Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Батрова Ольга Фридриховна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального.
Advertisements

Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир.
О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных.
Региональный проект «РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Перспективы развития национальной системы квалификаций Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н, доцент кафедры педагогики МПГУ, ведущий научный сотрудник Центра.
Профессиональные стандарты педагогической деятельности как основа разработки практикоориентированных программ педагогического образования Ольга Фридриховна.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников.
Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Государственная академия промышленного менеджмента.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Профессиональный стандарт педагога ФИРО Разработан в соответствии действующих документов: «Уровни квалификаций для целей разработки профессиональных стандартов»
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Транксрипт:

Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Батрова Ольга Фридриховна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования © Центр профессионального образования ФГАУ «ФИРО»

ЗадачаПравовой акт Введение государственных профессиональных стандартов (ПС), соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников Программа социальных реформ в Российской Федерации на период годов // Постановление Правительства РФ от Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в годах» // Постановление Правительства РФ от Приведение национальной системы ПС в соответствие с требованиями, предъявляемыми на международных рынках труда Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу ( годы) // Распоряжение Правительства РФ от р (с изм. на ) Разработка образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (ПС) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ от р И Т.Д. Новейшая история профессиональных стандартов в России

Разработка и внедрение ПС Зачем? Почему? Кто? С кем? Для кого? Как? методика разработки применения

25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. III. Порядок применения ПС Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов"

Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС ПредметДолжность / профессия Вид профессиональной деятельности Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Содержание и характер описания Общее, «экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВПД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Последовательная декомпозиция, системное описание ПД Разработчики Минздравсоцразвития (Минтруд) России совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели ???? Поэтапная замена ЕКСД, ЕТКС на ПС???? План разработки профессиональных стандартов, п.12 (Распоряжение Правительства РФ от )

Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* ОТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170н

Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бизнес-процесс), обеспечивающую (ий) достижение поставленных целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ управляемого бизнес- процесса, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ Профессиональный стандарт (ПС)

Создание профессиональных стандартов по ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций (определение перечня ПС (ВПД), ОТФ/ТФ по каждому ВПД и их уровня квалификации) Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение»* Управление *«Обеспечение»: психологическое, научно- методическое, организационно-методическое, социально-педагогическое

АНАЛИЗ ТД: последовательная декомпозиция ВЭД (ОПД) => ВПД => ОТФ => ТФ ПРАВИЛА: =>ТД => У => З -автономность -сертифицируемость -полнота: ТФ1+ТФ2+ТФn=ОТФ, ОТФ1+ОТФ2+ОТФn = ВПД -правило малых чисел (2-5 ОТФ в ВПД, 4-7 ТФ в ОТФ) Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД, должностные инструкции; ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС и др. Основа разработки ПС - функциональный анализ ТД Разработчики: работодатели и проф.сообщество Основной механизм разработки – согласование Методы (формы): опрос, фокус-группа, дискуссия и др. Документы, содержащие квалиф. характеристики (требования к деятельности)

ТФ ТФ - трудовая функция ОТФ – обобщенная ТФ Методические рекомендации: «Возможные наименования должностей» - примеры наименования должностей работников, выполняющих данную ОТФ

Дополнительное образование ОТФ Преподавание по программам дополнительного образования детей и взрослых (в избранной области) ТФ1. Разработка программно-методического обеспечения реализации ДОП ТФ5. Ведение документации, обеспечивающей реализацию ДОП ТФ2. Создание в учебных помещениях предметно- развивающей и воспитывающей среды ТФ3. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение ДОП ТФ4. Педагогический контроль и оценка процесса и результатов освоения ДОП

Педагогическая деятельность в ВО = ОТФ1+ОТФ2+ОТФ3+ОТФ4 ОТФn = ТФ1+ТФ2+…+ТФn ТФn = ТД1+ТД2+…+ТДn Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности конкретного педагога «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ педагогической деятельности ПС – ориентир для разработки образовательных программ подготовки и ПК педагогических кадров: результаты обучения (освоенные ТФ) + содержание (умения и знания)

Вводим уровни квалификации Реальность сложнее!

Высшее образование Научно-методическое обеспечение Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Руководство НИР, проектной и иной деятельностью Профориентация школьников, поддержка проф. самоопределения студентов Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) Руководство группой преподавателей ДОЛЖНОСТИ ППС: СЛОЖИВШЕЕСЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Профессор Доцент Старший преподаватель Преподаватель Ассистент Перечень ОТФ, ТФ см. в раздаточных материалах

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Основные пути достижения уровня квалификации: программы бакалавриата, программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование, практический опыт

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности круп- ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Основные пути достижения уровня квалификации: программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и про­ектного ха­рак­тера, связан­ных с повы­ше­ нием эффектив­ности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития обла­сти деятельно­сти Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Уровень квалификации НШ ОШСШНПОМСПО БАС

Обобщенные трудовые функции (ОТФ): СПО и ДПО Одинаков ли уровень квалификации «преподавателя» и «мастера производственного обучения»? Надо ли выделять подуровни? Кто занимается организационно-педагогическим сопровождением группы? Какие виды сертификатов будут выдаваться на основании ПС? Преподавание по программам СПО и ДПП для лиц, имеющих или получающих СПО Научно-методическое и организационно- методическое обеспечение СПО и проф. обучения Организация и проведение учебно- производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационно- педагогическое сопровождение группы обучающихся

Преподавание по программам СПО и ДПО (преподаватель): трудовые функции 1. Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 6. Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 2. Заведование учебным кабинетом, его подготовка к занятию 3. Организация деятельности обучающихся, по освоениюучебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 4. Педагогический контроль и оценка процесса и результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 5. Проведение профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся по программам СПО и ДПО

ПС 21 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КОСы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС?

НИУ МГУ СпбГУ 1 2 ФГОС ФГОС= ПРОГРАММА ФГОС «РАМОЧНОСТЬ» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФГОС-2 ФГОС-3 ФГОС-4

НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ФГОС ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ УРОВЕНЬ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ФГОС РАЗВИТИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАУКА ДРУГИЕ … СТАНДАРТНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Культура, образованность КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональное и социальное саморазвитие ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Общеотраслевые требования Объекты стандартизации ФГОС: результаты образования НЕ КВАЛИФИКАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБР-ЯПРОГРАММА Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ

Сертификация Аттестация Сертификация - подтверждение компетентным органом соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта. ПС разрабатываются лидерами в своей области деятельности, широко обсуждаются в профессиональном сообществе. Сертификацию проводит «третья сторона» (независимая). Эксперты из числа опытных специалистов по данному виду деятельности Аттестация - оценка соответствия квалификации занимаемой должности. Оценка проводится «внутренними экспертами», для образовательных программ - часто, теми, кто обучал

Определение (уточнение, коррекция): 1.Наименования ПС 2.Перечня и наименования ОТФ-ТФ 3.Возможных наименований должностей для ОТФ 4.Уровней (подуровней) квалификации ОТФ-ТФ 5.Требований к образованию ЗАДАЧИ

Батрова Ольга Фридриховна,