Мастер – класс По теме: «Специфика построения педагогического процесса с учетом деятельного подхода на занятиях художественного труда» Педагог- мастер:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ ПРОЕКТ « Моя семья » 2 мл. группа Автор : Большакова А. Р. Воспитатель 1 кв. категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Advertisements

Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско – родительских взаимоотношений. Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию.
Из опыта работы педагогов МБДОУ 8 «Теремок» Автор: старший воспитатель Дворник Ольга Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
«Для каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечество». Д. Лихачев.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 16 «Берёзка» Родительское собрание в форме мастер-класса младшая группа.
Формирование толерантности у дошкольников 2012 год.
Актуальность Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.
Педагогический проект «В гостях у сказки» Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Колесник В.П.
МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Риманас Ольга Георгиевна музыкальный руководитель Образование –высшее, Елабужский государственный педагогический институт, 1989 г. Общий стаж – 32 года,
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ Черникова Л.Е., классный руководитель 4 класса.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Социально-ориентированный проект по формированию у детей добрых чувств через организацию разнообразной трудовой деятельности «Доброта спасет мир» «С раннего.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.
Школа для родителей. «Познание» Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие.
Транксрипт:

Мастер – класс По теме: «Специфика построения педагогического процесса с учетом деятельного подхода на занятиях художественного труда» Педагог- мастер: специалист по художественному труду ДОУ 29 Малышева Валентина Семеновна

Цель мастер-класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия по освоению эффективных развивающих методов работы на занятиях художественного труда. Задачи: - конструирование педагогом-мастером перед участниками мастер-класса, своей авторской модели, использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии; - обучение участников мастер-класса навыкам, составляющим основу, передаваемого метода и способа достижения, полученных результатов; - демонстрация умения педагога-мастера, проектировать успешную деятельность обучающихся; - оказание помощи участникам мастер-класса, в определении задач их профессионального самосовершенствования в исполнении методов и приемов развивающего обучения художественного труда. Оборудование: - мини-выставка народных кукол; - методическая карта (последовательность изготовления) - «Кукла Ангелочек»; - нитки, иголки, ножницы; - лоскут светлой ткани 25 × 25; - кусочек ваты; - 2 лоскутика легкой ткани; - цветная тесемка; - кроссворд; - лукошко; - кружок-жетон (красный, зеленый), по количеству участников; - расшитые фартуки.

Ход мастер – класса Вступительное слово: Уважаемые коллеги Я очень рада нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом и надеюсь, каждый из вас унесет в свой улей что-то необходимое и значимое. А эту пчелку я хочу оставить как символ сегодняшнего мастер – класса и для полного понимания специфики занятия творческого художественного труда предлагаю вам быть в роле детей. I часть. Участники мастер-класса надевают расшитые фартуки. Педагог-мастер: Мы немножко поиграем и загадки отгадаем, а за правильный ответ получишь ты дружочек кружочек. Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я не кот. Часто прыгаю упруго, Покачусь и под комод. /клубок/ Гладит все, чего касается, А дотронешься – кусается. /утюг/ Саша мала, носик острый, Голова кругла. /булавка/ На пальце одном Ведерко вверх дном. /наперсток/ Ухом не слышит, носом не дышит, Где побывает, хвост потеряет. /иголка/

Здесь сядет, словно на травке, И иголки, и булавки. /игольница/ У хвастушки хвостик в ушке. /иголка с ниткой/ Педагог: (обращаясь к участникам): Было у матушки 7 дочерей, Ишь, ты, подишь ты, 7 дочерей, Все вместе: Ишь, ты, подишь ты, 7 дочерей. Педагог: Танечка, Ирочка, Аннушка – душа И Верочка. Все вместе: Ишь, ты, подишь ты, И Верочка. Педагог: Валя, Настя, Наташенька – душа, И Олюшка Все вместе: Ишь, ты, подишь ты, И Олюшка. Педагог: Полно песни распевать, Пора и за работу. Не будет скуки, Коли заняты руки! С правой стороны стола – с красным жетоном, с левой – с зеленым, присаживайтесь. Педагог: Самой распространенной и самой любимой игрушкой у наших прабабушек были матерчатые куклы. Даже выходя замуж, девушка собирала всех своих куколи приносила в дом жениха. И могла играть в них, пока у нее самой не появятся дети. А уж потом куклы переходили к ее детям. Кукол бережно хранили, их любили.

А была у таких кукол еще одна важная роль – оберегать человека от лиха и злых духов. Ее так и звали – «оберег», «берегиня». И сегодня мы научимся с вами изготавливать куклу, которую дарят на именины, а называется она – «Ангелочек». Итак, давайте посмотрим, все ли у нас есть, чтобы изготавливать куклу-ангелочка? Для работы нам понадобится: методическая карта (последовательность изготовления) «Кукла Ангелочек»; нитки, иголки, ножницы; лоскут светлой ткани 25 × 25; кусочек ваты; 2 лоскутика легкой ткани; цветная тесемка. II часть. Практическая. Педагог: Итак, приступим. Куклу мы будем изготавливать по старинной традиционной технологии, точно так же, как когда- то делали ее наши прабабушки. Далее рассказываю порядок изготовления куклы по методической карте-схеме «Кукла «Ангелочек»» Первое, что мы должны сделать – это голову куклы и тулово. Вспомните, что называли в старину туловом? /туловище/ Берем лоскут ткани, на самою середину кладем кусочек ваты и складываем лоскут по диагонали. А теперь сформируем голову и перевяжем ее ниткой. У нас готовы голова и тулово. Что теперь будем делать, посмотрите на карту (ручки). Расправим получившиеся концы лоскута и подвернем уголки, а затем перевяжем их. Вы только посмотрите, как здорово у нас все получается! Но я думаю, вы устали и хотите передохнуть.

