Прудникова Е.А. Президент FIDES 2010г. Москва 1. мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Advertisements

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСПОЛНЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ТРЕБОВАНИЙ 6, 10 СТАНДАРТА деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Программа развития кластеров - как составная часть стратегии повышения региональной конкурентоспособности Воротников Александр Михайлович, Начальник отдела.
1 СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АТЭС И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Самара, 17 ноября 2011 г. О развитии территориальных кластеров Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
1 4-я Всероссийская конференция выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров с международным участием Заместитель Министра А.Ю.
ТЕРРИТОРИЯ БИЗНЕСА ФОРУМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Государственная поддержка малого бизнеса.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Транксрипт:

Прудникова Е.А. Президент FIDES 2010г. Москва 1

2

мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров. Включает в себя меры организационного и нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную и кадровую поддержку Кластерная политика повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса, содействие диверсификации национальной экономики, стимулирование и развитие региональных отраслевых кластеров Цели кластерной политики состоят из последовательности этапов: инициирование, разработка стратегии и плана действий, формирование специализированной управляющей структуры, реализации программы развития и оценки эффективности Кластерные инициативы 3

Классическая Либеральная правительство формирует приоритеты (выбираются отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые намерены развивать) целенаправленно создает инфраструктуру для приоритетных кластеров (управляющие структуры, филиалы университетов, научно-исследовательские институты, аэропорты, дороги и т. д.) правительство самостоятельно выбирает регионы для создания кластеров и объем финансирования правительство выращивает кластеры, которые изначально были сформированы рынком правительства крайне редко участвуют в создании инфраструктуры для кластеров правительство создает стимулы для региональных властей, на которых лежит вся ответственность за создание кластеров (финансирует проекты, предоставляет специальные гранты отдельным регионам на развитие кластеров, в частности в депрессивных регионах). Стратегии развития регионов опираются на развитие кластеров 4

Политики бывают национального и регионального уровня Кластерная политика иногда отсутствует и различные меры предусматриваются в других политиках в области инноваций, конкуренции, промышленности, малого бизнеса, региональной политики Методы управления бывают либеральные (мягкие) и, так называемые, прямые (ручное управление) Кластерная политика обычно формируется соответствующим национальным министерством, которое разрабатывает стратегические цели, бюджеты, органы управления (агентства) и создает программы Специальные агентства и региональные органы играют существенную роль в создании и управлении кластерами 5 Исследования кластеров в европейских странах выявили:

В настоящее время существует около 130 мер в области поддержки кластеров Разные кластеры могут иметь разные меры поддержки Кластерные политики различных регионов заметно различаются масштабами. Ресурсы, направленные на развитие кластеров, варьируются от значительных стратегических бюджетов (Северный Рейн-Вестфалия, Шотландия) до финансирования отдельных небольших проектов (Франция) Различаются цели и инструменты кластерной политики. Политика в Лимбурге (Нидерланды) и Тампере (Финляндия) в значительной степени сфокусированы на поддержке сетевых взаимодействий между участниками кластера, а в Шотландии поддержка сетей является всего лишь одним из ряда мероприятий политики. Кластерная политика во Франции сфокусирована на специфических секторах. Только в отдельных случаях политика поддерживает каждый аспект развития кластера 6

7

8

Организация публичных мероприятий Поддержка репутации региональных кластеров Распространение информации Финансовая поддержка Установление связей с научными учреждениями и компаниями реального сектора Установление отношений с другими кластерами Предоставление помощи и информации Поддержка развития инкубаторов Уменьшение налогообложения в области НИР Уменьшение налогов в других областях 9

10 прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие страны) облегчение налогообложения для предприятий, в т.ч. исключение из налогооблагаемых сумм затрат на НИОКР и списание инвестиций на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (Япония) законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция) целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах) создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды) безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия) Основные формы стимулирования малых инновационных предприятий, в том числе и в рамках кластерных промышленных систем:

11 снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония) отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия) бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия) государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (Японии) программы поиска и привлечения иностранных талантливых специалистов включающие, ускоренное оформление им виз, представление стипендий для обучения и улучшение условий проживания (Япония, США, Австралия)

Существует ряд затормаживающих факторов: Отсутствие в кластерах крупных компаний. Должны участвовать все виды компаний Мало присутствуют частные компании. Лучше, когда участвуют компании всех видов собственности В основном присутствуют компании, которые нуждаются в государственной поддержке. Требуется участие успешных компаний Роль государства ограничивается только финансовой поддержкой Нет интеграции с региональным и стратегиями Есть уклон в сторону технологических кластеров. Большой потенциал оценивается в услугах в следующих областях: транспорт, логистика, финансы, туризм, развлечения, отдых, строительство Мало инициатив в области интеграции Недостаточно интеграции между кластерами в рамках одного региона 12 Европа реализует много инициатив в области кластеров, но результат оценить можно только через лет

