Психология карьеры и карьерное консультирование Психология карьеры и карьерное консультирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Advertisements

ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Майнская средняя общеобразовательная школа г. Саяногорска. Профориентационная деятельность, как одно из условий успешной.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.
Концепция проекта МПИ (Математик. Психология. Интеллект)
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
LOGO Для добавления текста щелкните мышью Профориентация как компонент предпрофильной подготовки.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Тема: «Мотивация» План 1.Теории содержания мотивации. 2.Теория процесса мотивации. 3.Мотивация как форма социального влияния.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский.
Транксрипт:

Психология карьеры и карьерное консультирование Психология карьеры и карьерное консультирование

Профориентация в современной России Постановление Министерства труда и социального развития РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (от 27 сентября 1996 г., 1), утверждено Министерством юстиции РФ 31 октября 1996 г., 1186)

ВНИИ профтехобразования в Ленинграде Евгений Александрович Климов – руководитель отдела психологии труда ВНИИ профтехобразования, организатор службы профконсультации в Ленинграде в е гг.

Профессиональная пригодность как системное образование ЧеловекПрофессия Субъектные и объектные факторы профпригодности Мера профпригодности: годен; условно годен; непригоден Абсолютная и относительная профпригодность П/П «Золотое правило» психологии труда Оценка существующей и прогнозирование будущей П/П

Субъектные компоненты профпригодности: Г О Д Е Н Гражданские качества Отношение к профессии, склонности, интересы, предпочтения Дееспособность, здоровье (физическое и психическое) Единичные и общие способности Навыки, умения, знания, опыт

Оценка эффективности профессиональной консультации школьников (Е.А. Климов) Лонгитюд ( ) - прослежены судьбы 500 старшеклассников. ИТОГИ: 2/3 школьников последовали совету профконсультанта, из них 80% - довольны профессией; 1/3 школьников поступили вопреки совету, из них лишь 20% довольны профессиональным выбором.

Индивидуальная ситуация выбора профессии Инф. Пт Пр Пв ЛПП УП Скл Сп

Методы профориентации: Методы информирования Психологическое и медицинское консультирование Методы психодиагностики Методы психолого-педагогического воздействия

Теоретические концепции карьерного консультирования: 1.Дифференциально-типологический подход 2.Структурно-поведенческий подход 3.Институциональный подход (функционально- ролевая теория) 4.Когнитивно-мотивационный подход 5.Биографический подход

Дифференциально-типологический подход (традиционный) Пионер – Фрэнк Парсонс (Parsons F,1908 г., USA) Схема работы профконсультанта включает 3 позиции: а) исследование клиента (склонности, здоровье, интересы, образование и пр.); б) изучение профессии и ее требований к работнику; в) сопоставление а и б. Основание: типологии профессий и типологии личности - Недостатки и преимущества концепции.

Концепция типологии личности и профессиональной среды Джона Голланда (Holland J.L., 1966;1976 ) Опросник «самонаправленного поиска» профессиональных предпочтений личности (виды деятельности; способности; виды карьер). Тест позволяет получить сумму оценок по трем субтестам: минимум = 0, максимум = 33 балла. Суммарные оценки откладываются по лучам гексагона, соответствующим типу предпочтений. Оценивается дифференцированность предпочтений, конгруэнтность личности и профессиональной среды Гексагон Дж. Голланда Типы личности ( и среды): Р – реалистический, прагматичный И – исследовательский (интеллектуальный) А – артистический-художественный С – социальный П – предпринимательский- инициативный К – конвенциональный Код профессиональных предпочтений личности К ИАС Р И А С П О

2. Структурно-поведенческий подход Представители данного подхода выделяют: типы карьер, образцы (паттерны) профессионального поведения в разной мере успешные в труде, варианты жизни, включая и трудовую деятельность, «картины» максимальной продуктивности и её «спадов» в разные возрастные периоды жизни. Пример: (Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? –М. Квант, 1997).

3. Институциональный подход (функционально-ролевая теория)

«Функциональная модель» латентных свойств труда Мари Яходы (Jahoda M., 1981) Как влияет профессиональный труд (и его отсутствие) на личность? У безработных: нарушается временной режим жизни, связанный с трудовой активностью; люди становятся пассивны, возникает необходимость специально побуждать себя к активности; появляются проблемы в межличностном общении (с друзьями, близкими); безработный не создает полезных для общества продуктов, и начинает ощущать свою «ненужность» людям, пустоту жизни, жизнь теряет смысл; лишенный работы человек теряет социальный статус и связанное с ним самоуважение.