Предлагаю поиграть в народную игру «Водяной». Педагог: У нас готовы голова и ручки куклы. Давайте сделаем ей платье, для этого перевяжем ниткой место условной талии. - Ребята, а вы запомнили, на какой праздник принято было дарить ангелочка? На именины или день ангела. А чем этот день отличается от дня рождения, знаете? День рождения празднуют в тот день, когда родился человек, а именины в день памяти святого с твоим именем. У любого ангелочка есть крылья и нимб – это такой святящийся круг над головой, знак отличия ангела, святого от простого смертного. - Берем заготовки крылышек и привязываем их крест – накрест за спиной. А нимб привязываем цветным шнуром к нижней части головы куклы. Итак, наша народная игрушка – кукла «Ангелочек» готова. III часть. Заключительная. В заключение нашего занятия давайте вспомним с какими новыми словами мы познакомились. Я предлагаю вам решить кроссворд. По горизонтали: Светящийся круг над головой святого (нимб); Старинная кукла, призванная защищать человека от злых духов и всего плохого (оберег); Туловище куклы (тулово); День памяти святого или день ангела (Именины). По вертикали: кукла, которую мы изготовили (Ангелочек).

Педагог: Молодцы. Сегодня вы научились изготавливать куколку – ангелочка по старинной традиционной технологии и узнали много нового. А кукла будет вашим оберегом – храните и берегите ее. IV часть. Рефлексия

Детско–родительский клуб «Светёлка» Детско–родительский клуб «Светёлка» «ПЕЙ ЧАЙ-УДОВОЛЬСТВИЕ ПОЛУЧАЙ»

«ПЕЙ ЧАЙ-УДОВОЛЬСТВИЕ ПОЛУЧАЙ» (Семейный клуб «Светёлка» Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой местности есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного.соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климату. Тысячелетиями складывались эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков У всех народов зерно и крупы из него были символом домовитости. А с 1696 г.символом семейного очага, гостеприимства становиться чай. -Об истории этого напитка нам расскажет Ольга Владимировна Назарова -мама Златы. -В древности говорили так об этом напитке: «Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь силы бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают жизнь».Лев Толстой признавался: «Я должен был выпивать много чая, т.к. без него не мог работать. Он давал возможность созидать.» -Выступление м/с Парфёновой А.Н.: «Состав лекарственного чая» -Входят дети и воспитатель в костюме «Самовара»: Вос-ль: Раньше на Руси родной жил народ мастеровой Было всё ему с руки, вот такие мужики, Как-то раз совет собрали, в головёнках почесали. И решили смастерить, то чем мир весь удивить. 1 реб.- Что б снаружи всё блестело 2 реб. А внутри вода кипела 3 реб.- Чтоб как паровоз пыхтел,

4 реб.- В голове трубу имел. 5 реб.- Кран красивый впереди, и награды на гуди. Вос-ль: Получился Все вместе: Самовар 6 реб.- Все иметь его желали, берегли и почитали Вос-ль: В красном он углу стоял и всех чаем угощал. Рассказ Никитиной Оксаны Ивановны-(мама Сони) о самоваре. -Игра «Собери самовар» (заглушка, конфорка, отдушник, кран, ручки, крышка). -«Самовар-барин да ватрушки-подружки» Чтение пословиц о чае, загадки. Загадки: 1.В брюхе баня, а в носу решето.(чайник) 2.Что во рту не удержишь?(кипяток) 3.Я бел как мел и нравлюсь вам во вред зубам.(сахар) 4.Не ведро я, а большой, Не кастрюля, а с водой. Серебристый, золотистый, в потолок пускает пар. Это русский …самовар. Пословицы: «В хороший посуде и чай вкусный»(японская) «Выпьешь чаю –прибавиться силы»(китайская) «Не спеши пить чай-язык обожжёшь»(туркменская) «Самовар кипит- уходить не велит»(русская) Чаепитие, обмен мнениями, подведение итога. С чая лиха не бывает, так в народе говорят, Чай-здоровье, всякий знает, Пей хоть 5 часов подряд.

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Как на нашей улице мастера живут»

Программное содержание: - Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, умение различать русскую игрушку – глиняную и деревянную; - Уточнить и рассмотреть знания о ее характерных особенностях; - Познакомить с историей возникновения тряпичной куклы – самоделки «День и ночь», ее обереговым значением для жилища; - Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи; - Закрепить навыки работы с тканью – сложить по диагонали, уметь обозначить при помощи завязывания нитки – голову, руки, пояс. Материал: - Игрушки – дымковская, филимоновская, матрешка, тряпичная кукла – оберег «День и ночь», - 2 квадрата ткани белого цвета, нитки, - план – схема изготовления куклы.

Ход занятия Хозяйка встречает детей в этномузее; приветствуют друг друга в русской традиции. - Как на нашей улице мастера живут, своим трудом, любовью, радостью нам несут. Интересно, о каких мастерах идет речь? Где эта улица, на которой они живут? Кстати, кто может объяснить, почему улицу называют улицей? А я могу. Встаньте в две шеренги лицом друг к другу. Представьте себе, что каждый из вас сидит у окошка в своей избе и смотрит. Что вы видите? (ответы детей) А что именно у товарища вы видите? (жестом подсказываю – лицо) У лица – вот и получилось слово улица. Вот какой интересный и простой русский язык! А какие мастера жили на этих улицах? (ответы детей, рассуждения). Вечера зимою длинны, И лепили их из глины. Все игрушки не простые, А волшебно расписные. - Да здесь живут мастера глиняных игрушек. Вот они. Полюбуйтесь ими. Все они слеплены из глины и в то же время очень разные. Кто может объяснить почему? - Почему в росписи игрушек так любили круг? - А как вы думаете, ребята: у каждого мастера игрушка получалась радостной, доброй? (Рассуждения детей. Вывод: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй). - Из чего еще мастерили игрушки? Какое дерево для этого выбирали?

