Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального.
Advertisements

Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Батрова Ольга Фридриховна,
Региональный проект «РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных.
Перспективы развития национальной системы квалификаций Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н, доцент кафедры педагогики МПГУ, ведущий научный сотрудник Центра.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Профессиональные стандарты педагогической деятельности как основа разработки практикоориентированных программ педагогического образования Ольга Фридриховна.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Государственная академия промышленного менеджмента.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Транксрипт:

Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального образования © Центр профессионального образования ФГАУ «ФИРО»

ЗадачаПравовой акт Введение государственных профессиональных стандартов (ПС), соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников Программа социальных реформ в Российской Федерации на период годов // Постановление Правительства РФ от Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в годах» // Постановление Правительства РФ от Приведение национальной системы ПС в соответствие с требованиями, предъявляемыми на международных рынках труда Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу ( годы) // Распоряжение Правительства РФ от р (с изм. на ) Разработка образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (ПС) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ от р И Т.Д. Новейшая история профессиональных стандартов в России

Разработка и внедрение ПС Зачем? Почему? Кто? С кем? Для кого? Как? методика разработки применения

25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. III. Порядок применения ПС Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов"

Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС ПредметДолжность / профессия Вид профессиональной деятельности Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Содержание и характер описания Общее, «экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВПД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Последовательная декомпозиция, системное описание ПД Разработчики Минздравсоцразвития (Минтруд) России совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели ???? Поэтапная замена ЕКСД, ЕТКС на ПС???? План разработки профессиональных стандартов, п.12 (Распоряжение Правительства РФ от )

Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* ОТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170н

Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бизнес-процесс), обеспечивающую (ий) достижение поставленных целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ управляемого бизнес- процесса, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ Профессиональный стандарт (ПС)

Создание профессиональных стандартов по ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций (определение перечня ПС (ВПД), ОТФ/ТФ по каждому ВПД и их уровня квалификации) Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение»* Управление *«Обеспечение»: психологическое, научно- методическое, организационно-методическое, социально-педагогическое

Наименование ПС по ТЗ: Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) Педагог дополнительного образования детей и взрослых (педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых) Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (педагогическая деятельность в …) ПРЕДЛОЖЕНИЕ

АНАЛИЗ ТД: последовательная декомпозиция ВЭД (ОПД) => ВПД => ОТФ => ТФ ПРАВИЛА: =>ТД => У => З -автономность -сертифицируемость -полнота: ТФ1+ТФ2+ТФn=ОТФ, ОТФ1+ОТФ2+ОТФn = ВПД -правило малых чисел (2-5 ОТФ в ВПД, 4-7 ТФ в ОТФ) Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД, должностные инструкции; ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС и др. Основа разработки ПС - функциональный анализ ТД Разработчики: работодатели и проф.сообщество Основной механизм разработки – согласование Методы (формы): опрос, фокус-группа, дискуссия и др. Документы, содержащие квалиф. характеристики (требования к деятельности)

ТФ ТФ - трудовая функция ОТФ – обобщенная ТФ Методические рекомендации: «Возможные наименования должностей» - примеры наименования должностей работников, выполняющих данную ОТФ

Методическое обеспечение Организация учебной и иных видов деятельности обучающихся Организационно-педагогическое сопровождение ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дополнительное образование детей и взрослых Высшее образование (ВО) Среднее проф. образование (СПО) ДПО

Дополнительное образование детей и взрослых: обобщенные трудовые функции (ОТФ) Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (общеразвивающим и предпрофессиональным) Возможные должности Педагог дополнительного образования (ДО), старший педагог ДО, тренер- преподаватель, преподаватель Методист Педагог- организатор

СПО и ДПО: обобщенные трудовые функции (ОТФ) Преподавание по программам СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Научно-методическое обеспечение Организация и проведение учебно- производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся Организационно-методическое обеспечение Преподаватель Мастер производственного обучения Методист Старший методист Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) Возможные должности

ВО и ДПО: обобщенные трудовые функции Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП… Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП … * Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации * Возможные должности Ассистент Преподаватель Ст. преподаватель ДоцентПрофессор Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) *К данной ОТФ также относится преподавание по иным программам ВО и ДПП, если соответствующие курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 (7) уровня квалификации (например, ин.язык в аспирантуре, не связанный с его освоением как профессии)

Вводим уровни квалификации Реальность сложнее! Каков уровень квалификации ОТФ? Одинаков ли уровень квалификации: «преподавателя», «мастера производственного обучения», «педагога ДО» «ст. преподавателя - преподавателя – ассистента» и т.д. ??? Надо ли выделять подуровни?

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Основные пути достижения уровня квалификации: программы бакалавриата, программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование, практический опыт

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности круп- ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Основные пути достижения уровня квалификации: программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и про­ектного ха­рак­тера, связан­ных с повы­ше­ нием эффектив­ности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития обла­сти деятельно­сти Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Уровень квалификации НШ ОШСШНПОМСПО БАС

Педагогическая деятельность = ОТФ1+ОТФ2+ОТФ3+ОТФ4 ОТФn = ТФ1+ТФ2+…+ТФn ТФn = ТД1+ТД2+…+ТДn Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности конкретного педагога «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ педагогической деятельности ПС – ориентир для разработки образовательных программ подготовки и ПК педагогических кадров: результаты обучения (освоенные ТФ) + содержание (умения и знания)

ОТФУКТФУ(П)К Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (ДОП) 6 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение ДОП 6.1 Организация досуговой деятельности обучающихся6.1 Обеспечение взаимодействия с родителями … при решении задач обучения и воспитания 6.1 Педагогический контроль и оценка освоения ДОП6.1 Разработка программно-методического обеспечения реализации ДОП 6.2 Организационно- педагогическое обеспечение реализации ДОП 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий 6.2 Развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых 6.3 Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. 6.3 Организационно- методическое обеспечение реализации ДОП 6 Организация и проведение исследований рынка услуг ДО детей и взрослых 6.3 Организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами ДО программно-методического обеспечения 6.3 Управление качеством ДОП в организации…6.3 Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых

Характеристика ОТФ в ПС По каждой ОТФ в ПС приводятся: Возможные наименования должностей Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы Особые условия допуска к работе Устанавливается связь с действующими классификаторами (ОКЗ, ЕКС, ОКСО) По каждой ТФ в ПС приводятся: Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Характеристика ТФ в ПС

ПС 24 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КОСы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС?

НИУ МГУ СпбГУ 1 2 ФГОС ФГОС= ПРОГРАММА ФГОС «РАМОЧНОСТЬ» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФГОС-2 ФГОС-3 ФГОС-4

НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ФГОС ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ УРОВЕНЬ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ФГОС РАЗВИТИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАУКА ДРУГИЕ … СТАНДАРТНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП

??? ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Культура, образованность ??? УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональное и социальное саморазвитие ??? ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Общеотраслевые требования Объекты стандартизации ФГОС: результаты образования НЕ КВАЛИФИКАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБР-ЯПРОГРАММА Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ

Сертификация Аттестация Сертификация - подтверждение компетентным органом соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта. ПС разрабатываются лидерами в своей области деятельности, широко обсуждаются в профессиональном сообществе. Сертификацию проводит «третья сторона» (независимая). Эксперты из числа опытных специалистов по данному виду деятельности Аттестация - оценка соответствия квалификации занимаемой должности. Оценка проводится «внутренними экспертами», для образовательных программ - часто, теми, кто обучал