Мозговой штурм: что и как Сергей Горшенин Начальник отдела информационных технологий ОАО «Светлана», член правления SPb CIO Club 10 ноября 2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дорогие школьники! Если вы хотите быть успешными, уверенными в себе, легко осваивать математику и хорошо логически мыслить, приглашаем вас на обучающие.
Advertisements

Мозговой штурм Выполнила студентка гр.ИМ-09 Чедырян Нина.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
Студент группы Зайнуллин Ш.Р. Метод мозгового штурма.
Мозговая атака или брейнсторминг. Мозговой штурм – коллективный метод поиска новых технических идей и решений.
Метод МОЗГОВОЙ АТАКИ Технология. 11 класс Методы решения творческих задач "Мы закрыли дверь, чтобы туда не вошло заблуждение, но как же теперь войти истине?"
Понятие «групповые процессы» и принятие групповых решений.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Интерактивные: От англ. (inter - между; act – действие) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие.
Метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма, изобретателем которого является Алекс Осборн (США, 40-е годы 20-го века). Он является автором нескольких.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКА ИДЕЙ Мозговая атака (МА) метод коллективного генерирования идей Прямая МА сбор максимального количества идей, селекцию которых.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Эвристические методы генерирования новых идей н. Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный.
Уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях Уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания Умело применять их на практике для.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ПРЕЛЕСТНЯНСКОЙ ООШ І – ІІІСТ. БЕЛИЧ Н.И. Интерактивные технологии на уроках биологии.
Воспитатель : Бараова Р. М.. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического,
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Транксрипт:

Мозговой штурм: что и как Сергей Горшенин Начальник отдела информационных технологий ОАО «Светлана», член правления SPb CIO Club 10 ноября 2009

Немного теории 1 Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого Из законов Мэрфи Также можно обсуждать, что додумаем потом, а что будем делать сразу. Все это не нарушает общей правильности и привычности происходящего, но неуловимо ведет к скрытой сонливости и отстраненности от происходящего всех присутствующих. Каждый погружается в свой мир, и, оставаясь с открытыми глазами, изредка кивает в такт вопрошающему, удерживая серьезное выражение лица. А что делать?! Скрытый пакт "считать все происходящее существующим" нарушать неприлично! Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

До мозгового штурма Разослать приглашения, тему Собрать замечания Выяснить позиции Оповестить заранее о времени начала, продолжительности, месте, участниках, Напомнить о мероприятии

Как проводить Группа: 6-8 человек (критическая масса) Штурмующие – разнопрофильные специалисты, желательно творческие личности Отсутствие субординации Время: минут, Жесткий тайминг Непринужденная атмосфера Отсутствие критики Запись идей

КакэтоработаетКакэтоработает

В общем

Этапы: генерация идей 1 Продолжительность сеанса 1,5-2 часа 1.представление участников друг другу (новичков - с лестными характеристиками) и ознакомление их с правилами проведения мозгового штурма (5-10 мин.) 2.постановка проблем ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин.) Как формулировать задачи Представить проблему надо в таком виде, чтобы она не вызывала психологических барьеров (без специальных терминов), снять уровень ответственности за свои предложения. При представлении проблемы должны быть чётко сформулированы 2 момента: –Что в итоге желательно получить или иметь. –Что мешает получению желаемого. Виды формулировки проблемы 1. В виде формулировки проблемы-аналога. 2. Формулирование проблемы в обобщённом виде. 3. Проблема как она дана (самый слабый вид формулировки).

Этапы: генерация идей 2 3.Проведение мозгового штурма (20-30 мин.). Обычно фиксируются следующие фазы мозгового штурма: –Включение –Наполнение –Прорыв (новое оригинальное направление) –Индукция (идеи после окончания штурма. Иногда они идеи "выскакивают" в течение нескольких дней) 4.перерыв 10 мин. 5.Составление отредактированного списка идей (предварительный анализ и индукция: наиболее приемлемые и легко реализуемые идеи для решаемой задачи; наиболее эффективные идеи; перспективные и т.д.) (30-45 мин.)

Этапы: анализ идей Продолжительность этапа - до недели. Процедуры этапа анализа для каждой идеи: Уяснение идеи в виде, сформулированном на этапе генерации. Обобщение идеи. Выявление принципа. (Ведение классификации принципов, дополнение классификации). Оценка перспективы принципа (обязателен специалист). Наполнение принципа конкретным содержанием (желателен специалист). Развитие полученной идеи (не для всех идей). Желательно вывести идеи на одинаковый уровень общности, например: Формулировка целей и целей альтернатив. Обобщённые (функциональные) принципы достижения цели. Структурные принципы реализации функции. Физические принципы реализации структуры. Технические устройства, осуществляющие каждый принцип.

