Опыт Республики Молдовы в реинтеграции жертв ТЛ через НСП Екатерина Бережан, Секретарь Национального Комитета по противодействию торговле людьми WARSAW,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство Труда, Социальной Защиты и Семьи Республики Молдова.
Advertisements

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ. ИНТЕГРАЦИЯ БЕЖЕНЦЕВ Тумашик Т.В. начальник отдела по вопросам беженцев и убежища Департамента.
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СООТВЕТСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЕЗОЛЮЦИЯМИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН ПО.
Анализ состояния системы здравоохранения РК, ключевые проблемы. Основные предпосылки и принципы внедрения ОСМС Выполнила:Кляцкая Екатерина.
Международная организация труда и трудовая миграция Обзор Хофманн Наталия Б юро МОТ в Москве.
Законодательная база государственно- общественного управления.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Национальные планы и механизмы продвижения гендерного равенства: опыт Республики Молдова Валентина Бодруг-Лунгу, Президент НПО «Гендер-Центр»
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Рекомендации комитета Министров Совета Европы N R (2005) 5 (Государствам членам о правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях)
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы Правоохранительные органы это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие.
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Формирование иммиграционной политики Европейского Союза.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Система предотвращения помещения детей в государственные учреждения интернатного типа в Молдове Виорика Думбрэвяну, Начальник Департамента Защиты Ребенка.
Равенство возможностей: оптимизация межведомственного взаимодействия в Саратовской области Елена Ярская-Смирнова, Эльмира Наберушкина, Екатерина Пашинина.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Транксрипт:

Опыт Республики Молдовы в реинтеграции жертв ТЛ через НСП Екатерина Бережан, Секретарь Национального Комитета по противодействию торговле людьми WARSAW, 2011 год

Реинтеграция (по необходимости) Профессиональная подготовка, временное трудоустройство Временное/постоянное Mестожительства Мониторинг Помощь по возвращению: Travel Documents, Transportation, Departure Escorts (children, disabled persons, etc.) Реабилитационная помощь: Временное жилье, Медицинская, Психологическая Социальная, Юридическая, Образовательные программы, Специализированные услуги для детей Страна назначения Транзитная помощь : Приют, Социальный транспорт, сопровождение Страна транзита Помощь в Реинтеграции: Зачисление в Учебное заведение, Профессиональная подготовка, временное трудоустройство, Семейная и жилищная поддержка Бизнес обучение и поддержка Мониторинг Помощь в реабилитации: Временное жилье, Медицинская, Психологическая Социальная, Юридическая, Развлекательная и Образовательная помощь, Специализированные услуги для детей Прием и размещение: Прием, ночевка и жилье, Транспорт в конечный пункт назначения Страна происхождения Идентификация, Возвращение, Реабилитация, Реитеграция

Контекст: Основные этапы развития национальной системы противодействия торговле людьми Первые стратегические усилия: 2001 год: Учреждение Национального комитета по противодействию торговле людьми и утверждение первого двухлетнего плана по противодействию торговле людьми; Принятие международных и европейских стандартов: 2005 год: Ратификация Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности; 2006 год: Ратификация Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми;

Контекст: Основные этапы развития национальной системы противодействия торговле людьми Принятие специальных законодательных актов: 2005 год: Принятие Закона о предупреждении и пресечении торговли людьми; Приведение законодательства в соответствие с международными стандартами: 2006 год: Поправки к Уголовному кодексу и Процессуальному кодексу РМ; г.г.: Пробное внедрение и концептуализация НСП

