Пути коммерциализации высоких технологий: основы 101 Эдуард Каналош, Инвестиционный директор 11 ноября 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Advertisements

Презентация проекта «НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА». 2 Резюме инновационного проекта Общее описание Проекта Описание проблемы, на решение которой направлен Проект.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
1 Краткое резюме проекта Идея проекта Проблема Основные потребители Длительность проекта (до выхода) Инвестиции Оборот компании Стоимость проекта на выходе.
Результаты опроса участников выставок НТТМ об эффективности деятельности движения Всероссийский выставочный центр Российский союз молодых ученых Всероссийская.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
1 Основные технические определения 1 Определение 2 Термин 1 Термин 2 … Определение 1 Термин 3 Термин N Определение N Определение 3 …
Программы Майкрософт в поддержку инициативы создания малых предприятий в вузах на базе инновационных программ ИТ-обучения.
«Название проекта» ФИО докладчика. Проблема потребителей #startuptour Кто потребитель? В чем «основная боль»? Чем это вызвано?
Пугач Сергей Григорьевич Начальник сектора коммерциализации 29 ноября 2007 Национальный научный центр «Харьковский Физико-Технический Институт» Презентация.
Оценка новых технологий с точки зрения рынка Менеджер программ коммерциализации МНТЦ Дэйв Рич.
Опыт привлечения инвестиций в девелоперские проекты Балака Игорь Генеральный директор ООО «ППФ «Крона», Председатель комитета по рынкам и иныетициям Ассоциации.
Бизнес-инкубатор «Ингрия»: Startup Lynch «Название проекта» Ключевая фраза определяющая деятельность компании или характеризующая новый продукт
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Тен Юлия Старший менеджер по работе с клиентами Где взять клиентов? Эффективные решения для интернет-магазинов.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Бизнес-планирование на уроках технологи Учитель технологии и предпринимательства высшей квалификационной категории Ханбиков Ильгиз Фаридович МОУ «Средняя.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
«Название проекта» Фамилия Имя Отчество. Проблемы потребителей Описание каждого потребительского сегмента Описание проблемы (по каждому сегменту), которую.
Транксрипт:

Пути коммерциализации высоких технологий: основы 101 Эдуард Каналош, Инвестиционный директор 11 ноября 2013 г.

2 КАКИЕ ВОПРОСЫ МЫ ЗАТРОНЕМ? 1.Способы коммерциализации 2.Выбор способа коммерциализации 3.Влияние способа коммерциализации на бизнес-модель 4.Уникальные возможности компании- участника Сколково

3 КАКИЕ СПОСОБЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕНЫ? 1.Продажа лицензии 2.Продажа компании 3.Выход на рынок

4 Продажа лицензии

5 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ ЧТО ТАКОЕ ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ? Под продажей лицензии имеют ввиду продажу права на использование объектов интеллектуальной собственности Полностью лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается использовать объект лицензии монопольно Полная Лицензиату разрешается использовать объект лицензии монопольно, но только на определенной территории. Исключи- тельная Не лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам Простая

6 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ КАКОВЫ ПРИМЕРЫ ПРОДАЖИ ЛИЦЕНЗИИ? 1 февраля 1975 г. Билл Гейтс подписал лицензионное соглашение с компанией MITS (Altair), предоставив ей право на использование языка Basic в составе ПО для компьютера Altair. Свой первый год Майкрософт, в которой работало три человека, закончила с оборотом $16,005. Basic В 1980 г. Microsoft приобрела у Тима Патерсона лицензию на 86-DOS за $50 тыс. и передала её IBM в декабре 1980 года, а в июле 1981 года, незадолго до выпуска IBM PC полностью выкупила права на 86-DOS, доплатив ещё $80 тыс. DOS устанавливали на все оригинальные компьютеры IBM и их клоны. DOS

7 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ НА КАКИХ ЭТАПАХ РАЗРАБОТКИ И.С. МОЖНО ЗАКЛЮЧАТЬ ЛИЦЕНЗИОННУЮ СДЕЛКУ? На всех!