- В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Вот там смастерили первую матрешку. Мастер по фамилии Звездочкин, сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. - А знаете почему? На Руси тогда девочек называли часто Матренами, а ласково – Матрешками. Вот так и родилась эта известная на весь мир игрушка – матрешка. Уж очень хороша, проста, приветлива! Да еще внутри целое семейство прячется. - А вот еще одна старинная русская игрушка кукла- самоделка. Как вы думаете, из чего была сделана первая кукла и с чего делали потом? (Ответы детей – из глины, соломы, ткани) - Дети, а особенно девочки, очень любили в куклы играть. Дети, подумайте, чем еще была кукла? (оберегом для маленького ребеночка) -Да, когда женщина ждала ребенка, она начинала делать куколки без лица и класть их в колыбельку. - Куклы мастерили и взрослые, и дети. - А вы хотите смастерить куклу? Ну что же пойдемте на улицу мастеров. (Дети входят в избу и садятся за стол) - Сегодня я расскажу вам о кукле, которую некогда делали наши предки, как оберег жилища. - Их две – «День и Ночь». Догадались, почему они так называются? (Рассуждения детей) - Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из светлой ткани (белой), а другая из синей. - Днем выставляли – (дети договаривают) светлую, а ночью – темную. - Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию. - Этих кукол очень легко сделать своими руками. (Размещают их в своей группе и в избе).

Методическая карта «кукла День и Ночь»: последовательность изготовления» 1В центр квадрата ткани кладешь кусочек ваты для набивки головы; 2. Квадрат ткани складываешь по диагонали, формируешь голову, перехватывая нитками в тон; 3. По бокам обозначаем руки, перевязывая уголки нитками; 4. Завязываем поясок – так же в тон ткани. 5. На голове куклы укрепить нитку – повязку; 6. Вторая кукла делается так же, но из ткани и ниток другого цвета; 7. Из синих и белых ниток скручивается шнурок, который привязывается сзади к повязкам на голове куклы. - Куклы «День и Ночь» готовы. Этим куклам, как и всем традиционным лица не рисуют. Теперь можно выбрать в доме место для этого оберега. (Размещают их в своей группе и в избе).

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Всякий дом – хозяином держится»

Программное содержание: - Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, к обычаям и традициям; - Продолжать знакомить с жилищем русских людей (избой); - Рассмотреть знания о том, когда, как и по каким правилам строили дом-избу; - Развивать образное мышление, мелкую моторику; - Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества; - Воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение договариваться; - Продолжать развивать артистические способности, эмоциональную отзывчивость на народную музыку. Оборудование: карточки с контурным изображением различных видов домов (юрта, чум, русский дом – изба, дворец, церковь, многоэтажный дом), карандаши, соленое тесто, конструкторский набор «русский дом»). Музыкальное сопровождение: русская народная композиция «Светит месяц».

I часть. Дети входят в избу, выполняя обычай: вытирают ноги, переступают порог. Произносят приветствия: Много гостей, много новостей. Дай бог тому, кто в этом дому, доброго здоровья всем. Туда голуби летают, где их привечают. Мир вашему дому. Хозяюшка: «Гость на гость – хозяюшке в радость». Детушки, а почему входя в избу, вы ноги вытирали и порог переступали? (Ответы детей) «Умные речи и слушать приятно». Смотрю на вас и вижу: поиграть вам очень хочется. Угадала? Давайте сегодня поиграем в тех русских людей, что жили много- много лет назад, трудились, веселились. Народная игра «Молоденек». Приглашаю детей присесть рядком и поговорить ладком. II часть. Хозяюшка: У каждого дня свои заботы. Как ты думаешь, Алеша, о чем надо тебе позаботиться? Алеша: Построить дом. Хозяюшка: А может ты один построишь дом? Алеша: Нет, позову друзей, соседей. (Приглашает) Хозяюшка: (к детям) Дети как на Руси называли обычай общей помощи – помочь. Помогали люди друг другу не только избу рубить, но и поле пахать и сено косить, и урожай собирать. Это традиция сохранилась сейчас: люди приходят друг другу на помощь. - И мы Алеша, поможем тебе и делом, и советом. (Приглашаю детей сесть за стол, взять карандаши).

Задание: соедините ниточки и назовите, что у вас получилось (назвать вид дома). Хозяюшка: Выбирай, Алеша, какой дом будешь строить? Почему ты выбрал русский дом – избу? Алеша: Избу строили из дерева, легко, хорошо дышится в доме, крыша покатая, дождь скатывается, три окна – светло. Хозяюшка: С чего же ему начинать? Саша, посоветуй. Саша: Сначала выбери место под избу. Хозяюшка: И где же наши предки выбирали землю под избу? Ответы детей: Не у перекрестка дорог, не на месте пожарища. Хозяюшка: А кто мог помочь выбирать место для дома? Дети: собака, конь – где ляжет отдохнуть, там значит место благодатное, хорошее. Хозяюшка: Выбрав место, посоветуйте молодому хозяину, что надо сделать с этим местом? Дети: Обойти по кругу, потому что это священный знак, круг защитит дом, его семью. Хозяюшка: Андрей, дай совет, какой инструмент взять надо? (топор) Почему? Дети: «Плотник без топора, что изба без угла», «Без топора не плотник, без иглы - не портной». Хозяюшка: Топор был единственным орудием труда у мастеров. Топором деревья рубили, топором сучья обрубали, кору стесывали, и даже когда избу складывали, только топор и помогал. Потому на Руси в старину говорили не строить, а рубить избу. Хозяюшка: Каких дней ждать, чтобы ехать в лес и почему? Дети: Сильных морозов, у деревьев нет сокодвижения. Хозяюшка: Настенька, подскажи Алеше, какие деревья в лесу рубить? Настенька: Хвойные, молодые не бери, и старое не бери, бери зрелое – высокое да толстое, будет долго дом стоять.

