Накопительная система дополнительного профессионального образования как элемент профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Павлова Ольга Станиславовна Операционная медицинская сестра ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница 1», Член.
Advertisements

Накопительная система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций Великого Новгорода.
НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ.
Аккредитация медработников: новые условия допуска к специальности Аккредитация медработников: новые условия допуска к специальности Медицинская аккредитация.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СВЕТЕ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
Региональный опыт непрерывного медицинского образования Д. В. Дупляков 1 Самарский областной клинический кардиологический диспансер Кафедра кардиологии.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных.
Патрикова Т.С. ОПОП Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Новый подход к профессиональной подготовке медицинского персонала в сфере медицинской реабилитации населения и санаторно - курортного лечения О. А. Петрова,
Новое в организации учебного процесса в ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России с учетом профессиональных стандартов Докладчик первый проректор Д.м.н., профессор.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Транксрипт:

Накопительная система дополнительного профессионального образования как элемент профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский базовый медицинский колледж»

Одной из современных форм повышения квалификации сегодня является накопительная система повышения квалификации медицинских работников, достаточно широко распространенная за рубежом. Эта система представляет собой программу зачета часов последипломного образования по результатам образовательного опыта специалистов, которая повышает и совершенствует их профессиональные навыки в пределах конкретной области практики. Одной из современных форм повышения квалификации сегодня является накопительная система повышения квалификации медицинских работников, достаточно широко распространенная за рубежом. Эта система представляет собой программу зачета часов последипломного образования по результатам образовательного опыта специалистов, которая повышает и совершенствует их профессиональные навыки в пределах конкретной области практики.

В октябре 2010г. РАМС («Российская ассоциация международного сотрудничества») от Ассоциации медицинских сестер России внесла предложение о реализации пилотного проекта по внедрению накопительной системы повышения квалификации в адрес МЗСР РФ. В ответ была получена рекомендация осуществлять внедрение элементов накопительной системы повышения квалификации на уровне регионов; в силу глобальных изменений в системе образования реализация такого проекта на федеральном уровне преждевременна.

Резолюция III Всероссийского съезда средних медицинских работников г. Екатеринбург (15-16 октября 2009 г.) 1.Совету директоров средних медицинских и фармацевтических учебных заведений: 1.1.Разработать новое поколение стандартов последипломной подготовки. 1.2.Разработать программу накопительной системы последипломного образования.

Накопительная система повышения квалификации средних медицинских работников» и уже принята в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Новосибирске, Архангельске, Белгороде, Йошкар- Оле, Кемерово и др. городах страны. Традиционной переподготовки, которую медицинские сестры проходят каждые пять лет с отрывом от производства, это не отменяет. Однако возможно и такое дополнительное образование, при котором специалист будет учиться ежегодно, не покидая своего рабочего места. Ставка делается на самообразование. Накопительная система повышения квалификации средних медицинских работников» и уже принята в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Новосибирске, Архангельске, Белгороде, Йошкар- Оле, Кемерово и др. городах страны. Традиционной переподготовки, которую медицинские сестры проходят каждые пять лет с отрывом от производства, это не отменяет. Однако возможно и такое дополнительное образование, при котором специалист будет учиться ежегодно, не покидая своего рабочего места. Ставка делается на самообразование.

НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЧЕТА ЧАСОВ физический дефицит медицинского персонала, рост объёмов медицинской информации и скорость её обновления, появление множества высокоактивных лекарственных средств и высокотехнологичных методов диагностики, лечения, ухода, повышение информированности и запросов пациентов, стандартизация медицинской помощи и многое другое… снижение затрат на проведение обучения позволяет проводить обучение большего количества человек позволяет повысить качество обучения за счет применения современных средств, использования электронных ресурсов снижение затрат на проведение обучения позволяет проводить обучение большего количества человек позволяет повысить качество обучения за счет применения современных средств, использования электронных ресурсов

Результатом внедрения накопительной системы предполагается решение комплекса задач Экономия бюджетных средств, связанных с плановым повышением квалификации сестринского персонала Привлечение дополнительных инвестиций в реализацию программ повышения квалификации, включая средства профессиональных ассоциаций, благотворительных фондов, спонсорские средства, личные средства обучающихся Рациональное использование кадровых ресурсов для осуществления задач по оказанию медицинской помощи, вследствие сокращения продолжительности периодов обязательного обучения и сроков отсутствия специалистов на рабочем месте