Защита жертв торговли людьми и оказание им помощи Идентификация жертв торговли людьми (ст. 15); Идентификация жертв торговли людьми (ст. 15); Социальная реабилитация жертв торговли людьми (ст. 16); Социальная реабилитация жертв торговли людьми (ст. 16); Центры по оказанию помощи жертвам торговли людьми и их защите (ст. 17); Центры по оказанию помощи жертвам торговли людьми и их защите (ст. 17); Профессиональная интеграция жертв (ст. 18); Профессиональная интеграция жертв (ст. 18); Репатриация жертв торговли людьми (ст. 19) (добровольно, обеспечивая безопасность, документирование, предоставляя вид на жительство); Репатриация жертв торговли людьми (ст. 19) (добровольно, обеспечивая безопасность, документирование, предоставляя вид на жительство); Защита жертв торговли людьми и оказание им помощи (ст. 20); Защита жертв торговли людьми и оказание им помощи (ст. 20); Конфиденциальность частной жизни жертв торговли людьми (ст. 21); Конфиденциальность частной жизни жертв торговли людьми (ст. 21); Обязанности дипломатических миссий и консульских учреждений Республики Молдова по предоставлению защиты и помощи жертвам торговли людьми (ст. 22); Обязанности дипломатических миссий и консульских учреждений Республики Молдова по предоставлению защиты и помощи жертвам торговли людьми (ст. 22); Государственные гарантии, предоставляемые жертвам торговли людьми (ст. 23); Государственные гарантии, предоставляемые жертвам торговли людьми (ст. 23); Предоставление защиты и помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства - жертвам торговли людьми (ст. 24); Предоставление защиты и помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства - жертвам торговли людьми (ст. 24); Предоставление защиты и помощи детям - жертвам торговли людьми (ст. 29). Предоставление защиты и помощи детям - жертвам торговли людьми (ст. 29). Закон «о предупреждении и пресечении торговли людьми» 421 от 20 октября 2005.

Защита и помощь жертвам ТЛ: - предоставление помощи и защиты независимо от желания жертвы делать какие-либо декларации; - предоставление помощи и защиты независимо от желания жертвы делать какие-либо декларации; - юридическая помощь; - юридическая помощь; - предоставление времени на размышление до 30 дней; - предоставление времени на размышление до 30 дней; - информирование жертвы о её правах и об услугах предоставляемых властями и организациями, работающими в этой сфере; - информирование жертвы о её правах и об услугах предоставляемых властями и организациями, работающими в этой сфере; - помощь в физическом, психологическом и социальном восстановлении; - помощь в физическом, психологическом и социальном восстановлении; - предоставление защиты со стороны государства жертвам, вовлечённым в процесс уголовного преследования, а также их родственникам, находящимся в опасности. - предоставление защиты со стороны государства жертвам, вовлечённым в процесс уголовного преследования, а также их родственникам, находящимся в опасности.

2008 год: Стратегия НСП Принята постановлением парламента* с целью применения Закона о предупреждении и пресечении торговли людьми, а также Конвенции Совета Европы; В контексте Национального плана действий в области прав человека; Период осуществления: г.г.; Сопровождается Планом действий ( г.г.); Ответственный за выполнение: МТСЗС;

Предотвращение торговли людьми путем оказания социальных услуг уязвимым лицам НСП поддерживает и защищает как жертв торговли людьми, так и уязвимых лиц, рискующих стать жертвами торговли людьми, основываясь на следующих принципах: Услуги, основанные на индивидуальных нуждах лица, а не на его статусе; Многопрофильный и комплексный подход к покрытию нужд в соответствии с процедурой рассмотрения каждого отдельного случая; Мониторинг случаев торговли людьми для обеспечения успешной реинтеграции;

Бенефициары НСП Жертвы торговли людьми Потенциальные жертвы торговли людьми - жертвы насилия в семье - крайне уязвимые семьи - дети, оставшиеся без присмотра родителей, уехавших за границу и т.д. мигранты, находящиеся в затруднительном положении Несовершеннолетние лица, выявленные на территории других государств без сопровождения