«Витаминная модель» Питера Уорра (Warr P., 1987) Питер Уорр исследовал безработных в Англии х гг., изучал ролевой переход, содержание роли (привычки, варианты социальной позиции, выполняемые задачи, отношения с людьми, условия деятельности) и ее результат для личности (потери и выгодные стороны). «Витаминная» модель включает 9 параметров ролевого статуса: 1)возможность контролировать настоящее и принимать решения в своей деятельности; 2)предсказуемость среды; 3)использование и развитие знаний и умений; 4)особенности целей и способов вовлечения в деятельность; 5)разнообразие условий деятельности; 6)возможность зарабатывать деньги; 7)безопасность для жизни и здоровья; 8)возможность установления и поддержания межличностных контактов; 9)престижность социального статуса.

Базовые составляющие психического здоровья ( по П. Уорру): эмоциональное благополучие; способность решать проблемы (компетентность); автономность личности (независимость, самостоятельность); жизненный притязания. Именно эти свойства личности определяют для нее субъективную значимость сравниваемых параметров жизненных условий, сред и особенности ее переживаний при смене ролей.

Концепция символического интеракционизма Ирвина Гофмана (Goffman E., 1959) Концепция символического интеракционизма (СИ) Ирвина Гофманна и др. /Goffman E., 1959; 1963/ близка по содержанию ключевых понятий к теории ролей. Суть концепции СИ состоит в том, что профессиональное поведение людей расценивается как осуществление ими ролей в некотором сценарии, объединяющем действия отдельных персонажей в целостную систему. Интеракции (взаимодействия) осуществляются людьми опосредовано, с помощью знаковых средств (символов). Использование людьми определенных символов (жестов, позы, формы одежды и пр.) приводит к формированию определенных ожиданий среди участников взаимодействия в отношении каждого члена контактного сообщества: продавцом и его клиентом, врачом и пациентом, начальником и секретарем и т. д., и предполагают использование приемов драматургии в преодолении конфликтов и противоречий в производственных отношениях.

Теория ролей и профессиография. Обсуждая проблему профессионального выбора, психологи-консультанты выработали язык описания видов жизнедеятельности клиента, одинаково пригодный для профессионального труда и внепрофессиональных занятий (роль, ролевой переход, жизненная среда). Понятие роль сложилось в драматургии, и для психологов важно, что это понятие включает культурно-историческую природу и генезис деятельности человека в социуме, ее детерминированность социальными нормами и правилами. Роль по своему значению близка терминам трудовой пост, должность, вакансия.

4. Когнитивно-мотивационный подход в исследовании профессионального развития

Удовлетворенность трудом, выбор (и смена) профессии. Почему люди меняют профессию, чем они при этом руководствуются? В исследовании американских психологов Рейнольда и Шистера (1947) при опросе 800 работников сферы физического труда было выявлено, что удовлетворенность трудом определяется не только объективными признаками профессии (условиями труда, заработной платой), но и потребностями, запросами субъекта труда. Помимо заработной платы и правовых гарантий в труде (значимость этих факторов повышается с ростом безработицы), люди ищут в профессиях общение, способ найти взаимопонимание и признание своих личностных качеств, ощущение себя членом общества. Второй группой весомых ценностей оказался интерес к содержанию труда. Подробный атлас (классификация) возможных мотивов труда в связи с проблемой выбора профессий составлен А.Г.Шмелевым и А.И. Зеличенко (1987).

Психодинамическая концепция Энн Роу В соответствии с традициями психоанализа, Анна Роу (Roe A., 1991) выделила три типа детско-родительских отношений, гипотетически порождающие определенные профессиональные интересы зрелой личности: Родители, проявляющие гиперопеку ребенка и поддерживающие их зависимость, способствуют развитию у ребенка потребности в поддержке, внимании, обратной связи и это ведет к выбору карьеры, в которой ярко проявляется общественное признание. Родители, не уделяющие детям необходимого внимания, порождают у детей потребность к достижениям, поэтому их дети концентрируются на карьере и добиваются успеха в области науки, техники. Дети, которых родители любили и принимали, поощряя их независимость, вырастают уравновешенными зрелыми личностями, которые могут помочь другим справиться с жизненными трудностями, из них получаются хорошие консультанты /Roe A.,1956/.