8 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СТОИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИИ? Текущая стоимость будущих прибылей Фактор 1: ожидаемая прибыль от внедрения интеллектуальной собственности на рынок Фактор 2: минимум стоимости определяется минимальной ставкой прибыльности инвесторов со стороны продавца Фактор 3: максимум стоимости определяется минимальной ставкой прибыльности покупателя Фактор 4: структура сделки Доходный подход Сколько потратит покупатель на разработку такой же технологии Затратный По стоимости схожих сделок Сравни- тельный

9 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ СТОИМОСТЬ «В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ» Excel exercise: FCF model

10 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ СТОИМОСТЬ «ВО ВТОРОМ ПРИБЛИЖЕНИИ» Excel exercise: NPV

11 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ СТОИМОСТЬ «В ТРЕТЬЕМ ПРИБЛИЖЕНИИ» Excel exercise: rNPV

12 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ» Зависит ли справедливая стоимость интеллектуальной собственности от того, кто является ПОКУПАТЕЛЕМ? Да Нет Интеллектуальная собственность имеет единственную стоимость, которая не зависит от того, кто покупает лицензию Интеллектуальная собственность меняет свою стоимость (не цену! а именно стоимость!) в зависимости от того, кто покупает лицензию

13 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ ОТВЕТ НА ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ» Зависит ли справедливая стоимость интеллектуальной собственности от того, кто является ПОКУПАТЕЛЕМ? Да Нет Интеллектуальная собственность имеет единственную стоимость, которая не зависит от того, кто покупает лицензию Для разных покупателей rNPV разный! Повышение продаж Снижение расходов Дешевое финансирование «Мягкие» активы

14 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ КАКОВЫ ФАКТОРЫ ЛИЦЕНЗИОННОЙ СДЕЛКИ? Доля от дохода, получаемого от использования данной интеллектуальной собственности покупателем лицензии Роялти Срок, в течение которого покупатель может использовать интеллектуальную собственность Срок Территории, на которых покупатель может извлекать коммерческую выгоду от использования интеллектуальной собственности Террито- рия Паушальные = фиксированные платежи. Могут быть одномоментными или многотраншевыми. Паушаль- ные плате Денежные средства или поставки товара/услуги Форма платежа Правовой статус патентов, их техническая применимость и коммерческая применимость, нарушений прав 3-й стороны и т.д., и т.п. Гарантии

15 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ КАК ВСЕ ЭТИ ФАКТОРЫ СОЧЕТАЮТСЯ В РЕАЛЬНОЙ СДЕЛКЕ? Исключительная лицензия на весь мир, кроме стран СНГ На срок 20 летС правом разработки собственной ИС на основе лицензионной ИС 100 тыс. долл. платеж в момент сделки 200 тыс долл платеж по завершении полевых испытаний 300 тыс долл платеж после первой продажи на рынке 3% роялтиГарантии: - По правовому статусу патента - Нарушению прав 3-й стороны

16 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ КАКОВЫ ТИПИЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ЛИЦЕНЗИОННОЙ СДЕЛКИ В МИРЕ? Немедленная оплата, $M Промежуточная оплата, $M РоялтиИТОГО (NPV, 18%), $M ИКТ6,1%6,20 ЭЭ0,881,375,3%10,90 БМТ3,0012,008,7%41,50 ЯТ3,9%3,10 КТ12,1%9,30 Среднее1,946,697,22%14,20 Средний размер лицензионной сделки Источник: Licensing Executives Society, 2011

17 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ ЧТО ДОЛЖНА УМЕТЬ КОМАНДА, ЧТОБЫ ПРОДАТЬ ЛИЦЕНЗИЮ? Найти покупателя Презентовать технологию Структурировать сделку Отследить платежи

18 ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИИ КАК НАЙТИ ПОКУПАТЕЛЯ? И.С. Инвестбанки: NewStock Capital, Inflexion Point Технологические Инвестбанки: Acacia, Epicenter IP Group, Investment Technology Group Патентные брокеры: IPInvestments Group, PatentBridge, Red Chalk Group, TAEUS Инвестбанки: Morgan Stanley, JPMorgan, Credit Suisse, Royal Bank of Scotland Посредник Состоявшаяся компания, имеющая доступ к «вашим» потребителям с продуктом, который чем- то сходен с вашим Стратегический инвестор Компания, отставшая в разработке продукта или не сумевшая его разработать Конкурент

19 Продажа компании

20 ПРОДАЖА КОМПАНИИ КАКОВЫ ПРИМЕРЫ ПРОДАЖИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ? Рейтинг наиболее значимых покупок технологических компаний PayPal приобретен компанией eBay в 2002 г. за $1.5 млрд. YouTube приобретен компанией Google в 2006 г. за $1.65 млрд. Android приобретен компанией Google в 2005 г. за $0.05 млрд. 22-месячный стартап без продаж и публичности Skype приобретен компанией Microsoft в 2005 г. за $8.5 млрд. от компании eBay, которая приобрела его 2 годами раньше за $2.5 млрд Instagram приобретен компанией Facebook в 2012 г. за $1.0 млрд.

