Пахомова Оксана Владимировна Белово
Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия)
Признаки эссе СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО ОТКРЫТОСТЬ НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ СУБЪЕКТИВНОСТЬ НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9 (написание эссе), критерий К 1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К 1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К 2, К 3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов..
Критерии оценкиБ. К1Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа дает представление о его понимании.1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.0 К2Представление и пояснение собственной позиции. Представлена и пояснена собственная позиция.1 Представлена собственная позиция без пояснения (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) Или собственная позиция не представлена. 0 К3Уровень приводимых суждений и аргументов Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теорию, факты и даются выводы. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы. 3 При раскрытии нескольких аспектов темы суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без фактического материала. Или раскрыт 1 аспект темы и приведены аргументы с опорой на теор. и факт. материал. Или суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теории. Или раскрыто несколько аспектов темы, при недостатке теории и факт. аргументации 2 Перечислено несколько аспектов темы без аргументов Или затронут 1 аспект, приведена только фактическая или теоретическая аргументация 1 затронут 1 аспект темы, без аргументов Или суждения и аргументы не соответствуют обосновываемому тезису год Максимальный балл5
Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? Какие могу привести примеры из истории, литературы, общественной жизни или своего жизненного опыта?
Формулировка проблемы. Отношение автора высказывания к проблеме, краткая информация об авторе высказывания (приветствуется!). Изложение собственной позиции с использованием обществоведческих терминов. Аргументация собственной позиции с опорой на теоретический и фактический материал. Выводы по проблеме.
Анализируя высказывание, можно отметить… Далее следует сказать… Следует считать верным, что… Это можно опровергнуть тем, что… Можно (не) согласиться с автором в том, что… Кажется на первый взгляд верным… Опровергается тем, что…
Указать имена предшественников, последователей или научных противников автора высказывания. Дать описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указать на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указать на альтернативные варианты решения проблемы.