Семейная генограмма: Дед – Морской офицер Бабушка домохозяйка Дед ювелир Бабушка повар Отец военный офицер Мать портниха Х? Тетя адвокат Дядя нотариус актриса Брат математик Сестра Парик- махер

Судьбоаналитический подход Леопольда Сонди Л. Сонди (L. Szondi) ( ) венгерский психолог, автор проективного теста, направленного на диагностику влечений личности. Концепция Сонди – вариант развития психоанализа, глубинной психологии. Наряду с коллективным бессознательным К.Г.Юнга, Л.Сонди ввел понятие «семейное бессознательное», имея ввиду наследственные особенности сферы влечений. Одно из практических приложений – карьерное консультирование личности. /Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений / Перев. с немецкого. – М.: Когито-центр, 2005/

Судьбоаналитический подход Л. Сонди (Szondi L.) - влечения и потребности личности. Сексуальное влечение h Гермафродитизм и гомосексуальность Влечение к пароксизмам e эпилепсия Эго-влечение k кататония Влечение к контактам d депрессия s садитизм hy истерия p паранойя m мания Наследственные заболевания:

Судьбоаналитический подход Л. Сонди (Szondi L.) - влечения и потребности личности. Сексуальное влечение Влечение к пароксизмам Эго-влечение Влечение к контактам h s Потребность быть женщиной (пассивность, женственность, нежность) Потребность в отцовстве, агрессии (активность, мужество, садизм) e Потребность в накапливании грубых аффектов (ненависть, гнев, мстительность) hy Потребность в выставлении себя на обозрение (Эксгибиционизм, честолюбие) k p Потребность в ограничивании Я (материальное Я) Потребность в расширении Я (духовное Я) d Потребность в поиске и приобретении контактов (анальность) m Потребность в привязанности к приобретенному объекту (оральность)

Социализация в профессии и сублимация влечений: h s e hy Культура, литераторы-гуманисты /парикмахер, косметолог, балерина,артист, повар музыкант, поэт, гинеколог, сексопатолог/ Техника, цивилизация, технические гуманисты / а)мясник, маникюрша. хирург, патологоанатом, судья Б) дровосек, каменотес; В) стоматолог, скульптор, ветеринар, массажист, шофер, солдат, охотник, фермер/ Этика, религия, духовные гуманисты /А)транспортные профессии (моряк, летчик, шофер) Б)горнорабочий, кузнец, пожарник, пиротехник В) религиозные служащие, санитар/ Театр и искусство в целом /А) актер б)политик, оратор; в) продавец Г)фотомодель, натурщица, манекенщица; д) художник

Социализация в профессии и сублимация влечений: k p d m Искусство мыслить. Социальные гуманисты /учитель математики, философии, экономики, военный, инженер, бухгалтер/ Фантазия, поэзия, исследование; Духовные гуманисты /изобретатель-конструктор, писатель, поэт, психолог, психиатр, историк, археолог, мистик, детектив, адвокат, контрразведчик, Организатор, миссионер/ Экономика; Экономические гуманисты /торговец марками, антиквариатом, коллекционер, художник-маляр, банкир, служащий ломбарда, работник склада истребитель насекомых, эпидемиолог, инфекционист и др./ Искусство в целом, искусство речи. /лингвист, стоматолог, преподаватель ин.языка, брокер, продавец, Повар, бармен, официант, музыкант-джаза, кино-…, музыкальная школа/

Теория ожидаемой ценности Н. Физера: Австралийский психолог Н. Физер /Feather N.T., et Цит. по: Демин А.Н., 2004/ исследовал безработицу 80-х годов на основе динамической концепции мотивации К. Левина. Предполагалось, что в ситуации принятия решения человек выбирает ту цель действия, для которой сумма привлекательных моментов (положительных валентностей) будет максимально перевешивать сумму неприятностей (отрицательных валентностей). При этом оценивается не только само событие, но и вероятность того, что оно произойдет. Человек прогнозирует развитие жизненной ситуации, привлекательность и достижимость целей своей деятельности. В центре внимания исследователей оказываются сознательные действия личности, зависящие от приобретенного опыта успехов и неудач. Неосознаваемые мотивы личности не учитываются. Карьерный консультант может использовать данную модель к своим клиентам (не только безработным).