Хозяюшка: «Хорошей хозяйкой дом стоит» А что будет делать хозяюшка? Дети: Угощенье готовить. Хозяюшка: Как вы, думаете ребята, чем в старину гостей угощали? Дети: Артельную кашу варили, пироги, хлеб пекли. Хозяюшка: Правильно, и все это готовили добрые и умелые хозяюшки. «Каждое дело – концом хорошо» Мальчики идут «избу рубить», девочки «готовить угощенье» (тестопластика). III часть. Самостоятельная работа детей. Помощь взрослого по необходимости. В процессе работы уточнить у мальчиков чем украсить крышу (коньком). Какие окна поставить (дать несколько образцов). «Дело гладко – глядеть сладко». По окончании работы предложить всем детям подойти полюбоваться трудом плотников, а мальчиков – угощением хозяюшек. «Добрый конец, всему делу венец» Хоровод «Светит месяц» Чтение пословиц о доме: «Где дом, там и хозяин», «Дом вести, не головой трясти, все надо припасти», «Не красна изба углами, красна пирогами», «Домой придешь – хлеб-соль найдешь», «Домом жить – обо всем тужить», «Всякий дом – хозяином держится». «Дом – полная чаша», «Дом вести – не лапти плести», «Дома и стены помогают», «Дома как хочу – а в людях как велят», «Дома сидеть – ничего не высидеть», «Домой и корни веселей бегут», «В своем доме, что хочу – ворочу», «Дом не велик, да лежать не велит», Дети: Спасибо этому дому, пойдем к другому. Хозяюшка: Весело ехать, весело воротиться.

Конспект игры-викторины «Сильные, могучие богатыри» в подготовительной группе МДОУ 29

Задачи: - познакомить детей с некоторыми достоверными фактами из истории г. Мурома. Воспитывать гордость за причастность к великому народу, готовность и умение наших предков защищать и оберегать свою землю. - Использовать комплекс интегрированных средств (речевых, игровых, музыкальных) для обогащения эмоций и чувств детей. Материал: вращающий круг, конверты с вопросами викторины, эмблемы для участников «Щит» и «Меч», колокольчик. Музыкальный репертуар: песня «Маленькая Русь» муз. А. Мельгунова, мелодия песни «Русь златоглавая», рус. нар. мел. «Богатырская сила». Предварительная работа: экскурсия по городу, в краеведческий музей, чтение былин.

Ход игры. Педагог: множества традиций нашего народа, есть особая традиция: славить, почитать и помнить воина, защитника Отечества. Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. - Дети, кто защищает нашу землю, Отечество? Дети: Солдаты, армия. Педагог: Кто защищал наших предков? Дети: Богатыри, воины. Педагог: Наши предки очень любили свою землю и, как только на их территорию вступал враг, на борьбу с ним поднимались все: и взрослые, и дети. Наш город Муром был пограничным городом. 19 раз враги сжигали его, но он вновь отстраивался. И в память о славной истории города, Муромский композитор и поэт, певец – Андрей Мельгунов, написал гимн нашему городу. Послушайте. Песня «Маленькая Русь» Педагог: С раннего детства детей приучали к работе. Какую помощь оказывали дети? Дети: Они помогали убирать сено, пасти стадо, ловить рыбу, присматривать за младшими детьми. Педагог: Но ещё учили умению защищать себя и своих сородичей. А потому был на Руси обычай – сажать 4-х летнего мальчика на коня, учили скакать, владеть мечом, управлять лодкой, переносить голод, стужу. Педагог: А сейчас чему учатся наши мальчики? Чем занимаются? Дети: Закаляются, занимаются спортом, а когда вырастут, будут служить в армии.

Физкультминутка: Богатырь, он вот каков – Он силён, он здоров. Он из лука стрелял, Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко-зорко наблюдал. Подрастёте и вы – Станете, как богатыри. Педагог: Сегодня мы поиграем в игру – «Колесо истории» (показывает). Вспомним и расскажем то, что вы знаете о русских богатырях. /Дети делятся на две команды. Взрослый крутит круг, стрелка определяет сектор. Взрослый читает вопрос, а команда готовая ответить, звонит в колокольчик, и за правильный ответ получает звёздочку. Крутящая стрелка останавливается в секторе – Музыкальная пауза, Игра./ Вопросы викторины. 1.Где родился и вырос Илья Муромец? (В городе Муроме, селе Карачарово). 2.Как Илья Муромец Богатырём стал? (Налил странник воды в ковш, выпил Илья три раза воды и почувствовал в себе силу богатырскую). 3.Какие напутственные слова сказал Иван Тимофеевич своему сыну, Илье Муромцу? (Защищай нашу землю русскую, не для золота, а для чести. Зря не лей крови людской, не слези матерей, и не забывай, что ты роду крестьянского). 4.Каких былинных богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор – богатырь, Микула Семёнович, Вольга Всеславович). 5.Про кого эти слова: «Он хитёр, да нравом сварлив. Он не так силён, как напуском смел?» (Про Алёшу Поповича). 6.В чём была сила Микулы Семёновича?