Предотвращение торговли людьми путем оказания социальных услуг уязвимым лицам (международная основа) Палермский протокол (2000 г.): –[...] смягчение воздействия таких факторов, обусловливающих уязвимость людей, особенно женщин и детей, с точки зрения торговли людьми, как нищета, низкий уровень развития и отсутствие равных возможностей Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (2005 г.): –[...] социально-экономические инициативы и учебные программы, в особенности адресованные лицам, подвергающимся риску стать объектом торговли людьми [...]. –[...] специальные меры с целью уменьшить уязвимость детей в отношении торговли, в частности, путем создания для них безопасных условий [...]. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 63/156 о торговле женщинами и девочками (2008): –[...] надлежащие меры для рассмотрения факторов, повышающих подверженность риску оказаться жертвами торговли, включая нищету и неравенство между мужчинами и женщинами [...] Глобальный план действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми (Резолюция Генеральной Ассамблеи 64/293) (2010 г.): –[...] предупреждение торговли людьми путем устранения социальных, экономических, культурных, политических и других факторов, способствующих этому явлению [...]

Развитие транснационального сотрудничества Сотрудничество со странами назначения и транзита в целях выявления и защиты граждан Республики Молдова – жертв торговли людьми, мигрантов, находящихся в затруднительном положении, а также несовершеннолетних лиц, находящихся за границей без сопровождения: –Положение о процедуре репатриации детей и взрослых – жертв торговли людьми, незаконного ввоза мигрантов, а также детей без сопровождения –Разработка и продвижение двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве в данной сфере.

Институциональная основа НСП: координирование НСП на центральном уровне Министерство труда, социальной защиты и семьи: главный орган по координированию поддержки жертвам и потенциальным жертвам торговли людьми и созданию единой базы данных НСП; Деятельность НСП координируется Национальным координационным подразделением (НКП) на основе Управления политики обеспечения равенства полов и предотвращения насилия при Министерстве труда, социальной защиты и семьи (МТСЗС). НКП, созданное в 2006 году, в состав которого входят сотрудники МТСЗС и привлеченный технический ассистент от МОМ, действует с целью усовершенствования надзора и технической поддержки, основываясь на международных стандартах.

Центр по оказанию помощи и защите жертв и потенциальных жертв торговли людьми ( ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА Nr. 847 от ) Национальная координационная единица при МТСЗС РМ Миссии МОМ НПО Идентификация Кризисная помощь Долгосрочная помощь НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ : ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ Дипломатические миссии РМ Многопроф ильная группа Предложение помощи и мониторинг: Многопрофильная группа на местном уровне

… Гражданское общество ЗАГС Территориальное агентство занятости населения Комиссариат полиции Районное медико-санитарное учреждение Районное управление образования, молодежи и спорта ССП, Ответственныйсотрудникмеждисциплинарнойгруппы Институциональная основа НСП: Междисциплинарная группа (координирование на уровне района/сообщества) Основное территориальное операционное подразделение, обеспечивающее межсекторное сотрудничество учреждений на местном уровне в целях поддержки и защиты жертв и потенциальных жертв торговли людьми Выявление бенефициаров Рассмотрение перенаправленного дела Составление Плана реабилитации и реинтеграции Оценка потребностей развития специализированных общественных услуг Мониторинг выявленных случаев

Нормативные и методологические инструменты НСП Нормативные инструменты: Положение о Национальном координационном подразделение в МТСЗС ; Положение о процедуре репатриации детей и взрослых – жертв торговли людьми, незаконного ввоза мигрантов, а также детей без сопровождения; Положение о выявлении жертв и потенциальных жертв торговли людьми; Положение междисциплинарной группы (проект). Методологические инструменты: Концепция/механизм мониторинга за реализацией стратегии НСП; Анкеты для выявления жертв и потенциальных жертв торговли людьми, индивидуальные планы реинтеграции, планы пост- интеграционные, и др.

