Школьное образование в Москве глазами участников образовательного процесса Е.М. Авраамова
Эмпирическая база исследования Социологический опрос, проведенный ИГРМ совместно с Левада-Центр осенью 2012 г. Опрошено - 25 директоров школ учителей родителей школьников
Модернизация школьного образования: Переход к новым формам учреждений (казенные, новые бюджетные, автономные) Переход к НПФ Укрупнение школьных учреждений – создание образовательных комплексов Введение ГИА Информатизация и компьютеризация школ Новая форма зачисления в школу Новые стандарты образования Новые формы оплаты учителей
Исследовательские вопросы: Восприятие перемен ключевыми участниками процесса Изменение состава учительского корпуса Изменение содержания труда учителей Субъективная оценка изменений материального и социального положения учителей Выстраивание образовательных стратегий в новых условиях Факторы, определяющие характер и направленность образовательных стратегий
Фокус исследования: Согласование интересов участников процесса Области дисбаланса интересов
Восприятие перемен (директора, учителя) неоднозначно. К положительным тенденциям отнесены: Улучшение материально-технического снабжения школ, в первую очередь, оснащение компьютерным оборудованием Улучшение ситуации с финансированием ремонтных работ Рост уровня заработной платы учителей, внедрение более гибких форм материального стимулирования (НСОТ); Решение кадровой проблемы как следствие изменений в сфере оплаты труда Изменения концептуальных подходов к обучению – расширение компетентностной составляющей Расширение информационного пространства у всех участников образовательного процесса, широкое внедрение в школу информационных технологий Усиление открытости, прозрачности в деятельности школы, налаживание обратных связей Удачно протекающее внедрение новых стандартов в начальной школе
Восприятие перемен (директора, учителя) неоднозначно. К негативным явлениям отнесены: Хаотичность и непоследовательность реформаторских усилий, обусловленная отсутствием ясного, стратегического видения целей и перспектив развития образования, и в целом отсутствие стабильности в работе системы образования Чрезмерная бюрократизация взаимоотношений с вышестоящими органами, вал отчетности, причем с существенным элементом дублирования Ориентация на неоправданную унификацию, стирание индивидуальных черт образовательных учреждений Методика подсчета рейтинга школ, не учитывающая множественность факторов и конкретных ситуаций Сроки перечисления школам поощрительных грантов, приводящие к невозможности их использования на материально-техническое развитие школ и, в силу этого, просто «проедаемые» в виде зарплат
Изменение состава учительского корпуса. Возрастная структура учительского корпуса
Воспроизводство кадров за счет приезжих из Подмосковья и других регионов Место получение учителями высшего образования
Обновление кадрового состава школ в течение последних пяти лет
Результативность кадрового воспроизводства учительских кадров Каким стал учительский коллектив вследствие притока новых кадров
Оценка преподавательского коллектива в школах различного типа Тип школыОценка коллектива, % Сильный состав Есть и сильные, и слабые учителя Если и есть сильные учителя, то их единицы Всег о Начальная школа - детский сад 62,537,50,0100 Школа с углубленной подготовкой 68,130,81,1100 Обычная общеобразоват. школа 59,639,11,3100 В целом 62,136,71,2100
Работать стало труднее по мнению 76,5% учителей. Причины:
Распределение нагрузки учителей в школе Среднее распределение нагрузки учителя
Использование учителями персонального компьютера 91,7% учителей ведут Электронный журнал
Занятость учителей
Взаимодействия учителей с администрацией школ Возрастны е группы учителей Удовлетворенность отношениями, % Полностью устраивают Не вполне устраивают Совершенно не устраивают Всег о Моложе 25 лет 66,729,83, – до 35 лет 65,931,92, – до 45 лет 65,031,83, – до 55 лет 64,832,62, лет и старше 75,623,70,7100