Теория принятия карьерных решений Д.Тидемана и О Хара. Социально-когнитивные теории отличаются тем, что в них процесс профессионального самоопределения рассматривается в контексте индивидуальных особенностей прогнозирования и принятия решений личностью. Альтернативы карьер сравниваются субъектом выбора по ценности связанных с ними возможных событий. В каждой профессиональной проблемной ситуации Тидеман Д. и О´Хара /Tiedeman D.V.& О Hara R.R.,1963/ выделяют два периода: в первом периоде человек сталкивается с альтернативами профессионального продвижения, оценивает их, учитывает и корректирует свой Я-образ, намечает перспективы, уточняет свою позицию; во втором периоде выбранная позиция соотносится с социальной ситуацией. Далее выбирается некий компромиссный вариант, охватывающий все существенные моменты, субъект принимает решение и реализует его.

Теория принятия карьерных решений Д.Тидемана и О Хара. В рамках данного подхода консультант ставит задачи: -диагностики способностей клиента к решению проблемных ситуаций, связанных с профессиональным выбором; -задачи формирования необходимых для этого умений. В отечественной психологии типы принятия решений в области профессионального самоопределения на разных его этапах рассматривались в контексте индивидуальных стилей саморегуляции /Конопкин О.А., Моросанова В.И., 1989/, в исследовании И.В.Кузнецовой (1986) и др.

Модели совладающего поведения в преодолении кризиса занятости Концепция Р. Лазаруса: /Lazarus R.S., 1966/. Введено понятие психологического стресса в отличие от физиологического в центре внимания исследователей совладающее поведение, или копинг-поведение Ключевое значение имеет сознательная оценка личностью требований ситуации и ответ на вопрос «Что я могу сделать?» В зависимости от оценки ситуации личностью, можно прогнозировать варианты ее поведения: 1) Если ситуация оценивается как доступная разрешению силами личности, то более вероятным будет совладание проблемно- фокусированное. 2) Если обстоятельства оцениваются как недоступные изменению, то вероятнее копинг-поведение эмоционально- фокусированное при котором нет влияния на внешнюю среду (избегание, дистанцирование и др.). 3) поиск социальной поддержки.

Теория атрибутивного стиля М. Зелигмана. Люди рассматриваются М. Зелигманом /Зелигман М.Э.П., 1997/ как наивные психологи, по-своему объясняющие поведение других и свое собственное. Стиль объяснения (атрибутивный стиль) типичен для личности и влияет на ее поведение, на выбор стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций. Рассматривают разные варианты понимания личностью происхождения безработицы и способов ее преодоления: –роль внешней экономической ситуации, безработица неизбежна; –безработные должны быть объектом социальной помощи (и только), что ведет к усилению пассивного отношения к жизни; –возможны нереалистические надежды и разочарования. –безработица неизбежна и нормальна; это временное состояние и полезно рассматривать его как освобождение от труда; –средства массовой информации могут формировать у своей аудитории определенные установки в отношении безработицы, безработных, разных профессий, стратегий жизни;

Модели поиска работы Предполагается, что поиск первой работы существенно отличается от поиска работы при восстановлении занятости, или при ее сознательной смене, ибо при этом используются разные ресурсы личности, возрастные особенности и пр. Модель поиска работы /П. Солберг. Цит. по: Демин А.Н., 2004/: 1) определение идеальной работы; 2) планирование поиска (выработка критериев, переключение внимания, учет денежных средств, определение источников информации); 3) собственно поиск, пересмотр критериев оценки и выбора; совершение выбора; 4) фаза утверждения выбора (проверка информации, обсуждение информации от работодателя, рациональное обоснование выбора и пр.). Выделяют также: этап подготовки к выбору работы этап активного поиска (рассылка резюме, посещение агентств по трудоустройству); экстенсивный и интенсивный поиск; уровень вовлеченности личности в поиск; использование личностью формальных и неформальных каналов информации.

