Китай-город Местность, прилегающая к Кремлю, еще в XII веке стала заселиться ремесленниками и торговцами, получив название Посад. В 1534 г. Посад был обнесен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ломоносов и Москва. "Москва - великий город, первого рангу во всей Европе", - так говорил Михаил Васильевич Ломоносов о городе, с которым связаны были.
Advertisements

План: 1. Развитие России требовало грамотных людей 2. К знаниям потихоньку приобщались 3. Большинство крестьян оставалось неграмотным 4. Развивалось книгопечатание.
Тема: Культура России XVII века.. Образование и письменность. Литература В XVII веке увеличивается число грамотных людей. В первой половине XVII.
Обмирщение русской культуры в XVII веке. Обмирщение культуры – это усиление светских начал в культуре, освобождение от церковного влияния.
Школы и Академия.. В 40-х гг. XVII в. Ф.М.Ртищев пригласил из Киева ученых-монахов. Они должны были обучать в Андреевском монастыре славянскому и греческому.
ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА И БЫТ В XVII веке Тема урока 1.Грамотность и просвещение 2.Литература 3.Архитектура 4.Живопись 5.Быт в XVII веке.
Методическая разработка по истории (7 класс) по теме: Культура Руси в. в
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА В ХVII ВЕКЕ План: План: 1.Грамотность и просвещение 2.Литература 3.Театр.
Общие черты: XVII век переходный от традиционной к средневековой культуре. Широкое обмирщение, постепенное разрушение средневекового всецело религиозного.
«Нарышкинское барокко» и Дивное узорочье. Нарышкинское или московское барокко - название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца.
Образование в XVIIв. Подготовила ученица 7 «А» класса Ульченко Юлия.
О ком рассказывают надгробия Александро-Невской лавры. Борисов Максим Сергеевич ученик 8 А класса.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVI ВЕКА Расцвет русского зодчества Презентация ученика 7 В класса Курдюкова Артема.
Тема урока: « Образование и культура в XVII веке» История России, 7 класс.
Культура России XVII века. Обмирщение культуры- усиление светских начал в культуре.
История России. 10 класс 2011 г.. Тема урока : « Русская культура XVIII века »
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Культура XVI века. В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется.
Богоявленский монастырь (Богоявленский переулок) ИсторияАрхитектура Братья Лихуды Автор – Михайловская Н.А.
Грамотность стала залогом успеха и в хозяйственной жизни, и на государевой службе. Среди населения крупных городов доля грамотных составляла почти половину.
Транксрипт:

Китай-город Местность, прилегающая к Кремлю, еще в XII веке стала заселиться ремесленниками и торговцами, получив название Посад. В 1534 г. Посад был обнесен рвом и укреплениями из дерева и земли. Бояре и духовенство стали постепенно вытеснять отсюда прежнее население, которое ушло в Замоскворечье. Тогда же Посад получил новое имя «Китай-город», от слова «кита», обозначавшего связку жердей, которой укрепляли земляной ров и вал. В гг. итальянский зодчий Петрок Малой возводит вокруг Посада Китайгородскую кирпичную стену с каменной забутовкой. Длина стены равнялась 2,6 км, высота более 6 м, толщина около 6 м. Стену скрепляли 14 башен, из них 6 воротных. В 1934 году стена была разобрана. Восстановлены фрагменты в Китайгородском проезде, а также со стороны Охотного ряда. Также восстановлены Иверские ворота. Границами Китай-города являются современные улицы Никольская и Варварка (с севера и юга). Между ними находится Ильинка.

Заиконоспасский монастырь в Москве Автор – Соколова Юля, 10 класс «Г», гимназия 1543.

