К ОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА «С ТАТИСТИКА ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК Х АНТЫ - М АНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – Ю ГРЫ » НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Разработка сбалансированной системы показателей (ССП) (лекция 10)
Advertisements

Использование управленческих инструментов в повышении качества библиотечного обслуживания: опыт Югры Волженина С., консультант Департамента культуры Ханты-Мансийского.
Система Сбалансированных Показателей как инструмент стратегического и оперативного управления в организациях культурного сектора Открытый семинар.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Количество государственных и муниципальных библиотек в 2013 г областные библиотеки - 3 муниципальные библиотеки в том числе : библиотеки,
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА «Обсуждение проекта Концепции развития отрасли культуры Чувашской Республики на период до 2020 года» 30 ноября 2012 г.
Информационно- коммуникационные технологии в культуре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кармазин А.С., директор Департамента культуры Ханты-Мансийского.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Примерная структура годового плана (отчета) работы муниципальных библиотек республики Селиванова Тамара Федоровна, ведущий библиотекарь отдела научно-исследовательской.
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
ИНФОРМАЦИЯ о ходе реализации Стандартов качества предоставления бюджетных услуг.
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
БИБЛИОТЕКИ ЧУВАШИИ: ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ Старикова Светлана Михайловна, директор Национальной библиотеки Чувашской Республики 1.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
Оценка качества услуг – актуальная проблема библиотечного менеджмента И.П. Тикунова, ученый секретарь Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А.
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Транксрипт:

К ОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА «С ТАТИСТИКА ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК Х АНТЫ - М АНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – Ю ГРЫ » НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Волженина Светлана Юрьевна, консультант отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко- культурного наследия Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

С БАЛАНСИРОВАННАЯ С ИСТЕМА П ОКАЗАТЕЛЕЙ (B ALANCED S CORECARD ) Технология, разработанная на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). Исследование проводилось с единственной целью: выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса.

ССП – это система менеджмента, т.е. стратегического управления при помощи показателей. Показатели связаны с данными «есть» и «должно быть», с мерами по достижению статуса «должно быть», с ответственностью за осуществление этих мер и средствами мотивирования.

Д ИЗАЙН ССП

Д ИЗАЙН ССП ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ 6 ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1. Перспективы (perspectives) компоненты, при помощи которых проводится декомпозиция стратегии с целью ее реализации. Обычно используются 4 базовые перспективы, однако их список можно дополнить в соответствии со спецификой стратегии компании. Базовыми перспективами являются: Финансы (получение стабильно растущей прибыли как видят нас акционеры компании) Клиенты (улучшение знания каждого клиента как видят нас клиенты) Процессы (внутренние процессы компании чем мы выделяемся среди конкурентов) Персонал (обучение и развитие) и инновации (как мы создаем и увеличиваем ценность для наших клиентов). 2.Стратегические цели (objectives) определяют, в каких направлениях будет реализовываться стратегия. 3. Показатели (measures) это метрики достижений, которые должны отражать прогресс в движении к стратегической цели. Показатели подразумевают определенные действия, необходимые для достижения цели, и указывают на то, как стратегия будет реализована на операциональном уровне. 4. Целевые значения (targets) количественные выражения уровня, которому должен соответствовать тот или иной показатель. 5. Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) должны связывать в единую цепочку стратегические цели компании таким образом, что достижение одной из них обуславливает прогресс в достижении другой (связь по типу «если-то»). 6. Стратегические инициативы (strategic initiatives) проекты или программы, которые способствуют достижению стратегических целей.

ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОСТОИТ ИЗ 4 ЭТАПОВ превращение стратегических планов и стратегии в комплекс целей и мероприятий, разработанная система должна быть интегрирована в управленческий процесс; связь всех иерархических уровней, организация стратегической коммуникации; определение путей достижения во времени запланированных результатов через конкретные задания, распределение ресурсов; тестирование концепции и ее корректировка в соответствии с полученными результатами.

BIX ( ИНДЕКС БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ ) Проект создан в 1999 г. на средства Bertelsmann Foundation, размещен Интернете. В его реализации принимали участие DBV, KNB. Для решения вопросов по взаимодействию библиотек, определению перечня показателей, создана координирующая группа. Проект имеет межнациональное значение, в нем принимают участие публичные библиотеки (с 1999 г.) и научные библиотеки (с 2002 г.) не только Германии, но и Австрии, Словении и Южного Тироля. Ежегодный взнос за участие в проекте составляет 170 евро.

