«Росатом»: опыт и подходы в развитии национальной ядерной инфраструктуры Соколов Ю.А., Ситников А.Е. Русатом Оверсиз Россия ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект предлагает сотрудничество в области технического регулирования, в том числе стандартизации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Advertisements

1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Выполнение решений двенадцатого заседания Комиссии государств – участников Содружества Независимых Государств Тринадцатое заседание Комиссии государств.
О реализации проекта строительства АЭС в Республике Беларусь О реализации проекта строительства АЭС в Республике Беларусь Михадюк Михаил Иванович заместитель.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Индекс Наименование планируемых мероприятий Формы реализации. Мероприятия 1. Координация заключенных в рамках Содружества международных договоров, проектов.
«Создание пилотной зоны комплексной системы мониторинга защиты населения на территории Приморского края»
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Докладчик:Директор Центра профессиональных компетенций в строительстве НОУ ДПО «ЦИПК», к.т.н., доцент, С.В. Федоров Подготовка персонала строительно-монтажных.
Развитие регулирующей системы в области ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Ситуационно-кризисный центр Росатома (СКЦ) Ситуационно-Кризисный Центр (СКЦ) задумывался как информационно-аналитический центр, призванный оказывать поддержку.
Направления сотрудничества государств – участников СНГ в области ВИЭ К.т.н. В.Л. Лихачев ИНЭИ РАН / ИЭ НИУ ВШЭ / РГ по энергоэффективности и ВИЭ ЭЭС СНГ.
Строительство АЭС и безопасность населения Заместитель Министра здравоохранения – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь КАЧАН В.И.
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
Транксрипт:

«Росатом»: опыт и подходы в развитии национальной ядерной инфраструктуры Соколов Ю.А., Ситников А.Е. Русатом Оверсиз Россия ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «РОСАТОМ» Минск, 02 апреля 2013 г.

Страны, рассматривающие строительство АЭС ( данные МАГАТЭ) Имеющие АЭС Рассматривающие строительство АЭС

Проекты технического сотрудничества МАГАТЭ (данные МАГАТЭ) Сохраняется тенденция устойчивого роста числа национальных и региональных проектов в области развития ядерной инфраструктуры

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Устойчивое развитие « Устойчивое развитие» (sustainable development) наилучшим образом было определено Комиссией Брундтланд как «развитие, удовлетворяющее потребности нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». С 1 мая 2007 г. была специальным посланником Генерального секретаря ООН по проблеме изменения климата. на натуральном сельском хозяйстве, к современным индустриальным и сервис-ориентированным обществам. Достаточное и доступное энергообеспечение является ключевым фактором для экономического развития и перехода от экономики, основанной Гру Харлем Брундтланд норвежский общественный и политический деятель.

Страна должна видеть ядерно-энергетичекую программу в перспективе обеспечить вклад ядерно-энергетических систем в устойчивое развитие и энергообеспечение в 21 веке; обеспечить вклад ядерно-энергетических систем в устойчивое развитие и энергообеспечение в 21 веке; держатели и пользователи ядерных технологий должны совместно рассмотреть необходимые инновации в развитии ядерных реакторов и технологий ядерного топливного цикла держатели и пользователи ядерных технологий должны совместно рассмотреть необходимые инновации в развитии ядерных реакторов и технологий ядерного топливного цикла

Архитектура требований ИНПРО Базовые принципы: Базовые принципы: определяют цели устойчивого развития Ядерно- энергетической системы (ЯЭС) Требования Пользователя: Требования Пользователя: определяют действия проектировщика, эксплуатирующей организации, промышленности и/или государства для достижения цели, определенной в Базовых принципах. Критерии (Признаки и пределы приемлемости): Критерии (Признаки и пределы приемлемости): позволяют экспертам проверить, были ли выполненны Требования Пользователя. Области оценки в ИНПРО: Инфраструктура Экономика | Инфраструктура | Обращение с РАО| Нераспространение | Физзащита | Безопасность | Окружающая среда

Ядерная медицина АЭС, производ ство энергии Ядерная инфраструктура – основа для любой ЯЭ программы Национальная ядерно- энергетическая программа Ядерная инфраструктура для управления и регулирования национальной ядерной программы Добыча урана Промышленные приложения АЭС Производство энергии Иссл. реакторы производство изотопов Ядерная медицина

Рубежи развития инфраструктуры (milestones) осознание Рубеж 1: осознание и понимание обязательств запросу конкурсных предложений Рубеж 2: готовность к запросу конкурсных предложений по строительству первой АЭС ввести в строй и эксплуатировать Рубеж 3: готовность ввести в строй и эксплуатировать первую АЭС

МАГАТЭ – шаги в развитии ЯЭ программы и инфраструктуры обязательств Рассмотрение обязательств до принятия решений о строительстве АЭС (Milestones) Этапы подготовки ядерной инфраструктуры (Milestones) Самооценка состояния ЯИ (INIR), Миссия МАГАТЭ по оценке ЯИ (INIR), (IWP) Разработка сводного плана работ по развитию ЯИ (IWP) Координация усилий Координация усилий (двухсторонних и международных)

Этапы развития инфраструктуры ядерно- энергетической программы в стране-новичке Россия готова оказывать содействие своим партнерам – странам-новичкам в разработке, создании, совершенствовании инфраструктуры управления и регулирования национальной ядерно-энергетической программы (ЯЭП) и развития в направлении решения каждого из 19 связанных с ЯИ вопросов, охватывающих диапазон от национальной позиции правительства в отношении ядерной энергетики до закупки оборудования и услуг для первой АЭС на всех этапах ее развития от принятия решения о создании ЯЭП.