Развитие услуг на основе НСП Центр поддержки и защиты жертв и потенциальных жертв торговли людьми Находится в Кишиневе; Создан МОМ в 2001 году; Передан в ведение государства в 2008 году на основании меморандума о сотрудничестве; Пользуется финансовой поддержкой правительства, особенно с 2008 по 2011 г.г. Региональные центры поддержки и защиты Бельцы, Кагул, Каушаны, Дрокия, Хынчешты; Финансируются из средств районного/местного и государственного бюджетов ( начиная с 2009 г. ), а также средств доноров;

Размещение бенефициариев в Центре происходит: По получению дела бенефициария от Национального координационного подразделения (далее НКП) МТСЗС По инициативе Центра, если случаи идентифицированы и была произведена оценка случаев социальными ассистентами Центра; По перенаправлению бенефициариев от других общественных, международных или других организаций, через обращение в письменном виде; По личному обращению жертвы, которая сама себя идентифицировала. Решение о размещении в центре принимается на собрании персонала, в срочных случаях решение может быть принято ответственным за ведение случая или директором. Срок передачи в НКП МТСЗС информации о размещении таких бенефициариев составляет 5 дней.

… … НПО / Гражданское общество НПО / Гражданское общество Бюро учета населения Бюро учета населения Агентство занятости населения Агентство занятости населения Комиссариат полиции Комиссариат полиции Медицинское учреждение Медицинское учреждение Экономический отдел Экономический отдел Управление образования Управление образования ОтделсоциальнойпомощиКоординаторгруппыОтделсоциальнойпомощиКоординаторгруппы Семейный врач Семейный врач Полиция Социальный ассистент Социальный ассистент Школа НСП: Пример Республики Молдова ГосударствоРайонСообщество уровень ы National Coordination Unit (Shelter) МТСЗС

Проблемы, стоящие перед идентификацией/реинтеграцией Почему жертвы отказываются от помощи Первоначальная Идентификация – Запутанное состояние, не зная, кто социальные работники и откуда помощь, какие последствия будут после принятия или отклонения предложения помощи и др. Отсутствие доверия между ними и поставщиками услуг Страх о перевозке в новый пункт назначения для эксплуатации Не знают свои прав как иностранные, так и внутренние жертвы торговли людьми Вера, что помощь является обязательной Использование строгих ограничений - свобода передвижения внутри или снаружи приюта, свидания с родственниками и т.д. Многие поставщики услуг не в состоянии оказывать помощь семьям жертвам или их близким (жертвы хотят вернуться, чтобы помочь их семей) Стигматизация и социальное давление Альтернативные механизмы поддержки - Хорошая поддержка семьи, религиозные программы и т.д

Стратегии и подходы к помощи и защите - опыт Молдовы настоящее время По мере развития Национальной Системы Перенаправления (стратегия принята в 2008г.), Шелтер преобразован в организацию, получившую доступ к государственному финансированию, стал узко специализированным центром; улучшилась координация в создании центров и услуг по реинтеграции в среднем и длительном периоде с международными организациями и государством, выделение государственных и донорских средств; На основе накопленного опыта эксперты МОМ и др. организаций обучают и передают знания государственным социальным службам, другим профессионалам по методике предоставления помощи ЖТЛ и специфике работы (идентификация, проблемы, права ЖТЛ); Мультидисциплинарный подход – обеспечение стабильности в решении случаев, используя возможности государства и гражданского общества (проекты и программы); усиление роли и ответственности государства; Важность предупреждения феномена – включение потенциальных ЖТЛ в программу помощи с 2006 г.; Укрепление сотрудничества между основными партнерами в противодействии торговли людьми и работающими в социальной сфере (консолидация и использование наработок для других социальных проблем – домашнее насилие, СПИД, дети и старики, оставленные мигрантами и т.п.);

НСП обеспечивает поддержку и защиту жертв торговли людьми, а также их родных и близких, что является результатом эффективного сотрудничества всех актеров, основанного на соблюдение и восстановление прав человека, сострадании и солидарности

Учреждения Центрального Публичьного Управления Учреждения Местного Публичьнjго Управления Международные, Межправительственные Организации, Неправительственные международные и местные Организации и др. Постоянный Секретариат Национальго Коммитета по продиводествию ТЛ

Благодарю за внимание! Тел./факс: