Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС общего образования Педагогическая конференция Август 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» города Гая Оренбургской области.
Advertisements

Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Моделирование внеурочной деятельности в условиях ФГОС начального и основного общего образования 2012.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт Утверждён приказом Минобрнауки РФ от г. 373.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Веревко С.А., кафедра управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011 г.
Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Подходы Гособрнадзора Пермского края к оценке качества реализации основной образовательной программы общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования март 2012 года.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Транксрипт:

Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС общего образования Педагогическая конференция Август 2012

Разработка и утверждение ФГОС Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 об утверждении ФГОС начального общего образования Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897 об утверждении ФГОС основного общего образования Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года 413 об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования

Порядок введения ФГОС Распоряжение Правительства РФ от г р Обязательное введение Введение по мере готовности ОУ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По ступеням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах Российской Федерации В пилотных школах на основании критериев готовности

Механизмы введения и реализации ФГОС Нормативно-правовое обеспечение (федеральные, региональные документы, локальные акты ОУ); локальные акты Программное обеспечение (ООП, рабочие программы); Научно-методическое сопровождение (рекомендации, разработки, опыт, методические письма, семинары, курсы ПК) Ресурсное оснащение (кадры, условия, оборудование)

Инновационность ФГОС Идеоло гия Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Наука Фундаментальное ядро содержания образования Методо логия Системно-деятельностный подход в образовании

Новая цель образования Новые технологии обучения Новое содержание образования Новые средства обучения Новое целеполагание для педагогов и учащихся Новые требования к подготовке учителя Стандарт общего образования

Сопоставление ГОС ФГОС Целевой результат 1. Требования к результатам в обобщенном виде, без детализации, что позволяет широко трактовать учебные задачи, выносимые на проверку; Оценка результата 2. ЕГЭ и ГИА стали реальными требованиями (образцами) к результатам освоения программ. Содержание 3. Минимум обязательного содержания по ступеням, регламентация предметного содержания 1.Планируемые результаты освоения образовательной программы (ООП): перечень личностных, метапредметных и предметных результатов (операционализация результатов) 2.Система оценки планируемых результатов, включающая содержание (образцы учебных задач) и критерии (что должен предъявить ученик: какие учебные компетенции). 3.Образовательные программы и все компоненты основной образовательной программы на каждой ступени обучения: междисциплинарные программы, программа УУД, внеурочная деятельность.

Ключевые идеи: индивидуализация (индивидуальные образовательные траектории); информатизация (цифровая образовательная среда); кооперация (проектная и учебно- исследовательская деятельность); формирующее (экспертное) оценивание; интеграция общего и дополнительного образования; междисциплинарность содержания; метапредметность результатов.

9 Педагогический потенциал инновационной образовательной среды Организация коллективной деятельности и работы в группах Индивидуализация учебного процесса Психолого- педагогическая поддержка учебного процесса Проектная и исследователь ская деятельность Разноуровневость содержания образовательного ресурса Создание ситуации успешности для учащихся Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ Интенсификация процесса обучения Социализация учащихся Мотивация к самообразованию

Современные технологии для реализации ФГОС Технология развития критического мышления учащихся Технология проектного обучения Технология проблемного обучения Технология формирования универсальных учебных действий Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов

Проблематика методической работы Технологии организация образовательного процесса в целях реализации ООП. Способы формирования и оценки универсальных учебных действий, учебных компетенций. Технологии достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) с использованием современных средств обучения. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. Формы формального и неформального повышения квалификации.

Требования к ООП основного общего образования ЦелевойСодержательныйОрганизационный Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программы внеурочной деятельности; программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы Учебный план; План внеурочной деятельности система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

Требования к личностным и метапредметным результатам: ВОЗМОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с ключевыми компетентностями: 1. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2. СОТРУДНИЧЕСТВО 3. КОММУНИКАЦИЯ 4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6. САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ 7. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ 8. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

Электрические и магнитные явления Выпускник научится: распознавать электромагнитные явления и объяснять основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, дисперсия света…; описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,,…; анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома …; решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света),…

15 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивны е коммуникативные познавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Проектно- исследо- ватель- ская деятель- ность Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Оценка качества образования: метапредметные результаты Оценка качества образования: метапредметные результаты

Примерная структура предметной области предметная область Базовые компоненты Учебн ые курсы Модули (внутрипредметные и межпредметные) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально- исследовательская деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные элективн ые курсы (предпр офильн ые) Модули (внутрипредметные и межпредметные ) Тренинги Образовательные экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность 16

Классно-урочная система обучения «Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе» Постановление ЦК ВКП(б) от г. «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся» «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся»

ФГОС начального и основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность Обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (п.16 ст.50 Закона РФ «Об образовании»). Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функционала классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога и других работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом, является необязательной для посещения.