21 ПРОДАЖА КОМПАНИИ В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ОТ ПРОДАЖИ ЛИЦЕНЗИИ? Команда «идет на работу» к покупателю Команда Продажа: переход собственности Лицензирование: предоставление права на использование Юриди- чески Покупатель принимает на себя все долги, осложнения, «подводные камни» и т.п. Бизнес Во многих странах мира налоговая система делает сделку приобретения компании гораздо менее выгодной, чем лицензионная сделка (напр. США) Налоги

22 ПРОДАЖА КОМПАНИИ НЕ ОБ ЭТОМ ЛИ ЧАЩЕ ВСЕГО ИДЕТ РЕЧЬ? Команда «идет на работу» к покупателю Команда Продажа: переход собственности Лицензирование: предоставление права на использование Юриди- чески Покупатель принимает на себя все долги, осложнения, «подводные камни» и т.п. Бизнес Во многих странах мира налоговая система делает сделку приобретения компании гораздо менее выгодной, чем лицензионная сделка (напр. США) Налоги

23 ПРОДАЖА КОМПАНИИ ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ» Выше или ниже справедливая стоимость компании справедливой стоимости интеллектуальной собственности этой же компании? Выше Ниже Справедливая стоимость компании ниже справедливой стоимости интеллектуальной собственности Справедливая стоимость компании выше справедливой стоимости интеллектуальной собственности

24 ПРОДАЖА КОМПАНИИ ОТВЕТ НА ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ» Выше Ниже Долги, судебные иски, угрозы Существующие обязательства Сложное структурирование сделки Сложности интеграции Сильная команда, разрабатывающая «слабую» технологию Сопутствующие вещественные и невещественные активы Выше или ниже справедливая стоимость компании справедливой стоимости интеллектуальной собственности этой же компании?

25 ПРОДАЖА КОМПАНИИ ЧТО ДОЛЖНА УМЕТЬ КОМАНДА, ЧТОБЫ ПРОДАТЬ КОМПАНИЮ? Найти покупателя Презентовать технологию и компанию Структурировать сделку Быть готовой работать у покупателя

26 ПРОДАЖА КОМПАНИИ КАК НАЙТИ ПОКУПАТЕЛЯ? Спросите себя, у кого бы вы хотели работать

27 Самостоятельный выход на рынок

28 ВЫХОД НА РЫНОК В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ОТ ПРОДАЖИ ЛИЦЕНЗИИ? НИОКР закончен и больше не нужен ПродвижениеСбыт Игроки рынка: смежники, конкуренты, регуляторы Внутренние процессы Производство

29 ВЫХОД НА РЫНОК КАК СТРОИТЬ ПРОИЗВОДСТВО? Технологические процессы Производственное оборудование и оснащение Склад Стандартизация и метрология Информационные потоки Разрешительные и регуляторные документы Что нужно знать и уметь? Довериться наемному руководителю производства Законтрактировать определенные этапы производства или весь производственный процесс Как облегчить себе жизнь?

30 ВЫХОД НА РЫНОК КАК СТРОИТЬ ПРОДВИЖЕНИЕ? Потребитель Бренд Позиционирование Формулировка продукта для потребителя/SKU Ценообразование и скидки Промоция ATL/BTL Информационное покрытие Конвертация информированности Информационные посредники Что нужно знать и уметь? Довериться наемному руководителю маркетингового отдела Законтрактировать маркетинговый процесс Как облегчить себе жизнь?

31 ВЫХОД НА РЫНОК КАК СТРОИТЬ СБЫТ? Каналы сбыта Территориальное покрытие и пенетрация Дистрибьюция Розница Доступность продукта Доступность потребителя Стоимость продажи Проведение сделки Послепродажное обслуживание Что нужно знать и уметь? Довериться наемному руководителю отдела сбыта Законтрактировать дистрибьюторский процесс Законтрактировать розничный процесс Как облегчить себе жизнь?

32 ВЫХОД НА РЫНОК КАК СТРОИТЬ РАБОТУ С ИНЫМИ ИГРОКАМИ РЫНКА? Поставщики Оптовые и розничные посредники Конкуренты Субституты (заменяющие продукты) Регуляторы Что нужно знать и уметь? Довериться наемному руководителю отдела поставок Довериться наемному руководителю отдела продаж Довериться наемному руководителю отдела стратегии и развития Довериться наемному руководителю отдела работы с гос.органами Как облегчить себе жизнь?

33 ВЫХОД НА РЫНОК КАК СТРОИТЬ ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ? Кадры Информационные потоки и отчетность Денежные потоки Управленческие системы и процессы Что нужно знать и уметь? Довериться наемному руководителю операционного отдела Довериться наемному руководителю отдела кадров Довериться наемному руководителю бухгалтерии Довериться наемному руководителю финансового отдела Довериться наемному руководителю информационного отдела Как облегчить себе жизнь?