Концепция факторов успешного поиска работы /Lathack J.C., Dozier J., 1986/. Лэтэк Дж. и Дозье Дж. рассматривают ситуацию потери работы как центральное событие в жизни личности. Статус безработного может привести к стрессу, дистрессу, снижению статуса и уровня благополучия человека, но может и напротив, быть стимулом для прогрессивного развития личности. Чтобы личность успешно справилась с данной стрессовой ситуацией, важно, чтобы эта ситуация не воспринималась как непоправимая трагедия, то есть, чтобы стресс был не чрезмерным. Ситуация потери работы может быть стимулом для личностного и карьерного роста. Можно предсказывать вероятность успеха в будущем, если тщательно учесть все факторы. Психолог- профконсультант должен помогать клиенту идентифицироваться не с конкретным видом работы, а с карьерой в целом!

Астрология и карьера /Образцов Петр, Азбуза шамбалоидов, 2005, с.18/ Физик Дж. Мак-Джерви (США) изучил даты рождения и знаки зодиака ученых и 6000 политических деятелей. ИТОГ: распределение случайное! Мишель Гокелен изучил архивные данные о жителей Европы, среди них известных ученых, артистов, писателей и простых граждан. Проведено сопоставление положения планет и созвездий в момент рождения и типа личности и рода занятий. ИТОГ: доказана лживость гороскопов!

5. Биографический подход.

Концепция профессионального развития Дональда Сьюпера ( ). Теории развития карьеры рассматривают возможности карьерного консультирования клиентов на основе представлений о вариантах профессионального развития личности, его закономерностях. Д. Сьюпер выделил пять стадий профессионального развития: I стадия роста (от рождения до 14 л.) II стадия исследования (15-24 г.) III стадия завоевания положения (25-44 г.) IV стадия поддержания стабильности (45-64 г.) V стадия спада (от 65 лет и выше)

Концепция профессионального развития Дональда Сьюпера Карьера - «цепь событий, которые составляют жизнь», последовательность профессиональных занятий и ролей, выбираемых личностью в соответствии с моделью саморазвития. Карьерное консультирование не ограничивается проблемой выбора профессии или смены профессии, но включает также вопросы помощи в повышении профессиональной эффективности, в преодолении стресса, связанного с профессией и другие вопросы.

Концепция профессионального развития Дональда Сьюпера Мониторинг профессионального развития 200 старшеклассников ( гг.): Профессиональное развитие человека связано с личностной зрелостью, формированием и реализацией его «Я-концепции». То, кем становится человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от самого человека. Профессиональная зрелость школьников проявляется по показателям их информированности о путях подготовки к выбранной профессии, по степени соответствия склонностей и способностей, по осведомленности о длительности рабочего дня. выраженности интереса к профессии, наличию профессионального опыта степени экономической самостоятельности подростка.

Варианты карьеры: Стабильная (в рамках одной профессии - дело жизни) Обычная (совпадает с нормативными стадиями) Нестабильная (более 2-х смен профессии) Карьера с множественными пробами Карьера домохозяйки (для женщин) Карьера двухлинейная (семья и профессия, для женщин) Карьера прерванная (для женщин в связи с рождением детей)

« Профессиональная зрелость» – готовность и способность личности справляться с задачами развития актуальной стадии жизни человека. Карьерная адаптивность и её структурные элементы по Д. Сьюперу: 1)отношение к труду как ценности; 2)способность управлять собственной жизнью; 3)рефлексивные умения (научение из собственного опыта); 4)наличие планов и перспектив в области карьеры; 5)информированность о мире труда и профессий; 6)особенности принятия решений; 7)способность исследовать варианты развития.

Основные жизненные роли человека: Ребенок Ученик/студент Работник (или безработный, неработающий) Гражданин Отдыхающий Супруг Родитель Пенсионер Домохозяин Модель взаимодействия «индивид-среда» Д. Сьюпера Особенности профессионального развития личности детерминированы: 1) положением человека на определенной стадии карьеры, жизненного пути (предшествующим опытом), 2)элементами адаптивности, 3)предпочитаемыми жизненными ролями, 4)индивидуальными и социальными детерминантами.

Теория профессионального развития Д. Сьюпера широко используется в практике карьерного консультирования (в частности, в ситуации реориентации). Удовлетворенность профессией зависит от того, в какой мере человек может реализовать свои способности, интересы, личностные свойства в профессии. Профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Я-концепцию», сознание и самосознание личности.