Результатом внедрения накопительной системы предполагается решение комплекса задач Повышение профессиональной компетентности специалистов, обеспечение их соответствия текущему состоянию медицинской науки и технологий Повышение мотивации и персональной ответственности работников за профессиональное саморазвитие Формирование конкурентной среды для реализации инновационных образовательных программ и повышения качества образовательного продукта, предлагаемого учреждениями последипломного образования

Работа по внедрению накопительной системы повышения квалификации средних медицинских работников в Иркутской области начата в апреле 2010 г. Решением Совета директоров СПО медицинского профиля Иркутской области была создана рабочая группа по внедрению накопительной системы повышения квалификации. Основные направления деятельности данной рабочей группы: разработка «Положения о накопительной системе повышения квалификации средних медицинских работников в Иркутской области», регламентирую- щего накопительную систему зачета часов; разработка вариативных мероприятий и системы их оценки

ПОЛОЖЕНИЕ О НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОГБОУ СПО ИРКУТСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Настоящее Положение разработано на основе методических рекомендаций Санкт-Петербургского центра последипломного образования средних медицинских и фармацевтических работников.

Настоящее Положение базируется на принципах норм российского законодательства и международных соглашений в области образования: право специалистов на удовлетворение потребностей в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте; право и обязанность специалиста на непрерывное повышение уровня образования и профессиональной квалификации на протяжении всего периода профессиональной деятельности;

право специалиста на выбор образовательной услуги наилучшего качества, максимально приближенной к сфере его профессиональных интересов в рамках, определённых федеральной программой последипломного образования. Накопительная система вводится с целью создания условий для реализации возможностей непрерывного образования.

Задачи накопительной системы Создание условий для формирования и расширения профессиональных компетенций, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности, стимулирование процесса непрерывного повышения квалификации и подготовки специалистов со средним медицинским образованием Удовлетворение потребности личности в непрерывном образовании в течение всей жизни Совершенствование деловой квалификации, подготовка к выполнению новых задач профессиональной деятельности Повышение мотивации и личной ответственности специалистов со средним медицинским образованием за своевременное совершенствование своих знаний и практических навыков для более качественного выполнения профессиональных функций и должностных обязанностей Повышение качества оказания медицинской помощи посредством внедрения практики получения дополнительного образования в контексте рабочей среды Повышение престижа профессии медицинского работника

Нормы Положения предусматривают сохранение существующей системы последипломной подготовки специалистов со средним медицинским образованием, в т.ч. структуры образовательных программ повышения квалификации, при этом дают право выбора специалистам способа повышения своей профессиональной компетентности в рамках индивидуальной образовательной траектории. Повышение квалификации по накопительной системе предусмотрено для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование в области медицины по специальностям, предусмотренным действующим законодательством.

Виды и формы повышения квалификации в рамках накопительной системы Участие специалиста (в качестве докладчика, слушателя) в научно- практических конференциях различного уровня (местный, региональный, окружной, федеральный, международный), тематика которых соотносится со спецификой профессиональной деятельности специалиста - кодом специальности, функциональными обязанностями; Участие специалиста (в качестве докладчика, слушателя) в семинарах различного уровня, тематика которых соотносится со спецификой профессиональной деятельности специалиста - кодом специальности, функциональными обязанностями; Разработка методических пособий и рекомендаций, тематика которых отвечает специфике профессиональной деятельности специалиста - коду специальности, функциональным обязанностям; Прохождение специалистом стажировки в ведущих российских и зарубежных клиниках;

Виды и формы повышения квалификации в рамках накопительной системы Участие специалиста в инновационных проектах по совершенствованию медицинской помощи, разработке профессиональных стандартов, направление которых отвечает специфике профессиональной деятельности специалиста; Участие специалиста в профессиональных конкурсах, конкурсах научных работ на различных уровнях; Публикация статей, соответствующих специфике профессиональной деятельности; Участие специалиста в научно-исследовательской деятельности; Прохождение специалистом тематических циклов усовершенствования в учреждениях дополнительного профессионального (медицинского и фармацевтического) образования, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы на базе среднего профессионального образования;

К видам и формам повышения квалификации в рамках накопительной системы не относятся: Участие специалиста в качестве слушателя/докладчика на организационных совещаниях Совета сестер, коллектива УЗ, членов Профсоюза, членов Ассоциации на различных уровнях; Участие специалиста в тренингах, семинарах, конференциях, конкурсах, и др., не имеющих непосредственного отношения к специфике профессиональной деятельности данного специалиста; Приобретение знаний посредством изучения профессиональной литературы, поиска сведений в сети Интернет, общения по профессиональной тематике в рамках различных социальных сетей, не повлекшее за собой публичного признания результата состоявшегося обучения (участие в конкурсе, подготовка доклада, статьи, разработка учебного или методического материала).