(Не в забаву трачу силу свою. Я хлеб ращу, я народ кормлю, людям счастье несу). 7.Какому князю служили богатыри? (Князю Киевскому Владимиру, Красно Солнышко). 8.Что такое Родина? 9.Как в старину называлась наша страна? 10.Почему воинов называют защитниками Отечества? 11.Какими видами оружия владели русские богатыри? 12.Зачем воинам нужны были, щит, меч, кальчуга? 13.Какие рода войск есть в нашей современной армии? Педагог: Сильные и могучие были богатыри на славной Руси. И чтобы вы стали такими же богатырями, принесла я родниковой воды из села Карачарово. (Дети угощаются водой).

Сценарий фольклорного праздника «Покровские посиделки» Цель: Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре. Задачи: Приобщать дошкольников к народным, в том числе православным праздникам; способствовать сплочению детей; формировать знания о народных традициях и ценностях духовной культуры; воспитывать духовно-развитую личность. Сценарий фольклорного праздника «Покровские посиделки» Цель: Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре. Задачи: Приобщать дошкольников к народным, в том числе православным праздникам; способствовать сплочению детей; формировать знания о народных традициях и ценностях духовной культуры; воспитывать духовно-развитую личность.

Звучит русская народная музыка. Дети входят в зал и садятся на стульчики. Центральная стена оформлена в виде русской избы. Ведущий: На завалинке, в светёлке, Иль на брёвнышках, Собирали посиделки Пожилых и молодых. При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод, Говорили, песни пели И водили хоровод. А играли как! В горелки! Да и что там говорить! Скучно жить без посиделок, Их нам надо возродить! Входит Хозяйка. Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Добро пожаловать ко мне в гости! Сегодня у нас будет праздник большой! Праздник радостный! По старинному обычаю он Покровскими посиделками называется. Звучит рус. нар. песня в исполнении Вероники (гр.10) «А я по лугу» Дети читают стихи про Покров: 1. Вот так чудо - чудеса! Пожелтели все леса! Осень землю покрывает Пёстрым, праздничным ковром – Так природа поздравляет Нас с великим покровом! 2. Слякоть пусть, и бездорожье Не грусти, потупив взор, Ведь над нами Матерь Божья Покрывает Покровом! 3. От всего на свете злого Лес, и поле, и дома Покрывает всё покровом Богородица сама!

Хозяйка: Какие хорошие стихи вы прочитали, молодцы! Ведь нашу Родину – Россию, называют домом Богородицы. А начнём мы посиделки с весёлой песни «Русская изба». Фольклорная группа «Родничок», исполняет песню «Русская изба» муз. З. Я. Роот Хозяйка: Большим трудолюбием славился русский народ, а особенно деревенский! А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Дети читают пословицы о труде: «Без труда нет добра» «Умелые руки не знают скуки» «Маленькое дело лучше большого безделья» «Дело мастера боится» «Была бы охота – будет ладиться и работа» «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» «Долог день до вечера, коли делать нечего» «Поспешишь – людей насмешишь» «Делу время – потехе час» «Какова пряха, такова и рубаха» Хозяйка: Правильно говорите, никогда не сидели девушки праздно, без работы! А парни им помогали. А ещё на посиделках песни слагали и весело плясали! Исполняется рус. нар. песня «Комарочек» Девочки фольклорной группы исполняют хоровод «У калинушки» муз. и сл. Ю. Михайленко Хозяйка: А ещё в Покров хозяйки начинали печь топить! А ну, ребятки, повторяйте за мной слова: «Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров!» Хозяйка: Без дров-то изба не натопится, А дров надо наколоть!

Проводится пальчиковая игра «Я колю, колю дрова» Дети повторяют движения за педагогом. Игра: Я колю, колю дрова- (дети ударяют ладонями попеременно) Колю дрова на улочке Горит огонь в печурочке – (имитируют огонь движениями пальцев) Гори, гори жарче печь – (потирают ладони круговыми движениями) Будут дети блины печь. – (хлопают, меняя положение ладоней) Хозяйка: А мы с вами знаем песню про блины. Исполняется песня «Блины» Хозяйка: Песни мы с вами пели? Хоровод водили? А в игры мы играли? Так давайте поиграем! Проводятся муз. игры: «Молоденек, молоденек»; «Репка» Игра-эстафета «Истопи печь» Хозяйка: А среди нас и музыканты есть! Выходите, народ подивите! Фольклорный ансамбль «ложкарей» исполняют песню «Ложки деревенские» муз. З. Я. Роот Хозяйка: Вот и подошёл к концу наш праздник. Молодцы, ребятки, старались… И за это я вас отблагодарю! Хозяйка выносит угощения для детей и под русскую народную мелодию раздаёт детям.

Материалы занятия с педагогами ДОУ в рамках тематического семинара «Особенности организации и содержания процесса социализации педагогов и воспитанников в современном детском саду» Материалы подготовлены руководителем семинара старшим воспитателем МДОУ «Детский сад 29» Мудрецовой Н.Л.

