Семинар «Технология речевого развития» МДОУ д/с 47 «Ёлочка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная область «Коммуникация» Составила презентацию – Черных А.Н.
Advertisements

Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Система работы по развитию речи в детском саду Подготовили: Виноградова И., Васолашко А.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Семинар – практикум по теме: «Дидактическая игра в развитии речи» Воспитатель А.С.Федорова МБДОУ 3 «Колокольчик »
МОУ СОШ с.Лазарево Уржумского района Кировской области Халиуллина Раушанья Мингазутдиновна.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Интегрированных занятий по развитию речи для учеников 1- х классов интенсивной педагогической коррекции с русским языком обучения.
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Обобщение опыта по теме: «Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста» Воспитатель МАДОУ ДСКВ 2 «Кубаночка»
Содержание уголка по речевому развитию Подготовила воспитатель Калиниченко Анна Михайловна МБДОУ «Детский сад «Цветик-Семицветик»
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
Филиал МАОУ «Холмогорская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Ломоносова» - детский сад 1 «Журавушка» Педсовет «Воспитание звуковой культуры речи.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Транксрипт:

Семинар «Технология речевого развития» МДОУ д/с 47 «Ёлочка»

Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель Достоинство речи быть ясной и не быть низкой. Аристотель Речь великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. Р. Эмерсон

Речь способность говорить, го­ворение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа; публичное выступление. разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа; публичное выступление. Толковый словарь русского языка

Проблема развития речи является одной из актуальных. Рассмотрим на примере трех городов. Москва Ростов н/Д Волгодонск Из 30 обследуемых детей подготовительной к школе групп 5 человек смогли составить описательный рассказ (по исследованиям А. Г. Арушановой). Из 100 обследуемых 18 детей с нормальным речевым развитием, 50 детей с уровнем четырехлетних детей (Л.А. Колунова) На начало учебного года из обследованных детей подготовительных групп 50% имеют низкий и средний уровень речевого развития (из за- ключения аттестационной комиссии МО Ростовской области)

Задание: Перечислите критерии высокого уровня речевого развития у детей подготовительной к школе группы Перечислите критерии высокого уровня речевого развития у детей подготовительной к школе группы

Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети: Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и со­ставлении любого типа высказывания. Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и со­ставлении любого типа высказывания. Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверст­никами: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить. Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверст­никами: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить. Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации. Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации. Умеют читать. Умеют читать.

ВОПРОС Каковы на Ваш взгляд, причины низкого уровня развития речи детей в дошкольном учреждении? Каковы на Ваш взгляд, причины низкого уровня развития речи детей в дошкольном учреждении?

Причины низкого уровня развития 1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи. 1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи. 2. Речевое развитие рассматривается как изолирован­ный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций. 2. Речевое развитие рассматривается как изолирован­ный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций. 3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений. 3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений. 4. Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда - отсутствие культуры речи и культуры общения. 4. Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда - отсутствие культуры речи и культуры общения. 5. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы. 5. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы. 6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься. 6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься. 7. Родители не понимают своей функции - общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В стра­нах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, комфортное пребывание способствует успешному развитию. 7. Родители не понимают своей функции - общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В стра­нах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Задание Перечислите условия для успешного развития речи в условиях ДОУ. Перечислите условия для успешного развития речи в условиях ДОУ.

Условия для успешного развития речи 1. Интересно организовать жизнь ребенка. 1. Интересно организовать жизнь ребенка. 2. Постоянно побуждать ребенка говорить. 2. Постоянно побуждать ребенка говорить. 3. Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети. 3. Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети. 4. Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребенка. Из всех талантов самый главный талант общение. 4. Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребенка. Из всех талантов самый главный талант общение. 5. Дать детям одинаковые стартовые возможности. 5. Дать детям одинаковые стартовые возможности.

Речевое развитие ребенка в дошкольном учреждении 1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками: сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой. сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой. 2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета. в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их. 4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей: сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; обеспечивают развитие образной стороны речи (пе­реносный смысл слов); знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно свя­зывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложе­ния. 6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми. поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми. 7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития плани­рующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность. 9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Сотрудники поощряют детское словотворчество. 11. Создают в ДОУ условия для обучения иностранному языку.

Диагностика речевого развития Младший возраст Ребенка просят рассказать знакомую сказку и по его рассказу определяют уровень речевого развития. Низкий уровень: воспитатель начинает сказку, а ребенок добавляет одно слово. Низкий уровень: воспитатель начинает сказку, а ребенок добавляет одно слово. Средний уровень: воспитатель говорит слово, ребенок фразу. Средний уровень: воспитатель говорит слово, ребенок фразу. Высокий уровень развития: сам рассказывает сказку. Высокий уровень развития: сам рассказывает сказку.

Средний возраст Воспитатель просит пересказать небольшой рассказ с сюжетом. Низкий уровень: отдельные слова, повторы, небольшие паузы. Низкий уровень: отдельные слова, повторы, небольшие паузы. Средний уровень: воспитатель помогает словом, ребенок продолжает рассказ. Средний уровень: воспитатель помогает словом, ребенок продолжает рассказ. Высокий уровень: сам рассказывает рассказ. Высокий уровень: сам рассказывает рассказ.