The content of this presentation is for discussion purposes only, shall not be considered as an offer and doesnt lead to any obligations to Rosatom and its affiliated companies. Rosatom disclaims all responsibility for any and all mistakes, quality and completeness of the information. Росатом предлагает комплексное решение по становлению ядерной программы Интегрированное предложение Росатома для ядерной программы Энергетическое решение Знания, умения, кадровый потенциал Промышленное решение Финансовое решение Ядерная инфраструктура для регулирования и управления ЯЭ программой

12

Структуры зарубежных стран, оказывающие содействие странам-новичкам в развитии национальной атомной энергетики. Государственные организации всех стран-конкурентов - поставщиков ядерных технологий (Франция, Япония, Республика Корея и США) руководствуясь своими стратегическими национальными интересами оказывают содействие странам-новичкам в создании и совершенствовании национальной ядерной инфраструктуры Это создает заблаговременно благоприятную среду и мощные предпосылки для проникновения и закрепления их ядерных технологий в этих странах на длительную перспективу. Правительства этих стран создают, способствуют и финансируют деятельность специально созданных для этих целей национальных структур для координации и консолидации деятельности своих правительственных, промышленных, научно-исследовательских и частных организаций в области ЯИ

Комплексное предложение по ЯИ должно включать: Road map развития каждого элемента ЯИ Подготовку учебных курсов и методических материалов Обучение, переподготовку и стажировку, тренинг на оборудовании Разработку, адаптацию нормативных документов, анализ «стратегий», планов, имеющейся нормативно-правовой базы Конкретные решения по реализации функций данного элемента ЯИ, основанные на примерах (Информационный центр, СКЦ - аварийное реагирование, физическая защита, УТЦ - учебно-тренировочные центры) Оценку стоимости услуг

Русатом Оверсиз: Экспертное предложение Решение вопросов развития ядерной инфраструктуры страны-новичка может быть обеспечено помощью российского экспертного сообщества

Проведено обучение российских экспертов для оценки ядерной инфраструктуры стран-новичков» ЦИПК, г.Обнинск, Россия, 3 – 7 декабря 2012 г, Семинар по подготовке российских экспертов В период 3-7 декабря 2012 г. на базе НОУ ДПО «ЦИПК» проводился Семинар по подготовке российских экспертов, которые будут участвовать в деятельности по поддержке создания ядерной инфраструктуры в новых ядерных странах. национальные планы развития статус В семинаре приняли участие представители МАГАТЭ, Бангладеш, Вьетнама и Беларуси, представившие свои национальные планы развития ядерно-энергетических программ и статус создания национальной ядерной инфраструктуры. учебных материалов российского опыта и международных рекомендаций Главная задача - подготовка практических рекомендаций и учебных материалов комплексного российского предложения в области ядерной инфраструктуры, формирование содержания и типовой дорожной карты развития соответствующих элементов ядерной инфраструктуры с использованием российского опыта и международных рекомендаций.

Миссия INIR в Республике Беларусь NENP/ _Approved_INIR_Report_Belarus.pdf Ключевыми сферами практического взаимодействия Республики Беларусь и МАГАТЭ являются: развитие ядерной энергетической инфраструктуры развитие ядерной энергетической инфраструктуры в целях подготовки к строительству Белорусской АЭС укрепление ядерной и радиационной безопасности.

Основа для российско–белорусского сотрудничества по совершенствованию ядерной инфраструктуры Республики Беларусь на плановой и долгосрочной основе самооценку национальный план действий Интегрированного плана Республика Беларусь провела самооценку на основе рекомендаций миссии МАГАТЭ, подготовила национальный план действий и сейчас находится на стадии разработки Интегрированного плана действий по выполнению рекомендаций миссии INIR. содействие МАГАТЭРоссии - стратегического партнера Интегрированный план предусматривает содействие в развитии национальной ядерной инфраструктуры как со стороны МАГАТЭ, так и со стороны России - стратегического партнера по реализации проекта строительства АЭС. «Росатом» экспертную поддержку в разработке и выполнении «Росатом» подтвердил свою готовность оказать необходимую экспертную поддержку в разработке и выполнении Интегрированного плана.