Тема семинара определена как одна из самых актуальных в работе с детьми дошкольного возраста. Задача детского сада - ориентация выпускника детского сада в современном мире человеческих отношений. Это возможно только при системном подходе к формированию первостепенных навыков – понимать окружающих, устанавливать контакты, не теряться в новой или изменившейся обстановке, адекватно вести себя, уважать желания других людей, включаться в совместную деятельность. Ребенок только тогда может быть адаптирован к условиям окружающего социума и чувствовать себя комфортно, если у него сформирована эмоционально-волевая регуляция поведения. Впервые разработаны критерии социальной зрелости выпускника детского сада (социальной компетентности), которая, в свою очередь, является одной из основных характеристик личности Семинар имеет целью: информировать старших воспитателей об инновационном характере программных требований по соответствующему разделу; сформировать четкое представление об интеграции задач с другими программными разделами; - практиковать педагогов в анализе общих требований (выделять общие и составляющие задачи, что необходимо при планировании учебно-воспитательной работы); познакомить с вариантом диагностики (по материалам базисной программы «Истоки», по предложенным авторами критериям и методикам обследования; сформировать понимание актуальности указанной проблемы вне

зависимости от реализуемой в ДОУ учебной программы, познакомив с возможными способами ее реализации в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Материалы занятий с педагогами - слушателями семинара адресованы старшим воспитателям и воспитателям дошкольных учреждений. Руководитель семинара может подходить к использованию материалов творчески, адаптировав содержание занятий с учетом уровня педагогического мастерства потенциальных участников семинара. Количество занятий таково, что удобно определить периодичность их проведения в учебном году (например, одно в 2 месяца), в содержании занятий кроме теоретического лекционного материала включены вопросы, анкеты, домашние задания, практическая работа в программными документами, анализ методических материалов с целью максимальной активизации педагогов, создания возможных условий для роста профессиональной компетентности и методической вооруженности педагога.

Занятие 1. Цель: Вызвать интерес слушателей семинара к изучению заявленной темы, выделить причины ее актуализации в настоящее время, повысить уровень информированности (данные психологии, социологии), развивать аналитические навыки педагогов: а) в работе с общеобразовательной программой ДОУ б)в проведении простейших социологических исследований (например, в форме анкетирования), на определение уровня социальной адаптации самих педагогов, в) ввести в активный словарь понятия: «способ взаимодействия с миром», «типология стилевого поведения». Содержание. I часть. Уважаемые коллеги, приступая к изучению темы социального развития детей дошкольного возраста, убедимся в ее актуальности для настоящего времени. Вопрос к слушателям: 1. Является ли указанная проблема новой в дошкольном воспитании? Докажите, указав нормативные документы, регламентирующие это направление работы в Вашем детском саду («Типовое положение…», Устав МДОУ, педагогическая программа развития и др.). 2. Почему же сегодня мы пересматриваем программное содержание по многим разделам воспитательной работы? (педагогика - наука социальная, проблемы общества, как в зеркале, отображаются в детстве). Причины актуализации проблемы в настоящее время: изменения социально-экономического характера, которые быстро «расслоили общество», изменения внешней атрибутики жизни (рост числа и видов учреждений, магазинов, банков, техника в быту, жизни, разрушение привычных жизненных стереотипов и т.д.), -обострение проблемы самоохраны и самозащиты в условиях

изменившегося мира (криминализация общества, бомжи, брошенные дети), -не отсюда ли (криминализация общества) возникла необходимость создания программы «ОБЖ»? -проблема отставания соцзрелости и соцкомфортности самих педагогов и родителей, их дезориентации в жизни, растерянность и некомпетентность в решении задач социализации детей. (Дезадаптация взрослых не может способствовать успешной адаптации детей к условиям быстро меняющегося мира). II часть. Почему ФГТ рассматривает проблему социализации дошкольников как одну из самых важных в процессе воспитания? Как можно обеспечить интеграцию задач социализации в общей воспитательной системе ДОУ? Современные образовательные программы не совершают революции в вопросах социального развития, они предлагаеют современному педагогу по-другому рассмотреть саму проблему. Широко раздвигают привычные границы понимания самих терминов «социализация», «социальное развитие». Убеждают педагога в интеграции задач социального развития во все другие виды деятельности. Ребенок-дошкольник умеет: учитывать настроение и желания других людей, устанавливает контакты со сверстниками, стремится к установлению этих контактов, его коммуникативные умения сформированы и проявляются во всем многообразии (речевые и неречевые проявления). К 7 году у ребенка проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Задача взрослого - зная это, ценить достоинства личности ребенка и всячески его поддерживать.

Все основные характеристики личности - интеллектуальная компетентность, компетентность в плане физического развития, эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения (понимание причинно- следственных связей в различных жизненных ситуациях) могут быть сформированы и закреплены в окружающем ребенка социуме. Роль взрослого - создать атмосферу эмоционального комфорта и сформировать навыки адаптивного поведения и доброжелательное отношение ко всем окружающим. Взрослые, ответственные за организацию жизни ребенка в детском саду должны в совершенстве знать особенности детей (и общие возрастные, и индивидуальные). Например, период адаптации - кризис для ребенка, сильнейший стресс, время, наполненное страхами и ожиданиями. Значит, вся педагогическая деятельность должна быть направлена на нейтрализацию всех негативных причин. Основные (общие) цели и задачи социального развития детей в детском саду уметь вести себя в различных ситуациях, способность выбирать адекватную альтернативу поведения, уметь контактировать с окружающими людьми, знать меру своих возможностей, уважать желания других людей, уметь включаться в совместную деятельность с детьми и взрослыми, -сдерживать себя, заявлять о своих потребностях в приемлемой форме, -избегать нежелательного общения,