побуждают и дополняют национальные/ региональные политики дополняют национальные/ региональные политики 13 Европейский уровень Региональный уровень Национальный уровень Региональные кластеры

Мероприятия Инструменты улучшение кластерных политик на европейском и национальном уровне улучшение кластерных инициатив кооперация и обмен политики сближения (финансирование через фонды образования, обучения, исследования, усиление связей, информирование) программы поддержки секторов экономики или предприятий (финансирование обучения, исследований, испытаний, операционная помощь) центр мониторинга (оценка влияния кластерных политик, разработка инструментов анализа) развитие транснациональной кооперации 14

2005 г. - премьер-министр Михаил Фрадков поручает МЭРТу разработать концепцию кластерной политики 2006 г. – принимается решение, что разработкой другой концепции кластерной политики будет заниматься Госсовет, точнее, рабочая группа Госсовета по комплексному социально-экономическому планированию развития регионов, которую возглавляет губернатор Красноярского края Александр Хлопонин По итогам работы рабочей группы планировалось разработать 'Дорожную карту с планом конкретных мероприятий по реализации кластерной политики. Возглавлял работу зам. главы МЭРТа Андрей Белоусов Политика до сих пор не утверждена 15

2008 г. – утверждена Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020 г., где развитие кластеров один из приоритетов модернизации экономики 2009 г. - план мероприятий по стимулированию инновационной активности на период до 2012 г приказ 59 Минэкономразвития о мерах по реализации в 2010г. государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, где предусмотрен ряд мероприятий, направленных на поддержку кластеров в Минэкономразвития состоялось первое заседание Межведомственной рабочей группы по выработке государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности в территориальных кластерах под председательством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепача 16

17 Концепция кластерной политики должна быть сформирована и согласована со всеми участниками Из последних документов МЭР следует, что государство остановилось на либеральном пути развития кластеров: правительство создает стимулы для региональных властей правительство не значительно участвуют в создании инфраструктуры для кластеров правительство выращивает кластеры, которые изначально были сформированы рынком Основным инструментом для реализации кластерной политики стала система грантов для регионов, которая используется в США и Великобритании и становится все более популярной и в других странах Кластерная политика на сегодняшний день выглядит как набор традиционных инструментов экономической политики Существуют методические рекомендации поддержки развития кластеров, образования структур, отвечающих за кластерную политику Аналогичная ситуация и на региональном уровне

Кластерная политика должна быть классической с элементами либеральной, но не наоборот Необходим орган координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объединений предпринимателей по реализации кластерной политики Кластерная политика должна учитывать и использовать потенциал отраслей, регионов и отдельных компаний В реализации должен быть учтен потенциал естественных монополий и компаний Кластерная политика должна быть увязана с другими стратегическими документами: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Технической политикой Инновационной стратегией развития России, в т.ч., с учетом формирования технологических платформ 18

Необходимо расширить набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников Необходимо разработать стимулы участия частного капитала и крупных компаний государственного сектора Необходимо повысить эффективность использования потенциала развития территориальных производственных кластеров 19

Создать при Правительстве Российской Федерации координационный орган (агентство) по проблемам кластерной политики Разработать и утвердить концепцию кластерной политики и план действий по ее реализации с учетом отраслевых приоритетов, региональных особенностей, развитием услуг Разработать и утвердить ФЦП по реализации кластерной политики Разработать меры стимулирования развития кластеров (государственно-частное партнерство, бюджетное со-финансирование, субсидии, поддержка сбыта и т.д.) Разработать систему мер содействия расширению международных связей кластерных инициатив 20

Разработать систему мониторинга и оценки эффективности развития кластеров на федеральном и региональном уровне Ввести требование внедрения кластерного подхода в ключевые документы социально-экономического развития регионов Разработать механизмы развития кластеров на основе приобретаемых зарубежных высокотехнологичных активов и при создании зарубежных альянсов. Обязать компании приобретатели инициировать развитие кластеров Создать стимулы (требования) к созданию инновационных кластеров в государственном секторе (компании инфраструктурных отраслей с преимущественным гос.участием, включая Газпром, РЖД, ИнтерРАО, ГидроОГК, крупных компаний с гос.участием и гос.корпорации, в т.ч. ГК «Ростехнологии», «Роснано») 21

Обеспечить включение кластерного подхода в региональные программы и стратегии социально-экономического развития с учетом крупных бизнес-проектов. Разработать мероприятия по развитию комплексной инфраструктуры кластеров (подготовка кадров, исследования и разработки, сотрудничество с поставщиками и подрядчиками, обращение с отходами и т.п.); Создать агентства регионального развития для реализации кластерных инициатив в регионах Разработать меры стимулирования развития кластеров (бюджетное со-финансирование, субсидии, поддержка сбыта и т.д.) 22