Области взаимодействия по Интегрированному плану Совершенствование Национального ядерного законодательства Законодательства в части физической защиты ядерных материалов Деятельности регулирующих и надзорных органов (цели, задачи, персонал, надзорная деятельность за соблюдением ядерной и радиационной безопасности, включая защиту персонала, населения, медицинские аспекты и т.д.) Научной поддержки строительства и эксплуатации АЭС Оказание содействия в Передаче российского опыта по разработке и внедрению процессов управления (GS–R-3, GS-G-3.1) Подготовке кадров для ЯИ и управлении человеческими ресурсами Применению гарантий МАГАТЭ на построенные АЭС Подготовке национальной стратегии по обращению с РАО и ОЯТ Создании систем сбора, обработки и хранения информации по опыту эксплуатации АЭС Создании системы оповещения населения и государственных органов на случай ядерной или радиационной аварии

Ситуационно-Кризисный Центр (СКЦ) - информационно-аналитический центр, оказывает поддержку принятию решений руководством атомной отрасли как в повседневном режиме, так и в случае возникновения нештатных ситуаций. Основные направления деятельности: в режиме повседневной деятельности СКЦ осуществляет непрерывный контроль текущего состояния объектов отрасли: радиационной обстановки, технологических параметров, финансово- экономической ситуации. Осуществляется контроль перевозок ядерных материалов и радиоактивных веществ. В случае чрезвычайной ситуации СКЦ осуществляет аварийное оповещение членов Отраслевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и экспертных групп Росатома, обеспечивает их информационно-аналитическую поддержку, организует взаимодействие с российскими министерствами и ведомствами, МАГАТЭ, зарубежными организациями Ситуационно-кризисный центр Росатома (СКЦ)

Кризисные центры и центры технической поддержки АЭС КЦ РЭА СКЦРосатомаСКЦРосатома ЦТП ВНИИАЭС АТЦ г. Нововоронеж ЦТП ОКБ ГП ЦТП ОКБМ ЦТП ФЭИ ЦТП РНЦ КИ ЦТП НИКИЭТ ЦТП ИБРАЭ РАН ЦТП НПО «Тайфун» ЦТП ГНЦ ИБФ ЦТП АЭП Федеральные органы исполнительной власти исполнительной власти

Создание системы подготовки кадров для ядерной инфраструктуры Цель проекта: создания системы подготовки кадров, как части ядерной инфраструктуры, обеспечивающей развитие и управление ядерно-энергетической программой Задачи проекта: 1. Разработка предложений по вопросам подготовки кадров (ПК) для управления и развития ядерно-энергетической программы, включающие разделы концепция национального плана ПК, структура, содержание, функции системы ПК, российский опыт в создании системы ПК (практические тренинги, использование российских элементов и систем в области ПК, создание учебных центров и т.д.) организация взаимодействия с поставщиком в ПК. 2. Разработка англоязычного учебного курса на 36 академических часов для руководителей высшего и среднего уровня ответственных за ПК. Учебные модули курса: Разработка стратегических планов и планов подготовки кадров для организаций; Подготовка специалистов в ВУЗ; Повышение и поддержание квалификации Интегрированный учебный план. Интегрированный учебно-тренировочный центр Результат воплощения проекта: Создание национальной системы ПК, обеспечивающей безопасное развитие и функционирование ядерно-энергетической программы.

Создание инфраструктуры поддержки применения гарантий МАГАТЭ к установкам ядерного топливного цикла в странах «новичках» Целью проекта является: 1. Создание комплекта документов, описывающих основные этапы создания инфраструктуры и описанием каждого этапа и выдачей рекомендаций. 2.Разработка курса лекций с конкретными рекомендациями разработчикам: государственной системы учета и контроля ядерных материалов на уровне государства и на уровне оператора установки; подходов по применению гарантий МАГАТЭ на конкретных типах установок; обязательных документов, требующих согласования по Соглашению о применении полноохватных гарантий МАГАТЭ, таких как Дополнительные договоренности, Приложение по установке и Вопросник по информации о конструкции установки и других вопросов, связанных с развитием инфраструктуры в странах «новичках». Результат воплощения проекта: Подготовка кадров в странах «новичках», для создания в стране национальной инфраструктуры поддержки применения Гарантий МАГАТЭ к установкам ядерного топливного цикла.

Аварийно-технические центры Госкорпорации «Росатом» EMERGENCE RESPONSE CENTRE OF MINATOM OF RUSSIA, St. Petersburg Seversk Branch Glazov Branch Novovoronezh Branch Moscow Branch «EPRON» Branch

Информационные центры Росатома Murmansk Kaliningrad Saratov Voronezh Moscow Smolensk Sankt-Peterburg Yekaterinburg Novosibirsk Tomsk Krasnoyarsk Ulyanovsk Nizhny Novgorod Vladimir Rostov-on-Don Chelyabinsk Petropavlovsk-Kamchatsky Сегодня информационные центры работают в Регионах России

Зарубежные информационные центры Росатома Наши центры работают в Турции, Вьетнаме Планируется открыть центры в Беларуси, Бангладеш Hanoi Mersin

The content of this presentation is for discussion purposes only, shall not be considered as an offer and doesnt lead to any obligations to Rosatom and its affiliated companies. Rosatom disclaims all responsibility for any and all mistakes, quality and completeness of the information. Андрей Ситников Старший менеджер Департамента глобальной ядерной инфраструктуры ЗАО, Росатом ядерной инфраструктуры ЗАО Русатом Оверсиз, Росатом Спасибо за внимание