понимать различный характер отношения к нему окружающих, управлять своим поведением и способами общения, чувствовать свое место в обществе. Гармония наступает тогда, когда социум удовлетворяет потенциальные запросы взрослеющей личности. Отношение к окружающему миру мотивационно (т.е. у любого взаимодействия со средой есть цель и причина). Мотив, в свою очередь, зависит от регулирующей роли «Я» (т.е. самого человека). Выделяют 4 типа регуляции поведения: - эгоцентрический (например, на удовлетворение своих потребностей), -аллоцентрический (например, на удовлетворение потребностей других людей), -социометрический (предпочтение целей социальной группы, общественных учреждений), - альтруистический (отказ от собственных целей и задач ради выполнения чужих). Формирование этих типов идет неразрывно с развитием личностных качеств, начинаясь в дошкольном возрасте, III часть. Психология об особенностях взаимодействия человека с миром. Взаимодействие человека с миром постоянно. Характер этого взаимодействия индивидуален и определен большим количеством причин. Он настолько специфичен, что можно говорить о стиле или способе взаимодействия с миром. Говоря, например, о стиле «руководства», «поведения», «жизни» мы имеем в виду нечто абстрактное, понимая при этом, что стиль это сочетание многих и разных признаков, которые, в свою очередь, так же определяется индивидуальными характеристиками (особенностями) человека.

В первую очередь психологи выделяют свойства нервной системы: «инертность-подвижность». А так как каждый ребенок абсолютно индивидуально наделен (качественно и количественно) этими свойствами, то можно говорить об огромном количестве моделей или способов взаимодействия с миром, социумом и т.д. Внутренний потенциал, запросы, потребности реализуются, в том числе, и через взаимодействие с окружающим миром, миром людей, предметов. Отношения человека с миром, и мира с человеком процесс длительный, постоянный. Это отношения регламентируются (правила и нормы поведения). А т.к. их познание, закрепление, применение начинается с первых лет жизни человека, то абсолютно правильно рассматривать детский сад как систему условий, ту среду, которая на определенном возрастном этапе является естественным формирующим социальным фактором. Функции взрослого (запрещающие, разрешающие, регламентирующие) определяют руководящий механизм, который влияет на степень свободы (она может быть ограниченной или неограниченной). Мир, окружающий ребенка, многообразен физический, биологический, социальный. Ребенок многократно вовлекается во взаимодействие с каждой из этих сторон, естественным образом упражняясь в построении разноструктурных контактов (речевых, эмоциональных, невербальных, опосредованных). Согласитесь, что, наблюдая за поведением любого человека, ребенка, оценивая степень его адаптированности к окружающему, мы часто устанавливаем тип поведения или социальный тип. В книге Либина «Дифференцированная психология» предлагается следующая таблица «Типология стилевого поведения» (по аналогии ситуации «Человек в воде»).

Социальный характер Стиль поведения 1 - неудачник - идущий ко дну 2 - безропотный исполнитель - плывущий по течению 3 - себялюбец - покачивающийся на волнах 4 - деятель - любитель теплого течения 5 - соперничающий - соревнующийся с течением 6 - работяга - вовлекающийся в водоворо 7 непризнанный гений - наперекор течению 8 - самоактуализирующийся - плывущий вольным стилем Характеристики стиля поведения; 1- никогда не знает, чего именно хочет, неадекватно оценивает себя и окружающих, много сил тратит впустую, - добивается результатов для себя не всегда значимых, но значимых для других, - «главное, чтобы не трогали» - ищет тихое место, озабочен исполнением собственных желаний, - стремится к достижению результатов любыми средствами, даже если не хватает имеющихся способностей, - все делает по-своему, умеет находить собственные пути для достижения успеха, - выбирает сферу деятельности по собственному желанию, но редко достигает успеха, - правильно расходует собственные силы, верно определяет цели, но не всегда находит адекватные способы их достижения (выражена социальная дезадаптация), 8- оценка адекватна, стремится к изменениям, ищет наиболее оптимальные способы достижения целей, структура стиля гармонична. Ребенок может чувствовать себя комфортно и не очень, ему может быть «неудобно», он «стесняется», чувствует, что что-то не так. Это указывает на формирование дисгармоничного стиля поведения.

Итак, мы выяснили, что стиль поведения человека может быть гармоничным и дисгармоничным. Вопрос: Подумайте и определите показатели каждого из этих видов поведения, которые помогут воспитателю определить степень комфортности, адаптированности ребенка к миру. На основе предложенных вариантов заполняется таблица. Гармоничный стиль положительные эмоции устойчивые интересы избирательное отношение к сверстникам одиночество бывает редким контактен, разговорчив инициативен Дисгармоничный стиль -преобладают отрицательные эмоции -интерес неустойчивый, ребенок часто меняет деятельность избирательность отсутствует одиночество - преобладающее состояние замкнут, молчалив пассивен Мы определили, что процесс социализации идет при участии и взрослых и сверстников, и на определенном возрастном этапе роль взрослого - руководящая, регламентирующая. А готов ли сегодня педагог, родитель к выполнению своих руководящих функций? Начнем с себя, ответив на вопросы следующих анкет (слушателям предлагаются 2 анкеты для собственного заполнения) (анкеты 1 и 2 в приложении). Домашнее задание: 1.Провести анкетирование в своем ДОУ (анкеты 1 и 2, таблица 1), обработать полученные результаты, сделать вывод о готовности педагогов решать задачи социального развития. 2.Проанализировать программы, реализуемые в детском саду, выделить задачи социального развития.

