществляются мгновенно). Выступления сопровождаются демонстрацией опытов по взаимодействию наэлектризованных тел. Учащиеся могут задавать вопросы сторонникам той или иной теории. Учитель помогает учащимся делать правильные выводы, подводит учащихся к формированию понятия электрического поля. 1. Обсуждение вопроса о передаче воздействия одного заряда на другой. Заслушиваются выступления «сторонников» теории близкодействия (поле распространяется со скоростью света) и теории дальнодействия (все взаимодействия осуществляются мгновенно). Выступления сопровождаются демонстрацией опытов по взаимодействию наэлектризованных тел. Учащиеся могут задавать вопросы сторонникам той или иной теории. Учитель помогает учащимся делать правильные выводы, подводит учащихся к формированию понятия электрического поля.

Электрическое поле. - особая форма материи, существует независимо от нас, от наших знаний о нем. - поле обладает определенными свойствами, которые не позволяют спутать его с чем – либо другим в окружающем мире. АВ

Основные свойства электрического поля. Главное свойство электрического поля – действие на электрические заряды с некоторой силой. Главное свойство электрического поля – действие на электрические заряды с некоторой силой. Электрическое поле неподвижных зарядов называют электростатическим. Оно не меняется со временем. Электростатическое поле создается только электрическими зарядами. Оно существует в пространстве, окружающем эти заряды и неразрывно с ними связано. Электрическое поле неподвижных зарядов называют электростатическим. Оно не меняется со временем. Электростатическое поле создается только электрическими зарядами. Оно существует в пространстве, окружающем эти заряды и неразрывно с ними связано.

Напряженность. Напряженность электрического поля Напряженность электрического поля Отношение силы, с которой электрическое поле действует на пробный положительный заряд к значению этого заряда. Отношение силы, с которой электрическое поле действует на пробный положительный заряд к значению этого заряда. Вектор Е совпадает с направлением силы. Вектор Е совпадает с направлением силы. F q Е =

Напряженность электрического поля точечного заряда. Е = k · ׀ q 0 ׀ /r 2 Е = k · ׀ q 0 ׀ /r 2 Напряженность электрического поля точечного заряда в некоторой точке пространства прямо пропорциональна модулю заряда источника поля и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника поля до данной точки. Напряженность электрического поля точечного заряда в некоторой точке пространства прямо пропорциональна модулю заряда источника поля и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника поля до данной точки. q 0 >0 E q 0 < 0 E

Принцип суперпозиции полей: Е= Е 1 + Е 2 + Е 3 +… Е= Е 1 + Е 2 + Е 3 +… При наложении полей от нескольких точечных зарядов образуется электростатическое поле, напряженность которого в любой точке равна геометрической сумме напряженностей от каждого из составляющих полей. При наложении полей от нескольких точечных зарядов образуется электростатическое поле, напряженность которого в любой точке равна геометрической сумме напряженностей от каждого из составляющих полей. q 1.>0q 2

«Обоснование принципа суперпозиции полей». Демонстрация опыта. Подвесьте на капроновой нити «пробный заряд» (пенопластовую пластину). Воздействуйте на «пробный заряд» заряженным телом. Затем поднесите еще одно заряженное тело и наблюдайте за воздействием на «пробный заряд». Удалите первое заряженное тело и наблюдайте за действием второго заряженного тела. Подвесьте на капроновой нити «пробный заряд» (пенопластовую пластину). Воздействуйте на «пробный заряд» заряженным телом. Затем поднесите еще одно заряженное тело и наблюдайте за воздействием на «пробный заряд». Удалите первое заряженное тело и наблюдайте за действием второго заряженного тела. Сделайте вывод. Сделайте вывод.

Силовые линии электростатического поля. (Работа с книгой) Это линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с направлением вектора напряженности поля в этой точке. Это линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с направлением вектора напряженности поля в этой точке.

Линии напряженности различных заряженных тел и систем тел. Линии напряженности положительно заряженного шарика. Линии напряженности положительно заряженного шарика. +

Линии напряженности двух одноименно заряженных шариков. - -

Линии напряженности двух пластин, заряды которых равны по модулю и противоположны по направлению

Правила изображения силовых линий. Силовые линии никогда не пересекаются; Силовые линии никогда не пересекаются; они рисуются направленными от положительного заряда к отрицательному; они рисуются направленными от положительного заряда к отрицательному; чем поле сильнее, тем линии должны быть гуще; чем поле сильнее, тем линии должны быть гуще; у однородного поля линии прямые и параллельные; у однородного поля линии прямые и параллельные; у неоднородного – изогнутые. у неоднородного – изогнутые.