ПРОЕКТ BIX ( ИНДЕКС БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ ) Международный стандарт ИСО «Информация и документация. Показатели эффективности работы библиотек». Пол Р., Бокхорст П. Измерение качества деятельности библиотек. – М. : Пашков дом, – 316 с.

П ОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА BIX 4 группы: оснащенность, обслуживание клиентов, эффективность, развитие. Группа «оснащенность» включает показатели: Количество документов библиотечного фонда на 1 жителя, 2. Пользовательская площадь на 1000жителей, 3. Количество сотрудников на 1000жителей, 4. Количество персональных компьютеров на жителей, 5. Количество Интернет-услуг, 6. Количество мероприятий на 1000 жителей. Группа «обслуживание клиентов»: 7. Количество посещений на 1 жителя, 8. Количество виртуальных посещений на 1 жителя, 9. Количество выдач на 1 жителя, 10. Обращаемость, 11. Общее количество часов работы в году на 1000 жителей, 12. Количество пунктов обслуживания. Группа «эффективность» (для показателей1 3, 16 самое низкое значение – лучшее): 13. Объем расходов на каждую выдачу, 14. Количество часов работы сотрудников на каждый час работы библиотеки, 15. Количество посещений на каждый час работы библиотеки, 16. Объем расходов на 1 посещение. Группа «развитие»: 17. Обновляемость библиотечного фонда, 18. Посещаемость обучающих занятий в расчете на 1 сотрудника, 19. Вложения в основные средства на 1 жителя.

С АЙТ ПРОЕКТА : HTTP :// WWW. BIX - BIBLIOTHEKSINDEX. DE HTTP :// WWW. BIX - BIBLIOTHEKSINDEX. DE

Р ЕЙТИНГ БИБЛИОТЕК

К ОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В Х АНТЫ - М АНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – Ю ГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА Концептуальная идея - цель: создание условий для развития качественно новой системы библиотечно-информационного обслуживания населения Югры с целью преодоления информационного неравенства населения округа и обеспечения доступности качественных библиотечных услуг Основные проблемы: 1. Недостаточные темпы и объемы развития информационных ресурсов библиотек, 2. Уровень кадрового потенциала, 3. Диспропорции в библиотечном обеспечении населения 4. Нарушение целостности информационно-библиотечного пространства и принципа сетевого развития библиотек

Н ЕДОСТАТОЧНЫЕ ТЕМПЫ И ОБЪЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕК Электронные ресурсы: Оснащение библиотек современными техническими средствами и программными продуктами Обеспечение систематического обновления парка компьютеров и специализированного программного обеспечения, Обеспечение подключения библиотек к сети Интернет, Развитие корпоративных технологий создания и использования электронных библиотечных ресурсов, Развитие системы удаленного обслуживания пользователей на основе IT, Создание сельских модельных библиотек,

Н ЕДОСТАТОЧНЫЕ ТЕМПЫ И ОБЪЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕК Документные ресурсы: Обеспечение регулярного поступления в библиотеки новых изданий, Создание системы финансовой поддержки процессов выравнивания книгообеспеченности жителей Югры, Создание и развитие страхового фонда краеведческих документов и местной печати

Д ИСПРОПОРЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ Обеспечение условий доступности и комфортности библиотечных зданий для всех категорий пользователей Обеспечение нормативных условий для размещения фондов, обслуживания пользователей, работы внутренних служб, Внедрение внестационарных форм библиотечного обслуживания, передвижных библиотек

У РОВЕНЬ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Обеспечение уровня оплаты труда, гарантирующего стабильность квалифицированного состава специалистов, Реализацию комплекса мер по материальному стимулированию библиотечных работников, Создание возможности профессиональной подготовки специалистов для библиотек на базе функционирующих в округе учебных заведений, Развитие системы непрерывного образования, Разработка системы мер для привлечения в профессию молодых специалистов и их закрепления в библиотеках

Н АРУШЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО - БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПРИНЦИПА СЕТЕВОГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК Функционирование системы межведомственного взаимодействия, Создание системы мер по укреплению и развитию центральных библиотек, Развитие структуры и функций региональной библиотеки, Реализация комплекса мер по формированию положительного имиджа библиотек, Поиск новых форм социокультурного взаимодействия библиотек с обществом

С ТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Ю ГРЫ Изменение модели общедоступной библиотеки: с гибридной на плюралистическую, Усиление просветительских, социальных, коммуникативных функций Усиление информационной функции через предоставление услуг в электронном виде, обучение информационной грамотности, внедрение форм электронного досуга Поиск новых форм социокультурного взаимодействия библиотек с обществом Поиск новых форм сетевого взаимодействия Развитие материально-технической базы библиотек, информатизации

Г РУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Ресурсы (какими ресурсами обладает) Внешнее окружение (как используются ресурсы) Социальная эффективность (оправдывают ли себя затраты) Развитие (имеется ли потенциал для развития)

С ТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ Библиотечная экспансия Укрепление материально- технической базы Улучшение информационных ресурсов Совершенствование библиотечных процессов Удовлетворенность клиентов Удовлетворенность сотрудников

П РИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ССП Достаточность имеющихся показателей Простота методики расчета Возможность визуализации результатов

В НЕШНИЙ РАКУРС Ресурсы (какими ресурсами обладает) Внешнее окружение (как используются ресурсы) Социальная эффективность (оправдывают ли себя затраты) Развитие (имеется ли потенциал для развития) Библиотечная экспансия Населения на 1 общедоступную библиотеку (тыс. человек) Общее количество часов работы в году на 1000 жителей (час.) Процент населения, пользующегося услугами общедоступных библиотек к общему числу пользователей всех библиотек муниципального образования (%) Число библиотечных пунктов на 1 стационарную библиотеку (ед.) Укрепление материально- технической базы Площадь библиотечных помещений на 1000 жителей (кв.м.) Площадь библиотечных помещений на 1 посещение (кв.м.) Посещений физических на 1 жителя (чел.) Индекс территориаль ной доступности

В НУТРЕННИЙ РАКУРС Ресурсы (какими ресурсами обладает) Внешнее окружение (как используются ресурсы) Социальная эффективность (оправдывают ли себя затраты) Развитие (имеется ли потенциал для развития) Улучшение информационных ресурсов Новых поступлений документов на 1000 жителей (экз.) Объем электронного каталога, представленно го в Интернет к объему библиотечного фонда (%) Выдач на 1 документ (экз.) Коэффициент обновляемости документного фонда Совершенствование библиотечных процессов ПК на 1 пользователя, подключенного посредством широкополосно го доступа к Интернет (шт.) Часов работы ПК на 1 пользователя в год (час.) Посещений виртуальных на 1 жителя (чел.) Индекс централизации технологических процессов, требующих высокой квалификации

Р АКУРС - ЛЮДИ Ресурсы (какими ресурсами обладает) Внешнее окружение (как используются ресурсы) Социальная эффективность (оправдывают ли себя затраты) Развитие (имеется ли потенциал для развития) Удовлетворенность клиентов Пользователей на 1 общедоступную библиотеку (тыс. чел.) Мероприятий на 1000 жителей (ед.) Доля населения, пользующегося библиотечными услугами и ресурсами (%) Текущие расходы на 1 посещение (руб.) Удовлетворенность сотрудников Число библиотечных сотрудников на 1000 жителей (чел.) Часов работы в год на 1000 жителей (час.) Часы работы сотрудников на каждый час работы библиотеки (час.) Количество академических часов форм повышения квалификации на 1 библиотечного сотрудника (час.)

1 ЭТАП : ПРЕВРАЩЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ И СТРАТЕГИИ В КОМПЛЕКС ЦЕЛЕЙ И МЕРОПРИЯТИЙ Разработка планов реализации «Концепции развития библиотечного дела в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «Концепции библиотечного обслуживания детей вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» на среднесрочный период, Разработка системы реализации концепций на основе Системы сбалансированных показателей и автоматизированного модуля для введения данных и построения рейтингов; обучение социологическим методам оценки ценности библиотек, Мониторинг состояния внестационарного библиотечного обслуживания, внедрение форм «диверсификации» библиотечного обслуживания (включения библиотечных пунктов в коммерческие, общественные пространства муниципальных образований), организация регионального смотра-конкурса социокультурных практик общедоступных библиотек по «диверсификации» библиотечного обслуживания