Теории биографических предпосылок и следствий нестабильной карьеры Элдер и Каспи /Elder G.H.J., Caspi A., Цит. по: Демин А.Н., 2004/ исследовали по архивным материалам США времен Великой депрессии. выделили группу риск-факторов, связанных между собой и отражающих особенности развития личности в детстве, юности и переходе к взрослой жизни: - плохое финансовое положение семьи; –отсутствие контроля и заботы со стороны родителей; –низкая самооценка; –агрессивное поведение; –школьные проблемы; –отвержение со стороны сверстников и пр. понятие «экономический стресс» потеря работы вела к росту раздражительности мужчин, что негативно сказывалось на детско- родительских отношениях. А. Каспи изучил трудовые истории людей, обследованных в возрасте 10 и 40 лет (лонгитюд, начатый в 30-е годы). Установлено, что мальчики с раздражительным характером из семей среднего класса в 40 лет имели профессиональный статус мужчин, выходцев из семей рабочих. Большинство их занималось работой более низкого квалификационного уровня, чем их отцы в сопоставимом возрасте. Их трудовые биографии были хаотичнее, они чаще меняли работу и попадали в безработные. Вывод: следствием зафиксированной детской раздражительности является низкий профессиональный статус и профессиональная нестабильность личности.

«Межпоколенная модель бедности» Лонгитюд Ювяскюльский (Финляндия) (начат в 1968 г. срез в 1986 г., в 1995 г.). Выявлено: что у мужчин на нестабильность карьеры в зрелом возрасте влияет: в 8 лет повышенная психическая лабильность (невнимательность, отсутствие концентрации при выполнении задания); в 14 лет – тревожность; в 27 лет – низкая добросовестность. У женщин: нестабильность карьеры обусловлена: -в 8 лет социальной пассивностью; в 14 лет – тревожностью; в 27 лет – низкой добросовестностью /Демин А.Н., 2004/. Выводы: –Риск-факторы связаны и провоцируют события, подталкивающие неблагополучные варианты профессионального развития. –Накопленные риск-факторы могут передаваться новым поколениям в форме повышенной заболеваемости, социальной депривации детей, неблагоприятной ситуации их развития. Все это повышает риск школьных проблем и способствует повторению жизненного пути родителей. –Гармези Н. назвал эти зависимости «межпоколенной моделью бедности» /

Способы преодоления воспроизводства бедности (М. Раттер): Возможно ли прервать эту цепь? Ответ: Да. Каковы способы? Раттер М. предложил 5 способов преодоления влияния риск-факторов индивидуально-личностного воспроизводства бедности и безработицы: 1)уменьшение вовлеченности ребенка в ситуации, провоцирующие неблагоприятное развитие (контакт с группой сверстников, проявляющих делинквентную активность); 2)развитие навыков конструктивного решения социальных проблем (разрыв цепных негативных реакций во взаимодействии со средой); 3)поддержание самооценки и чувства самоэффективности ребенка ; 4)открытие позитивных перспектив профессиональных, образовательных, которые помогли бы покинуть неблагополучную среду; 5)не отрицание, а принятие реальности имевшихся когда-то негативных событий и переживаний ; при этом важно фокусироваться на позитивных моментах и включать пережитое в представление о себе.

Современные отечественные концепции профессионального развития личности Концепция профессионализации личности (Климов Е.А.; Маркова А.К., Зеер Э.Ф., Романова Е.С., Ясько Б.А. и др.) Теория единства профессионального и жизненного, личностного самоопределения (Абульханова-Славская К.А., Головаха Е.И.; Кондаков И.М., Сухарев А.В., 1989, Пряжников Н.С., 1996 и др.) Жизненные стратегии и выбор профессии ( В.Н.Дружинин, 2000) Исследование кризисов профессионального развития (Э.Ф.Зеер) Концепция управления развитием профессионального опыта (Ф.С.Исмагилова, 1999)

Жизненные стратегии и выбор профессии (В.Н.Дружинин, 2000) 1)Жизнь как творчество 2)Жизнь как достижение 3)«Жизнь по правилам», «жизнь как служение долгу» 4) Жизнь как предисловие 5)Жизнь как сон 6) «Жизнь – трата времени», как развлечение 7) «Жизнь против жизни»