Сапожникова Т.А. Заместитель директора по УВР МБОУ «Вурнарская СОШ 2» Сапожникова Т.А. Заместитель директора по УВР МБОУ «Вурнарская СОШ 2» Районный семинар.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Advertisements

Учитель и ученик – это единое целое педагогического процесса, следовательно, современный урок должен проходить в сотрудничестве.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ или что необходимо уметь ребенку в современном обществе?
Современный урок - с позиции стандарта нового поколения МОУ Манукшкинская СОШ.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Формирование УУД в начальной школе Дикова М.А., учитель начальных классов МОБУ Ирбейская сош г.
Требования к уроку Традиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
Формирование УУД на разных этапах урока. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МБОУ «ЧНОШ «РОСИНКА» УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КУРОЧКИНА Л.А. ЧЕРНЬ, 2012.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать.
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Системно-деятельностный подход в реализации учебной программы Е.В. Воропай, зав.кафедрой гуманитарного образования ИРО.
Транксрипт:

Сапожникова Т.А. Заместитель директора по УВР МБОУ «Вурнарская СОШ 2» Сапожникова Т.А. Заместитель директора по УВР МБОУ «Вурнарская СОШ 2» Районный семинар молодых учителей Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

2 Новый мир имеет новые условия и требует новых действий Н. Рерих Универса льные учебные действия Регулятивные (умение выстраивать учебную деятельность-цель, прогноз,средства, контроль, оценка) Личностные (смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. ) Познавательные ( поиск, исследование, обработка,систематизация, обобщение и использование полученной информации) Коммуникативны е (знание и умение использовать правила общения)

Как спроектировать урок? Какие методы, приёмы наиболее эффективны? Какие задания из учебника целесообразно отбирать Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? Надо ли совсем отказаться от традиционной методики преподавания ? Как интегрировать традиционные методики и Как интегрировать традиционные методики и развивающие технологии Как отслеживать уровень сформированности УУД Структура урока с позиции формирования УУД

Процесс обучения = процесс усвоения ЗУН+процесс личностного развития Традиционно "Чему учить?" По новым стандартамЧему учить? Как учить, чтобы у детей инициировать собственные вопросы: « Чему я должен научиться? » и « Как мне этому научиться ?»

Основной результат – развитие личности на основе учебной деятельности Отбираю учебный материал (по содержанию, объёму, связь с ранее изученным, диф. зада ния) Отбираю учебный материал (по содержанию, объёму, связь с ранее изученным, диф. зада ния) Тема, цели и тип урока в развороте учебной программы Тема, цели и тип урока в развороте учебной программы Выбираю эффективные методы и приёмы ( в конкретном классе ) Выбираю эффективные методы и приёмы ( в конкретном классе ) Продумываю оптимальный темп (рассчитываю время на этапы) Продумываю оптимальный темп (рассчитываю время на этапы) Определяю формы контроля за учебной деятельностью Определяю формы контроля за учебной деятельностью Продумываю форму подведения итогов урока Продумываю форму подведения итогов урока Продумываю содержание, объём и форму домашнего задания Продумываю содержание, объём и форму домашнего задания. Правила моделирования урока

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Универсальн ые учебные действия Объявление темы урока Учитель сообщает обучающимся Формулируют сами (учитель подводит к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания Формулируют сами (учитель подводит к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование способов достижения намеченной цели (учитель -консультант), Регулятивные планирования Практическа я деятельность обучающихся Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще фронтальный метод ) Ученики осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществлен ие контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль ( применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля ) Регулятивные (самоконтроль), коммуникативные

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Универсальн ые учебные действия Осуществлен ие коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Коммуникативные, регулятивные (коррекции) Оценивание обучающихся Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооц., оценивание товарищей) учитель консультирует Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили Проводится рефлексия Регулятив. коммуникативные Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем Познавательные, Регулятивные Коммуникативные

Личностные УУД : комбинированные уроки с мини- проектам(моделирование жизненных ситуаций); подведение итогов урока; творческие задания; самооценка. Регулятивные УУД :"ищу ошибки», взаимоконтроль, поиск информации в предложенных источниках, поиск преднамеренных ошибок. Познавательные УУД :«на какое задание похоже?»; составление схем-опор; работа с таблицами; распознавание диаграмм, составление логических цепочек, поиск лишнего и др. Коммуникативные УУД : составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «подготовь сообщение…». Типовые виды заданий, применяемые на уроках математики

Примеры с уроков Пример 1. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? ( патриотизм, интерес к истории- личностные УУД) Примеры заданий на формирование УУД Пример 2 Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год? Дополнительное задание: составить меню обеда из морепродуктов и дикоросов Камчатки. (знание растительного мира, культура здорового питания)

Примеры с уроков Пример 3. Разукрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми. (мотивация учения- развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления) Пример 4.Два ученика решали одно и то же уравнение. Найди верное решение и обоснуй свой выбор. Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. Примеры заданий на формирование УУД 2(х+1)=18 2х+1=18 2х+2=18 2х=18-1 2х=18-2 2х=17 2х=16 х=17: 2 х=16: 2 х=8,5 х=8

12 Планомерное формирование УУД Применяемые педагогические технологии : Проблемно-диалогическое обучение ( открытие нового в диалоге, границы знания- незнания) Организация учебного сотрудничества( работа в парах, группах) Работа по планированию и самооцениванию (на основе опыта ОС «Школа 2100») Проектно-исследовательская деятельность Использую возможности ИКТ

Какие уроки необходимы? Мои уроки- развитие умения учиться Уроки «открытия» нового знания ( стимулирование познавательного интереса) Уроки методологической направленности (отработка новых способов действий) Уроки развивающего контроля (традиционные и нетрадиционные) Уроки рефлексии ( оценка понятости)

Типы уроков Уроки «открытия» нового знания ( стимулирование познавательного интереса видеоуроки, дополнительный метод материал, возможности ИКТ) Уроки методологической направленности ( отработка новых способов действий- путешествия, интегрированные уроки, групповых формы работы; элементы игры- отгадывание ребусов, решение кроссвордов, и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи) Уроки рефлексии (оценка понятости - использую метод самостоятельности. Все допущенные ошибки анализируются.) Уроки развивающего контроля ( традиционные методы (контрольная, проверочная, срезовые работы, тестирование, математические диктанты) так и нетрадиционные - в виде тематических игр «Математический бой», «Поле чудес») Развиваю умение учиться

Типы уроков Пример : математический диктант словесная формулировка знаково-символическая– формируются познавательные знаково-символические УУД, а когда выполняют вычисления, - получается предметный результат. Дополнительные методические возможности: Дополнительные методические возможности: экскурсии, поиск дополнительного материала, обмен мнениями, выявление спорных вопросов,построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах Традиционные виды работы

16 В помощь учителю:Памятка для учителя по формированию и развитию УУД на уроках Любые действия должны быть осмысленными. Развивайте внутреннюю мотивацию – это движение вверх. Ставьте перед ребёнком понятные и значимые для него задачи Цель должен знать каждый ученик Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества В центре внимания урока – дети. Создавайте атмосферу успеха, не скупитесь на поощрения и похвалу, помогайте учиться легко

17 Преемственность внедрения новых стандартов. (ФГОС НОО ФГОС ООО…=план развития школы) Внедрение системы электронных журналов(Net school) возможность тесного сотрудничества с родителями Республиканский проект «Инженерно-технические классы») Внеурочная деятельность: кружок технического творчества «Конструирование» Победители республиканского проекта «Образовательная инициатива» Включаемся в республиканский проект по мониторингу достижений одарённых детей Индивидуальные образовательные траектории Путеводители по предметам

Распространение опыта Проблемы, опыт, перспективы инновационной деятельности учителя»- выступление на Республиканской и районной педагогических конференциях(2010г.) «Новая школа для новых задач образования (или какой быть «школе будущего»)»- выступление на педагогическом Совете ( г.) «Дорожная карта директора-путеводитель по подготовке к введению ФГОС »- выступление на семинаре руководителей образовательных учреждений Вурнарского района (2010г.) «О внедрении новых образовательных стандартов в начальной школе»- выступление на районном семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе ( г.) «Личностно-ориентированные технологии образовательной системы «Школа 2100».Теория и практика»- выступление на республиканском семинаре в рамках проведения курсов повышения квалификации учителей начальных классов (15 февраля 2012г.) «Первый опыт реализации новых образовательных стандартов в начальной школе: проблемы и результаты» (Августовская районная педагогическая конференция-2012г.) Публикация : сборник методических материалов «Развитие системы поддержки талантливых детей»- статья «На пути к успеху»(Чебоксары: «Новое время», 2011г Распространение методического опыта

Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Спасибо за внимание