Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Advertisements

Крицкая Е.Р.,учитель истории. Познакомиться с теориями Шубарта, Шпенглера, и Данилевского о многообразии культур. 1. Познакомить учеников с определением.
Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Смысл и направленность общественного развития.. Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Каждый из них даёт свою социальную картину мира.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПОИСКИ СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОТЕОРИИ Теория, отражающая наиболее общие характеристики глобальных объектов и закономерности.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
1 Социальная философия. 2 Вопросы: 1.Основные проблемы социальной философии 2.Теории исторического развития общества 3.Будущее человечества.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
+ – «ДА» 0 – «Нет» о + о о.
XYIII век – истинное рождение понятия и теории цивилизации. Это понятие для просветителей означало:
Транксрипт:

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

План. 1.Понятие «цивилизация». 2.Теория локальных цивилизаций. 3.Теория общественно-экономических формаций 4.Теория постиндустриального общества 5.Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Цивилизация - Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право. (Вольтер, Ш.Монтескье, Д.Дидро) Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. (Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс)

Общество, находящееся на определенном этапе развития. (О.Тоффлер, У.Ростоу) Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других. (А.Тойнби) Цивилизация -

Классификации (типологии) цивилизаций Подходы: Линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая, индустриальная и т.д.) Локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т.п. В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: Запад и Восток)

Типология цивилизаций по Н.Я.Данилевскому ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич ( ) - русский философ, публицист, социолог и естествоиспытатель. В своей книге "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно- исторических типов" (цивилизаций).

Типы цивилизаций по Н.Я.Данилевскому Первичные (египетская, китайская, иранская и др.) Одноосновные еврейская (религия), древнегреческая(культура), древнеримская (политика) Двухосновные европейская (политика и культура) Объединительные славянская

Первая ступень «Первичные», «подготовительные» цивилизации (вавилонская, египетская, индийская, китайская, иранская). Не развито определенное качество человеческой деятельности: религия, культура, политика, экономика Вторая ступень Специализированные, «одноосновные» цивилизации: Европейская–религиозная; Эллинская-культурная; Римская-политическая. Развита одна из сторон общественной жизни Третья ступень Составные, «двухосновные» цивилизации (например, германо-романская) В них впитывается то, что ранее существовало на их месте (греч. и рим. политика и культура-основа германо- романской цивилизации) Четвертая ступень Славянская цивилизация Объединяющая, гармонизирующая все цивилизации

О. Шпенглер ( ) - немецкий философ, культуролог и историк. О. Шпенглер ( ) - немецкий философ, культуролог и историк. Основные труды «Закат Европы» «Человек и техника» «Годы решений» «Умирая, культура становится цивилизацией»

По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография.» Философ считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают. По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография.» Философ считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные развитию живых организмов (человека, дерева, цветка). По мнению философа, каждая культура имеет свою душу. Когда же она выполнила свою задачу, она «вдруг застывает» и становится цивилизацией. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные развитию живых организмов (человека, дерева, цветка). По мнению философа, каждая культура имеет свою душу. Когда же она выполнила свою задачу, она «вдруг застывает» и становится цивилизацией. детство юность зрелость старость цивилизация «Цивилизация – смерть культуры (по Шпенглеру), переход точки зрения на мир с «орлиной» на «лягушачью»» Ницше

8 великих культур по Шпенглеру: египетская вавилонская вавилонская индийская индийская китайская китайская арабская арабская западная западная греко-римская греко-римская мексиканская мексиканская

Арнольд Джозеф Тойнби британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям. Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.

Теория общественно- экономических формаций Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс Исторический процесс – процесс смены общественно-исторических формаций. Ключевое слово данной концепции – категория общественно- экономической формации, которые сменяют друг друга.

Первобытная ступень Рабовладельческая Феодальная Капиталистическая Социалистическая

Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Сильные стороны теории Просто и универсально объясняет процесс развития общества Слабые стороны теории Фатализм, безальтернативность, принижает роль человека

Теория постиндустриального общества Представители: Д.Белл, О.Тоффлер, У.Ростоу

Д.Белл Общество Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное Выросла роль науки Услуги на первом месте Выросла роль государственного прогноза Выросла роль науки Услуги на первом месте Выросла роль государственного прогноза

Учение О.Тоффлера «Первая волна» – 10 тыс. лет назад. Племена кочевников преобразовались в оседлых крестьян. Результат – зарождение традиционного общества. «Вторая волна» лет назад. Превращение общества аграрного в индустриальное. «Третья волна» - наши дни. Мир вступил в индустриальное общество.

Теория У.Ростоу Традиционное общество Переходное общество Стадия «сдвига» Стадия «зрелости» Эра «высокого массового потребления»

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов ХарактеристикаПодход ФормационныйЦивилизационный Достоинства Позволяет: увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; представить историю человеческого общества как единый процесс; установить определенные законы исторического развития общества; предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов. Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.). Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

ХарактеристикаПодход ФормационныйЦивилизационный Недостатки Многие народы не проходили в своем развитии через все или некоторые формации. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов. Не дает точный взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества. Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Цивилизация

Локальные цивилизации Замкнутые цивилизации.

Определенная система общественных отношений. Базис

Качественное своеобразие взятых в единстве социально - экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития. Цивилизация

Надстройка Комплекс политических, правовых, идеологических, эстетических и других отношений и форм общественного сознания.

Общественно-экономическая формация Ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.