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Работа по накопительной системе повышения квалификации ведётся в соответствии с государственными образовательными стандартами последипломной подготовки по специальностям циклов усовершенствования. Основными компонентами накопительной системы являются обязательные и вариативные часы обучения, которые в сумме должны составлять не менее 144 часов учебного времени, что соответствует имеющимся утвержденным образовательным программам. Накопительная система повышения квалификации не используется при прохождении первичной специализации.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Обязательные часы (не менее 72 часов) специалист со средним медицинским образованием прослушивает очно на отделении ДПО ОУ в учебных планах которого определены следующие разделы, обязательные для изучения: правовое обеспечение профессиональной деятельности психологические аспекты профессиональной деятельности этика современные сестринские технологии медицина катастроф неотложная помощь дисциплины специальности. Специалист, выбравший для себя накопительную систему учёта часов повышения квалификации, имеет право самостоятельно определять образовательные мероприятия для набора вариативных часов.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Образовательные мероприятия, рекомендуемые для набора вариативных часов, указаны в приложении 1. Специалист со средним медицинским образованием, выбравший накопительную систему учёта часов повышения квалификации, прибывая в ОУ ДПО для обучения на курсе последипломного образования (цикл усовершенствования), предъявляет накопленные за 5 лет документы о наборе вариативных часов. В дальнейшем в соответствии с учебным планом и настоящим Положением даётся заключение о количестве часов, которые можно засчитать как пройденные самостоятельно.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Право на зачёт часов по результатам прохождения образовательного мероприятия возникает в том случае, если его тематика соответствует учебному плану по заявляемой специальности. Срок действия сертификатов, приказов и прочих подтверждающих документов – 5 лет с момента издания/выдачи. На основании заключения заполняется лист индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации. Программы, не охваченные накопительной системой учёта часов, а также количество часов по основным профессиональным разделам, необходимое для выполнения образовательного стандарта последипломной подготовки по избранной специальности и циклу, обучающийся получает на отделении ДПО ОУ в соответствии с графиком учебного процесса.

Приложение 1 Виды и формы учебной, научно-практической и публицистической деятельности УРОВНИПодтверждающие документы местныйрегиона льный окружн ой федерал ьный междуна родный 1Участие в научно- практических конференциях и семинарах в рамках образовательной программы 11111Документ, подтверждающий участие (сертификат, свидетельство) 2Подготовка доклада или выступление на конференции: Документ, подтверждающий участие (сертификат, свидетельство), факт выступления 3Публикация по проблемам сестринского дела Ксерокопии публикации, библиографические указатели по публикации В профессиональном издании В непрофессиональном издании 2 4Участие в международных программах по совершенствованию сестринской практики 5Ксерокопии приказов о включении в состав рабочих групп 5Участие в научно- исследовательской работе, проведении исследований в сестринском деле Ксерокопия решения о реализации научно- исследовательского проекта с участием специалиста

Приложение 1 Виды и формы учебной, научно-практической и публицистической деятельности УРОВНИПодтверждающие документы местны й регион альный окружн ой федера льный междунар одный 6Участие в профессиональных конкурсах, конкурсах научных работ Сертификат участника Занятие призового места в профессиональном конкурсе 10Диплом победителя 7Разработка учебно- методических материалов для использования в сестринской практике Представление утвержденных и отрецензированных материалов (заключение УЗ, ассоциации, ОУ) 8Участие в тематических семинарах 2-20 В соответствии с длительностью семинара Сертификат участника 9Участие в разработке стандартов сестринской деятельности Копия утвержденных и отрецензированных стандартов, заключение УЗ, ассоциации, ОУ. 10Участие в разработке ФГОС СПО и федеральных государственных требований к последипломному медицинскому образованию 10Документ, подтверждающий участие 11Подготовка и проведение обучающего занятия (мастер- класса) с сестринским персоналом 10Копии документов, подтверждающих проведение обучающего занятия

ПОРТФОЛИО специалиста со средним медицинским и/или фармацевтическим образованием о прохождении обучения в рамках накопительной системы повышения квалификации свидетельства сертификаты программы конференций и семинаров копии приказов о проведении конкурсов копии опубликованных работ и статей иные документы, достоверно свидетельствующие о реализации учебной деятельности ЗАЧЕТ СУММЫ НАБРАННЫХ БАЛЛОВ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ НС Тематика всех подтверждающих документов должна соотноситься со спецификой профессиональной деятельности специалиста - кодом специальности, функциональными обязанностями

