Психологическое обеспечение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов Зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ГОУ ДПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОЛЬЦЕВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА, кандидат педагогических наук, Челябинский государственный педагогический университет.
Advertisements

Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Технология формирования и контроля метапредметных универсальных учебных действий на примере курса Т. В. Меркуловой «Учимся учиться и действовать» Дудкина.
Диагностика универсальных учебных действий и мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся; - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.
Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС.
Психологическое сопровождение поточного обучения Презентация подготовлена Габдуллиной С.А., педагогом-психологом МАОУ «Лицей 8» г. Перми.
Мониторинг личностных УУД в процессе реализации ООП ОО Мизюркина Тамара Анатольевна Учитель начальных классов Синеутёсовский филиал МАОУ «Спасская СОШ»
Отслеживание динамики интеллектуального и личностного роста обучающихся.
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем.
Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» предлагает вниманию школ, учреждений дополнительного образования, гимназий, колледжей и лицеев.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОУ «СОШ 6» КЛАЩУС НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Ключевые профессиональные компетентности учителя.
Итоги реализации программы исследования уровня готовности школьников к школьному обучению Учитель начальных классов МОУ СОШ 11 п.Новый Ургал Батеева Оксана.
Транксрипт:

Психологическое обеспечение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов Зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ГОУ ДПО «ВИРО» Афанасьева Н.В.

Психологическое обеспечение реализации ФГОС Психологическое просвещение Участие в диагностике и проектировании образовательной деятельности Мониторинг УУД Разработка и методическое обеспечение программ дополнительного образования(тренинги коммуникативных навыков и умений, программы проблемно-разрешающего поведения, программы профильной и предпрофильной ориентации и др.) Проведение развивающих программ с подростками и старшеклассниками

Освоение технологии Процесс преобразования психолого- педагогической компетентности конкретного педагога Структура компетентности : мотивационный аспект, ценностно- смысловой, когнитивный, операционально-поведенческий, рефлексивно-оценочный.

Этапы психологического сопровождения инновационной деятельности 1. Диагностика проблем образовательной деятельности Роль психолога - психодиагност 2. Проведение инновационного семинара Цель - выделение приоритетных проблем образовательной деятельности, определение концептуальной основы Роль психолога – психодиагност, организатор диалога (полилога), поиска коллективных решений 3. Проведение обучающих семинаров, практикумов по теме инновационной деятельности Цель – уточнение рабочих понятий проекта Роль психолога – групповой консультант 4.Рефлексия педагогами собственной деятельности с точки зрения целевых ориентаций проекта Роль психолога – консультант

Этапы психологического сопровождения инновационной деятельности 5. Проведение семинаров, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., индивидуальных консультаций (при необходимости) Цель - создание условий для принятия новшеств, проведения проектировочной деятельности и супервизии 6. Проектирование уроков в микрогруппах Организатор процессного консультирования, диалога, эксперт в области развивающих задач урока 7. Проведение спроектированных уроков (иного вида деятельности) Цель - реализация замысла, решение выделенных проблем Роль психолога - наблюдатель 8. Обсуждение спроектированных уроков в микрогруппах Цель - выделение успешно решенных задач, переопределение нерешенных в позитивные цели Роль психолога – супервизор 9. Диагностика эффективности проводимой работы Цель – выявление динамики по основным показателям Роль психолога – психодиагност

Порядок работы по проектированию 1 шаг – совместное определение целей и задач работы 2 шаг – построение рефлексивной схемы, как основы анализа и отслеживания своих действий педагогом в нужном, требуемом направлении 3 шаг – проектирование и организация деятельности, наблюдение и супервизия ее психологом, другими педагогами 4 шаг – самоанализ деятельности с опорой на рефлексивную схему, выделение успешно решенных задач, переопределение нерешенных в позитивные цели 5 шаг – при удовлетворительном решении данной проблемы переход к задачам другого уровня, выбор новой рефлексивной схемы

Рефлексивные схемы - продукт совместной работы педагога и психолога, они фиксируют определенные поведенческие переменные, соотносимые с теми или иными психологическими феноменами, имеющими определенное теоретическое обоснование Принципы реализации рефлексивных схем: - операциональность - конкретность и адресность - позитивная направленность - диалогичность

