Библиотека – Ресурсный Информационно- Аналитический Центр университета. Будущее библиотек или куда мы идем? НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доступ к образовательному контенту: ВПРАВЕ или БЕЗ ПРАВА? 9-10 октября 2012 Smart e-learning.
Advertisements

Электронные ресурсы для высшей школы 16 марта 2011 г. Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена фундаментальная.
ЭБС – альтернатива традиционному учебному фонду вузовской библиотеки? Плюсы и минусы. Директор библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске Соловьёва Е.Д.
Предложения по созданию системы эффективного информационного обеспечения и оценки научно-исследовательской и образовательной деятельности в российских.
Информационные ресурсы и сервисы для науки и образования на платформе elibrary.ru: новые продукты и предложения Научно-практический семинар «Индекс научного.
Комплектование библиотек электронными ресурсами: что может предложить рынок? Костюк К. Н., ООО « Директ - Медиа » ЛИБНЕТ -2011, Звенигород.
Библиотеки и издательства в новой медийной среде Костюк Константин Николаевич Руководитель ЭБС «Университетская библиотека онлайн» Всероссийская научно-практическая.
Издательство «ЮРАЙТ» АССОРТИМЕНТ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЕ 900 грифованных учебников по различным направлениям для подготовки бакалавров и магистров Ведущие научные.
«Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной.
КУЗЬМИЧЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА ОПЫТ ВЫБОРА ЭБС БИБЛИОТЕКОЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТА – УНПК.
SCIENTIFIC ELECTRONIC LIBRARY.RU p r e s e n t s e.
Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» Научно-образовательный библиотечно-информационный центр (библиотека) ТГПУ им. Л.Н. Толстого Подготовила: Ловцова.
LOGO Библиотека регионального вуза в условиях информационного общества: проблемы и перспективы Библиотека регионального вуза в условиях информационного.
Практический опыт продвижения электронных ресурсов в вузовской среде Российский университет дружбы народов (На примере РУДН) Лотова Елена Юрьевна, Фомичева.
Некоторые данные исследования Дарья Мальцева, Исследовательская группа ЦИРКОН Выступление на круглом столе «Современная российская социологическая периодика:
Формирование электронного образовательного пространства вуза Концепция ЭБС ZNANIUM.COM Берберов Петр Алексеевич Научно-издательский центр «ИНФРА-М» Руководитель.
Многопрофильность. Надежность. Легитимность. Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека
«Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать!» Опыт использования ЭБС IPRbooks в Герценовском университете Светлана Александровна Морозова,
обилие и многообразие учебной и научной литературы; неограниченное количество пользователей; доступ к ресурсам ЭБС в любое время; возможность удалённого.
Задача издательства «ЮРАЙТ» - предоставить преподавателям и учащимся качественный образовательный контент КАЧЕСТВО Ведущие научные школы (МГУ, СПбГУ,
Транксрипт:

Библиотека – Ресурсный Информационно- Аналитический Центр университета. Будущее библиотек или куда мы идем? НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА В НАУЧНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПРОЕКТЫ» г. Владивосток, апреля 2013 г., Фундаментальная библиотека ДВФУ

Из статистического отчета мониторинговой компании Pingdom за 2012 год: - К 2014 году пользователей Интернет в России станет 80 млн. – более 70% населения страны. -Доля пользователей сети Интернет в возрасте до 25 лет составляет 45%; -Свыше 80% пользователей во всем мире посещают библиотеки виртуально Будущее библиотек или куда мы идем?

За последние 3 года Рынок печатных книг сократился на 20% Рынок электронных книг увеличился в 12 раз, В среднем – на 120% год Выпускают электронные книги – 42,9% издательств Планируют выпуск эл - х книг - -31,4% издательств От казалось от перехода на электронный формат – 20% издательств Способы продажи электронных книг: - Интернет-магазины и сайты агрегаторов – 43% - Электронно-библиотечные системы – 32% - Собственные сайты издательств – 18%

Изменение роли и функции книги и текста в медийном контексте Цит.: Книги России. Ежегодный доклад ФАПМС, 2012.

Рынок электронных книг в США: цивилизационная модель Данные: Price Waterhouse Cooper, 2012 «Переверни страницу: будущее электронных книг»

Рынок Е-книг в России Данные по рынку B2C компании «Литрес» в 2012

Совокупные данные и прогноз рынка Е-книг в России В Тыс. руб. – В 2014 перемахнет 1 млрд.