Зачет суммы набранных учебных баллов производится в период, предшествующий направлению специалиста на обязательный цикл повышения квалификации (1 раз в пять лет) Объем обучения, принимаемый к зачету, составляет не менее 50% от количества часов конкретного цикла в пятилетний период ЗАЧЕТ СУММЫ НАБРАННЫХ БАЛЛОВ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ НС Набранные баллы суммируются и заносятся в зачетную книжку специального образца с указанием количества баллов/часов, набранных специалистом по различным мероприятиям, непосредственно касающимся специфики его деятельности

ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРИ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Повышение квалификации заканчивается итоговой аттестацией по основным профессиональным разделам и осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта последипломной подготовки, независимо от формы повышения квалификации. Порядок и формы проведения итоговой аттестации регламентируется соответствующими локальными актами ОУ. Порядок выдачи документов о повышении квалификации специалистам со средним медицинским образованием регламентируется соответствующими локальными актами ОУ

г. состоялось заседание Совета директоров ОУ СПО медицинского профиля Иркутской области Решение заседания Совета директоров ОУ СПО медицинского профиля Иркутской области от г. а) Доработать положение «О накопительной системе повышения квалификации средних медицинских работников». б) Ходатайствовать о рассмотрении и утверждении данного положения локальным актом Министерством здравоохранения Иркутской области

Предполагаемые результаты внедрения НС Повышение познавательной активности медицинского персонала; Развитие материальной базы для самостоятельной отработки практических навыков, технологий выполнения манипуляций и протоколов (создание симуляционных классов); Активизация внедрения ресурсосберегающих инноваций в сестринскую практику; Методическая активность специалистов со средним медицинским образованием; Создание аудиовизуальных пособий и учебных фильмов специалистами со средним медицинским образованием; Повышение активности участия в конференциях различного уровня, конкурсах, семинарах и пр.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПДО НЕОБХОДИМО РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ: 1. Подготовка и утверждение документов по оформлению прохождения повышения квалификации по накопительной системе: 1. Подготовка и утверждение документов по оформлению прохождения повышения квалификации по накопительной системе: - заявление; - заявление; -входная анкета слушателя для зачисления на повышение квалификации по накопительной системе -входная анкета слушателя для зачисления на повышение квалификации по накопительной системе - индивидуальный план повышения квалификации; - индивидуальный план повышения квалификации; - зачетная книжка; - зачетная книжка; - форму документов, подтверждающих участие работника в различных мероприятиях - форму документов, подтверждающих участие работника в различных мероприятиях 2. Утверждение состава методической комиссии по учету зачетных единиц накопительной системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием медицинских 2. Утверждение состава методической комиссии по учету зачетных единиц накопительной системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием медицинских учреждений Иркутской области; учреждений Иркутской области;

Для реализации накопительной системы ПДО необходимо решение следующих задач: 3. Составление плана совместной работы по внедрению накопительной системы последипломного образования 4. Создание и утверждение сводного плана вариативных мероприятий; 5. Представление сводного плана вариативных мероприятий на сайте; 6. Организация электронной регистрации на сайте участников вариативных мероприятий.

отсутствие нормативно-правовой базы по проведению системы зачета часов по накопительной системе в новом Законе «Об образовании в РФ» разрешено проведение краткосрочных циклов обучения только в объеме 36 часов (европейский стандарт кредитной единицы), что не решает проблему зачета часов и перевода их в баллы за 1-2 дня конференций или семинаров нехватка средних медицинских работников – совместительство - большие физические и психологические нагрузки – отсутствие мотивации на развитие профессионального творчества в деятельности медицинской сестры ПРОБЛЕМЫ

Предложения 1. Создать рабочую группу из представителей ОУ и УЗ и провести совместное заседание по коррекции и утверждению «Положения о накопительной системе повышения квалификации средних медицинских работников в Иркутской области» 2. Подготовить и утвердить образцы анкет для руководителей сестринских служб по выявлению потребности в методических материалах и обучении. 3. На основании данных анкетирования составить план совместного проведения: -семинаров, конференций по вопросам инфекционной безопасности и инфекционного контроля для работников учреждений здравоохранения по структурным подразделениям (отделения), -семинаров – тренингов по вопросам профессиональной этики и деонтологии; -конференций по вопросам профилактики нозокомиальных инфекций. -тематических семинаров по изучению современных сестринских технологий 4. Ввести в практику участие в исследовательской работе СМР, организацию и проведение совместных научно-практических конференций;

Спасибо за внимание!