Заиконоспасский монастырь (Никольская улица, дома 7-9)Никольская улица История и архитектура Славяно-греко- латинская академия Учителя и ученики Конец Академии

Никольская улица Улица была названа по Никольской башне Кремля, к которой она вела. В XVII – первой половине XVIII века эта улица была центром московского просвещения. На ней издавна стояли несколько монастырей – центров образованности Древней Руси. Здесь были Печатный двор, книжные и иконные лавки, возникла Славяно-греко-латинская академия. На так называемом Сигизмундовом плане, датируемом 1610 годом, по обеим сторонам улицы обозначены «мастерские художников», т.е.иконописцев. Здесь находилось несколько усадеб, принадлежавших знатнейшим фамилиям – Телятевским, Шереметьевым, Черкасским, Романовым, Долгоруковым и пр. В начале улицы устанавливались триумфальные арки к торжественным случаям: по случаю петровских побед в 1701 г. (взятие Нотебурга) и в 1721 г. (окончание Северной войны); к коронации Анны Иоанновны в 1728 г., коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. (арх.И.Ф.Мичурин) и коронации Екатерины II в 1762 г.

Заиконоспасский монастырь Возник в 1600 году на территории одного из древнейших московских монастырей - Николы старого. Однако вскоре из-за нового отошедшего к нему участка вдоль Никольской улицы, который располагался за Иконными рядами, он получил более популярное название «Заиконоспасский». Монастырь известен в первую очередь благодаря тому, что в гг в нем размещалась Славяно-греко- латинская академия - первое высшее учебное заведение России.

В годах по обету князя Федора Федоровича Волконского и по указу царя Алексея Михайловича на месте старого храма был возведен собор, включивший две церкви: нижнюю - Спаса Нерукотворного Образа и верхнюю, во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости. Это один из самых изящных архитектурных памятников московского барокко. В основе – восьмерик на четверике, завершение изящной вытянутой главкой. Характерны для барокко круглые окна-люкарны, украшенные декоративной лепкой. Традиционно для московской архитектуры этого времени нарядное двуцветие.

По мнению некоторых исследователей архитектором собора являлся Иван Зарудный на основании сходства деталей с другими произведениями зодчего - Меньшиковой башней и церковью Иоанна Воина на Якиманке. В пожаре 1737 года верхняя церковь сгорела. Ее выстроили заново в 1742 году. Колокольня над святыми воротами была воздвигнута в 1842 году.

Здание Академии Двухэтажный Учительский корпус датируется 20-ми годами 18 века (архитектор И.П.Зарудный). Два нижних этажа Братского корпуса построены в 1686 году, а третий этаж и общее оформление фасада в 1886 г. (архитектор В.Д.Шер). В Братском корпусе жили наставники академии, бывшие в то же время и монахами Заиконоспасского монастыря. Второй этаж Учительского корпуса занимали квартиры настоятеля, префекта академии и преподавателей. На первом размещались студенты. Учительский (слева) и Братский корпуса

Здание духовного училища ( гг., Архитектор О.И. Бове) стоит на месте бывшего коллегиума, главного здания академии. Колокольня соединяет два корпуса Сейчас на здании колокольни ( после октябрьской революции она лишился своего завершения) находится мемориальная доска.

Славяно-греко-латинская академия В 1665 г. при монастыре была устроена школа, для которой были выстроены особые Деревянные хоромы. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Первоначально учащиеся были набраны из молодых подьячих разных приказов. В их числе находился Семен Агафонович Медведев, впоследствии постригшийся в монахи под именем Сильвестра и ставший писателем и ученым. Школа готовила образованных подьячих для центральных правительственных учреждений. Знание латинского языка как международного было важно для чинов Посольского приказа. Все эти начинания завершились в 1687 г. созданием Славяно-греко-латинской академии, руководимой греками, родными братьями Иоанникием и Софронием Лихудами.

Структура Академии По проекту Симеона Полоцкого сюда должны приниматься «всякого чина, сана и возраста люди, точию (только) православныя Христианския восточныя веры приходящие ради научения». Социальный состав учащихся был пестрым: сын кабального человека, конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Обучение продолжалось до 12–15 лет; по характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам, выпуская не только богословов, но и специалистов для государственной службы – переводчиков, медиков. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая тем самым основному преподавательскому составу.

