Биология. 8 класс. Учитель биологии ЕРШОВА М.К. МОУ «Ивановская СОШ» Тульская область.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Органы чувств Анализаторы. Анализаторы (сенсорные системы) - Это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные.
Advertisements

ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Сформулировать новые анатомо- физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия 2. Показать роль анализаторов.
1. Глаз человека от пыли и соринок защищен 1) хрусталиком 2) бровями 3) веками и ресницами 4) радужной оболочкой 2. Возникновению близорукости способствует.
Презентацию подготовила учитель биологии МКОУ «СОШ а.Жако» Мешезова И.Х.
«Глаза – зеркало души» В. Гюго Посмотри мне в глаза, – просим мы. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.
Интерактивный электронный плакат «Строение и функции уха» Чухрий В.В., учитель биологии МОУ СОШ 9, г. Буй, Костромская область.
Тест по биологии (8 класс) по теме: Тестирование "Орган слуха и равновесия"
Зрительный анализатор учитель биологии И.И. Иванченко МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 12 МУНИЦИПАЛЬНОГО.
«Физиология я слухового анализатора». природа СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР.
Тема урока: Хеморецепторы. Вкус. Обоняние.. Цель урока: Образовательная: сформировать у учащихся знания о строение и функции хеморецепторов, органе обоняния.
АНАЛИЗАТОРЫ Ответы 1. Хрусталик. 2. Сетчатка. 3. Зрительные рецепторы. 4. Зрачок. 5. Стекловидное тело. 6. Зрительный нерв. 7. Роговица. 8. Склера. 9.
АНАЛИЗАТОРЫ Органы слуха и равновесия. Раздражители звуки гравитационное воздействие угловые ускорения (при вращении головы) вибрация.
Строение глаза Выполнила: Рытикова Татьяна Проверила: Баштанник Наталья Евгеньевна.
Органы чувств Учитель: Мельникова Ирина Викторовна.
Интегрированный урок «Глаз как оптический прибор и зрение» Автор: Вяхирева Анжела Петровна, учитель биологии МБОУ «СОШ 3» г. Норильск Красноярского края.
Зрительный анализатор. Орган зрения Орган зрения.
Ключ к тесту IIIIIIIVVVIVII природа СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР урок биологии 8 класс.
Интегрированный урок «Глаз и зрение». Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум. У. Блейк.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Терсалгайская основная общеобразовательная школа» Интегрированный урок в 8 классе биологии – физики – физической.
Транксрипт:

Биология. 8 класс. Учитель биологии ЕРШОВА М.К. МОУ «Ивановская СОШ» Тульская область

1.Анализаторы. 2.Зрительный анализатор. 3.Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. 4.Слуховой анализатор. 5.Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ :

АНАЛИЗАТОРЫ Богат мир красок, звуков, запахов. Сложны и разнообразны процессы, происходящие в организме. Мы воспринимаем все эти явления и не только удовлетворяем свои потребности, но и наслаждаемся жизнью, творим и преобразуем ее.

Рецепторы расположены в специализированных органах чувств. На 1 квадратном сантиметре кожи имеется от 200 до 400 чувствительных окончаний, а всего их на поверхности тела до 8 млн. Во всех внутренних органах около 1 млрд. рецепторов.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Кора больших полушарий головного мозга делится на основные зоны: зрительная, слуховая, вкусовая, обоняния, осязания, равновесия, мышечного чувства. Каждая из этих зон воспринимает информацию от соответствующих рецепторов.

чем сильнее раздражитель, тем шире разливается возбуждение по коре; способность приспосабливаться к разной силе раздражителей; возбудимость одного из анализаторов повышается, если одновременно оказывается действие и на другие анализаторы; анализаторы проявляют повышенную возбудимость под влиянием резко различающихся, контрастных раздражителей; анализаторы могут сохранять следы возбуждения после того, как раздражение, вызвавшее его, прекратило свое действие.

Роговица 2.Радужная оболочка 3.Хрусталик 4.Белочная оболочка 5.Стекловидное тело 6.Сосудистая оболочка 7.Сетчатка (желтое пятно) 8.Слепое пятно 9.Зрительный нерв. 5

Строение глаза Склера- наружная белковая оболочка Роговица- передняя часть склеры Сосудистая оболочка Радужная оболочка- передняя часть сосудистой Зрачок, хрусталик позади зрачка Глазное яблоко наполнено прозрачной массой- стекловидным телом Сетчатка- на ее внутреннем слое колбочки и палочки- зрительные рецепторы. Слепое пятно- участок сетчатки на входе зрительного нерва.

В глаз попала соринка, и обильно потекли слезы. Моргая, удается избавиться от неприятного раздражителя. Мы часто мигаем, совершая от 2 до 5 движений веками в 1 мин., а за 16 часов бордствования-4800 раз. 99% слезной жидкости- это вода и 1% соли. В сутки выделяется 1 г. Слез, а за год- пол-литра. Со слезами выводятся из организма опасные яды, которые вырабатываются в момент стресса. Поэтому считается: сдерживать слезы- значит медленно отравлять себя. Яркий свет, холодный воздух, пыль усиливают слезоотделение. При некоторых заболеваниях глаз обильнее выделяется слезная жидкость. В 1909 году томский ученый П. Н. Лащенков открыл в слезной жидкости особое вещество- лизоцим, способный убивать микробов.

