Подготовка экспертов ЕГЭ по обществознанию. Сокращение заданий части А – 22 вопроса Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Advertisements

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
Подходы к проверке заданий части С Результаты анализа статистических данных и экспертных оценок выполнения заданий с развернутым ответом показывают, что.
Обществознание. ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк) литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Рекомендации по выполнению задания С5 ЕГЭ обществознание.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Часть 2 Задания с развернутым ответом, самая сложная часть ЕГЭ по обществознанию и самая весомая. Часть 2 дает возможность Вам получить на экзамене 27.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
Транксрипт:

Подготовка экспертов ЕГЭ по обществознанию

Сокращение заданий части А – 22 вопроса Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр На позиции В7 вводится еще одно задание на нахождение нужных позиций в списке, относящееся к другой (в сравнении с заданием В4) сфере общества. Совершенствование критериев оценивания заданий С8 и С9

С1-С4 составное задание, или так называемый мини- тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса- задания на его анализ и интерпретацию. Характеристики текста: тематически связан с изученным содержанием, отражает, уточняет или расширяет его; поднимают социально значимую проблему содержат завершенную, доступно изложенную авторскую точку зрения Объем слов Могут быть два связанных друг с другом по смыслу фрагмента

Первое задание Первое задание - выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде Второе задание Второе задание преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний Третье задание Третье задание требует привлечения дополнительного материала, нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания Четвертое задание Четвертое задание может быть направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).

1. Задания, направленные на осмысление фрагмента во всей его полноте, выявление контекста документа «Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что наиболее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте» 2. Задания на раскрытие смысла отдельной части документа, сложного положения текста «Как вы понимаете мысль о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства?» 3. Задание на правильную интерпретацию авторского положения «Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте» 4. Задания, требующие установления прямой связи с обществоведческим курсом «На основе знаний курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на производительность труда»

Модели заданий С1-С4 5. Задания, требующие подтвердить или проиллюстрировать определенную авторскую мысль примерами, фактами жизни человека и общества «Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда» 6. Задания, выводящие экзаменуемых на анализ явлений современности «Опираясь на определения различных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь» 7. Задания, требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации «Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции».

При проверке заданий С1 и С2 необходимо уяснить и четко выполнить указания разработчиков относительно состава оцениваемого ответа что требуется: сформулировать какую-то мысль своими словами или привести цитату из текста (сформулировать мысль и подтвердить ее цитатами из текста) при формулировании собственных суждений опираться только на содержание текста или привлекать знания курса

При проверке заданий С3 и С4 следует также обращать внимание на указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт) требуемый поэлементный состав ответа (в ряде случаев эксперты не обращают должного внимания на требование выразить согласие или несогласие с предложенными положениями, сформулировать собственную позицию и т.п.).

Первая модель оценивает знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий. Вторая модель - задания, направленные на проверку понимания смысла основных обществоведческих понятий и на умение применять эти понятия в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста.

Первая модель - раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Два способа конструирования: 1) «Раскройте на примере (-ах)…N позиций». В этом случае оцениваемыми элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой 2) «Раскройте на N примерах …». При этой модификации оцениваемыми элементами ответа являются примеры социальных объектов с краткими комментариями, показывающими их связь с обозначенной проблемой.

Вторая модель: «Назовите … и проиллюстрируйте примером» «Подтвердите конкретным примером …» «Приведите положение … с соответствующим примером» «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример» «Назовите … и приведите соответствующий пример»

В первой модели требуется не просто привести пример, но и прокомментировать его, показав как в нем проявляется нечто общее, типичное в запрашиваемом ракурсе (характерная черта, значение, место, роль) или выражается динамический процесс (взаимосвязи, тенденции) Во втором – достаточно привести примеры или, допустим, записать объекты, подобрав к каждому требуемое количество примеров. Здесь оценивается количество корректно приведенных примеров или наличие обеих частей требования – перечня объектов и соответствующих примеров.

Задание-задача, содержащая условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Определенная, незнакомая учащимся, ситуация требует некоторых действий, направленных на нахождение неизвестного на основе использования его связей с известным (изложенными в условии обстоятельствами) и привлечения имеющихся обществоведческих знаний. Структура: 1. Условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) 2. Требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия). 3. Ответ-решение.

По содержанию условия Задачи, условия которых содержат проблемное (спорное) высказывание (суждение) смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера конкретный реальный социальный факт или явление По характеру требований (вопросов) Задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему) объяснять существующие взаимосвязи

Подход первый. 1. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов. Оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы (в соответствующем количестве) Условие задачи содержит некое суждение, опровергнуть или поддержать которое необходимо с помощью нескольких аргументов (доказательств, обоснований). Оцениваемые элементы ответа - заданное требованием количество суждений (аргументов), их соответствие анализируемому суждению.

Подход второй. 2. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений Условие задачи предполагает формулирование четкого ответа на вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого ответа на поставленный вопрос и заданное количество аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.).

Подходы к оцениванию задания С Задача ориентирована на интерпретацию данных условия. Она может производиться по следующим сценариям: сформулировать несколько доказательств и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы N доказательств и ответ на вопрос определить социальный объект и привести несколько доказательств четкое указание социального объекта и N доказательств определить социальный объект и привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте) четкое указание социального объекта и N признаков требуемых групп сделать несколько выводов - N выводов

составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса План - четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Выполнение этого задания предполагает: а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме б) полноту отражения основного содержания в плане в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа

Действия эксперта: а) представить возможные логические пути раскрытия заданной темы в развернутом плане сложного типа б) определить круг необходимых для полноценного раскрытия темы позиций плана Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа – 2 балла Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствуют конкретизации отдельных пунктов) - 1 балл План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы - 0 баллов

Форма мини-сочинения (эссе) дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности высказываний, художественной изобретательности. В практике оценивания необходимы особая строгость, точность, взвешенность, объективность, скрупулезность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок.

