Исследовательская работа «Формирование акцентологических умений младших школьников в процессе изучения русского языка» Презентацию подготовила учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила: Салкимбаева А.М.
Advertisements

МОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа» Автор проекта: Дахина А.Ш., учитель русского языка и литературы 2011 КУЛЬТУРА РЕЧИ.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Исполнитель: Плетнева Елена Владимировна Научный руководитель: Медведева.
Урок русского языка в 5 классе. Ударение. Нормы литературного ударения. Орфоэпия.
Развитие фонематического восприятия у учащихся первых классов в условиях логопункта общеобразовательной школы.
Региональная программа 2009 года по физической культуре - как условие физического развития школьников.
Специфика изучения глагола в начальной школе по системе Н. Ф. Виноградовой « Начальная школа XXI века » Глагол.
Орфоэпия 5 класс разумовская
Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДИНАМИКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ 1 г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД Подготовил преподаватель физвоспитания.
Исследовательская работа «Как читают в нашей школе» Выполнила: Боровец Алина ученица 4а класса МБОУ СОШ 4 г. Салехард Без чтения нет настоящего образования,
L/O/G/O РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ КУРСОВ «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»
Презентация к защите дипломной работы на тему "Развитие культуры письменной речи на уроках русского языка"
Автор Шалабаева Т.В. Воспитатель МДОУ Д/С 51 «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников»
Квалификационная работа по теме: «Моделирование как средство обучения решению арифметических задач младших школьников на уроках математики»
Тема выпускной квалификационной работы « Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Транксрипт:

Исследовательская работа «Формирование акцентологических умений младших школьников в процессе изучения русского языка» Презентацию подготовила учитель начальных классов Горьковец Анна Геннадьевна

Актуальность актуальность проблемы формирования речевой культуры обусловлена тем обстоятельством, что в последние десятилетия наблюдается пренебрежение нормами литературного языка, прежде всего акцентологическими.

Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в эффективном формировании акцентологических умений младших школьников в начальной школе.

Объектом исследования является речевая культура младших школьников, а предметом – процесс формирования акцентологических умений учащихся начальной школы в процессе изучения русского языка по УМК «Начальная школа 21 века».

Гипотеза исследования процесс овладения акцентологическими умениями младшими школьниками будет успешным при соблюдении ряда условий: если используются разнообразные методы и приемы обучения; если подобраны специальные акцентологические упражнения; если акцентологическая работа ведется на уроках русского языка, литературного чтения; если учащиеся поймут важность овладения акцентологическими умениями.

Задачи проанализировать научную литературу по теме исследования и выявить предпосылки работы по акцентологии в начальной школе; выявить возможности программы и учебников по русскому языку УМК «Начальная школа 21 века» в формировании акцентологических умений младших школьников; провести экспериментальную работу в начальной школе; проверить эффективность предполагаемой гипотезы.

Методы исследования теоретический анализ научной литературы; беседы; наблюдение; тестирование; анализ продуктов деятельности школьников; методический эксперимент.

Акцентология (от лат. accentus - ударение, акцент и греч. logos - слово, учение) 1) Система акцентных (просодических) средств (иначе ак­центуация), т.е. ударение и связанные с ним яв­ления языка. 2) Раздел языкознания, изучающий акцентные средства языка.

Цели: Проверить знания учащихся об ударении, о нормах ударения. Выявить практические умения детей в постановке ударения в словах. Установить интерес и желания детей к овладению нормами ударений.

Задание 1. Ответить на вопросы: Что мы называем ударением? Какой слог называется ударным? На какой слог падает ударение в русском языке? Все ли слова имеют ударение? Для чего нужно правильно ставить ударение? Если ты не знаешь, как правильно поставить ударение в слове, ты а) спрашиваешь у родителей; б) у учителя; в) обращаешься к словарю.

Задание 2. Расставить ударение в словах: Алфавит, арбуз, свекла, верба, поняла, звонит, повторим, портфель, взяты, начался. Задание 3. Приведи примеры слов, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (в зависимости от места ударения).

Задание 4. Подбери слова, противоположные по значению. Поставь знак ударения. Дала - …, кончил - …, просторно - …, несчастна - …

Результат исследования Высокий уровень ( б.) – 2 человек (12%) Средний уровень ( б.) – 9 человек (47%) Низкий уровень (менее 12 б.)- 8 человек (42,%)

Хоть я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, Сладка на вкус. Узнали вы? Я - …. (свекла). Как разрежешь – сок течет, свеж и сладок он на вкус, называется… (арбуз). Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу мог, В ней бывает картотека, Специальный … (каталог). Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все… (алфавит). Но пожарные узнали, Где горит, в каком квартале

Контрольный этап Задание 1. Письменно ответить на вопросы: 1.Что мы называем ударением? 2. Какой слог называется ударным? 3. На какой слог падает ударение в русском языке? 4. Все ли слова имеют ударение? 5. Для чего нужно правильно ставить ударение?

Задание 2. Расставить ударение в словах: украинский, щавель, кухонный, сливовый, столяр, каталог, досуг, звонит, статуя, компас. Задание 3. Приведи примеры слов, которые пишутся одинаково, но произносятся по- разному (в зависимости от места ударения). Задание 4. Подбери слова, противоположные по значению. Поставь знак ударения. Дала - …, кончил - …, лицо грустно-…, умер -

Результаты Высокий уровень – 5 человек (26%) Средний уровень – 11 человек (57%) Низкий уровень – 3человек (16%)

Сравнительный анализ данных Ф. И. ученикаУровень знаний на конст. этапеУровень знаний на контр. этапеДинамика роста знаний Абраменко Иринанизкийсредний+ БабинаЕлизаветавысокий + Боболь Антонвысокий + Велумян Севансреднийвысокий+ Ерошкина Валериянизкийсредний+ Девяткова ВерониканизкийНизкий- Мацейко Верониканизкийсредний+ Крамская Анастасиясреднийвысокий+ Жданова Полинасредний + Иванов Александрсредний + Байдалин Владнизкий - Иванов Даниилнизкийсредний+ Избирян Ивансредний + Прохоров Андрейнизкий - Пузь Ольгасреднийвысокий+ Сидельникова Аннасредний + Сидельникова Полинасредний + Усманова Дианасредний +

Вывод Экспериментальная работа показала, что очень важно использовать разнообразные методы и формы занятий, связанных с формированием акцентологических умений учащихся. Акцентологическая работа должна проводиться не только в урочное, но и внеурочное время Если разнообразить упражнения и задания, если проводить работу систематически и целенаправленно, можно добиться положительных результатов, а именно добиться определенного уровня сформированности акцентологических умений учащихся.

Используемая литература 1.Ушакова О.Д. Говори правильно [Текст]: словарь / О. Д. Ушакова. – М.: Дрофа, с 2.Соловейчик, М. С. Формирование культуры речи младших школьников [Текст] / М. С. Соловейчик // Начальная школа, – С Сборник Программы общеобразовательных учреждений: «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой, М.: Вентана – Граф, 2010г. 4. Русский язык. [Текст]: учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы / С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И. Кузнецова и др – 3 – е., пререраб. М.: Вентана Граф, 2011г 5. Русский язык [Текст]: учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы / / С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И. Кузнецова и др – 3 – е., пререраб. М.: Вентана Граф, 2011г 6. Русский язык [Текст]: учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / / С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И. Кузнецова и др – 3 – е., пререраб. М.: Вентана Граф, 2011г 7. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? [Текст]: пособие для учителя / Л. И. Скворцов. – М.: Просвещение, с.