Будущее библиотек или куда мы идем? Переход науки и образования от книжного рынка к информационному: 1.Книжный рынок перестал быть базовым для информационного рынка. 2.Учебник перестал быть базовым форматом для наукотворческой модели образования. (базовый формат – самостоятельная работа). 3.Покупка книги перестала быть базовой формой рынка учебной книги. 4.Бумажная книга перестает быть базовой формой информационного обеспечения учебно-научного процесса. 5. БАЗОЙ информационно-библиотечного обеспечения становятся базы данных – потоковые форматы информации. Резюме: Ученый, пользователь не может быть покупателем баз данных. Весь груз приобретения информации ложится на библиотеки.

Будущее библиотек или куда мы идем? ВЫВОДЫ: 1. ОСНОВОЙ информационно- библиотечного обеспечения становятся базы данных или ЭПР – потоковые форматы информации. 2. Пользователь не может быть покупателем баз данных – только библиотека. Весь груз приобретения информации ложится на библиотеки.

Виды ресурсов электронных книг 1.Ресурсы открытого доступа. А) Пиратские ресурсы B) Легальные (грантовые) ресурсы. Экономика. Социология. Менеджмент, window.edu.ru, Auditorium.ruЭкономика. Социология. Менеджмент window.edu.ru C) Зарубежные открытые ресурсы Scientific Research Publishing, e-Print ArXive, Directory of Open Access Journals, Electronic Journals Library Scientific Research Publishinge-Print ArXive Directory of Open Access JournalsElectronic Journals Library 2. Ресурсы закрытого доступа. А) Закрытые ресурсы высокотехнологичной информации. Закрыты из соображений информационной безопасности. B) Внутренние университетские ресурсы. Закрыты из-за нерешенности вопроса авторских прав. С) Электронно-библиотечные системы и платные ресурсы. Закрыты по коммерческим соображениям. 6. Связь печатной и электронной книги – 27% (падает) 7. Плата за каждое использование – 8% (падает) Все легальные ресурсы электронных книг – платные и закрытые.

Особенности использования книги на разных платформах Стоимость одной и той же книги и коллекции может учитывать количество пользователей, а может и не учитывать («Лань»). Одна и та же книга может быть скачана в качественном PDF («Лань»), скачиваться отдельными главами (в РФ недоступно), отдельными страницами («Университетская библиотека онлайн») или может быть недоступна для скачивания и цитирования (б-ка дисс-ий РГБ). Одна и та же книга может предоставляться только онлайн, онлайн с правом скачки («Руконт»), а может скачиваться на компьютер пользователя (с защитой DRM). Оптимальный способ предоставления – в облаке, с возможностью доступа с компьютера, с планшета или ридера ( в «Университетской библиотеке онлайн» и «Литресе»). Самый внушительный объем сервисов работы с книгой, статистикой и библиотечными показателями – в «Университетской библиотеке онлайн»

Состав ресурсов Доля электронных ресурсов в общем объёме фондов Доля отечественных ресурсов в составе электронных Доля, % Доля отечест- венных ресурсов % Тип библиотеки В це- лом Вузов- ская Науч- ная Пуб- лич- ная до 1019,4%16,7%15,8% 10–2013,9%8,8% 30–408,3%5,3% более 5058,3%83,3%100%70,2% Итого100%

Русскоязычные ЭПР - ЭБС 88,1% БИБЛИОТЕК из вузовских библиотек имеют ЭБС 94,6%, среди научных библиотек – 84,6%, среди публичных – 66,7%

Формы доступа к ЭБС Индивидуальный доступ с удаленного компьютера по логину и паролю 58% Доступы по IP-адресам33% Коллективный доступ по логинам и паролям с привязкой к конкретному компьютеру, но без ограничения числа пользователей 4%4% Поэкземплярная электронная книговыдача, аналогичная традиционной схеме работы библиотеки 4%4% Доступ по IP+ индивидуальный доступ по логинам и паролям при условии регистрации на территории организации 2%2%

Доля бюджета на приобретение ЭПР, ЭБС в российских библиотеках ЭБС в библиотеках: как это работает на практике Университетская книга, Октябрь 2012 (11, 2012) 77,6% - расходуют до 10% бюджета 22,4% - свыше 10% бюджета