План внеурочной деятельностПлан внеурочной деятельности Направления Формы организации Объем внеурочной деятельности Кроме этого: Учреждения, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности; Источники финансирования; механизмы социального заказа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Двух междисциплинарных учебных программ: «Работа с текстом»; «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся»; - Учебных программ по всем предметам ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Четырёх междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий»; «Формирование ИКТ- компетентности»; «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»; «Программа профессиональной ориентации» - Учебных программ по всем предметам

Факторы успеха Междисциплинарные программы (интеграция предметного содержания) Технологии деятельностного подхода Внеурочная деятельность Образовательная среда Уклад школьной жизни

Профессиональный рост педагога Английский ученый Малколм Барбер в статье «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» приводит результаты исследования факторов, определяющих качество образования. В итоге он делает вывод: «Качество любой школьной системы определяется качеством преподавания ее учителей». Проанализировав 25 школьных систем разных стран мира, ученый определяет понятные для всех принципы: качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей; единственный способ улучшить результаты состоит в том, чтобы улучшить преподавание; достичь высокого уровня образования невозможно без задействования механизмов, обеспечивающих возможность донести качественное образование до каждого ребенка.

Основные трудности педагога упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя принципиальная новизна вопросов инструментально- методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметныхи предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы Интерпретация предметного содержания в контексте учебной задачи и учебной ситуации.

Финляндия: качество учительских кадров Наиболее популярная профессия Значимая социальная миссия Высокий уровень подготовки Невысокая учительская нагрузка Профессиональная автономия Директора – бывшие учителя Доверие родителей Number of teaching hours per year

Рассол Акофф (американский педагог, бизнесмен, менеджер) «Целеустремленная система…выбирает задачи и средства их выполнения. Тем самым она проявляет волю. Самый известный пример таких систем– люди »

ФГОС общего образования Проблемные зоны: Проблемные зоны Ответственность за результаты; Узко предметное содержание; Преобладание фактологических знаний; Репродуктивность содержания; Социальная неопределенность приоритетов

Распределение учащихся 5 класса по уровням математической подготовки в соответствии с ФГОС начальной школы 28

Результаты анализа данных, проведенных специалистами. Проблема PIRLS-PISA: что делать?

Положение России среди других стран в 2003, 2006, 2009 гг. (показатель – средний балл выполнения заданий по математике) 2003 г.2006 г.2009 г. Место России Средний балл Сравнение стран-участниц по средним баллам с Россией Количество стран выше России Количество стран, сравнимых с Россией 1452 Количество стран ниже России92025 Всего стран405765

Виды деятельности при решении проблем (задач) Формулировать – увидеть возможность использовать математику для понимания или разрешения возникшего затруднения (создать математическую модель ситуации, определить переменные и сделать необходимые допущения) Применять математические рассуждения, факты, понятия, методы и инструменты для получения решения Интепретировать полученное решение математической задачи: приемлемо ли оно и имеет ли смысл в условиях рассматриваемой ситуации

Школа как социальный институт Мнение родителей: какие качества должна формировать школа 1.Уверенность в себе 2.Умение постоять за себя, дать отпор обидчику 3.Работоспособность 4.Самостоятельность 5.Общительность 6.Любовь к Родине, знание и уважение ее истории 7.Овладение навыками организации собственного времени 8.Любовь к своему городу 9.Умение работать в команде, группе 10.Альтруизм, умение «творить добро просто так» 11.Умение быть терпимым к иному мнению, взгляду на мир 12.Инициативность 13.Любовь к своей национальной культуре, принятие ее ведущих ценностей

Школа как социальный институт Мнение учителей: какие качества должна формировать семья 1.Умение быть терпимым к иному мнению, взгляду на мир 2.Овладение навыками организации собственного времени 3.Самостоятельность 4.Работоспособность 5.Любовь к Родине, знание и уважение ее истории 6.Любовь к своему городу 7.Умение постоять за себя, дать отпор обидчику 8.Уверенность в себе 9.Общительность 10.Любовь к своей национальной культуре, принятие ее ведущих ценностей 11.Альтруизм, умение творить добро просто так 12.Инициативность 13.Умение работать в команде, группе

34 Обсуждение вопросов по разработке и реализации стандарта на сайте standart.edu.ru

Федеральные документы Распоряжение Правительства РФ от – план действий по модернизации общего образования на Приказ Минобрнауки России от о внесении изменений в ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся». Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных кабинетов». Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федеральных перечней учебников …». Приказ Минобрнауки России от «О внесении изменений в федеральный компонент…… 2004 года» Письмо Департамента общего образования от «О введении ФГОС». Письмо Департамента общего образования от об организации внеурочной деятельности. СанПиН (Постановление от Письмо Минобрнауки РФ от МД-1552/03 об оснащении учебного процесса

Региональные нормативные акты Приказ Минобразования РО от 2012г. об утверждении примерного регионального учебного плана на уч. год; Приказ Минобразования РО от г. об утверждении примерного регионального положения о рабочей программе по предмету; Приказ Минобразования РО от г. 668 о внеурочной деятельности.

Запросы 1.Включить в ФГОС требования: к программам курсов внеурочной деятельности; к плану внеурочной деятельности. 2.Подготовить рекомендации к системе внутреннего мониторинга качества образования. 3.Обеспечить нормативно внешнюю оценку качества образования и общественную экспертизу в хое аккредитации. 4.Подготовить рекомендации по определению результативности ФГОС (УУД, внеучебные достижения, личностные и метапредметные) Обеспечить финансирование ООП (урочную и внеурочную деятельность)

Л. Выготский «…В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания».

Иванова Н.Б. Центр модернизации общего образования т ,