Старший возраст Рассказ о том, что увидел. Низкий уровень: все время подсказывает воспитатель. Низкий уровень: все время подсказывает воспитатель. Средний уровень: небольшая подсказка. Средний уровень: небольшая подсказка. Высокий уровень: самостоятельный рассказ по плану. Высокий уровень: самостоятельный рассказ по плану.

Функции речи 1. Речь как средство общения. 1. Речь как средство общения. а) Возникает при совместной деятельности ребенка и взрослого: а) Возникает при совместной деятельности ребенка и взрослого: предметная деятельность в младенческом возрасте эмоционально-личностное общение; ситуативно-личностное общение; ситуативно- деловое (познавательное) общение. предметная деятельность в младенческом возрасте эмоционально-личностное общение; ситуативно-личностное общение; ситуативно- деловое (познавательное) общение. б) Общение со сверстниками. Отличие от общения со взрослыми: б) Общение со сверстниками. Отличие от общения со взрослыми: яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений); яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений); нестандартность детских высказываний речевое творчество, потому что ребенок не придерживается норм общения. нестандартность детских высказываний речевое творчество, потому что ребенок не придерживается норм общения. в) Преобладание инициативных высказываний над ответами говорят о своем, не слушая партнера. Обогащение речи фантазируют, притворяются. в) Преобладание инициативных высказываний над ответами говорят о своем, не слушая партнера. Обогащение речи фантазируют, притворяются.

2. Познавательная функция речи. С помощью языка ребенок получает информацию об окружающем мире 3. Речь как регулятор поведения и деятельности. 3. Речь как регулятор поведения и деятельности. Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого). Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого). Саморегуляция («Я принесу тебе воды») стремление к самостоятельности. Саморегуляция («Я принесу тебе воды») стремление к самостоятельности.

Виды речи 1. Внутренняя. То, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух. 2. Внешняя: Диалогическая. Диалогическая. Диалог разговор двух или нескольких лиц. Диалог разговор двух или нескольких лиц. Монологическая. Разговор одного лица. Монологическая. Разговор одного лица. Эгоцентрическая речь - разговор с самим собой, как с воображаемым партнером это и диалог, и монолог, внутренняя и внешняя речь. Эгоцентрическая речь - разговор с самим собой, как с воображаемым партнером это и диалог, и монолог, внутренняя и внешняя речь. Письменная - речь для собеседника (монологическая), передаваемая при помощи знаков при письме. Письменная - речь для собеседника (монологическая), передаваемая при помощи знаков при письме.

Вопрос: По каким направлениям осуществляется развитие речи в условиях дошкольного учреждения? По каким направлениям осуществляется развитие речи в условиях дошкольного учреждения?

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям: 1. Развитие связной речи (диалогическая, монологическая). 1. Развитие связной речи (диалогическая, монологическая). Монологическая речь (описание, повествование, рассуждение). Монологическая речь (описание, повествование, рассуждение). 2. Развитие словаря дошкольника. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса главная задача. 2. Развитие словаря дошкольника. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса главная задача. Осуществляется через работу: Осуществляется через работу: с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро игла дерево ствол зеленая опадает хвоя); с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро игла дерево ствол зеленая опадает хвоя); синонимический ряд; синонимический ряд; антонимические пары; антонимические пары; многозначные слова. многозначные слова.

3. Формирование грамматического строя речи. Это формирование навыков образования и употребления грамматических форм: морфология - части речи и изменение слов по родам, числам и падежам; словообразование образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний; синтаксис - соединение слов в словосочетания, предложения разных, типов (простые, сложные) и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).3. Формирование грамматического строя речи. Это формирование навыков образования и употребления грамматических форм: морфология - части речи и изменение слов по родам, числам и падежам; словообразование образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний; синтаксис - соединение слов в словосочетания, предложения разных, типов (простые, сложные) и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное). 4. Развитие звуковой культуры. 4. Развитие звуковой культуры. Способность слышать, распознавать фонологичес­кие средства языка: Способность слышать, распознавать фонологичес­кие средства языка: знакомство с линейными звуковыми единицами: звук слог слово фраза текст; просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи. знакомство с линейными звуковыми единицами: звук слог слово фраза текст; просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи. 5. Развитие образной речи. 5. Развитие образной речи. Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Источники развития выразительности детской речи: Источники развития выразительности детской речи: художественная литература; устное народное творчество. художественная литература; устное народное творчество.

Практическая часть семинара 1. Ответы на вопросы: - Какую роль играет семья в формировании речи ребенка? ребенка? - Что бы вы порекомендовали родителям по формированию речи ребенка - дошкольника? 2. Разработка рекомендаций для родителей по формированию речи ребенка.

Факторы успешного речевого развития (памятка для родителей) Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения. Создавать условия для общения с другими детьми. Создавать условия для общения с другими детьми. Речь взрослого пример для подражания. Речь взрослого пример для подражания. Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка. Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка. Совместные игры взрослого и ребенка. Совместные игры взрослого и ребенка. Чтение художественной литературы, разучивание стихов. Чтение художественной литературы, разучивание стихов. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его «почему». Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его «почему». Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев. Рассказывание стихов руками. Рассказывание стихов руками.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!