Факторы, влияющие на выбор ЭБС Критерии выбора ЭБС В % к итогу респон- дентов Приемлемая цена78 Полнота охвата по ассортименту 76 Наличие качественного грифованного контента 62 Дополнительные сервисы агрегатора 54 Рекомендации преподавателей40 Региональный аспект4

Подходы библиотек к формированию ЭБС Покупаем одну ЭБС, максимально отвечающую нашим запросам. Выбираем оптимальную по цене и качеству ЭБС и высылаем списки агрегатору для дальнейшего доукомплектования литературой, необходимой нашему вузу. На основе ЭБС «ЭЧЗ- БиблиоТех» формируем контент: приобретаем э- версии книг по заявкам кафедр и факультетов, а также загружаем электронные издания университета.

Наиболее активные пользователи ЭБС 94,2% библиотек с целью привлечения внимания потребителей к ЭБС используют различные способы информации и рекламы. 59,9% библиотек проводят обучающие мероприятия.

Оценка востребован- ности Тип библиотеки В целом Вузов- ская Науч- ная Пуб- личная Низкая74,3%36,4%83,3%67,3% Средняя 22,9%54,5%16,7%28,8% Высокая 2,9%9,1%3,8% Итого 100% Оценка востребованности ЭБС в библиотеках Не удовлетворены (по цене, форматам доступа, качеству контента), но стараются найти компромисс 73% Удовлетворенность от работы с ЭБС Удовлетворены 17% Считают, что ЭБС в таком варианте библиотекам не нужны 10%

Факторы, мешающие более активному развитию электронных ресурсов в образовании

Библиотеки вузов предлагают следующие методы повышения востребованности электронных ресурсов : Планирование увеличения бюджета библиотеки на подписку ЭПР и ЭБС Разъяснительная работа в вузе о преимуществах ЭПР, как одного из факторов повышения ККО. Особенно, перед аккредитацией Приглашение с выступлением компаний-поставщиков Фронтальное и систематическое обучение работе с Е- ресурсами персонала и пользователей силами специалистов библиотеки Е-рассылки и работа с ППС на кафедрах - обучение Размещение информации на сайте университета Использование социальных сетевых технологий Размещение на сайте библиотеки обучающих и рекламных материалов, оперативная помощь

Библиотека – Ресурсный Информационно- Аналитический Центр университета.

Стратегия и тактика: Размещение на платформе Контекстум работ ППС вуза – формирование ЭБС ВГУЭС и позиционирование её, как составной части ЭБС Руконт; Упорядочение и включение в ЭБС Руконт имеющейся на сервере коллекции видео-курсов, презентаций и пр. для очной и дистанционной форм обучения; Продвижение и реклама изданий через ЭБС Руконт и ЭБС Университетская библиотека – one - line, как фактор повышения рейтинга вуза и его авторов; Мониторинг ИЦ и публикационной активности ППС, как составного элемента рейтинга кафедр и ППС; Интерактивное и перманентное обучение всех категорий пользователей; Активное участие в проектах и программах университета.

Использованные ресурсы Бейлина Е. «Электронные ресурсы: от агрегации до востребованности». Семинар "Библиотека вуза в условиях реформирование системы образования". МГУ им. М.В. Ломоносова 8 апреля 2013 г., г. Москва Грехова Т.В. «Библиотека ВГУЭС – Ресурсный Информационно- Аналитический Центр университета. За нами – будущее» Семинар "Библиотека вуза в условиях реформирование системы образования". МГУ им. М.В. Ломоносова 8 апреля 2013 г., г. Москва Костюк К. Н. Сформировался ли у электронных книг рынок или «что почем»? Семинар "Библиотека вуза в условиях реформирование системы образования". МГУ им. М.В. Ломоносова 8 апреля 2013 г., г. Москва Юдина О.А. «Проблемы развития российских ресурсов в сфере образования и науки». Многопрофильность. Надежность. Легитимность. Семинар "Библиотека вуза в условиях реформирование системы образования". МГУ им. М.В. Ломоносова 8 апреля 2013 г., г. Москва

Татьяна Владимировна Грехова, канд.ист.н. директор РИАЦ ВГУЭС исполнительный директор консорциума «ТРИКОН» БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!