Роли участников Генератор идей Критик-аналитик Ведущий

Требования к участникам 1 Требования к генераторам: выдвижение по широкому спектру тем большого количества идей, основанных на новых принципах перенос идей из различных областей использование ярких неожиданных аналогий использование ранее выдвинутых идей другим генератором оптимизм должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи ещё впереди Недопустимо включать в группу генераторов прирождённых скептиков и критиканов. Генератор идей Задача генератора идей: непрерывно выдвигать идеи по поставленной проблеме или задаче.

Требования к участникам 1 Отбор генераторов идей и формирование группы По психологическим признакам творческой личности, личные наблюдения, тесты. Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики ("фонтан идей"). Теневой генератор - активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор - положительная установка на творчество, но нет опыта, низкий уровень притязаний. В ходе учебного мозгового штурма (brainstorm). Группе людей рассказывается о задачах генераторов идей и аналитиков. Затем каждый пишет, в какой группе он хотел бы видеть себя и других присутствующих. Разнообразие опыта (желательно наличие людей с разным образованием - экономистов, снабженцев, конструкторов и т.д. и людей из совсем других отраслей - повар, проводник, парикмахер и т.д.) Желательно иметь в группе генераторов женщин и мужчин. Недопустимо наличие в группе генераторов идей отношений служебной подчинённости. Генератор идей

Требования к участникам 2 Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме (brainstorm) - новое направление поиска, а не конкретное решение. Критик-аналитик Задача критика-аналитика: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее на основе глубокого знания теории и практики, понимания специфики проблемы (задачи), способности к обобщению. Ему должна быть присуща вера в то, что лучшая идея - это та, которая анализируется в данный момент, оптимизм.

Требования к участникам 3 1.Отвечает за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение участников - "перетягивание каната", "павлиний хвост" и др. 2.Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею). Ведущий Ведущий обеспечивает качество регулированием хода мозгового штурма 3. Управляет процессом поиска идей(необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые области поиска решений для участников).

Во время мозгового штурма Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте свои идеи короткими предложениями - не более 30 сек. Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё! Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи. Обеспечивайте между участниками мозгового штурма свободные, дружеские и демократические отношения. Не допускается зло шутить над идеями других участников.

Типичные ошибки Смешение штурма и совещания Сложная задача не раздроблена на более простые Отсутствие разогрева Пусть каждый выскажется Ведение протокола на доске Отсутствие запасных ходов Не забыть «выключить» штурм Отсутствие процедуры анализа полученных идей

Правила для участников мозгового штурма Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте свои идеи короткими предложениями - не более 30 сек. Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (например: А что скажет директор? Для практики это не годится! Это же чепуха и бред сивой кобыл! Так ещё никогда не делали!…) Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё! Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи. Обеспечивайте между участниками мозгового штурма (brainstorm) свободные, дружеские и демократические отношения. Не допускается после сеанса зло шутить над идеями других участников.

Метод Синектики Наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто- то отвергает их предложения. В методе применены четыре вида аналогий прямая, символическая, фантастическая,личная.

Виды аналогий При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Выводы!!! 1. Группа может состоять из 612 человек. 2. Один из участников (не руководитель) выбирается ведущим 3. Еще один человек выбирается для фиксации идей. 4. Полезно вначале провести 10-минутную разогревающую сессию. 5. Позволены любые идеи, даже самые нелепые и смешные. 6. На время штурма участники снимают с себя все должностные полномочия. 7. Не нужно углубляться в развитие высказанной идеи, достаточно её кратко сформулировать. 8. Продолжительность сессии 2030 минут. Желательно заканчивать сессию на всплеске активности, а не вследствие ее полного упадка. 9. По окончании мозгового штурма список идей раздаётся участникам, чтобы они могли его пополнять идеями, которые часто продолжают возникать по окончании сессии. 10. Классификация, развитие и оценка идей проводится позже (и иногда другой группой).

Где почитать ? Метод мозгового штурма на wiki Мозговой штурм: история, мифы, правила Мозговой штурма сайте триза: Советы по простому Ошибки мозгового штурма Деловая игра по мозговому штурму Метод синектики на wiki Метод синектики на cfin (синектика) на английском:

Спасибо за внимание! Хочешь похудеть? Спроси меня как (гербалайф©) Горшенин Сергей