Роль психолога в проектировочной группе отвечает за создание безоценочной среды, поддержки обеспечивает соблюдение принципов диалогического общения определяет позитивную направленность самооценочных процессов помогает понять, в каком направлении продвинулся педагог, что может явиться его следующей задачей в реализации проекта выступает как эксперт решения развивающих задач ОП

Афанасьева Н.В., Ястребова Г.А.Программа комплексной диагностики «Психолого- педагогическая и социальная готовность ребенка к школе» [Текст] / Под ред. Афанасьевой Н.В..- Вологда: Изд. центр ВИРО, 2011

Основные аспекты готовности к школе Специальная готовность (педагогический аспект) – знания, умения, сформированнос ть навыков Сбор информации: единая педагогическая диагностика Физическая готовность состояние здоровья, развитие физических функций и т.д. Сбор информации по документации, педагогическая диагностика Психологическ ая готовность Интеллектуаль ная готовность Эмоционально- волевая готовность Социальная готовность

Табл.1. Физическая готовность Специальная готовность Социально-психологическая готовность Развитие физических качеств: скорости, силы, гибкости, выносливости координации. Развитие игровой деятельности. Развитие речи. Элементарные математические представления. Предметная деятельность. Представления о мире. Развитие художественных навыков и культуры. Интеллектуальная зрелость Эмоционально-волевая зрелость Социальная готовность ПРИЕМСТВЕННОСТЬ Учет детским садом требований школы к ученику. Учет школой достижений и возможностей детей.

Групповая диагностика психологической готовности проводится в группах по 5 детей. Время проведения – мин. Последовательность проб: Теппнг-тест «Заселение дома» «Бусы» (Аргинская) Шифровка Индивидуальная диагностика. Последовательные картинки Слуховая память (10 слов) Запрещенные слова 3. Экспертная оценка социально- психологической готовности по параметрам

Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. [Текст] / Под ред. Н.В. Афанасьевой – Вологда: ВПК, – 80 с. В комплект входят следующие материалы: 1. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе. В рекомендациях дается описание общих подходов к изучению готовности первоклассников к обучению в школе в условиях внедрения ФГОС, организация обследования в образовательных учреждениях; описание используемых методик и особенностей их проведения, представлена система оценивания полученных данных. 2. Раздаточный материал для выполнения диагностических заданий. 3. Электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования учащихся и данные экспертных оценок учителей. Для ввода данных разработаны автоматизированные электронные формы таблиц в программе Excel. 4. Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе (для учителей и психологов). В рекомендациях описываются основные показатели готовности к обучению в школе, шкалы для их оценки, рекомендации по анализу профилей готовности и организации индивидуальной поддержки отдельных учащихся при обучении в первом классе.

1. «Анкета для изучения школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова) 2*.«Изучение учебной мотивации» (М.Р. Гинзбург) 3. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (мод. А.М. Прихожан) 4*. Методика «Лесенка» 5. Методика «Оцени поступок» 6*. Методика «Ситуации» 7. Методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В. Репкина) 8* Методика «Выкладывание узора из кубика» (П.Я. Гальперин) 9. Методика отслеживание уровня коммуникативных навыков у учащихся (Г.А. Цукерман) 10*. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) 11. Методика определение уровня развития словесно – логического мышления у первоклассников (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров) 12*. Тест Равена в модификации Л.А. Ясюковой 13. Методика «Кодирование»

Методы диагностики Экспертные оценки (Методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности Г.В Репкиной, отслеживание уровня коммуникативных навыков у учащихся по методике Г.А.Цукерман). Экспертами выступают учителя. Методики, которые выполняются в малых группах (Н.Г. Лусканова «Анкета для изучения школьной мотивации» (или методика М.Г.Гинзбурга) мин, анкета «Оцени поступок» в модиф. Е.А. Кургановой, О.А. Кабардовой)-10 мин., тест Равена в модификации Л.А. Ясюковой – мин. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976) - 2 мин. Индивидуальная диагностика (Определение уровня развития словесно – логического мышления у первоклассников (Переслени Л. И., Чупров Л. Ф.) - 10 –15 минут на одного ребенка.