Смысл выбранного высказывания должен быть освещен выпускником с опорой на понятийный аппарат и теоретическое содержание конкретной науки. Важно понимать (!) смысл, раскрытый в рамках другой, отличной от указанной в задании науки, даже при идеальном соблюдении выпускником требований к выполнению мини-сочинения (эссе) по обществознанию, не может быть основанием для результативного балла.

При оценивании ответа по заданию С9 необходимо учитывать следующие элементы: 1) раскрытие смысла высказывания 2) представление и пояснение своей позиции 3) уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений)

2010 Смысл высказывания раскрыт – 2 балла Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но представленная позиция свидетельствует о его понимании – 1 балл 2011 Смысл высказывания раскрыт ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании – 1 балл Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании – 0 баллов

2010 Представлена собственная позиция с аргументацией – 1 балл Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ Собственная позиция не представлена – 0 баллов 2011 Представлена и пояснена собственная позиция выпускника – 1 балл Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена– 0 баллов

2010 Суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал – 2 балла 2011 Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы – 3 балла

2010 Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений – 1 балл 2011 При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. – 2 балла

2010 Суждения и аргументы приведены – 0 баллов 2011 Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация– 1 балл Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов

Человек может быть определен как животное стыдящееся. В.С. Соловьев

Человек как биосоциальное существо: -бинарная природа человека; - биологическая природа человека; - социальная природа человека Основными отличиями человека от животного являются наличие у человека социальных и духовных потребностей. Духовные потребности включают в себя, в том числе и нравственную оценку, которую люди дают своим поступкам. Испытывать чувство гордости или чувство стыда – качества присущие только человеку.

Что отличает человека от животного? Что делает человека человеком? Помимо того, что человек обладает логическим мышлением, сочувствием, соучастием, членораздельной речью, он обладает еще и набором моральных качеств. Чувство стыда – одно из тех, что присуще только человеку. С точки зрения биологии – человек то же животное, как и все остальные животные на планете. Потребность в еде, питье, размножении – остается. Но человек – существо общественное. Общество, семья делают человека. Как первичный агент социализации, семья прививает основы жизни в обществе, нормы морали. И эти нормы заставляют нас испытывать то самое чувство неловкости и стыда. С другой стороны, животные тоже испытывают это чувство. Вы обращали внимание на собак, с которых сбрили шерсть? Они очень стесняются своего нового вида. И тогда возникает вопрос: если собакам неловко, то можно ли считать, что стыд присущ только человеку? Скорее всего, смысл в разнице ощущений. Животное стыдится неосознанно. А человек понимает причину своего стыда.

Что есть человек? В чем его сущность? В биологическом или духовном единстве? Стыд можно рассматривать как один из первых признаков выделения человека из природной среды. Человек выбирает как поступать, несет ответственность за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали.

Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель ее, не высшая цель, не определяющая причина. Н.Бердяев.

Автор говорит о «человеке в системе экономических отношений». Проблема влияния экономической системы и роль человека в ней, с точки зрения «Экономики». Проблема влияния экономики на становление личности предпринимателя (выявление определенных черт характера, расстановка жизненных приоритетов) с точки зрения «социологии».

Человек не должен задумываться только о материальных благах. Экономика для человека, а не человек для экономики. Высшая цель человека – духовное совершенствование, создание нового, более совершенного общества, в котором материальные блага отойдут на второй план. Можно посмотреть моральный кодекс строителя коммунизма.

Возможное (но не единственно верное) раскрытие темы при условии, что она дана в разделе «Экономика»: Н. Бердяев поднимает проблему роли экономической сферы в жизни общества. Является ли экономика определяющей для других сфер жизни общества, как об этом говорит марксистская теория? Или «не хлебом единым» живо общество? И духовные потребности могут определить вектор развития общества?

Первый этап 1) прочитать высказывание и соотнести его с той областью знаний, в контексте которой оно приведено (см. название конкретной науки, предваряющей высказывание) 2) выявить смысл высказывания: определить, какова основная мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть, раскрыть, на какие особенности того или иного социального явления указать 3) смоделировать возможный ответ и сформулировать основные суждения и аргументы в обоснование своей позиции (т.е. поставить себя на место выпускника и выполнить задание) 4) очертить круг понятий, терминов, теоретических положений, конкретизирующего и иллюстративного материала, который может использоваться в аргументирующей части

Второй этап 1) обратить внимание на то, насколько понят и раскрыт смысл выбранного авторского высказывания 2) выявить наличие или отсутствие собственной позиции, отношения экзаменуемого к авторскому суждению или поднятой автором социальной проблеме 3) определить качество использования обществоведческих понятий (корректность, соответствие области научных знаний, контексту проблемы) или их отсутствие 4) оценить уровень аргументации (в его теоретической и конкретизирующей составляющих) 5) проверить соотнесенность аргументов и примеров с соответствующей областью социально – гуманитарного знания

Сначала оцениваются ответы на задание С1 во всех бланках, затем – С2, далее С3 и т.д. Оценка за каждое задание (число баллов) вводится в специальное поле, соответствующее номеру задания. В случае если ответ отсутствует и нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле вносится крестик – знак «Х», а не «0». При оценивании альтернативного задания С9 - баллы по заданию С9, критерий К1 переносятся в колонку 9 протокола баллы по заданию С9, критерий К2 переносятся в колонку 10 протокола баллы по заданию С9, критерий К3 переносятся в колонку 11 протокола номер альтернативы, выбранной выпускником в задании С9, вносится в колонку 12 протокола