Презентация опыта работы по теме Выполнила: Бутенко Лидия Викторовна, педагог-психолог МОУ Ухтуйская СОШ Зиминского района Иркутской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Advertisements

Мастер - класс Подготовила: педагог-психолог Горяинова Н.Н. МОУ Казацкая СОШ Подготовила: педагог-психолог Горяинова Н.Н. МОУ Казацкая СОШ.
Профориентационная работа Юноши и девушки, а также их родители! Правильно профессию выбрать не хотите ли? МАОУ Трубичинская основная общеобразовательная.
Модель психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения в гимназии 59.
Организация и проведение исследований в комплексной системе профессиональной ориентации в школе (все ступени обучения) Свистунова Ульяна Викторовна Педагог-психолог.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
L/O/G/O Профориентационная работа Гумерова Элеонора Алинуровна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 5»
Педагог – психолог МОУ СОШ 1 Смирнов Юрий Афанасьевич 29 февраля 2012 год город Можайск Можайский муниципальный район.
ТОМСК КЛАССЫ 03 Цель профориентационного содействия в школе - постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно.
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы в рамках предпрофильного и профильного обучения»
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся в МОУ «ГПЛ» (из опыта работы) Подготовила педагог-психолог МОУ «ГПЛ» Вахнина.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Профориентационная работа в школе тема «Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения» Муниципальное казенное.
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Транксрипт:

Презентация опыта работы по теме Выполнила: Бутенко Лидия Викторовна, педагог-психолог МОУ Ухтуйская СОШ Зиминского района Иркутской области

Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как, если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь. Данте

оказание комплексной помощи учащимся в формировании готовности к профессиональному самоопределению.

Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника Расширение представлений о мире профессий и подробное изучение предпочитаемых профессий Профподбор с учетом «психологического профиля личности», ситуации на рынке труда и других значимых факторов выбора Формирование способности делать осознанный выбор и нести за него ответственность

активный, долговременный процесс выбора профессии внутренние психологические основания этого выбора результат процесса выбора профессии. Профессиональное самоопределение – это одновременно:

В нашей школе сложились следующие структура и содержание профориентации школьников: Начальная школа Пропедевтический блок Цель этапа: формирование представлений о мире профессий «Кем быть» - ознакомительные занятия о мире профессий, беседы о профессиях родителей (классные руководители) Помощь в выборе кружков и секций (организатор, педагоги доп.образования, кл. руководители)

Структура и содержание профориентации школьников: 5-6 классы Информационный блок. Цель этапа: расширение представлений о мире профессий Знакомство с разновидностями профессий (классные руководители) Установление связи учебных предметов и различных профессий (учителя- предметники) Предварительная диагностика личностных особенностей и образовательного запроса школьников, выяснение мнения их родителей (психолог, соц. педагог) Встречи с представителями различных профессий (соц.педагог, администрация, кл. руководители) Осознанный выбор кружков и секций (организатор, педагоги доп.образования, кл. руководители) Профессиональные пробы в ролевых и деловых играх (психолог, соц. педагог)

Структура и содержание профориентации школьников: 7-9 классы Предпрофильная подготовка. Основной блок. Цель этапа: Формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способ- ностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. Уточнение образовательного запроса (соц. педагог) Выяснение первичных профессиональных намерений и отслеживание их динамики (соц. педагог, кл. руководители) Акцентирование успехов в школьных предметах и дополнительном образо- вании (учителя-предметники, педагоги доп.образования, кл. руководители) Углубленная психолого-педагогическая диагностика способностей, интересов, склонностей, личностных особенностей, готовности к профессии, построение «психологического профиля» каждого школьника (психолог) Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся (психолог)

Структура и содержание профориентации школьников: 7-9 классы Предпрофильная подготовка. Основной блок. Первичный профподбор с использованием «матрицы альтернативного выбора», позволяющей формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профессии (психолог) Организация тренинговой профориентационной работы (психолог, соц. педагог) Обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности (психолог, соц. педагог, учителя-предметники) Профессиональные пробы, выяснение профпригодности (администрация, соц. педагог) Встречи со специалистами центра занятости населения (администрация, соц. педагог) Элективные курсы (учителя-предметники, психолог) Мониторинг психического состояния школьников (психолог) Индивидуальное консультирование (психолог, соц. педагог, медицинский работник) Знакомство с образовательной картой региона Экскурсии в учебные заведения, на предприятия

10-11 классы Профилизация обучения. Итоговый блок. Цель этапа: Помощь в осуществлении выбора будущей профессии Дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями (администрация) Осознанный профессиональный выбор (выпускники) Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием (администрация, учителя-предметники) Информирование о ситуации на рынке труда (администрация, соц. педагог) Знакомство с условиями поступления в профессиональные учебные заведения (соц. педагог, кл. руководители) Структура и содержание профориентации школьников:

Интеграция профориентационной работы в систему учебно-воспитательной работы школы. Системность, целенаправленность. Многообразие форм и методов работы. Охват профориентационной работой всех школьников с 1 по 11 класс. Преемственность в работе на всех возрастных этапах. Профессиональное сотрудничество всех школьных специалистов (администрации, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, психолога, социального педагога, медицинского работника), родителей, специалистов внешних служб (профессиональных учебных заведений, центров занятости населения и др.). Гибкость. Упор на активизацию самостоятельного и обоснованного выбора самих школьников. Отслеживание результатов работы. Основные принципы организации профориентационной работы в нашей школе:

Анализ опыта работы показал, что сложившаяся на данный момент система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников достаточно эффективна по ряду причин:

1. Определился психодиагностический минимум для определения интересов, склонностей, умственных способностей и профессиональных предпочтений школьников разных возрастов, выбранные методики не дублируют друг друга и дают достаточно полную картину индивидуальных особенностей ученика.

Анкета жизненного и профессионального самоопределения. «Шкала тревожности» для учащихся (Рогов Е. И.). Анкета для изучения мотивации учения. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. 25-клеточная таблица. Карта интересов Голомштока. Модифицированный тест Холланда. Опросник профессиональных склонностей Йоваши. Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой. Краткий отборочный тест - КОТ (В. Н. Бузин) Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Активизирующие методики Н.С. Пряжникова «Будь готов!» и «Перекресток». Характерологический опросник Айзенка. Методика В. Е. Успенского «Готовность к выбору профессии». Методика изучения особенностей личностной саморегуляции К. Роджерса и Р. Цаймонда. Анкета удовлетворенности качеством образования для учащихся и их родителей. Вот набор используемых психодиагностических методик:

2. Использование активизирующих методик позволяет стимулировать размышления учащих- ся о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения, воспиты- вать ответственность за собственный выбор, а также формировать у учащихся устойчивый интерес к своим психологическим особенностям и перспективам их развития;

3. Накоплены и используются профессиограммы более чем 100 различных профессий, в том числе самых современных;

4. Профподбор осуществляется с помощью «Матрицы альтернативного выбора профессии» Эта работа подразумевает оказание подросткам помощи в выборе наиболее предпочтительного варианта профессии из уже имеющихся вариантов с учетом всех важных для него факторов выбора, позволяет формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора;

«Весовой коэффициент» Програм- мист Архи- тектор Парик- махер Менед- жер 1 Собственное желание 2 Одобрение родителей 3 Одобрение друзей 4 Престиж, перспективность 5 Способности 6 Интересы, склонности 7 Личностные особенности 8 Готовность 9 Состояние здоровья 10 Информированность о профессии 11 Информированность о путях получения профессии 12 Востребованность на рынке труда 13 Возможность трудоустройства 14 Возможность карьерного роста 15 Рекомендации психолога И Т О Г: Матрица альтернативного выбора профессии

5. Разработан набор «Советы и рекомендации выпускнику основной школы», в который вошли индивидуально-психологическая характеристика 9-классника, заполненная «Матрица альтернативного выбора профессии», профессиограммы предпочита- емых профессий, а также перечень учебных заведений Зиминского района, в которых можно продолжить обучение и приобрести профессию после окончания основной школы. Такой набор получает каждый из выпускников основной школы.

Эффективность профориентационной работы качественно помогает оценить способность учащихся к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута, а количественно – методика В.Е.Успенского «Готовность подростков к выбору профессии». Она проводится в 8, 9 и 11 классах в конце учебного года и отражает закономерную, на наш взгляд, положительную динамику готовности

«Готовность подростков к выбору профессии» методика В.Е.Успенского

«Готовность подростков к выбору профессии» методика В.Е.Успенского

«Готовность подростков к выбору профессии» методика В.Е.Успенского

Ежегодное анкетирование выпускников средней школы также помогает оценить эффективность профориентационной работы. В числе прочих им задаются вопросы: ВузКолледжТехникумУчилищеРаботатьПока не знаю 2006 год 44%19%25%9%3% год 56%22%17%5% год 46%23%12%15%4%- Планы на будущее: Школа научила меня тому, что может пригодиться в дальнейшей учебе или работе ДаНетНедостаточно 2006 год 72%9%19% 2007 год 72%17%11% 2008 год 69%-31%

Планы на будущее: Школа научила меня самостоятельно справляться с возникающими трудностями ДаНетНедостаточно 2006 год 66%15%19% 2007 год 66%17% 2008 год 69%12%19% Школа помогла определить сферу моих интересов ДаНетНедостаточно 2006 год 81%6%13% 2007 год 83%6%11% 2008 год 77%8%15%

Планы на будущее: Школа помогла развить мои способности ДаНетНедостаточно 2006 год 59%9%32% 2007 год 56%22% 2008 год 54%15%31% Школа мало сделала, чтобы подготовить меня к взрослой жизни ДаНетНедостаточно 2006 год 12%63%25% 2007 год 17%61%22% 2008 год 15%54%31%

Можно отметить, что выпускники достаточно высоко оценивают результаты обучения в школе, в том числе по вопросам профориентации.