Эти таблицы помогают определить нарушение цветоощущения. В таблице 1 люди с нормальным зрением или врожденным расстройством видят число 16 Люди с приобретенным расстройством зрения с трудом или вовсе не различают число 96 в таблице 2. Видят это число только люди с нормальным зрением.

Человек различает 7 цветов спектра. Близкие ему по цветоощущению животные- это птицы (петух и голубь). Хищные и копытные млекопитающие совсем не различают цвета.

Мы живем в мире красок, и цвет далеко не безразличен для человека. Гете писал о способности цвета создавать настроение: желтый- веселит и бодрит, зеленый- умиротворяет, синий- вызывает грусть. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

Искажение восприятия параллельных прямых, равных отрезков, квадратов. Иллюзорное существо. Туловище кажется бочкообразным, хотя оно строго прямоугольное.

Дальнозоркость. В течении жизни человека хрусталик глаза теряет способность менять свою кривизну, поэтому для рассматривания близких предметов необходимы очки. Дальнозоркость. В течении жизни человека хрусталик глаза теряет способность менять свою кривизну, поэтому для рассматривания близких предметов необходимы очки. Близорукость Развивается от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения. Развивается к годам. Для лечения необходимо носить специально подобранные очки. Близорукость Развивается от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения. Развивается к годам. Для лечения необходимо носить специально подобранные очки.

Слепота- большое несчастье. Академику В.П. ФИЛАТОВУ удалось разработать успешные методы лечения слепоты пересадкой роговицы. Он с помощью специального круглого ножа- трепанга вырезал диск бельма. Заранее приготавливал роговицу из глаза трупа и укладывал в разрез. Пересаженная роговица приживалась, бельмо рассасывалось и слепой становился зрячим. В 70-е годы разработан способ извлечения больного хрусталика. Его измельчают до состояния взвеси, которую отсасывают с помощью полой иглы и шприца. Вся процедура занимает несколько минут. Разрез роговицы составляет всего 1,5 мм., требуется только один шов. Затем вместо удаленного хрусталика пересаживается искусственный.

Владимир Петрович Филатов принес славу советской науке, его имя известно во всем мире. В.П. Филатов был замечательным ученым, гуманистом, крупным общественным деятелем. Это был разносторонне одаренный человек. Он рисовал, владел поэтическим даром. Он верил, что его ученики, вооруженные тонкой техникой опыта, вернут ослепшим зрение.

Что еще несколько тысячелетий назад народные врачи ставили диагноз по глазам- «зеркалу души». И только в середине XIX века была составлена карта проекций различных органов по пигментным пятнам радужной оболочки глаза.

Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Речь и слух тесно связаны «Слуховой анализатор- опора и посредник речи и собеседований» Академик А.А. Ухтомский

1. Ушная раковина. 2. Наружный слуховой проход 3. Барабанная перепонка. 4. Молоточек. 5. Наковальня. 6. Стремечко 7. Улитка. 8. Слуховой нерв. 9. Слуховая труба

На пути в среднее ухо звук встречает преграду- барабанную перепонку. Ударяясь он колеблет ее, и она повторяет колебания воздушных волн, передавая их дальше на слуховые косточки, усиливая их почти в 50 раз. Слуховые косточки можно уместить на ногте большого пальца. Их общая масса- 0,05 г. Колебания через овальное окно передаются в улитку, заполненную жидкостью. Внутри улитки, точно струны арфы разной длинны, натянуты эластичных волокон. При колебании жидкости возникает дрожание отдельных волокон, каждое из которых отвечает на свой звук. Отсюда нервные импульсы по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры больших полушарий головного мозга. 1.Молоточек. 2.Наковальня. 3.Стремечко. 4.Овальное окно. 5.Круглое окно. 6.Барабанная перепонка. 7.Базальная мембрана. 8.Три канала улитки. 7

Сильные и непрерывные раздражения переутомляют слух. Под влиянием шума возникает бессонница, быстрая утомляемость. Длительное воздействие шума является одним из факторов, способствующих развитию язвенной и гипертонической болезней. Отдых в тиши полей, на берегу реки, где слышится плеск воды, в лесу среди успокоительного шелеста листвы благотворен не только для органа слуха, но и для всего организма.

1. Схема строения а- полукружный канал б- нервные окончания в- отолит 2. Раздражение органа при различном положении головы а- при наклоне в сторону б- при повороте вниз в- в нормальном положении Вызываются изменением положения отолита и воздействием его на нервные окончания.

Высокая устойчивость анализатора равновесия необходима каждому, и его можно тренировать. Хороший результат дают специальные спортивные упражнения на гимнастическом колесе, подкидной сетке. Полезно катание на каруселях, на колесе обозрения, на вертящемся круге в аттракционах парков. Тщательно проверяют работу этого органа при отборе в школу пилотов. Летчик после виражей теряет чувство ориентировки и определяет положение самолета только по приборам. Блестяще натренирован орган равновесия у летчиков- высотников и особенно у космонавтов.