Поле заряженного шара. Силовые линии шара. Силовые линии шара. Силовые линии точечного заряда. Е Е R Внутри проводящего шара (rR так же как и для точечного заряда. +q R

Закрепление нового материала. Вопросы. 1. Каким образом отображается на рисунках модель вектора напряженности? По какому внешнему признаку можно отличить поле с интенсивным действием? 1. Каким образом отображается на рисунках модель вектора напряженности? По какому внешнему признаку можно отличить поле с интенсивным действием? 2. Где начинаются и где заканчиваются линии напряженности электрического поля. 2. Где начинаются и где заканчиваются линии напряженности электрического поля. 3. Существуют ли обрывы в линиях напряженности? 3. Существуют ли обрывы в линиях напряженности? 4. Как расположены линии электрического поля относительно поверхности заряженного тела? 4. Как расположены линии электрического поля относительно поверхности заряженного тела? 5. В каком случае электрическое поле можно считать однородным? 5. В каком случае электрическое поле можно считать однородным? 6. Сравните картину силовых линий точечного заряда и равномерно заряженного шара. 6. Сравните картину силовых линий точечного заряда и равномерно заряженного шара. 7. Выясните, с помощью какой формулы и в каких допустимых пределах можно рассчитать напряженность поля проводящего шара. 7. Выясните, с помощью какой формулы и в каких допустимых пределах можно рассчитать напряженность поля проводящего шара.

Задача1. 1. Одинаковые ли силы действуют на равные заряды q 1 и q 2 со стороны поля заряженного металлического шара Укажите направление сил, действующих со стороны электрического поля заряженного шара и полей, внесенных в него зарядов? 1. Одинаковые ли силы действуют на равные заряды q 1 и q 2 со стороны поля заряженного металлического шара Укажите направление сил, действующих со стороны электрического поля заряженного шара и полей, внесенных в него зарядов? q1q1 q2q2

Ответ. Силы, действующие на заряды q + и q - со стороны шара направлены справа налево; силы, действующие со стороны зарядов на шар – слева направо. силы, действующие со стороны зарядов на шар – слева направо.

Задача2. 1. В электрическом поле равномерно заряженного шара в точке А находится заряженная пылинка. Укажите направление сил, действующих со стороны электрического поля и поля, внесенного в него заряда? 1. В электрическом поле равномерно заряженного шара в точке А находится заряженная пылинка. Укажите направление сил, действующих со стороны электрического поля и поля, внесенного в него заряда? + + А

Ответ. Сила, действующая на заряд А со стороны шара направлена слева направо; Сила, действующая на заряд А со стороны шара направлена слева направо; сила, действующая со стороны заряда А на шар – справа налево. сила, действующая со стороны заряда А на шар – справа налево.

Задания, связанные с графическим изображением полей. Задания, связанные с графическим изображением полей. Рабочий лист 1

Задания, связанные с графическим изображением полей. 1.Определите по рисунку знаки зарядов. Объясните свой ответ. 1.Определите по рисунку знаки зарядов. Объясните свой ответ.

Ответ

Задание2. Начертите силовые линии поля, образованного заряженным телом в форме пятиконечной звезды. Начертите силовые линии поля, образованного заряженным телом в форме пятиконечной звезды. +q+q

Ответ. +q

Сравнительные характеристики гравитационного и электростатического полей. Гравитационное поле. Гравитационное поле. Модель силовых линий поля тяготения Земли иллюстрируют траектории движения капель сильного ливня в безветренную погоду. Модель силовых линий поля тяготения Земли иллюстрируют траектории движения капель сильного ливня в безветренную погоду. G = F/m F = G· m 1 ·m 2 /R 2 G = 6,67 ·10 11 Н·м 2 /Кл 2

Сравнительные характеристики гравитационного и электростатического полей. Электрическое поле. Электрическое поле. Электрическое поле в пространстве между пластинами можно представить с помощью силовых линий. Напряженность Е электрического поля определяется как отношение силы к движущемуся под ее действием заряду. Электрическое поле в пространстве между пластинами можно представить с помощью силовых линий. Напряженность Е электрического поля определяется как отношение силы к движущемуся под ее действием заряду. F = k ·q 1· q 2 / r 2 E = F / q K=9 ·10 9 Кл м 2 / Кл 2

Рабочий лист 2 Электрическое поле - … Электрическое поле - … Электрическое поле создается… Электрическое поле создается… Электрическое поле обнаруживается.. Электрическое поле обнаруживается.. Характеристика электрического поля – это… Характеристика электрического поля – это…

Электрическое поле и защита от него. Е Е

Источник поля. Частота, Гц Состояние (вкл. или выкл.) выкл.) Напряженность, н/кл вблизи на расстояни и 0,5 м 0,5 м Настольная лампа 50 50Выкл Настольная лампа 50 50Вкл Утюг Вкл., выкл Электрическ ий чайник Вкл., выкл Монитор НЧ НЧВкл

Задачи. 1. В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкКл. Найти напряженность поля в этой точке. 1. В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкКл. Найти напряженность поля в этой точке. 2. Какая сила действует на заряд 12 нКл, помещенный в точку, в которой напряженность электрического поля равна 2 кВ/ м? 2. Какая сила действует на заряд 12 нКл, помещенный в точку, в которой напряженность электрического поля равна 2 кВ/ м?

Ответ В/м В/м мкН мкН

Итоги урока. На дом: § 92 – 94. На дом: § 92 – 94. Спасибо!