Система государственного управления Система и структура государственных органов Технология и методы организации исполнения полномочий органов государственной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минфин России О ходе работы с государственными программами Российской Федерации БУСАРОВА Анна Владимировна к.э.н., начальник Отдела программно-целевых.
Advertisements

Об участии Ставропольского края в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации в 2013 году Министерство.
НОВАЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Прокофьев Станислав Евгеньевич Заместитель руководителя Казначейства России, доктор.
Органы государственного управления природопользованием.
КАРЛОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОДКОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ
Об основных подходах к формированию государственных программ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 24 июня 2011 г. г. Улан-Удэ Докладчик: Жамсаранова.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статьи 9, 10 Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
П/п 1Проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию приоритетного национального проекта.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
Экологическое управление (управление в сфере взаимодействия общества и природы) - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных.
Переход на программный бюджет. Изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках перехода на программный бюджет Статья 179 БК РФ «Долгосрочные.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
Управление реализацией государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе и соответствующий Порядок, утвержденный руководителем Федерального.
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
Транксрипт:

Система государственного управления Система и структура государственных органов Технология и методы организации исполнения полномочий органов государственной власти Лектор: Зав.кафедрой «Административное и информационное право» ФГОБУ ВПО Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук Лапина Марина Афанасьевна

Государственное управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: -законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; -исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; - правосудие, осуществляемое системой судебной власти.

Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Статья 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 11 Конституции РФ гласит, что: 1)государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) Правительство Российской Федерации суды Российской Федерации 1)государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти

Государственное управление (в узком смысле слова) - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Такое понимание государственного управления основано на ст. ст. 10, 77, 78, Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.

Цель государственного управления определяется сущностью, понятием, а именно - совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессами, происходящими в отношениях субъекта и объекта управления. Цели - это то, на что направлена деятельность органов государственного управления: «Смысл и цели нормального государства состоят в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа» (Г.В. Атаманчук)

Законодательная (представительная) власть формулирует общие нормы (правила) организации государственной жизни Исполнительная власть обеспечивает исполнение законов.

Органы исполнительной власти Органы законодательной власти Органы судебной власти Федеральное Собрание РФ Законодательные (представительные) органы субъектов РФ Правительство РФ Правительства, админи- страции в субъектах РФ Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Верховные суды субъектов РФ Районные суды Высший арбитражный суд РФ Арбитражные суды субъектов РФ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Суды субъектов РФ -Конституционные (уставные) суды - Мировые судьи Федеральные министерства, службы и агентства Органы исполнительной власти субъектов РФ

Совет Федерации Федерального Собрания РФ Государственная Дума Федерального Собрания РФ Счетная Палата РФ Центральная избирательная комиссия РФ Генеральная Прокуратура РФ Высший Арбитражный суд РФ Верховный суд РФ Конституционный суд РФ Президент РФ Правительство РФ Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Президент Российской Федерации Правительство Российской Федерации Министерство здравоохранения Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Министерство культуры РФ Федеральное агентство по туризму Федеральное архивное агентство Министерство внутренних дел РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Федеральное министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Федеральное медико-биологическое агентство Министерство иностранных дел РФ

Министерство образования и науки РФ Министерство обороны РФ Министерство юстиции РФ Министерство природных ресурсов и экологии РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное агентство по делам молодежи Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральное агентство водных ресурсов Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Федеральное агентство специального строительства Федеральная служба исполнения наказаний Федеральная служба судебных приставов Федеральное агентство по недропользованию Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Министерство промышленности и торговли РФ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерство регионального развития РФ Министерство связи и массовых коммуникаций РФ Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Федеральное агентство связи Государственная фельдъегерская служба РФ Служба внешней разведки РФ Федеральная служба безопасности РФ Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков Федеральная служба охраны РФ Главное управление специальных программ Президента РФ Управление делами Президента РФ Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ Федеральная служба по финансовому мониторингу Министерство РФ по развитию Дальнего Востока Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Министерство спорта Министерство финансов РФ Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральное агентство по рыболовству Федеральная налоговая служба Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральное казначейство Министерство транспорта РФ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральное дорожное агентство Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерство экономического развития РФ Федеральная служба по аккредитации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Федеральное агентство по государственным резервам Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Министерство энергетики РФ Министерство сельского хозяйства РФ Федеральная служба по интеллектуальной собственности Министерство труда и социальной защиты РФ Федеральная служба по труду и занятости