Взаимодействия учителей с учениками Возрастны е группы учителей Удовлетворенность отношениями, % Полностью устраивают Не вполне устраивают Совершенно не устраивают Всег о Моложе 25 лет 49,1 1, – до 35 лет 57,940,21, – до 45 лет 58,639,51, – до 55 лет 58,239,91, лет и старше 65,333,61,1100
Взаимодействия учителей с родителями школьников Возрастны е группы учителей Удовлетворенность отношениями, % Полностью устраивают Не вполне устраивают Совершенно не устраивают Всег о Моложе 25 лет 40,452,67, – до 35 лет 39,356,74, – до 45 лет 37,957,34, – до 55 лет 43,653,82, лет и старше 54,345,00,7100
Динамика материального положения учителей по данным статистики
Динамика материального положения учителей по субъективной оценке
Образовательные стратегии москвичей. Распределение по формам дошкольного образования
Посещение дошкольных учреждений в зависимости от материального положения семьи Социально- экономическое положение семьи Посещение учреждений (число респондентов, %) ЯслиДетский садДополнител ьные занятия Высокое20,783,966,3 Выше среднего21,187,059,6 Среднее26,885,761,8 Ниже средне24,292,755,2 Низкое30,393,936,4
Представления родителей первоклассников о необходимости дошкольной подготовки
Выбор школы. Представления родителей о важности поступления в хорошую школу Уровень согласия Число респондентов, % Необходимо с первого класса учиться в хорошей школе Основная задача первых классов – помочь ребенку освоиться в школе Необходимо с первого класса посещать дополнительные занятия, заниматься индивидуально Не согласны 9,56,013,5 Скорее не согласны 12,712,534,9 Скорее согласны 42,341,335,9 Полностью согласны 35,540,215,7 Всего100
Сложность устройства ребенка в 1 класс
Способы устройства ребенка в 1 класс
Требования к учителю. Дефицит желаемых качеств у учителя
Оценка учителями повышения качества школьного образования в связи с введением ЕГЭ и ГИА
Готова ли школа к тому, чтобы подготовить к сдаче ЕГЭ на высокие баллы; мнения учителей
Достаточность полученных в школе знаний для успешной сдачи ЕГЭ; мнения родителей
Посещение дополнительных занятий учениками 9 класса
Посещение дополнительных занятий в зависимости от успеваемости УспеваемостьЧисло респондентов, % ПосещаетПланируе т начать Не посещае т Всег о Отлично 74,014,311,7 100 Отлично и хорошо 66,620,313,1 100 Хорошо 65,520,314,2 100 Хорошо и удовлетворительно 64,822,512,7 100 Удовлетворительно и хуже 56,730,013,3 100
Посещение дополнительных занятий в зависимости от материальной обеспеченности семьи Уровень материальной обеспеченности Число респондентов, % Посещае т Планируе т начать Не посещае т Всег о Выше среднего64,921,613,5100 Средний66,419,913,7100 Ниже среднего / низкий60,726,812,5100
Направления дополнительной подготовки Направления Число респондентов, % ПосещаетПланируетНе посещает Всего Математика61,120,118,8100 Русский язык51,718,729,6100 Литература8,29,782,1100 История8,89,481,8100 Обществознание27,312,660,0100 География11,06,882,2100 Физика14,09,876,2100 Химия16,310,173,6100 Биология15,610,474,0100 Иностранные языки37,516,745,8100 Информатика11,47,980,7100 Спорт, оздоровление23,78,467,9100 Худож. творчество17,55,577,0100 Научно-тех. творчество2,93,893,3100 Другие предметы1,90,297,9100
Посещения занятий по спортивной подготовке, художественному и научно-техническому творчеству
Целеполагание дополнительных занятий
Выводы (I) 1. Относительно перемен существует - общее понимание их неизбежности всеми ключевыми субъектами - готовность их принять и действовать по новым правилам; - высокая адаптивность всех субъектов, быстрая реакция на изменения, подкрепленная усилиями ДОгМ по разъяснению и обучению инновациям. 2. Информатизация школ Баланс на стороне школы - в 90% школ учителями ведутся электронные журналы; 40% родителей не обращаются к электронным журналам. 3. Трудности взаимодействия учителей и учеников Не выстроен новый тип взаимодействий.
Выводы (II) 4. Трудности взаимодействия учителей и родителей Не выстроен новый – партнерский - тип взаимодействий 5. Включение дополнительных занятий в систему школьного образования Дополнительные занятия – социальная норма 6. Новая тенденция – выстраивание образовательных стратегий с дошкольного возраста