Воспитательная среда университета как условие реализации основных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов третьего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О развитии и совершенствовании воспитательной работы в университете Доклад Т.В. Юдиной на заседании Ученого Совета 24 января 2011 года.
Advertisements

Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА 6. К ОМПОНЕНТ 1. Название ООП.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения управления развитием воспитательной деятельности.
РАБОТА КУРАТОРОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ. Куратор- (лат. curator), попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года Концепция долгосрочного социально- экономического развития.
А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения управления развития воспитательной деятельности.
Программа деятельности куратора в контексте реализации ООП ФГОС – 3 поколения А.А.Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения.
Основные студенческие сообщества/объединения А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения управления развитием воспитательной.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Роль заместителя декана в организации воспитательной деятельности на факультете Баскакова И.В. к.и.н., доцент начальник управления по ВР ГАГУ.
Проект «Инновации в воспитании» как условие развития воспитательной деятельности на факультетах Р.У. Богданова – начальник управления развитием воспитательной.
О развитии и совершенствовании воспитательной работы в университете Доклад Т.В. Юдиной на заседании Ученого Совета 30 января 2012 года.
Цель – обеспечение востребованного субъектами социального заказа качества образования посредством инновационного развития колледжа. Достижение цели достигается.
Выполнили студентки группы Жалакшаева К.Х. Тухватуллина А.Х. Молодежная политика в РФ.
Основные направления экспериментальной деятельности кафедры ГМП и ГВ в рамках реализации государственной молодежной политики в учреждениях НПО и СПО Главная.
Новая роль воспитательной работы в связи с введением ФГОС. Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Главный специалист.
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
Автор программы: Соловьева Е.В. – директор Радостева Л.П. - заместитель директора по УВР.
Транксрипт:

Воспитательная среда университета как условие реализации основных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Богданова Раиса Умяровна председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности УМО по направлениям педагогического образования, доктор пед. наук, профессор, начальник управления развитием воспитательной деятельности

В общих требованиях к условиям реализации основных образовательных программ записано: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».

Первый вопрос. Кто создает воспитательную среду вуза? От кого зависит её качество? Это дело не только управленческих кадров вуза, а каждого - преподавателя, сотрудника, студента. Эффективную воспитательную среду невозможно создать без развития вузовского сообщества, объединенного общими ценностями, устремлениями, человечными отношениями, созидательными делами, без того, что каждый испытывает чувства гордости за то, что он учится или работает в именно в этом вузе.

Второй вопрос. Что задает качественные и содержательные характеристики воспитательной среды вуза? Какой должна быть сегодня? Прежде всего, это ценности, на которые ориентируются в том или ином вузе. Еще один ориентир - это проблемы в молодежной среде, цели и задачи, содержание, формы и технологии деятельности самой молодежи и специалистов, работающих с ними, которые задает стратегия государственной молодежной политики и федеральные и региональные программы работы с молодежью.

Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу являются: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи; развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; создание условий для раскрытия творческих способностей молодежи, формирование общенациональной системы поиска и поддержки талантливых молодых граждан; вовлечение молодежи в социальную практику; патриотическое воспитание молодежи, формирование и развитие ценностей здорового образа жизни; обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Характеристики воспитательной среды Это среда, построенная на ценностях, устоях общества, нравственных ориентирах, принятых вузовским сообществом. Это правовая среда, где в полной мере действует основной закон нашей страны Конституция РФ (об этом Послание Президента), законы, регламентирующие образовательную деятельность, работу с молодежью, и более частное – Устав университета и правила внутреннего распорядка. Это высокоинтеллектуальная среда, содействующая приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку, где сообщество той или иной научной школы – одно из важнейших средств воспитания студентов. Это среда высокой коммуникативной культуры, толерантного диалогового взаимодействия студентов и преподавателей, студентов друг с другом. Это среда продвинутых информационно-коммуникционных технологий. Это среда, открытая к сотрудничеству, работодателями, с различными социальными партнерами, в том числе с зарубежными. Это среда, ориентированная на психологическую комфортность, здоровый образ жизни, богатая событиями, традициями, обладающими высоким воспитательным потенциалом.

Третий вопрос. Соответствует ли этим характеристикам воспитательная среда наших вузов? Ряд типичных проблем: ценностно-смысловая, правовая, коммуникативная, предметно-пространственная, информационная, событийная характеристики среды университета не в полной мере соответствуют задачам воспитательной деятельности со студентами; факультеты, выпускающие кафедры, реализуя основные образовательные программы, не уделяют должного внимания их воспитательной составляющей, созданию необходимой для этого среды; преподаватели и сотрудники университета не всегда оказывают необходимую педагогическую поддержку деятельности органов студенческого самоуправления на факультетах и в университете и др.;

Четвертый вопрос. Как изменить воспитательную среду университета? Какие средства необходимо для этого использовать? Происходит смена вектора в отношениях преподаватель - студент от «воздействия» к «взаимодействию», от руководства к партнерству и сотрудничеству, причем, не декларируемому, а реальному. Основа взаимодействия на новых началах – инициатива, свобода выбора, самостоятельность, ответственность студента и помощь, содействие, поддержка преподавателя.

Стандарт третьего поколения С введением стандартов третьего поколения появляется новый инструмент создания такой среды. При проектировании основных образовательных программ нужно разработать раздел «Характеристики социально- культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов».

Пятый вопрос. Как организовать работу коллектива университета по развитию, совершенствованию его воспитательной среды? 1.Прежде всего, необходимо создать творческую группу из представителей разных образовательных программ для определения концепции и формата этого раздела, разработки преемственных программ созидательной активности студентов, проектов, методических рекомендаций. 2.В проектировании и реализации образовательных программ включаются все кафедры. 3.Следует организовать экспертизу этого раздела. 4.Необходимо наметить и реализовать меры по развитию студенческого самоуправления в формах, адекватных реализации государственной молодежной политики РФ и федеральных и региональных программ работы с молодежью, стимулированию созидательной активности студентов во внутренней и внешней воспитательной среде. 5.Новые задачи в воспитательной деятельности, в создании среды для этого требуют новых технологий работы с молодежью, их поиска.

Спасибо за внимание!