Федеральная антимонопольная служба Федеральная служба государственной статистики Федеральная миграционная служба Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная таможенная служба Федеральная служба по оборонному заказу Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральное космическое агентство Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ 7 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ Федеральная служба по тарифам Федеральное агентство научных организаций

Правосудие Судебный контроль При возникновении спора или при нарушении норм права ПРАВО Государственная власть (государственное управление ) Законодательная властьСудебная власть Исполнительная власть Государственное управление (в узком смысле) Управленческий процесс Позитивные формы правоприменения Правотворчество Правоохранительные формы правоприменения Государство Законотворчество Парламентский контроль Общество Рисунок 1. Система административного процесса в современном Российском праве и государстве.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ - это способы и приемы властно-управляющего воздействия на социум и его отдельные сегменты в процессе реализации полномочий государства по упорядочению общественных отношений СРЕДСТВА ГOCУДAPCTBEHHOГO УПРАВЛЕНИЯ - арсенал инструментов и рычагов, с помощью которых государство и его структуры осуществляют свои управленческие функции

Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей убеждение и принуждение. Убеждение - вид социальной, целенаправленной деятельности, в результате которой идеи, ценности и установки, формируемые государством и обществом, становятся внутренними, личными идеями, установками и ценностями граждан Метод убеждения как элемент управленческого воздействия проявляется в психолого-педагогическом воздействии на волю и чувства субъектов (разъяснительные, воспитательные и поощрительные меры). Принуждение - самостоятельный метод реализации исполнительной власти, который применяется в случаях предусмотренных действующим законодательством с целью принуждения субъекта административно-правового правоотношения к правомерному поведению, соблюдению предписаний, совершению либо воздержанию от совершения тех или иных действий.

Форма государственного управления Форма государственного управления – это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление. Вид конкретной формы исполнительной, управленческой деятельности определяется характером действий исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций: Правовые формы - данные действия влекут за собой юридические последствия для субъектов административно-правовых отношений (возникновение у физических и юридических лиц субъективных юридических прав, правовых обременений, обретение или изменение правового статуса и т.д.) Неправовые - нет.

Правовые формы государственного управления классифицируются: По содержанию Правотворческая Правоприменительная (правоустановительная) Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Правоприменительная Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов). регулятивную и правоохранительную Правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную. Регулятивная Регулятивная форма право применения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления. Правоохранительная Правоохранительная форма право применения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Правоприменительная Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов). регулятивную и правоохранительную Правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную. Регулятивная Регулятивная форма право применения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления. Правоохранительная Правоохранительная форма право применения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность.

ЗАКОН - управленческое решение в форме нормативного правового акта, принятого в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлени- ем народа, обладающее высшей юридической силой и регулирующее наиболее важные, сложные и устойчивые общественные отношения УКАЗ - общеобязательное управленческое решение в форме нормативного правового акта президента страны или президента республики в составе РФ по наиболее важным вопросам общественной жизни, не урегулированных законом ПОСТАНОВЛЕНИЕ - правовой акт, принимаемый государственным органом (правительство, коллегия министерства и др.) по вопросам своей компетенции

ПРИКАЗ - акт управления, издаваемый руководителями министерств, служб и агентств, управлений и департаментов органов исполнительной власти, а также руководителями акционерных обществ, концернов, предприятий, учреждений и организаций РЕГЛАМЕНТ - совокупность правил и процедур, в соответствии с которыми разрабатываются, принимаются и реализуется управленческие решения ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ - это логико- мыслительный и организационно-управленческий процесс, осуществляемый в пределах компетенции субъекта управления, результатом которого является определенным образом сформулированный (зафиксированный) проект каких-либо изменений в управляемой системе РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ - процесс претворения в жизнь намеченных целей и задач, оценка полученных промежуточных и конечных результатов, внесение корректив в ход исполнения решения

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - тем или иным способом зафиксированный выбор цели и способов ее достижения, установление, обязательное к исполнению. Это сознательно разработанная и принятая в установленном порядке программа действий, направленная на достижение поставленной цели КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ - степень соответствия сформулированных в решении целей и путей их достижения тем реалиям, которые является результатом реализации данного решения ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - идеальная модель будущего состояния той или иной социальной системы, посредством которой государство формулирует свое представление о содержании, форме, желательности и обязательности того или иного изменения

Внедрение программного подхода в сфере государственного управления в Российской Федерации

Что такое государственная программа «Государственной программой (ГП) является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности». Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. 588

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («программный» бюджет и бюджетная классификация) Нормативно-правовая и методическая база для разработки государственных программ Российской Федерации Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. 588) Перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г р) Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 26 декабря 2012 г. 817) Аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам (впервые сформировано в 2010 году при подготовке проекта ФЗ о федеральном бюджете на годы).