Обучение В XVII в. в академии, объединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, латинский и славянский языки, география, история, арифметика, богословие, основное внимание уделялось греческому языку. С начала XVIII в., после преобразований, проведенных новым ректором Стефаном Яворским, курс обучения расширился (добавились немецкий и французский языки, медицина, физика, философия и др.); ведущее место занял латинский язык.

Школьный театр С.Полоцкий способствовал развитию театра в академии. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии.

Основатели Академии Симеон Полоцкий. (Гравюра начала 19 века) Иоанникий Лихуд.(Гравюра первой половины 18 века).

Симеон Полоцкий В миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович, монах полоцкого Богоявленского монастыря приехал в Москву в 1664 году в возрасте 36 лет. До этого он окончил Киевскую духовную академию, знал греческий, латинский и польский языки, получил известность как незаурядный проповедник, поэт, драматург, увлеченно занимающийся еще и астрологией и космогонией. По приглашению царя Алексея Михайловича был наставником его детей – царевичей Алексея, Федора и царевны Софьи. Помощниками Полоцкого в воспитании царских детей были его ученики Сильвестр Медведев м Карион Истомин.

Позднее Симеон Полоцкий составил «Букварь» для маленького царевича Петра Алексеевича. Отрок юный, от детства учися, Письмена знати и разум потщися; Не возленися трудов положити, Имать бо польза многая быти.

Симеон Полоцкий погребен в монастыре в бывшей трапезной в нижнем храме (умер 25 августа 1680 г.), над гробом его эпитафия, написанная Сильвестром Медведевым, его учеником и преемником, в 12 статьяx по 2 «вирши» : Зряй, человече, сей гроб, сердцем умилися, О смерти учителя славна прослезися: Учитель бо зде токмо един таков бывый, Богослов правый, церкви догмата хранивший. Муж благоверный, церкви и царству потребный, Проповедию слова народу полезный, Симеон Петровский от всех верных любимый, За смиренномудрие преудивляемый… «Вирши» Сильвестра Медведева

Плиты с эпитафией Сильвестра Медведева

Братья Лихуды Здесь же погребен основатель Академии, иеромонах, писатель, доктор богословских и философских наук Иоанникий Лихуд надпись на греческом языке была составлена братом его Софронием Лихудом. Об истории этих просветителей мы расскажем вам позже, посещая Богоявленский монастырь.

Знаменитые ученики Академии Преподаватели академии и ее ученики были видными деятелями эпохи. Академия имела характер духовного учебного заведения, дала церкви и России многих просвещенных иерархов и проповедников; из учеников Академии известны: сатирик князь Антиох Дмитриевич Кантемир, ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, издатель первой «Арифметики» Леонтий Филиппович Магницкий, архитектор Василий Иванович Баженов, историк Н.Н.Бантыш-Каменский, изобретатель русского фарфора Д.И.Виноградов, географ С.П.Крашенинников, профессор Московского университета С.Г.Забелин.

Михаил Васильевич Ломоносов Начал свое обучение в 20- летнем возрасте среди маленьких мальчиков. За один год окончил три класса, на втором году писал латинские стихи. Обучался здесь 5 лет, был лучшим учеником и в 1734 году в числе лучших студентов был послан в Петербург в академический университет.

Стихи Ломоносова, написанные в академии и удостоенные оценки «pulchre» – «прекрасно» Услышали мухи Медовые духи, Прилетевши, сели, В радости запели; Едва стали ясти, Попали в напасти, Увязли бо ноги. Ах! Плачут убоги, Меду полизали, А сами пропали.

Закрытие Академии С учреждением Академического университета в Петербурге (1725) и Московского университета (1755) академия стала терять свое значение как общеобразовательное учебное заведение и превратилась в высшую богословскую школу. В 1814 году она была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне г. Загорск). До 1822 г. здесь находилось духовное училище, затем Московская духовная семинария, а с 1852 г. Заиконоспасское духовное училище, в советское время средняя школа им.Ломоносова. Сейчас храм и постройки принадлежат церкви.