Анкета 1. Охарактеризуйте социально-компетентного человека. Относите ли Вы себя к их числу? 3.Чувствуете ли Вы себя готовым решать задачи социального развития детей? Какие ситуации вызывают затруднения? 4.Вы знаете нормы и правила поведения в обществе? Всегда ли Вы следуете им? (всегда ли причины такого поведения объективны?) 5.Должно ли, на Ваш взгляд, поведение человека быть бескомпромиссным? Почему? 6.Какие формы работы с дошкольниками, методы и приемы Вы считаете наиболее эффективными в решении социальных задач? 7.Что определяет успешность социализации, гармоничного взаимодействия ребенка с миром? 8.Что и как формирует основные характеристики взаимодействия с миром, социальный тип поведения? (выделить основные факторы)

Анкета 2. (Я в социуме) 1. Согласны ли Вы с утверждением, что все люди выполняют в обществе различные социальные роли (гражданин, мать, жена, покупатель, избиратель и т.д.)? 2.Какие из ролей Вы выполняете с удовольствием, какие по необходимости? Какую из них Вы сменили бы, если появилась возможность? 3.Выполняя социальную роль, предъявляете ли Вы к себе определенные требования? А к другим? Коллектив детского сада - ближайший социум. Комфортно ли Вам в нем? Как Вы оцениваете степень своей адаптации к условиям работы в своем учреждении? Чего Вам недостает до полного социального комфорта? 7.Какую роль Вы отводите своим руководителям в Вашей социальной адаптации (они могут и должны заботиться о Вашем гармоничном взаимодействии; я желаю их участия, я им доверяю, не вижу в этом никакой необходимости, я взрослый человек и все знаю сама, что-то еще). 8.Вам представился шанс изменить свою жизнь. Где (в какой стране, городе) Вы хотели бы жить? Какую профессию, должность иметь? С какими людьми общаться? И т.д.

Сценарий фольклорного праздника «Встреча Масленицы» Задачи: - Сформировать у детей интегральные представления о масленице, как о традиционном русском празднике; - воспитывать устойчивый интерес к историческому и культурному наследию своего народа, чувство гордости за причастность к великому народу, желание сохранять лучшие традиции; - вызвать у детей положительно-эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной развлекательно-познавательной деятельности.

Звучат русские народные наигрыши. Дети выходят, выстраиваются в круг. Ведущий: «Как при сказочном царе, да при горохе, Шли весёлою гурьбой скоморохи! Веселиться и плясать, весь народ потешать! Звучит весёлая музыка. Появляются скоморохи. 1-ый скоморох: Э-ге-гей! Собирайся, народ! Сегодня вас много интересного ждёт! 2-ой скоморох: Мы зовём к себе всех, Кто любит веселье и смех! 1-ый скоморох: Ждут вас игры, Забавы и шутки! Скучать не дадут ни минутки! 2-ой скоморох: Собирайся, народ! В гости праздник идёт! 1-ый скоморох: Песни пой и пляши, Веселись от души! 2-ой скоморох: Масленицу широкую открываем, Веселье начинаем! Звучат фанфары. Ведущий: Давайте-ка, ребята, позовём масленицу к нам в гости! И кажем такие слова: «Масленица-кривошейка! Повстречаем тебя хорошенько. Сыром, маслом, калачом И поджаренным блинком! Дети повторяют слова. Звучит музыка. Появляется Баба Яга и Леший. Баба Яга: Фу! Фу! Русского духа видимо-невидимо. Леший: А чего это вы здесь собрались? Секрет, какой? Аль нет? Праздничка захотели? Скоморохи: Масленица у нас! Мы зиму провожаем! Весну красную встречаем!

Баба Яга: Ага! Праздничка захотели! А нас таких красивых как всегда не позвали? Леший: ( причитает) А мы так с тобой блины любим! Баба Яга: Вот вы масленицу звали? А она-то к вам не придёт! Леший : Да –да! Ведь мы её похитили!!! Скоморох: Как похитили? Что же нам теперь делать? ( думает) Б.Я. и Леший: Думайте, думайте! Ох, и скучно нам в последнее время в лесу? А мы любим веселье, шутки и смех! Баба Яга: Ребята, а вы в игры играть умеете? Дети: Да! Леший : Тогда нас развеселите! Баба Яга: В игры с нами поиграйте! Леший : А мы, может быть, и вернём вам вашу масленицу. Игры проводятся на четырёх станциях: I станция Баба Яга играет с детьми в игру « Бабка -ёжка». ( Дети делятся на две команды, каждой из которой выдаётся по метле. Кто быстрее проскачет на метле) II cтанция Леший устраивает соревнование по перетягиванию каната. III Скоморох играет в игру Динь – донь» Ход игры: Ведущий идёт по кругу, все произносят слова : « Дили – дон, дили –дон, отгадай откуда звон?» Ведущий останавливается напротив ребёнка, который встаёт за ведущим. Под эти же слова идут по кругу, и выбирается третий и четвёртый игрок. Затем все произносят считалку : «Дили – дон, дили – дон, отгадай откуда звон. Раз, два, три – колокольчик зазвони». Кто быстрее возьмёт колокольчик – тот и побеждает.

IV станция Скоморох играет с детьми в игру « Пролезь в уши к Сивке – Бурке» Ход игры: выбирается две команды по 5 – 6 человек. Каждой выдаётся по одному обручу. Чья команда быстрее пролезет через кольцо. Баба Яга: Ой, и уморили меня, старую! Леший: Давненько я так не веселился! Баба Яга: Видим, хорошие вы, дружные, весёлые детишки! Ваша взяла! Вы нас развеселили! Леший: Забирайте вашу масленицу! Баба Яга: Да, а блинов нам очень хочется! Под музыку Баба Яга и Леший выносят Масленицу. По окончании дети поют песню хоровод « Блины». Скоморохи выносят блины и угощают ими детей. Скоморох: Вот и праздник наш весёлый нам заканчивать пора! До свиданья, до свиданья, детвора!