Государственные программы по сферам регулирования (примеры) 42 I Новое качество жизни (13 ГП) 1.Развитие здравоохранения 2. «Развитие образования» на годы 3. Социальная поддержка граждан 4. «Доступная среда» на годы 5. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ 6. Развитие пенсионной системы 7. Содействие занятости населения 8.Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности …… V Эффективное государство (5 ГП) 38.Управление федеральным имуществом 39. Управление государственными финансами 40. Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра 41. Внешнеполитическая деятельность 42. Юстиция II Инновационное развитие и модернизация экономики (17 ГП) 14.Развитие науки и технологии 15.Экономическое развитие и инновационная экономика …. 21. Космическая деятельность России …. 24.Развитие транспортной системы 25. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы ….. III Обеспечение национальной безопасности (2 ГП) 31.Обеспечение обороноспособности страны 32. Обеспечение государственной безопасности IV Сбалансированное региональное развитие (5 ГП) 33. Региональная политика и федеративные отношения …. 36. Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов российской федерации ….. Всего государственных программ

Структура государственной программы (1/2) 3.Таблицы-приложения к текстовой части ГП 4.Подпрограммы ГП и федеральные целевые программы (ФЦП) (паспорт и текстовая часть) + обосновывающие материалы: – подробный план-график реализации на три года + план для контроля Правительством на три года; – оценка планируемой эффективности. 1.Паспорт ГП: Ответственный исполнитель, соисполнители и участники программы Подпрограммы Программно-целевые инструменты; Цели программы; Задачи программы; Целевые индикаторы и показатели программы; Этапы и сроки реализации программы; Объемы бюджетных ассигнований; Ожидаемые результаты реализации 2.Текстовая часть ГП – описания разделов Общая характеристика сферы реализации ГП; Приоритеты государственной политики в сфере реализации ГП; Сведения о показателях и индикаторах ГП; Обобщенная характеристика основных мероприятий ГП, ведомственных целевых программ (ВЦП) и подпрограмм ГП (пГП); Обобщенная характеристика мер государственного регулирования; Прогноз сводных показателей ГЗ по этапам реализации ГП; Информация об участии государственных корпораций, АО с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, внебюджетных фондов в реализации ГП; Обоснования объема финансовых ресурсов; Анализ рисков реализации ГП и описание мер управления рисками; Методика оценки эффективности ГП.

Структура государственной программы (2/2) соисполнители участники

Цели ГП должны обладать следующими свойствами: Использование технологии SMART и системы KPI Технология SMART задает критерии качества цели, которых необходимо придерживаться при целеполагании Технология SMART задает критерии качества цели, которых необходимо придерживаться при целеполагании Цели ГП должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации ГП и определять конечные результаты реализации ГП (показатели KPI). специфичность Соответствие сфере реализации ГП конкретность Четкие формулировки измеримость Достижение цели можно проверить достижимость Достижение за период реализации ГП релевантность Соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации ГП Система KPI Определяет возможность достижения и конечные результаты цели Система KPI Определяет возможность достижения и конечные результаты цели Оценка результативности деятельности ФК Показатели KPI Постановка целей ГП Достижение целей ГП

изменения порядка формирования федерального закона о федеральном бюджете –уточнение объемов действующих расходных обязательств и принятие решений по новым расходным обязательствам исходя из планируемых результатов реализации государственных программ; –усиление роли Бюджетной комиссии при принятии решений по уточнению действующих и принятию новых расходных обязательств; –доведение предельных объемов по ответственным исполнителям государственных программ (не по главным распорядителям средств федерального бюджета); –безусловный учет параметров долгосрочного прогноза бюджетной системы (предельных объемов на реализацию государственных программ) обсуждение параметров государственных программ в Государственной Думе при рассмотрении проекта закона о бюджете Госпрограмма - основа составления проекта бюджета на 2014год и плановый период гг..

Предпосылки успешной реализации программного подхода в деятельности ФОИВ -Эффективная и адаптивная к изменениям внешней среды система стратегирования и декомпозирования целей и задач - Модель «обратной связи» -Успешно функционирующая система внутреннего контроля и аудита -Система моральной и материальной мотивации, основанная на KPI -Управленческий учет и нормирование ресурсов

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Контакты: Лапина Марина Афанасьевна