ВЫХОД НА РЫНОК ГДЕ ВАШЕ МЕСТО В ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? Опыт создания и руководства предприятиями полного цикла Соответствующее образование Генеральный директор Опыт создания и руководства производством Соответствующее образование Начальник производства Опыт создания и продвижения брендов Соответствующее образование Руководитель маркетинга Опыт руководства системой продаж Соответствующее образование Руководитель сбыта Опыт построения стратегий Соответствующее образование Директор по стратегии Опыт работы в гос.органах или взаимодействия с ними Гос.органы Построение систем и процессов Соответствующее образование Операционный директор

ВЫХОД НА РЫНОК МОЖЕТ БЫТЬ ЭТО? Опыт создания и руководства предприятиями полного цикла Соответствующее образование Генеральный директор Опыт создания и руководства производством Соответствующее образование Начальник производства Опыт создания и продвижения брендов Соответствующее образование Руководитель маркетинга Опыт руководства системой продаж Соответствующее образование Руководитель сбыта Опыт построения стратегий Соответствующее образование Директор по стратегии Опыт работы в гос.органах или взаимодействия с ними Гос.органы Построение систем и процессов Соответствующее образование Операционный директор Опыт создания и развития технологий Соответствующее образование Руководитель по науке

36 Выбор способа коммерциализации

37 ВЫБОР СПОСОБА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПРОФИЛЬ РИСКА? Выход на рынок Технологические риски Операционные риски Риски рынка

38 ВЫБОР СПОСОБА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ? Выход на рынок Технологические риски Операционные риски Риски рынка

39 ВЫБОР СПОСОБА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ А ГДЕ ДЕНЬГИ? НИОКРСоздание производства 1-й год продаж 2-й год продаж 3-й год продаж 4-й год продаж 5-й год продаж Движение денежных средств Продажа лицензии Выход на рынок

40 ВЫБОР СПОСОБА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ» Больше через выход на рынок Больше через лицензию В каком из вариантов – продажа лицензии или выход на рынок – разработчик зарабатывает больше?

41 ВЫБОР СПОСОБА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОТВЕТ НА ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ» Нет дальнейшего размывания долей из-за привлечения новых инвесторов для выхода на рынок Суммарные риски ниже NPV выше из-за сокращения времени до «заработка» «Мгновенный» доступ к большим территориям, большему количеству розничных точек, профессиональной и большой команде маркетологов и продавцов Прибыльные компании стоят больше, чем компании без продаж Нет доступа к крупному лицензиату Есть сильный рыночный партнер Есть «щедрый» инвестор Больше через выход на рынок Больше через лицензию В каком из вариантов – продажа лицензии или выход на рынок – разработчик зарабатывает больше?

42 ВЫБОР СПОСОБА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ КАК ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ВЫБРАТЬ? Контакты среди потреби- телей Контакты в индустрии

43 Влияние способа коммерциализации на бизнес-модель

44 ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КАК ПРОВОДИТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ? Text Бизнес-концепция Финансовый план

45 ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС-МОДЕЛЬ НА ЭТАПЕ «ИДЕИ НА САЛФЕТКЕ» НА ЧТО ВЛИЯЕТ СПОСОБ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ? Потребитель: Зачем нужен продукт Спецификация продукта Что нужно доказать Лицензиат: Зачем нужен продукт Спецификация продукта Что нужно доказать

46 ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС-МОДЕЛЬ НА КАКИЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА ВЛИЯЕТ ВЫБОРАННАЯ МОДЕЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ? Что есть тот продукт, который мы будем разрабатывать? Нужен ли этот продукт хоть кому-нибудь? Если нужен, зачем? Какими качествами он должен обладать, чтобы быть нужным? Продукт На каком этапе разработок мы получаем продукт? Каков наикратчайший путь к продукту? Стадий- ность Мой рынок – это конечный потребитель или покупатель лицензии? Рынок

47 ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС-МОДЕЛЬ НА КАКИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА ИМЕЕТ СМЫСЛ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ? Осмысленные: Радикальные потребительские преимущества Преимущество в цене в >30 раз Опережение конкурентов на >10 лет Бессмысленные: Маргинальные потребительские преимущества Преимущество в цене в

48 ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ДОБРОВОЛЬЦЫ? Интерактивное упражнение

49 Уникальные возможности компании-участника Сколково

50 КОМПАНИИ-УЧАСТНИКИ СКОЛКОВО КАК ПРОЕКТ СКОЛКОВО ПОМОЖЕТ ВАМ КОММЕРЦИАЛИЗОВАТЬ ВАШУ ТЕХНОЛОГИЮ? Корпорации Регуляторы Менторы Реестр инновационной продукции Доступ 1000 стартапов Инфраструтура PR Университет Эксперты Среда Налоги Привлечение инвестиций Грантовая поддержка Деньги